В минувшие выходные министр иностранных дел Турции Х.Фидан провел серию телефонных консультаций с контрпартнерами из Швеции и Дании Т.Билльстрёмом и Л.Л.Расмуссеном по вопросу проведения в указанных североевропейских странах акций с сожжением Корана. Завершились беседы призывом главы турецкой дипломатии положить конец подобным «гнусным действиям», которые не могут объясняться соображениями свободы слова, а также требованием предпринять для этого «конкретные меры». При этом вопреки общности проблемы для Стокгольма и Копенгагена, их реакция на запрос со стороны Анкары оказалась различной, что можно объяснить продолжающимся процессом присоединения Швеции к НАТО.
Министерство иностранных дел Дании подтвердило факт обсуждения указанной темы, отметив отсутствие намерений уточнять конкретные детали заговора двух министров. Сам же Л.Л.Расмуссен в социальных сетях, однако, сообщил, что страна «осуждает провокационные действия», совершенные за последнее время несколькими лицами, а также рассматривает Турцию в качестве «союзника», а потому заинтересована в том, чтобы не позволить такого рода акциям омрачить сотрудничество. В дополнение к этому было решено предпринять серию практических шагов. В частности, СМИ написали, что власти все же рассматривают возможность введения юридического запрета на провокационные действия, связанные с уничтожением священной для мусульман книги, также экстренная встреча по данной проблематике состоялась в парламенте Дании – Фолькетинге в понедельник. Наконец, есть информация о запуске в МИД североевропейской страны специального кризисного штаба, означающего работу части сотрудников на круглосуточной основе в условиях возможного кризиса.
В отличие от датских коллег власти Швеции заняли иную позицию. В частности, Т.Билльстрём отказался каким-либо образом комментировать как сам запрос турецкой стороны, так и весь ход очередного раунда общения с Х.Фиданом, который, если верить местным СМИ, также включал в себя вопрос о ратификации Анкарой заявки Стокгольма на присоединение к Североатлантическому альянсу. Кроме того, нельзя не отметить, что и на внутриполитическом уровне заметных шагов фиксируется существенно меньше. Одной из немногих практических мер, которая была предпринята в Швеции, стали консультации на уровне глав правительств с Данией, в рамках которых премьер-министр У.Кристерссон указал на то, что оба государства «находятся в самой серьезной ситуации в области политики безопасности со Второй мировой войны». В дополнение к этому некоторые СМИ сообщают о начале проверки возможности внесения правовых изменений, касающихся запрета подобных акций, в шведское законодательство. Примечательно при этом, что в официальных комментариях шведской стороны отсутствуют упоминания Турции, в то время как проблема подается как датско-шведская.
Таким образом, как было сказано выше, несмотря на общность вопроса разграничения свободы слова и свободы вероисповедания, радикальным проявлением которого стали акции с сожжением Корана, Швеция и Дания пытаются решить его по-разному. Вторая склонна воспринимать кризис через призму контактов с государствами исламского мира, а не конкретных отношений с Турцией. Любопытно, что даже датские критики уступок, способных повлечь за собой правовое ограничение протестов с нанесением ущерба священной мусульманской книге, говорят не о давлении Анкары, а о попытках консолидированного воздействия на Копенгаген таких государств, как Египет, Саудовская Аравия или Иран. Обусловлено подобное видение может быть тем, что Дания не решает конкретную задачу по вступлению в НАТО, вместо этого озаботившись необходимостью выстраивания ближневосточного вектора своей политики, рискующего существенно пострадать, если враждебные с точки зрения мусульман акции продолжатся.
Швеция, в свою очередь, как минимум на текущем этапе склонна мыслить исключительно через призму своего членства в Североатлантическом альянсе, которое по итогам последнего саммита в Вильнюсе выглядело скорым, но вновь было отложено президентом Р.Т.Эрдоганом до осени. В результате, любые запросы Анкары в подобных обстоятельствах рассматриваются исключительно как новые дополнительные условия для продвижения заявки. При этом еще в июле министр иностранных дел Т.Билльстрём открыто дал понять, что Стокгольм продолжит выполнять уже имеющиеся договоренности с Турцией, но не возьмет на себя никаких дополнительных обязательств до завершения процедуры ратификации в парламенте Турции. Кроме того, нельзя забывать, что ранее, в том числе во время встречи блока в литовской столице правительство Швеции гордилось тем, что сумело добиться прогресса, избежав при этом нарушения своих «красных линий», среди которых ключевое значение отводилось именно недопущению воздействия Анкары на шведское законодательство.
Соображения недопущения новых уступок Р.Т.Эрдогану, однако, способны привести к всплеску сопутствующих рисков, где наиболее опасным считается терроризм. На днях глава Службы государственной безопасности и министр юстиции Швеции провели совместную пресс-конференцию, в ходе которой сообщили о повышении уровня террористической угрозы вплоть до вероятности совершения атаки, поводом для чего послужили инциденты, превратившие государство во враждебное в глазах мусульман. Пока опасность не рассматривается как критическая, но она вполне способна возрасти в случае совершения новых провокационных акций.
Впрочем, нет в риторике официальных лиц Швеции и явной критики в адрес турецкой стороны, что также вытекает из работы по заявке Стокгольма на присоединение к НАТО. В частности, подчеркивая отказ от выполнения новых требований Турции, Т.Билльстрём упомянул, что не рассматривает как статичные обозначенные Р.Т.Эрдоганом сроки проведения процедуры ратификации. При этом речь шла не об опасениях их очередного переноса на более поздний срок, а о существовании вероятности проведения специального заседания до завершения депутатских каникул. На возможность развития событий по такому сценарию Швеция, судя по всему, по-прежнему надеется.