Американские эксперты о причинах, которые могут привести к изменению политики США в отношении Израиля

Как указывают некоторые американские эксперты, недели интенсивных социальных волнений в Израиле по поводу его будущего дают Соединенным Штатам возможность пересмотреть свою собственную политику в отношении этой страны. Бывшие послы США и ведущие американские обозреватели поднимают вопрос о том, что ранее было немыслимо: прекращении помощи Израилю. Соединенные Штаты с крупной задолженностью (федеральный долг, принадлежащий населению, достиг почти 100% ВВП США) ежегодно предоставляют почти 4 млрд долларов военной помощи богатой стране, которая долгое время была не в состоянии позволить себе оплачивать собственную оборону. Противоборствующие политические силы в Израиле дискутируют в отношении ослабления полномочий Верховного суда, единственного оставшегося органа контроля над парламентом страны, и обе они утверждают, что они продвигают демократию. На самом деле это не так. Только парламент, контролируемый ультранационалистами, религиозными и правыми, «укрепляет демократию», пытаясь ослабить Верховный суд, предписывая ему больше не отменять принятые парламентом законы, объявляя их «необоснованными». Светская и плюралистическая сторона дебатов, несмотря на их риторику, на самом деле борется «за бОльшую демократию», пытаясь сохранить единственную республиканскую особенность парламентской системы Израиля: сильный Верховный суд. Если брать по сути, то линия разлома проходит сейчас не по политике, а по идеологии. В этой связи неудивительно, что администрация Дж.Байдена и многие американские евреи и сторонники Израиля, привыкшие к американской писаной конституции (у Израиля ее нет), предоставляющей республиканские сдержки и противовесы для ограничения грубой власти большинства, то есть чистой демократии, испытывают дискомфорт от попыток израильских ультранационалистов, религиозных правых ослабить Верховный суд и установить то, что может стать тиранией большинства. В отличие от Израиля, в Соединенных Штатах существует множество встроенных гарантий сдерживания власти большинства: двухпалатный законодательный орган, независимая исполнительная власть с правом вето на законодательство, федерализм, позволяющий правительствам штатов самостоятельно решать многие вопросы, Билль о правах, который большинство на федеральном уровне и на уровне штатов не должно попирать, и Верховный суд, который должен поддерживать эти права. Однако в Израиле есть только Верховный суд, который иногда может умерять парламентские эксцессы и отстаивать хотя бы некоторые права. Светские плюралистические республиканцы в Израиле опасаются, что из-за ослабления Верховного суда права определенных групп, не пользующихся поддержкой ультранационалистической / религиозной фракции, будут подавлены неконтролируемым парламентским большинством. Среди групп, которые, вероятно, пострадают в этой связи больше всего, израильские арабы (около 20% населения) и палестинцы на Западном берегу. Хотя Израиль является своего рода демократией, он не предназначен для тех групп, к которым относятся как к гражданам второго сорта. Израильский парламент, менее стесненный слабостью Верховного суда, вероятно, еще больше ущемит права израильских арабов, позволит большему числу израильских поселенцев захватить больше палестинских земель или даже попытается аннексировать Западный берег. И эта  израильская политика, которая многим американцам не нравится, продолжается. Можно было бы предположить, что ежегодная военная помощь в размере 4 млрд долларов дает Соединенным Штатам рычаги воздействия на поведение Израиля по отношению к обеим группам арабов, но это не так. В этой ситуации ряд политиков США считают, что Вашингтон должен прекратить выделять почти 4 млрд долларов в год на военную помощь не только по всем этим причинам, но и потому, что Израиль разбогател и может финансировать свои собственные вооруженные силы. В настоящее время страна занимает 24-е место в мире по доходу на душу населения, вплотную приблизившись к другим богатым развитым странам Европы, Восточной Азии и Персидского залива. Но не это даже самое главное. Суть в том, что нынешнее правительство Израиля не спешит четко выполнять рекомендации Белого дома в рамках нормализации со странами Ближнего