Особенности военно-технического сотрудничества стран ССАГПЗ на современном этапе

Политическое руководство стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) рассматривает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами в качестве одного из важнейших компонентов совершенствования военного потенциала национальных Вооруженных сил (ВС). На фоне обострения международной ситуации роста экстремизма и террористических угроз страны ССАГПЗ уделяют повышенное внимание вопросам охраны прибрежных объектов нефтяной промышленности и морских нефтяных коммуникаций, расположенных в территориальных водах. С этой целью в качестве первоочередной задачи рассматривается создание высокоэффективной комплексной системы защиты прибрежной зоны от нападения с моря и суши.

Изучение открытых источников показывает, что формирование системы соглашений об обороне и безопасности с США и другими странами НАТО является ключевым элементом обеспечения безопасности и территориальной целостности ССАГПЗ. Согласно многочисленным соглашениям приоритет в области ВТС, со стороны стран региона, отдается именно этим государствам. В то же время, лидеры ССАГПЗ не исключают развития отношений в сфере импорта вооружений и с другими странами, в том числе и с Россией.

В рамках ВТС страны ССАГПЗ осуществляют закупки противотанковых средств, неуправляемых ракет, беспилотных самолетов-разведчиков, вертолетов, оборудования для поиска и обнаружения морских мин, средств связи и разведки. Особое место в отношениях сотрудничества стран ССАГПЗ с США занимает деятельность по созданию объединенной ПВО. Данная программа включает в себя формирование на территории арабских государств Персидского залива десяти секторов ПВО, создание единых систем раннего предупреждения о воздушном нападении противника и связи, а также развертывание отдельного дивизиона противовоздушной обороны. Однако, условия современной международной обстановки диктуют необходимость постоянного совершенствования обороны стран ССАГПЗ. В связи с этим, наиболее целесообразным представляется закупка вооружений у США – наиболее продвинутого поставщика технологических вооружений.

Бахрейн

Агентство по военному сотрудничеству Министерства обороны США направило Конгрессу уведомление о планируемой продаже Бахрейну по линии американской программы межправительственных зарубежных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 24 боевых вертолётов Bell AH-1W SuperCobra, снятых с вооружения морской пехоты США. Общая стоимость предполагаемой поставки составит 350 млн долл., вооружение в поставку не входит. Вертолеты перед продажей должны пройти капитальный ремонт, генеральных подрядчиком по работам и поставке выступит их производитель компания Bell (в составе корпорации Textron). Вертолеты AH-1W были поставлены морской пехоте США с 1986 по 1999 годы в количестве 179 единиц, и окончательно сняты с вооружения в 2020 году с заменой на следующую модификацию этого семейства AH-1Z. По всей видимости, Бахрейну предполагается поставить после ремонта списанные вертолеты AH-1W с хранения. На экспорт вертолеты AH-1W новой постройки в 1990-е годы поставлялись Тайваню (63 машины ) и Турции (10, позднее получила также 3 вертолета из наличия морской пехоты США). В 2018 году Бахрейн заказал по линии FMS 12 боевых вертолетов Bell АН-1Z новой постройки, которые были поставлены в 2022 и начале 2023 года, что сделало Бахрейн первым неамериканским эксплуатантом этой версии. Данные вертолеты поступили на вооружение новосформированной 22-й вертолетной эскадрильи Вертолетного крыла ВВС Бахрейна. Однако в составе 8-й и 9-й вертолетных эскадрилий Вертолётного крыла ВВС Бахрейна остаются, по разным данным, от 22 до 25 старых американских боевых вертолетов Bell AH-1E/F/P Cobra  — хотя, видимо, только часть из них находится в летном состоянии (часть машин прошла в 2010-е годы ремонт и модернизацию силами турецкой компании TAI). Видимо, для их замены и планируется закупка в США 24 подержанных вертолётов АН-1W.

Саудовская Аравия

Командование ВМС Саудовской Аравии выбрало европейскую группу MBDA поставщиком зенитных управляемых ракет для новых боевых кораблей. Командование кораблестроения и вооружения ВМС США заключило с американским подразделением европейской группы MBDA контракт на сумму 118,7 млн долл., предусматривающий поставку унифицированных модульных зенитных управляемых ракет CAMM (Common Anti-Air Module Missile) для оснащения многоцелевых надводных боевых кораблей MMSC (Multi-Mission Surface Combatant), которые строятся для ВМС Саудовской Аравии на предприятии Fincantieri Marinette Marine в Висконсине. На момент официального объявления о продаже 4 кораблей MSSC Саудовской Аравии предусматривалось, что они будут оснащены ЗУР RIM-162 Evolved SeaSparrow (ESSM) компании Raytheon в двух восьмиконтейнерных вертикальных пусковых установках Mk.41. Тем не менее, в октябре 2022 года в ходе выставки Euronaval-2022 в Париже компания Lockheed Martin заявила, что корабли получат на вооружение ракеты CAMM. Государственная компания Saudi Arabian Military Industries (SAMI) объявила в марте 2022 года, что подписала с MBDA меморандум о взаимопонимании, предусматривающий создание  в королевстве центра обслуживания ракет. Представитель SAMI также сообщил о планах организации производства ракет CAMM и CAMM-ER (Extended Range) в Саудовской Аравии.

