Президент США Джо Байден 28 июля с. г. намекнул на возможный прогресс в соглашении о нормализации отношений между Израилем и Королевством Саудовская Аравия. За день до этого помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан и координатор по Ближнему Востоку и Северной Африке в СНБ Бретт Макгерк, отправились на переговоры в Джидду.
По мнению Таль Шнайдер, политического корреспондента The Times of Israel, причина участившихся визитов американских высокопоставленных членов администрации Дж.Байдена в КСА не обязательно в стремлении Вашингтона к нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, или в желании Эр-Рияда реализовать идею создания палестинского государства. В действительности США добиваются полного разрыва крепнущих связей между Саудовской Аравией и Китаем, а также между саудовцами и иранцами.
Обозреватель приводит мнение «источников, знакомых с израильскими проблемами безопасности в регионе», согласно которым КСА на самом деле не заинтересовано в том, чтобы помочь палестинцам, или обусловить заключение соглашения тем, чтобы Израиль взял на себя обязательство пойти им на уступки. По мнению этих источников, «документ о нормализации может просто содержать общее заявление о продолжении мирного процесса с формулировкой, приемлемой даже для тех членов правящей коалиции с мессианскими убеждениями, которые хотят построить в Иерусалиме Третий храм (чем взорвут регион)». Решение палестинской проблемы тогда останется на усмотрение Израиля.
В этом случае, Б.Нетаньяху одержал бы значительную победу, так как он неоднократно говорил, что арабский мир не будет обусловливать нормализацию отношений с Израилем прогрессом в мирном процессе с палестинцами, о чем свидетельствуют «Авраамовы соглашения», подписанные ОАЭ, Бахрейном и Марокко в 2020 г.
Т.Шнайдер отмечает воодушевление Б.Нетаньяху, который на заседании правительства 30 июля с. г. сказал, что недавно объявленный проект скоростной железной дороги от Кирьят-Шмона на севере на границе с Ливаном до Эйлата на юге рядом с Египтом, «сможет связать Израиль с Саудовской Аравией и Аравийским полуостровом; мы тоже над этим работаем». По мнению обозревателя, время поджимает, так как Байден хочет получить результат до ноября и официального начала его президентской избирательной кампании 2024 г.
В случае достижения соглашения, Байден для содействия сделке с КСА согласится на долгожданную в Израиле встречу с Б.Нетаньяху либо в Белом доме, либо в Нью-Йорке. Спорные шаги Б.Нетаньяху, направленные на изменение облика израильской демократии, можно было бы отложить в сторону. Израильский премьер-министр снова попадет в «другую лигу» (слоган времен предвыборной кампании 2019 г., когда на огромном рекламном щите он был изображен вместе с В.Путиным, и надпись гласила: «Нетаньяху: в другой лиге»; имелось в виду, в лиге мировых лидеров, в отличие от его соперников).
Если это произойдет, то приведет к большому взрыву ближневосточной геополитики. Но Т.Шнайдер не списывает со счетов такие чувствительные аспекты, как «смерть короля Сальмана, которая может поколебать Саудовское королевство. Его сын – Мухаммед бен Сальман – должен стать следующим королем, но в этом никто не может быть уверенным на сто процентов. Палестинская национальная администрация также возглавляется старым и больным лидером – Махмудом Аббасом. Любые изменения в руководстве ПНА могут расшатать регион. В возрасте 80 лет Байден на семь лет моложе, чем М.Аббас и король Сальман, но проявляет признаки своего возраста, и президентская избирательная кампания 2024 г. будет насыщенной и трудной. Б.Нетаньяху, которому почти 74 года, является юношей по сравнению с другими лидерами, но у него в последнее время тоже проблемы со здоровьем. По сравнению со всеми из них правление Б.Нетаньяху кажется самым нестабильным, охваченным масштабными демонстрациями против судебной реформы его правительства, с одной стороны, и наличием в коалиции радикальных министров, которые держат его за горло, – с другой». Но даже в условиях, когда нормализация отношений с Саудовской Аравией представляется маловероятной, допускается возможность неожиданного развития событий[i].
По мнению Йоэля Гузанского, старшего научного сотрудника Института исследований национальной безопасности (INSS), специализирующегося на политике и безопасности стран Персидского залива, в контексте возможной нормализации отношений с Саудовской Аравией «сейчас мяч направляется в сторону Израиля».
