После того, как в конце июля был отстранен от власти президент Нигера М.Базум, ФРГ предпочла занять сдержанную позицию в отношении происходящего в африканской стране, судя по всему, рассчитывая на скорую стабилизацию обстановки с перспективой возвращения к имеющейся стратегии в Сахеле. Однако в течение последующих нескольких дней правительство О.Шольца все же несколько трансформировало подходы к Ниамею сразу по ряду направлений, хотя в целом и не отказалось от общих надежд на улучшение.
Прежде всего, Германия приняла решения свернуть экономическую помощь и сотрудничество в целях развития в Нигере, что особенно значимо, если принять во внимание то, что вся политика коалиции «светофор» в регионе в условиях начала вывода Бундесвера из Мали и цели председательства в Сахельском альянсе опирались именно на данный компонент совместной активности. По сообщениям немецких СМИ, еще на минувшей неделе Берлин прекратил все выплаты по линии межправительственного сотрудничества, хотя на тот момент предпочел не афишировать данный шаг. 1 августа журналистам стало известно о замораживании сотрудничества в целях развития. Представитель внешнеполитического ведомства ФРГ в соответствующем комментарии отметил, что «временно приостановлены все прямые выплаты центральному правительству Нигера. Кроме того, в настоящее время ведется пересмотр всех двусторонних обязательств». Более того, не исключается «принятие дополнительных мер в зависимости от развития событий в ближайшие дни».
Согласно статистике федерального министерства развития, опубликованной в открытых источниках, с 2020 г. из федерального бюджета Германии на поддержку Нигера по линии двусторонних контактов было направлено порядка 160 млн евро. Приоритетными направлениями немецкого финансирования при этом являлись продовольственная безопасность, сельское хозяйство и здравоохранение с акцентом на медицинских услугах для женщин и детей. В июне 2021 г. состоялись последние к настоящему моменту межправительственные переговоры, по итогам которых ФРГ взяла на себя финансовые обязательства на сумму 120 млн евро в течение двух лет. При этом важно, что в Нигере до начала переворота уже применялся курс на поддержку муниципальной власти и децентрализацию с целью более эффективного решения социально-экономических проблем, который Берлин рассчитывать распространить в Сахеле.
Впрочем, полностью отказываться от помощи, а значит и от присутствия в Нигере немецкие власти не готовы, а потому разрабатываются альтернативные предложения. Так, пресс-секретарь министерства экономического сотрудничества и развития Германии анонсировал выделение гуманитарной помощи в виде «прямого снабжения населения продуктами питания через федеральное министерство иностранных дел и международные организации». В дополнение к этому, если ситуация не стабилизируется в короткие сроки, немецкая сторона не исключает иных вариантов непосредственной поддержки местных жителей, минуя власти. Активность, приостановленная ФРГ, как подчеркивают в министерстве экономического сотрудничества и развития, касается исключительно передачи денег, поскольку данный факт может быть истолкован как поощрение подрыва легитимной власти.
По информации федерального министерства иностранных дел, организация собственных эвакуационных рейсов из Нигера в Германию в настоящий момент не планируется. Внешнеполитическое ведомство отмечает, что в африканском государстве может находиться «небольшое двузначное число» гражданских лиц из ФРГ, которые прибыли туда главным образом для работы по линии Общества международного сотрудничества, которое как раз и занималось реализацией свернутых теперь инициатив. Указанные лица могут покинуть Нигер на французских вывозных рейсах, а министр иностранных дел Германии А.Бербок отдельно поблагодарила Париж за содействий в возвращении домой немецких граждан.
По-прежнему наиболее сложным остается вопрос об эвакуации немецких военных из Мали, для которых авиатранспортная база Ниамея служила транзитным пунктом на пути в Германию. Министерство экономического сотрудничества и развития надеется, что «военные быстро определят альтернативы», а глава оборонного ведомства Б.Писториус подчеркивает, что «не просто ждет» изменения обстановки, а как раз занимается проработкой иных возможных сценариев. Официальной информации на данный счет пока нет, однако, немецкие СМИ пишут, что федеральное правительство работает по нескольким направлениям.
Во-первых, ведутся переговоры о получении разрешения на посадку в Мали военно-транспортного самолета Бундесвера Airbus A400M.
Во-вторых, в качестве возможных транзитных пунктов рассматриваются Сенегал, Тунис и Гана, с властями которых начаты соответствующие консультации. Более того, по некоторым сведениям, несколько грузовых рейсов из Гао через Алжир предположительно уже были совершены.
В целом корректировка подхода Германии к Нигеру с момента отстранения там от власти президента М.Базума может свидетельствовать, что политически федеральное правительство стремится солидаризироваться с курсом ЕС. Проявлением данной тенденции можно считать остановку сотрудничества в целях развития и начало эвакуации немецких граждан при поддержке европейских партнеров, прежде всего Франции. Вместе с тем, нельзя не заметить свидетельств стремления ФРГ сохранить присутствие в Нигере, что отражается в поиске различных вариантов оказания гуманитарной помощи непосредственно местным жителям, а также в том, что оборонное ведомство продолжает настаивать на безопасности сил Бундесвера в Ниамее. Несмотря на сообщения о проработке альтернативных маршрутов вывода контингента из Мали, Берлин позиционирует Ниамей как в целом безопасное для военных и дипломатов место. В связи с этим возникает предположение, что подобная тактика нацелена на удержание базы.