Востока. США уже получили важный тревожный звонок в связи со сделкой между Саудовской Аравией и Ираном, заключенной при посредничестве Китая. Значение мартовской сделки выходит за рамки нормализации отношений между двумя региональными врагами — это также означает, что роль Пекина в Персидском заливе возрастает. США определенно не хотят, чтобы Китай стал новым гарантом безопасности в регионе. Для США было бы еще одним ударом, если бы страны Ближнего Востока начали принимать юани при экспорте нефти в Китай. До сих пор не было четких указаний на то, что нефтеюань заменит нефтедоллар, но об этом все активнее говорят, и это само по себе является угрозой гегемонии США на нефтяном рынке и господству доллара США в качестве мировой эталонной валюты. Таким образом, это было бы не только ударом по американскому влиянию на Ближнем Востоке, но и неудачей для Вашингтона в плане его конкуренции с Китаем. В то время как ранее американский дискурс сигнализировал об уходе из региона, теперь США снова стремятся обхаживать Саудовскую Аравию. И прежде всего в рамках  нормализации его отношений с Израилем, что крайне важно для предвыборной кампании Байдена.  В Белом доме вообще присутствовал чрезмерный оптимизм американской стороны в отношении израильской сделки по нормализации отношений с мусульманским миром, но Саудовская Аравия, в частности, всегда ставила Палестину в центр любых переговоров о нормализации отношений с Израилем. В 2002 году она выступила с арабской мирной инициативой, которую Израиль отверг. Саудовская Аравия также является центром исламского мира; отсюда ее поддержка палестинского дела — дела, которое приобрело центральное значение в исламском мире. Томас Фридман, написавший для New York Times статью на прошлой неделе, предположил, что Байден вынудит Израиль пойти на уступки и что Биньямин Нетаньяху откажется от своих ультраправых союзников и заменит их более умеренными. Однако это, вероятно, обусловлено принятием желаемого за действительное и является переоценкой рычагов влияния США на Израиль. Нетаньяху сейчас больше заботится о своем электорате, чем о Байдене или лидере любой другой иностранной державы. Премьер-министр Израиля не будет стремиться угодить США за счет расстраивания своих избирателей. Премьерство ему дали его избиратели, а не США. Другая проблема заключается в том, что Вашингтон, как показал Фридман, который предположительно близок к администрации Байдена, ожидает, что Нетаньяху изменит курс. Для этого его союзников нужно будет убедить в важности нормализации отношений с мусульманским миром, и им придется донести это до своих избирателей. Но этот вывод представляется спорным.  Для поселенцев, экстремистских группировок и догматичных людей в Израиле приобретение земли, которую, как они утверждают, дал им Бог, гораздо важнее, чем нормализация отношений с мусульманскими странами. Поселенец, движимый идеологией, вероятно, гораздо больше заинтересован в Хевроне, чем в свободе поездок в эти страны. Другое предположение, которое делает Фридман, заключается в том, что Нетаньяху может изменить мнение своих союзников. Это не так просто, как может показаться. Если Нетаньяху порвет со своими союзниками, он потеряет большинство голосов в парламенте, и страна пойдет на новые выборы. И он не обязательно сможет заручиться поддержкой более умеренных фракций. Он вступил в союз с Итамаром Бен-Гвиром, Бецалелем Смотричем и иже с ними только потому, что отчаянно хотел получить большинство голосов и вернуться на пост премьер-министра. Недостатком его нынешней потери власти может стать то, что он отправится в тюрьму. Пойдет ли Нетаньяху на такой риск? Вряд ли. Коалиция Нетаньяху победила на последних по времени выборах с относительно небольшим отрывом. Его блок набрал 2,36 млн голосов, в то время как лагерь противников Нетаньяху смог набрать 2,33 млн голосов, разница всего в 30 000. А некоторые в лагере оппозиции говорят, что победу Нетаньяху можно объяснить их собственными ошибками, поскольку они были дезорганизованы и не имели последовательного послания. Их поражение также объяснялось тем фактом, что бывший премьер-министр Яир Лапид не дал своему электорату ничего существенного. Хотя Лапид говорил о мире с палестинцами, он не предпринял никаких серьезных шагов к нему. Если бы страна сейчас снова пошла на выборы, лагерь анти-Нетаньяху мог бы победить, особенно на фоне протестов против   пересмотра судебной системы. Единственной альтернативой, которая могла бы предотвратить новые выборы, было бы, если бы Нетаньяху порвал с Бен-Гвиром и Смотричем и заменил их Яиром Лапидом и Бени Ганцем. Но это более чем маловероятно.  