О проблемах, которые препятствуют заключению соглашения между Саудовской Аравией и Израилем при посредничестве США

Глава израильской разведки «Моссад» Давид Барни провел две недели назад негласные переговоры в Вашингтоне о продолжающемся стремлении администрации президента США Дж.Байдена нормализовать отношения между Израилем и Саудовской Аравией. Барни две недели назад встретился с высокопоставленными чиновниками Белого дома и ЦРУ по поводу усилий по установлению дипломатических отношений между странами, сообщил Axios со ссылкой на двух анонимных американских чиновников. Президент США Джо Байден стремится не позднее начала следующего года закрепить соглашение, которое позволило бы Саудовской Аравии и Израилю официально признать друг друга. Согласно Axios, Байден стремится заключить договор до того, как следующей весной начнется сезон предвыборной кампании 2024 года, что должно стать одним из его предвыборных козырей. Это было бы огромной внешнеполитической победой для подвергшейся резкой критике администрации Байдена перед решающим годом выборов — хотя для того, чтобы такое решение было одобрено Конгрессом, Белому дому потребуются огромные усилия, несмотря на некоторое двухпартийное одобрение, продемонстрированное сенатором-республиканцем Дж. Линдси Грэмом публично одобрившим это в апреле прошлого года. Визит Барни надо рассматривать в контексте демонстрации Израилем Вашингтону своих интересов в области безопасности, включая предложения, согласно которым США могли бы оказать Эр-Рияду помощь в развитии гражданской ядерной программы, а также в потенциальных продажах оружия королевству. Джейк Салливан, помощник Байдена по национальной безопасности, посетил Эр-Рияд на прошлой неделе, и Белый дом сообщил, что он обсудил с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом и другими высокопоставленными чиновниками «инициативы по продвижению общего видения более мирного, безопасного, процветающего и стабильного ближневосточного региона, взаимосвязанного со всем миром». Барни встретился с Салливаном перед его отъездом в Саудовскую Аравию, а также  с целым рядом других ключевых должностных лиц администрации, включая директора ЦРУ Билла Бернса, ответственного за Ближний Восток в Белом доме Бретта Макгурка и Амоса Хохштейна, помощника Байдена по энергетике и инфраструктуре. Недавний визит советника США по национальной безопасности Джейка Салливана в Джидду был также посвящен в том числе и  обсуждению  перспектив соглашения о нормализации саудовско-израильских отношений при посредничестве США. Конечно, официального подтверждения от КСА не было.  Напомним при этом, что на самом деле именно покойный король Абдалла предложил Израилю арабскую мирную инициативу, принятую Лигой арабских государств в 2002 году. Наследный принц Мухаммед бен Сальман заявил журналу Atlantic в прошлом году: «Мы не смотрим на Израиль как на врага; мы смотрим на них как на потенциального союзника, у которого много интересов, которые мы можем преследовать вместе. Но мы должны решить некоторые вопросы, прежде чем перейдем к этому» и добавил, что он надеется, что конфликты между израильтянами и палестинцами будут разрешены. Сейчас во время всех этих дипломатических маневров  речь идет о дополнительных требованиях Саудовской Аравии, о которых сообщалось с конца 2022 года. В том числе и по палестинскому досье, и по гарантиям безопасности, и по развитию саудовской ядерной программы.

В данном случае есть несколько нюансов, которые делают заключение такой сделки между Израилем и КСА маловероятной в краткосрочной перспективе.

