Как указывают некоторые турецкие оппозиционные СМИ, правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана ведет курс на расширение военно-технического сотрудничества с должностными лицами Мали, которые недавно попали под санкции Министерства финансов США за их связь с российской частной военной компанией «Вагнер» в этой западноафриканской стране. Растущие связи между Турцией и военными правителями Мали поддерживались в последние годы посредством военной помощи, обучения, торговли и инвестиционных схем, все из которых являются частью кампании турецкого правительства по ограничению влияния Запада в Африке, цели, которую также преследуют Россия и Китай.
Полковник Садио Камара, министр обороны Мали и один из трех попавших под санкции должностных лиц, известен своими тесными связями с турецкими правительственными чиновниками и курирует закупки турецкой военной техники. Камара и его команда были приняты в Турции в апреле прошлого года по специальному приглашению его коллеги, тогдашнего министра обороны Хулуси Акара, который сейчас возглавляет парламентский комитет по обороне. Во время встречи они обсудили расширение военного сотрудничества между Турцией и военным правительством Мали. За последние годы Турция и Мали подписали ряд военных соглашений. Соглашение о сотрудничестве в области безопасности, подписанное в феврале 2015 года, предусматривает развитие как краткосрочных, так и долгосрочных проектов, ориентированных на военную подготовку, техническую поддержку, пожертвования материалов и консультации. Соглашение также включает положения об обмене разведданными и информацией. Другое соглашение, также подписанное в феврале 2015 года, устанавливает сотрудничество в оборонной промышленности между Турцией и Мали. Это соглашение позволяет Турции продавать излишки военной продукции, включая оружие и боеприпасы, Мали. Кроме того, соглашение охватывает модернизацию Вооруженных сил Мали и способствует совместному производству и разработке военной техники. Между Турцией и Мали действует соглашение о сотрудничестве в области военной подготовки, в которое в сентябре 2010 года были внесены поправки, позволяющие Турции обучать малийских офицеров. На сегодняшний день Турция поставила Мали несколько беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2, которые были продемонстрированы военным руководством страны на специальной церемонии, состоявшейся в марте и на которой присутствовали послы России и Турции. Ведущими церемонии были глава хунты полковник Асими Гойта и главнокомандующий ВВС Мали генерал. Алу Бой Диарра, на которого наложены санкции США. Администрация президента Мали опубликовала в Twitter фотографии с церемонии, на которых тогдашний посол Турции Мурат Мустафа Онарт стоит рядом с Гойтой. На снимках видно, что три беспилотника Bayraktar выстроились в ряд рядом с российскими военными самолетами Albatros L9. Однако, по оценкам экспертов, Мали получила в общей сложности 8 турецких беспилотников и, как ожидается, приобретет еще больше в будущем.
Анкара рассматривала военный переворот 18 августа 2020 года как возможность расширить свое влияние в Мали. Тогдашний министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу был первым высокопоставленным чиновником неафриканского происхождения, посетившим Мали после переворота, несмотря на то, что международные организации, включая ООН, ЕС, Африканский союз и Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), решительно осудили действия военных и призвали к немедленному восстановлению конституции. Визит Чавушоглу в Бамако 9 сентября 2020 года состоялся на фоне растущих антифранцузских настроений среди военных правителей и был воспринят как легитимизация правительства хунты. Более того, уполномоченный Чавушоглу в Африке Ахмет Кавас, который в то время был послом в Дакаре, назвал переворот началом «африканской весны». Кавас, сыгравший значительную роль в формировании политики правительства Р.Т.Эрдогана в отношении Африки, известен своими противоречивыми заявлениями: в 2013 году он заявил, что «Аль-Каида не является террористической организацией» и обвинил Францию в намеренном преувеличении террористической угрозы в Мали.
Интерес правительства Эрдогана к Мали с целью ограничения влияния Франции и поддержки местных исламистских группировок, которые идеологически тяготеют к Турции, восходит к 2013 году, когда французы начали операцию по вытеснению исламских боевиков с севера Мали. Операция проводилась в соответствии с резолюцией 2085 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2012 года и официальным запросом временного правительства Мали о военной помощи Франции. Турция тогда заняла критическую позицию по отношению к военному вмешательству, и президент Эрдоган описал операцию как часть нападения Запада на Мали, утверждая, что она была продиктована желанием использовать богатые золотые запасы страны. С тех пор антифранцузская позиция Турции остается неизменной. В феврале 2018 года Эрдоган раскритиковал Францию и других западных союзников за убийства мирных жителей в Мали и других африканских странах: «Вы, аморальные, беспринципные, бесстыдные [французы и другие]. Убивать мирных жителей у вас в крови, а не у турок [кровь]. Вы делали это в Руанде, Мали, на Корсике и в Ливии и все еще продолжаете это делать». В интервью государственному телевидению в декабре 2019 года, за год до переворота в Мали, Эрдоган прямо обвинил Францию во вмешательстве в Мали и сказал, что французам нечего там делать. Далее он сказал, что напрямую передал это послание президенту Франции. Президент Франции Эммануэль Макрон тогда стал особой мишенью Эрдогана, причем президент Турции несколько раз в октябре 2020 года называл Макрона «чокнутым» и предполагал, что ему требуется медицинская помощь. Когда военные правители Мали в прошлом году вынудили французские войска уйти, Эрдоган публично приветствовал эту новость.
