О положении хазарейцев в Афганистане спустя два года после возвращения к власти талибов

Когда движение «Талибан» (запрещено в РФ) захватило власть в Афганистане в августе 2021 года, шиитское меньшинство хазарейцев опасалось, что их исторически преследуемая община снова станет главной целью зверств талибов. Во время своего первого пребывания у власти с 1996 по 2001 год движение терроризировало этно-религиозные меньшинства, прибегая к массовым репрессиям и убийствам. После восстановления власти группа суннитских боевиков попыталась уверить хазарейцев в том, что их опасения насчет повторной дискриминации и преследования не обоснованы. Более того, чтобы доказать свои благие намерения, талибы посещали шиитские мечети в Кабуле и направляли своих боевиков для охраны церемоний, посвященных шиитскому месяцу Мухаррам. Однако члены общины продолжают обвинять «Талибан» в том, что его руководство отказалось от обещаний защитить шиитов и предоставить им право свободно исповедовать свою веру, так как в афганских университетах было ограничено преподавание шиитской юриспруденции. Также сообщалось, что в феврале с. г. талибы запретили заключать браки между шиитами и суннитами в северо-восточной провинции Бадахшан. Шиитское сообщество обвинило движение в неспособности предотвратить смертоносные нападения на хазарейцев со стороны конкурирующей террористической группировки «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ). Тем временем правозащитные организации задокументировали насильственное выселение хазарейцев талибами, преимущественно из пуштунских районов, в нескольких афганских провинциях. Если подобные действия станут носить систематический характер, это явно ограничит религиозную свободу шиитов, особенно в том, что касается проведения церемоний, которые часто носят публичный характер. Боевики «Талибана» не позволили шиитским жителям Кабула публично отпраздновать 7 июля Ид аль-Гадир, поскольку он, по мнению представителей религиозной общины, является днем, когда Пророк Мухаммед объявил двоюродного брата и зятя Али своим преемником. Запрет на фестиваль был наложен по той причине, что его идея противоречит суннитской идее о том, что законным преемником пророка Мухаммеда был первый праведный халиф Абу Бакр. Эти противоречивые убеждения являются одной из самых важных причин противостояния между двумя основными направлениями ислама. В мае талибы запретили преподавание основ шиитской юриспруденции Джафари в Бамианском университете. Неясно, распространился ли запрет на все высшие учебные заведения страны. Примечательно, что большинство жителей провинции Бамиан в Центральном Афганистане – шииты. Однако вместо этого они были вынуждены изучать суннитскую ханафитскую школу юриспруденции, которой следуют талибы. Представители Совета шиитских улемов Афганистана считают, что запрет «Талибана» на преподавание юриспруденции Джафари противоречит «духу исламского братства и национального единства». Хотя официальная перепись шиитов в Афганистане никогда не проводилась, считается, что они составляют около 15% 40-миллионного населения страны, в котором в основном доминируют сунниты. Хазарейцы, в свою очередь, составляют подавляющее большинство шиитов в стране. В 19 веке афганские монархи пытались насильственно обратить хазарейцев в суннитский ислам, захватить их земли и взять под контроль правительства хазарейские регионы в центральном нагорье страны. Хазарейцы, переселившиеся в Кабул и другие города, подвергались дискриминации и часто нанимались только на низкооплачиваемую работу. Важным шагом в решении исторических проблем хазарейцев стало то, что конституция Афганистана 2004 года разрешила шиитам использовать юриспруденцию Джафари в судебных делах, касающихся личных вопросов. Сообщество также получило беспрецедентную долю власти во время поддерживаемого Западом политического порядка, который возник  в 2001 году после вторжения на территорию Афганистана сил международной коалиции под руководством США. С момента восстановления власти в августе 2021 года талибы в целом сохранили административную структуру государства, но были отменены конституция 2004 года и законы, гарантирующие свободы и права афганским религиозным меньшинствам и женщинам. Теократическое правительство «Талибана» почти полностью состоит из высокопоставленных членов движения, без женщин и лишь с несколькими представителями непуштунского происхождения. В хазарейском обществе существуют глубокие опасения, что это может быть только началом систематической дискриминации шиитов и их понимания ислама в законах, обществе и политике страны. Одним из примеров тому является ситуация, сложившаяся на фоне активизации «ИГ-Хорасан» после повторного прихода к власти талибов. Боевики движения не смогли защитить шиитское меньшинство Афганистана от действий конкурирующей террористической группировки, которая с 2021 года убила десятки хазарейцев в ходе нападений на школы и мечети. Таким образом,  бездействие в вопросах безопасности и ужесточение ограничений со стороны талибов в отношении шиитского меньшинства стимулирует преследование шиитов со стороны других религиозных экстремистов по всему региону и углубляет межконфессиональный раскол. Признание систематических преследований хазарейцев должно привести к значимым шагам по документированию правонарушений и их защите от дальнейших репрессий, лишения собственности и маргинализации. Систематические преследования хазарейцев иллюстрируют сложное сочетание таких факторов, как этническая принадлежность, религия, а также подавление демократических и прогрессивных ценностей. Следовательно, положение хазарейцев еще раз отражает более обширную проблему нарушения прав человека в Афганистане.

55.88MB | MySQL:116 | 0,738sec