  1. Это настроения внутри самого королевства. Согласно опросам общественного мнения, проведенным по заказу американского аналитического центра, поддержка спорных соглашений о нормализации отношений с Израилем резко упала среди государств Персидского залива, в том числе и КСА. Согласно последним по времени опросам, только 27% респондентов в ОАЭ и 20% в Бахрейне считают соглашения позитивными для региона. Это сопоставимо с 47% и 45% в 2020 году, когда соглашения были объявлены частью процесса, который может побудить Израиль также работать над своим конфликтом с палестинцами. В Саудовской Аравии, которая не нормализовала отношения с Израилем на фоне давления Вашингтона на королевство, чтобы оно пошло по стопам своих соседей, поддержка соглашений также снизилась наполовину — до 20%. Ранее в этом году министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан заявил, что королевство не нормализует отношения с Израилем до тех пор, пока палестинцам не будет предоставлена государственность: «Истинная нормализация и стабильность придут только через предоставление палестинцам надежды. Через предоставление палестинцам достоинства, а это требует предоставления палестинцам государства». После публикации этого доклада Анна Джейкобс, старший аналитик Международной кризисной группы по странам Персидского залива, сказала, что слишком часто общественное мнение в странах Персидского залива недооценивается как фактор принятия правительственных решений: «Общественное мнение имеет большее значение для расчетов лидеров стран Персидского залива, чем думают многие наблюдатели». Соглашения о нормализации отношений также выявили ограниченность любых потенциальных выгод, которые страны Персидского залива ожидали получить, особенно в случае ОАЭ. Во время заключения сделки между Израилем и ОАЭ соглашения якобы включали «секретный пункт» о продаже США истребителей F-35 Абу-Даби. Ожидалось, что нормализация отношений между двумя сторонами проложит путь для продажи американских истребителей и современных беспилотных летательных аппаратов в страны Персидского залива. Тогдашний наследный принц Мухаммед бен Заид, президент ОАЭ, якобы настаивал на том, что «продажа оружия на несколько миллиардов долларов» должна быть частью сделки, согласно сообщению израильского новостного издания Ynet со ссылкой на источники в США и ОАЭ. К декабрю 2021 года ОАЭ приостановили переговоры о пакете вооружений на 23 млрд долларов, который включал бы продажу F-35, беспилотных летательных аппаратов и другого вооружения после того, как администрация Байдена добавила требования к сделке. Американцы хотели, чтобы ОАЭ отменили использование технологии Huawei 5G китайского производства в ОАЭ, к чему они не были готовы. Политика Израиля на оккупированных палестинских территориях также повлияла на предполагаемые политические выгоды соглашений. Регулярные израильские рейды на Западном берегу в последние два года привели к росту напряженности в регионе, поскольку крайне правое правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху стремится установить больший контроль над оккупированными территориями. В этом году по меньшей мере 202 палестинца были убиты израильским огнем, в том числе 35 детей — это почти один смертельный случай в день. В общей сложности на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме погибло 165 человек, что делает 2023 год одним из самых кровавых на оккупированных палестинских территориях. Еще 36 человек были убиты в секторе Газа. Действия Израиля также подвергли страны Персидского залива критике за то, что на палестинском фронте они мало чего добились в сдерживании действий Израиля.
  2. Крайне низкие личные отношения Мухаммеда бен Сальмана с Дж.Байденом, который объявил его в свое время  «изгоем». Очень сомнительно, что наследный принц пойдет на подписание такой сделки, чтобы помочь ему переизбраться. Роль личности в истории тоже никто не отменял.

При этом, несмотря на снижение публичной поддержки соглашений в государствах Персидского залива, торговля между двумя сторонами, однако, растет. В 2022 году двусторонний товарооборот между Израилем и ОАЭ достиг 2,6 млрд долларов, и, по израильским данным, в этом году эта цифра, как ожидается, вырастет до 3 млрд долларов. С момента подписания соглашений более миллиона израильтян отправились в ОАЭ, хотя это во многом было односторонней тенденцией, количество эмиратцев и саудовцев, которые посетили Израиль на порядки меньше. Тем не менее, Б.Нетаньяху решил выдать некий пропагандистский залп в сторону Вашингтона перед как официальные лица США отправились в Саудовскую Аравию для продвижения переговоров по нормализации отношений между Израилем и КСА. Суть сообщения — Израиль построит железную дорогу, соединяющую отдаленные города с Тель-Авивом и потенциально связывающее страну с Саудовской Аравией. Нетаньяху заявил 30 июля, что проект «Один Израиль», стоимость которого составит 100 млрдиллиардов шекелей (27 млрд долларов), будет направлен на сокращение времени, необходимого для того, чтобы добраться до правительственных и деловых центров страны, менее чем до двух часов: «Я хотел бы добавить, что в будущем мы также сможем перевозить грузы по железной дороге из Эйлата в наше Средиземноморье, а также сможем связать Израиль поездом с Саудовской Аравией и Аравийским полуостровом». Высокоскоростное железнодорожное сообщение север-юг будет готово в ближайшие 10 лет, по данным Министерства финансов Израиля. Отметим, что правительство Израиля уже  одобрило аналогичную транспортную инициативу в 2010 году, но с тех пор в ее реализации был достигнут очень незначительный прогресс. Ранее 30 июля высокопоставленный израильский законодатель заявил, что нормализация с КСА не представляется неизбежной. «Я думаю, что еще слишком рано говорить о том, что сделка находится в стадии разработки», — заявил Юлий Эдельштейн, глава комитета по иностранным делам Кнессета.

52.97MB | MySQL:103 | 0,406sec