Кувейт

Государственный Департамент США собирается одобрить поставку в Кувейт зенитно-ракетных комплексов National Advanced Surface-to-Air Missile System (NASAMS). Общая стоимость предполагаемого контракта оценивается примерно в 3 млрд долл. США. Кувейт планирует приобрести новейшую модификацию ЗРК – NASAMS-III, впервые представленную в 2019 году. В состав контрактного пакета войдет 7 трехкоординатных радиолокационных станций Sentinel AN/MPQ-64F1, а также зенитные управляемые ракеты AMRAAM (63 единицы), AMRAAM-Extended Range (63 единицы), AIM-9X Sidewinder Block II (63 единицы). Такая конфигурация закупок позволит сформировать 7 стандартных огневых взводов (тактических батарей) в составе 3 транспортно-пусковых установок c ЗУР среднего радиуса действия (AMRAAM) и одной РЛС управления огнем. Состав одобренного пакета также позволяет предположить, что в каждый огневой взвод войдет еще одна транспортно-пусковая установка с 9 ЗУР ближнего радиуса действия (AIM-9X). Скорее всего, приобретение ЗРК NASAMS предназначено для замены 6 батарей устаревших зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) ближнего радиуса действия Skyguard/Aspide, приобретенных в Италии в 1990-е гг.

Правительство Кувейта обратилось к США с запросом о возможности продажи дополнительных пиротехнических устройств CAD/PAD для катапультируемых кресел и сопутствующей поддержки. Базовое соглашение стоимостью 48,2 млн долл. включало элементы CAD/PAD и сопутствующую поддержку на период 2025-2026 гг. Уведомление касается элементов CAD/PAD для самолетов F/A-18 и KC-130/J ВВС Кувейта. Запрос также включает инженерную, техническую и программную поддержку, другие связанные элементы материального обеспечения и поддержки программы. Теперь общая стоимость заказа составляет 59,1 млн долл. Как заявлено, «реализация данной программы соответствует интересам внешней политики и национальной безопасности США и позволит упрочить безопасность основного союзника вне НАТО, который является важной силой в обеспечении политической стабильности и экономического прогресса на Ближнем Востоке».

Правительства Кувейта и Турции подписали контракт на закупку беспилотных авиационных аппаратов Bayraktar TB2 компании Baykar Makina Sanayi Ve Ticaret. Стоимость подписанного Министерством обороны Кувейта с турецкой стороной контракта составляет 367 млн. долл. Количество закупленных БПЛА и сроки их поставки пока не разглашаются. В состав пакета поставки войдут БПЛА, включая вооружение и оборудование для радиоэлектронной борьбы, и мобильные наземные станции управления, соответствующие стандартам НАТО. Пакет также предусматривает техническое обслуживание и логистическую поддержку, обеспечение гарантии, предоставление вспомогательного оборудования, технической документации, проведение наземных испытаний, обучение пилотов и технических специалистов. Кроме того, предусмотрено создание тренажеров с предоставлением технической поддержки в течение 3 лет. Как заявлено, контракт заключен с целью укрепления обороноспособности Кувейта. По оценке командования ВС Кувейта, БПЛА будут применяться для выполнения различных задач, включая разведку и целеуказание, а также смогут нести вооружение, в том числе ракеты с лазерным наведением и управляемые бомбы. Перед заключением контракта БПЛА Bayraktar TB2 прошел испытания в Кувейте в июле 2019 года в сложных климатических условиях (высокая температура, ветер и песчаные бури) и установил рекорд по времени полета – 27 ч 3 мин.