Сегодня и Турцию, и Россию объединяет общая заинтересованность в расширении своего влияния в Мали за счет Запада. В мае документ американской разведки, просочившийся в социальные сети, показал, что президент А.Гойта подтвердил потенциальное приобретение Мали оружия у Турции от имени российской ЧВК «Вагнер». В документе также говорится, что представители ЧВК «Вагнер» встретились с турками в начале февраля, чтобы обсудить закупку оружия и оборудования у Турции Утверждения, содержащиеся в документе разведки, были частично проверены представителем Госдепартамента США Мэтью Миллером, который заявил на брифинге для прессы 22 мая, что ««Вагнер» пытался приобрести военные системы у иностранных поставщиков и направить это оружие через Мали в качестве третьей стороны», не упоминая при этом Турцию. При этом он подчеркнул, что эта военная техника предназначалась для использования в Украине. По данным Министерства финансов США, полковник Камара был ключевым должностным лицом, ответственным за планирование и организацию развертывания группы ЧВК «Вагнер» в Мали. В 2021 году он совершил несколько поездок в Россию, чтобы завершить подписание соглашения между ЧВК «Вагнер» и переходным правительством Мали об их размещении в этой стране. Полковник Диарра, начальник штаба ВВС Мали, сыграл значительную роль в содействии материально-техническому обеспечению передвижения российских подразделений в Мали. Он сопровождал Камару во время визитов в Россию и сотрудничал с Иваном Масловым, попавшим под санкции США главой ЧВК «Вагнер» в Мали. Подполковник Адама Багайоко служит заместителем начальника штаба ВВС Мали и также подвергся санкциям со стороны США. Он активно участвует в обеспечении развертывания ЧВК» Вагнер» в Буркина-Фасо. Более того, Багайоко, как сообщается, стремится облегчить ЧВК «Вагнер» доступ к возможностям добычи золота в Мали. По данным США, с момента прибытия ЧВК «Вагнер» в Мали в декабре 2021 года число жертв среди гражданского населения в стране якобы выросло на 278%. Многие из этих смертей среди гражданского населения стали результатом операций, проведенных малийскими вооруженными силами совместно с персоналом ЧВК «Вагнер». В докладе, опубликованном в понедельник, Human Rights Watch также задокументировала утверждения о суммарных казнях, грабежах, насильственных исчезновениях и других злоупотреблениях, совершенных армией Мали якобы в сотрудничестве с ЧВК «Вагнер». При этом Анкара никогда не комментировала эти обвинения.
В этой связи аналитики Института исследований внешней политики (США) отмечают, что будущее присутствие ЧВК «Вагнер» в Африке обязательно будет зависеть от страны такой дислокации. Если российское государство решит полностью сократить свою поддержку, операции ЧВК «Вагнер» в Центральноафриканской Республике (ЦАР), она там скорее всего, сохранится, тогда как ее будущее в Мали, Судане и Буркина-Фасо, скорее всего, будет ограниченным. В ЦАР ЧВК «Вагнер» создала диверсифицированную и обширную сеть экономической деятельности, включая добычу алмазов и золота, лесное хозяйство, производство кофе и алкоголя, что позволило бы группе выжить внутри страны без поддержки Кремля. Конечно, ЧВК «Вагнер» пострадал бы без доступа к российским военным поставкам и транспортным рейсам, но его операции в ЦАР достаточно прибыльны, чтобы он мог продолжать работать там практически автономно. Кроме того, режим Туадеры настолько связан с группировкой, что у них мало других вариантов с точки зрения партнеров по содействию безопасности. Операции ЧВК «Вагнер» в Мали отличаются от операций ЦАР с точки зрения экономической вовлеченности и отношений с правительством. В Мали ЧВК «Вагнер» в значительной степени не удалось обеспечить тот набор экономической деятельности, который он нашел в ЦАР. Вместо этого конкурентоспособная горнодобывающая промышленность Мали, включающая как канадские, так и местные группы, заблокировала предпочитаемый группой метод ведения операций. Вместо этого ЧВК «Вагнер» зависит от единовременных ежемесячных выплат в размере 10 млн долларов от правительства Мали. Если российское государство откажется от поддержки «ЧВК «Вагнера», некоторые в Вооруженных силах Мали считают, что правительство хунты будет вынуждено встать на сторону Кремля, несмотря на серьезный вклад ЧВК «Вагнер» в контртеррористическую кампанию страны, особенно в том, что касается поддержки с воздуха. Тем не менее, роль ЧВК «Вагнер» в нынешней инфраструктуре безопасности страны не следует игнорировать, особенно с учетом того, что правительство хунты в Мали сожгло мосты с Францией и Организацией Объединенных Наций, свернув как операцию «Бархан», так и Многоаспектную комплексную миссию Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МИНУСМА). Мали уже столкнется со значительным вакуумом безопасности