Существует также переоценка того, насколько сильно США могут оказывать давление на Израиль, особенно в его отношении с арабским миром. Как говорилось выше, Израиль ежегодно получает 4 млрд долларов помощи от США. Но Израиль вполне мог бы прожить без этой помощи. Другая помощь, которую США предлагают Израилю —  это их право вето в Совете Безопасности ООН, однако, когда администрация Барака Обамы не наложила вето на резолюцию, осуждающую незаконные поселения Израиля, ничего не произошло. Другим преимуществом для Израиля могут стать экономические выгоды, которые могут быть получены от нормализации отношений с мусульманскими странами. Однако Израиль уже является процветающей нацией с валовым внутренним продуктом на душу населения в 55 540 долларов, что является самым высоким показателем на Ближнем Востоке после Катара. Нормализация, вероятно, добавила бы этому процветанию. Это было бы «вишенкой на торте», но это не является существенным для экономического роста страны. Израиль обладает динамично развивающейся экономикой и поддерживает торговые отношения с большинством стран мира. Опять же, можно ли убедить идеологического поселенца в том, что несколько миллиардов долларов сверх ВВП страны стоят того, чтобы отказаться от Западного берега? Вряд ли. Самое главное, с точки зрения безопасности, Нетаньяху не нуждается в мире с палестинцами. Он может сдерживать их с помощью принудительных мер. В то время как лагерь противников Нетаньяху, выступающий за мир, предупреждает о возможной третьей интифаде, если не будет достигнуто надлежащего урегулирования, израильской военной машине удалось умиротворить палестинцев, по крайней мере, на данный момент. Следовательно, маловероятно, что Нетаньяху пойдет на какие-либо уступки или, по крайней мере, на какие-либо значимые, которые могли бы привести к осуществлению американского плана. В администрации Байдена с удивлением осознали, что личный интерес того или иного лидера зачастую входит в противоречие с тем или иным видением Белого дома. Это справедливо по отношению к Нетаньяху, но это так же справедливо и по отношению к наследному принцу КСА Мухаммеду бен Сальману, чьи претензии на титул короля Байден публично оспорил, когла не подумав назвал его «изгоем».  Как следствие, эти лидеры ждут смены Байдена, открыто ставя на республиканцев в предстоящей президентской гонке.   В этой связи американские эксперты отмечают возросшую активность на этом направлении известного израильского лоббиста в США Фонда Зингера, который  стремится привлечь новые кадры консервативных активистов и журналистов для защиты интересов Израиля. Недавно закончился срок подачи заявок на стипендию Краутхаммера, которая ежегодно предлагает 15 вакансий для «начинающих писателей, журналистов, ученых и политических аналитиков», и ее класс 2024 года будет объявлен позже этим летом. Программа предназначена для авторов по таким темам, как «Стратегическая ситуация на Ближнем Востоке» и «Еврейская жизнь», и имеет солидный опыт размещения работ своих стипендиатов в ряде неоконсервативных произраильских новостных агентствах. Стипендия, названная в честь покойного влиятельного политического комментатора-неоконсерватора Чарльза Краутхаммера, находится в ведении правого фонда «Тиква», который не стесняется рекламировать свою роль. Что менее известно, так это то, что источником финансирования программы является малоизвестный фонд Пола Э. Зингера, основателем и президентом которого является одноименный бизнесмен, политический донор, произраильский деятель, менеджер хедж-фонда, а также основатель и президент Elliott Management Corporation. Такая осторожность является продуманной стратегией, поскольку Фонд Зингера невероятно скуп, когда дело доходит до предоставления подробной информации о его деятельности. На веб-сайте фонда не указан ни один текущий или прошлый получатель гранта, и даже нет информации о том, как подать заявку. На самом деле, на веб-сайте вообще нет ничего, кроме