Эксперт полагает, что администрация Байдена поставила перед собой довольно амбициозные задачи по достижению соглашения между Израилем и КСА.
Во-первых, у Белого дома остается для этого мало времени, так как сделка необходима к осени, до начала президентской избирательной кампании в Соединенных Штатах.
Во-вторых, длинный список требований Эр-Рияда важен не только для американцев, но и для Израиля.
Эксперт отмечет, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху не зря поставил цель достичь соглашения с Саудовской Аравией еще на первом заседании своего правительства. Израиль явно заинтересован в укреплении связей с Королевством и в том, чтобы сделать их заметными, поскольку сегодня Саудовская Аравия является ведущей арабской страной, а также позиционируется как «хранительница святых мест для ислама». Предполагается, что соглашение с КСА придаст другим странам мусульманского мира, таким как Индонезия, хоть и не абсолютную, но большую легитимность для установления связей с Израилем.
Й.Гузанский считает, что Саудовская Аравия заинтересована в улучшении отношений с Израилем в основном за счет дивидендов, которые она может получить от США. Так в список требований Эр-Рияда, помимо прочего, входят американские гарантии безопасности, и даже подписание официального соглашения об обороне, чего саудовцы сильно добиваются. Кроме того, они представили администрации «список покупок» современного американского оружия, в который, скорее всего, входят истребители F-35. Наконец, они просят у Америки помощи в создании в Королевстве гражданской ядерной инфраструктуры, предполагающей возможность обогащения урана.
По мнению эксперта INSS, израильское руководство не должно возражать против соглашения об обороне между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией. Наоборот, Израиль заинтересован не только в безопасности Королевства, но и во все большей приверженности Америки созданию альянса в регионе. Что касается поставок саудовцам передовых вооружений, Израиль должен убедиться, что это не станет реальным снижением его качественного военного преимущества. Если такая угроза существует, необходимо будет потребовать у американцев модернизации израильских военных возможностей.
Самым болезненным вопросом Й.Гузанский называет вступление Саудовской Аравии в ядерный клуб. Это может иметь далеко идущие последствия для распространения ядерного оружия в регионе, даже если речь идет о гражданской программе и американском контроле. Другие страны региона могут также потребовать для себя возможности обогащать уран на своей территории, и даже страны, такие как Объединенные Арабские Эмираты, которые отказались от этого в обмен на помощь в ядерной области. Более того, учитывая проблемное прошлое саудовцев в ядерной и ракетной сферах, эксперт допускает, что в недалеком будущем они могут национализировать совместный обогатительный завод, как это в свое время произошло с компанией «Арамко».
Что касается политических требований, Й.Гузанский считает, что палестинский вопрос для самого Эр-Рияда не важен, но он по-прежнему имеет центральное значение для способности КСА продвигаться вперед в политических вопросах, получив легитимность для своих действий от арабского и мусульманского мира. Эксперт предлагает израильскому руководству не тешиться иллюзиями, так как саудовцы потребуют не декларативных, а практических шагов в пользу палестинцев, что будет трудно сделать при нынешнем составе правительства Б.Нетаньяху. Хотя саудовцы именно США предъявляют основные требования для нормализации отношений с Израилем, им все равно придется представить достижения в палестинском контексте как вклад в реализацию идеи двух государств. Например, это может быть обязательство Израиля ввести мораторий на строительство еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан, передать территории Палестинской национальной администрации и многое другое. При этом политика действующего израильского правительства на палестинской арене в настоящее время затрудняет создание благоприятных условий для продвижения к нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией.
Й.Гузанский полагает, что в целом будущие отношения Израиля с Саудовской Аравией будут развиваться по модели отличной от «Авраамовых соглашений». Процесс нормализации с КСА будет продвигаться более медленными темпами и с другими параметрами, чем происходило углубление отношений Израиля, например, с ОАЭ и Бахрейном. При этом будут учитываться и оставаться в тени специфические особенности и требования КСА[ii].
[i] Potential Saudi-Israel normalization could see Palestinians thrown under the bus // The Times of Israel. 30.07.2023. https://www.timesofisrael.com/potential-saudi-israel-normalization-could-see-palestinians-thrown-under-the-bus/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site
[ii] הישראלי למגרש עובר הכדור :הסעודית ערב עם הסכם // Mako. 30.07.2023. https://www.mako.co.il/news-columns/2023_q3/Article-83a34775cb5a981026.htm?sCh=31750a2610f26110&pId=1714799902