в районах, ранее удерживаемых силами ООН, которые контролировали большую часть северных регионов страны. У Мали осталось мало союзников, к которым можно обратиться, если таковые вообще имеются, что может привести к сближению с Россией. Между тем, в Буркина-Фасо и Судане ЧВК « Вагнера» не закрепилась так же прочно, как в ЦАР или Мали, и ее операции, скорее всего, связаны с российским государством. Несмотря на то, что готовится сцена для операции Вагнера в Буркина-Фасо, никаких подобных операций не проводилось, что, вероятно, отражает собственные приоритеты и ограничения ЧВК «Вагнер» на Украине. Между тем, несмотря на некоторую причастность к добыче золота и поставкам оружия в рамках поддержки сил Хемити в Судане ЧВК пока сохраняет в общем нейтральную позицию, явно дожидаясь естественного определения победителя (оружие из Ливии для Сил быстрой поддержки поставляется при финансировании ОАЭ, а ЧВК «Вагнер» в лучшем случае подрядчик – авт.). В обоих случаях отход Москвы от поддержки ЧВК «Вагнер» почти наверняка заблокирует ее будущие операции, за исключением, возможно, продолжения золотодобычи в Судане. Если ЧВК «Вагнер» будет расформирована, это не будет концом спонсируемых тем или иным государством операций наемников в Африке. Сам по себе наемничество в Африке не является чем-то новым, но пример экономической эксплуатации ЧВК «Вагнер», особенно в ЦАР, безусловно, будет скопирован другими олигархами из России, Турции, Китая, Ближнего Востока или где-либо еще. Таким образом, помимо противодействия только ЧВК «Вагнер», Западу необходимо будет найти долгосрочные стратегии борьбы с влиянием широкого круга враждебных ему частных военных подрядчиков на Глобальном Юге. Хотя стратегическое возобновление отношений с Мали, Буркина-Фасо, ЦАР и другими странами кажется разумным решением, западные лидеры должны также взвесить проблемы, возникшие в результате поддержки нелиберальных режимов, особенно тех, которые имеют историю преступлений против меньшинств, особенно мусульманского, населения. Таким образом, военный ответ на просьбу о помощи от любого нового партнера в Сахеле обязательно должен сочетаться с подходом, направленным на устранение пробелов в гражданском обществе, местной инфраструктуре и управлении.
При этом ситуация в регионе остается крайне напряженной с точки зрения роста джихадистской угрозы. Согласно отчету, который был написан специализированной пресс-группой о расширении террористической организации ИГ в Мали, констатируется, что эта экстремистская организация стала крупным игроком в регионе и начала навязывать свою повестку дня и подчинять конкурирующие группы повстанцев на фоне контроля значительных территорий на севере Мали и своего массированного вторжения в большинство районов Буркина-Фасо, где был вакуум власти. В докладе также подтверждается, что боевики ИГИЛ из Сахеля были развернуты в пограничных районах между Мали, Нигером и Буркина-Фасо. Наиболее опасным доказательством является то, что Мали заключила так называемую сделку по освобождению лидеров ИГИЛ в то самое время, когда правительство призвало 12 000 миротворцев Организации Объединенных Наций покинуть страну после 10 лет присутствия для борьбы с исламскими террористическими группировками, включая ИГ. Конечно, освобождение лидеров ИГ, независимо от его условий, является крупной политической победой этой группы, которое будет стремиться использовать это достижение для расширения своих усилий по вербовке. В настоящее время крупные группировки ИГ контролируют побережье в большинстве районов штата Менка, особенно в районах Тамелт, Инчананен, Адарнбукар, Энкер» и других. Группировка расширилась, пока 25 апреля 2023 года не достигла района Интадайн, который находится в 207 км от алжирской границы. Последняя опубликованная информация подтвердила, что организация выпустила предупреждение жителям региона Бойя, чтобы они покидали его в направлении Гава или Ансинго на севере. ИГ активно распространяется в нескольких районах округа Ансинго, включая Бойю, Джабро, Лахви, Тисси и другие районы Азавада. Наблюдатели за безопасностью и активисты в Азаваде подтвердили, что организация рассматривает штат Меника и его окрестности как свою собственную сферу влияния. Организация также подчинила лидеров местных основных племен до такой степени, что вынудила некоторых из них заявить о своей преданности и принадлежности к ней и даже финансировать ее операции. Таким образом, уход миротворцев ООН и соглашение об освобождении лидеров ИГ в этом контексте представляют собой признание малийским правительством своего проигрыша, следствием чего становятся меры по реинтеграции исламистов в социальную и политическую жизнь путем принятия различных уступок. Это также подпитывает антизападные настроения и постколониальный менталитет.