краткой биографии Зингера и столь же скудного описания деятельности Фонда. Пол Зингер рассматривает фонд как один из различных инструментов, имеющихся в его распоряжении, чтобы включить политику, интеллектуальную жизнь и средства массовой информации США в свою повестку дня, что объясняет его поддержку стипендии Краутхаммера. Один из самых важных сторонников правых идей в США, Зингер был семнадцатым по величине политическим спонсором страны в период с 2021 по 2022 год. Он был десятым крупнейшим донором Республиканской партии, которая получила все 22 млн долларов, которые он потратил за этот период, согласно общедоступным данным, собранным на веб-сайте OpenSecrets.org. Зингер является главным донором, а также бывшим или нынешним членом правления многих известных правых аналитических центров и правозащитных групп. Республиканская еврейская коалиция, Манхэттенский институт политических исследований и Клермонтский институт поддержки Трампа входят в число групп, которые он наиболее щедро поддержал. Поддержка Израиля и консервативных СМИ — два самых дорогих дела Зингера. Для продвижения первого он направляет денежные средства таким группам, как Фонд защиты демократий (FDD), Еврейский институт по вопросам национальной безопасности и Американо-израильский комитет по связям с общественностью; для последнего он финансирует такие издания, как Commentary и Washington Free Beacon. Фонд Зингера также профинансировал проект Филос, в котором говорится, что его целью является содействие «христианскому взаимодействию» на Ближнем Востоке. На самом деле Филос, по-видимому, является инструментом против Ирана в соответствии с региональной повесткой дня Израиля. Фонд Зингера, базирующийся в Нью-Йорке, был основан в 2010 году и продвигает «политику свободного рынка» и интересы национальной безопасности США и Израиля. Согласно последней налоговой декларации некоммерческой организации в Службу внутренних доходов (IRS), активы фонда чуть больше 1 млрд долларов. Эти документы являются одним из немногих источников информации о Фонде Зингера. По последним по времени данным, в состав правления фонда входят Пол Зингер, Дэн Сеньор, бывший чиновник Пентагона и исполнительный директор Elliott Management, а также глава отдела стратегических человеческих ресурсов Elliott Терри Кассель, крупный донор произраильских групп. Операционным директором Фонда Зингера является Мишель Пэкман, которая также руководит семейным офисом Сингера в Нью-Йорке. Еще в 2008 году Пэкман была финансовым координатором президентской кампании Руди Джулиани в Нью-Йорке, который вступил в предвыборную гонку со значительным отрывом в общенациональных опросах, но быстро потерпел крах. Она также ранее работала в Национальном комитете сенаторов-республиканцев.· Ни Фонд «Тиква», ни Фонд Зингера не раскрывают, сколько денег последний выделяет на программу Краутхаммера. Еще три года назад стипендиаты получали зарплату за полный рабочий день в течение двух лет. Впоследствии срок стипендии был сокращен до девяти месяцев, а компенсация составила всего 5000 долларов. Это по-прежнему довольно приятное мероприятие, предлагающее целый ряд развлечений, включая выездные мероприятия, конференции и помощь стипендиатам в трудоустройстве. Согласно веб-сайту Фонда «Тиква» бывшие стипендиаты перешли на должности секретарей в Верховном суде, руководящие должности в Конгрессе и политические роли в академических учреждениях. Их журналистские работы публиковались в Wall Street Journal, National Affairs, National Review, Tablet и многих других изданиях. Среди нынешних стипендиатов — Тувия Геринг, капитан запаса израильской армии, который также является стипендиатом-иногородним в Атлантическом совете. Геринг — один из нескольких стипендиатов, которые внимательно следят за внешней политикой Китая, особенно за тем, как она влияет на Израиль и его врагов. Другим нынешним стипендиатом является Мэтью Фолди, у которого есть статьи в широком спектре правоцентристских изданий, включая New York Post и Newsmax. Он также является обозревателем журнала Newsweek, где в ноябре прошлого года, незадолго до промежуточных выборов в Конгресс, написал статью, в которой говорилось, что демократы тратят «целое состояние на фальшивые новости» на завершающем этапе кампании.

56.05MB | MySQL:116 | 0,890sec