Катар

После трехлетней «заморозки» переговоров ВС Катара возобновляют участие компании Nexter, предложившей ББМ VBCI (Vehicules Blinde de Combat d’Infanterie), в конкурсе на поставку новых бронемашин. Как сообщалось ранее, в декабре 2017 года во время визита президента Франции Эммануэля Макрона в Катар было объявлено о подписании письма о намерениях, предусматривающего поставку ВС Катара 490 ББМ VBCI с колесной формулой 8×8. Переговоры велись около двух лет. Стоимость проекта оценивалась в 1,94 млрд долл. При этом американские, британские, французские, норвежские и бельгийские фирмы претендовали на поставку башен и другого оборудования для французских бронемашин. В марте 2018 года в ходе выставки DIMDEX в Дохе было объявлено, что поставщиком башен и дистанционно управляемых модулей вооружения для 490 ББМ VBCI-2 выбрана норвежская компания Kongsberg. Тем не менее, с 2018 года отношения катарских и французских властей стали ухудшаться из-за нейтралитета Парижа в конфликте Катара с соседними государствами (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн). К концу 2019 года командование ВС Катара стало отдавать предпочтение ББМ «Боксер» производства совместного предприятия ARTEC, сформированного немецкими компаниями Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann. Ранее Катар уже закупил в Германии 62 танка «Леопард-2A7+», 24 155-мм самоходные гаубицы PzH-2000 и другую технику.

Итальянская компания Fincantieri сообщила о состоявшейся 16 мая 2023 года на предприятии в Муджиано (Специя) церемонии передачи ВМС Катара корвета «Сумайсимах» класса «Аль-Зубарах». В мероприятии принял участие командующий ВМС Катара генерал-майор Абдулла бен Хасан альСулаити (Abdullah bin Hassan Al Sulaiti) «Сумайсимах» является четвертым и последним корветом класса «Аль-Зубарах», заказанным Министерством обороны Катара в рамках национальной программы модернизации катарского флота. 16 июня 2016 года компании Fincantieri и MBDA заключили с командованием ВМС Катара контракты на поставку военных кораблей и систем вооружений для них на сумму около 5 млрд евро. Доля Fincantieri в контракте составляет около 4 млрд евро. Итальянская группа Leonardo поставляла для кораблей артиллерийские системы, радиолокационные комплексы и электронику. По условиям контракта, Fincantieri должна построить 7 надводных кораблей нового поколения, включая 4 корвета, 1 десантно-вертолетный корабль-док (LPD – Landing Platform Dock), 2 патрульных корабля прибрежной зоны (OPV – Offshore Patrol Vessel), а также оказать сопутствующие услуги. Все корабли должны быть построены на итальянской верфи Fincantieri в течение 6 лет, начиная с 2018 года. Соглашение также включает обслуживание всех кораблей в Катаре в течение 10 лет после поставки.

Компания Boeing завершила производство 36 многофункциональных истребителей F-15QA (Qatar Advanced) для ВВС Катара. Как сообщает Scramble.nl, 23 мая самолет F-15QA «Эдвансд Игл» (также известен как F-15QA Ababil) с серийным номером FMS 17-0037 совершил свой первый контрольный полет (FCF) в международном аэропорту Сент-Луис Ламберт (шт.Миссури). Данный самолет является первым из двух последних самолетов из первоначального заказа. Ожидается, что вскоре начнутся испытания и FMS 17-0038. Первоначально производственные номера FMS для Катара были зарезервированы в порядке от 17-0001 до 17-0036. Однако в процессе сборки два самолета были переданы ВВС США как F-15EX 20-0001 и 20-0002. Таким образом, для выполнения катарского заказа в производство были добавлены самолеты с номерами 17-0037 и 17-0038. Один из самолетов (серийный номер FMS 17-0010) потерпел аварию 18 мая 2021 года на взлетно-посадочной полосе авиабазы Бельвиль / Скотт (аэропорт Мидамерика, шт.Иллинойс). Пилоты катапультировались. Этот истребитель все еще находится в ремонте и вряд ли он будет готов к передаче ВВС Катара в этом году. До 2024 года Boeing создаст учебный центр для подготовки летного и технического персонала 51-й эскадрильи Ababil («Стая птиц») в составе 5-го авиакрыла ВВС Катара на авиабазе «Аль-Удейд», а также будет поставлять запасные части и предоставлять услуги материально-технической поддержки в Катаре после поставки самолетов.

Как сообщили индонезийские и израильские ресурсы[i], Индонезия в итоге подписала контракт на приобретение 12 выведенных из состава ВВС Катара истребителей французского производства Dassault Mirage 2000-5 (9 одноместных Mirage 2000-5EDA и 3 двухместных Mirage 2000-5DDA). Сообщается, что самолёты уже проходят в Катаре подготовку к транспортировке в Индонезию, которая будет осуществляться транспортными самолетами Ан-124 «Руслан» (видимо, украинской авиакомпании «Авиалинии Антонова»), и что все 12 истребителей должны быть получены индонезийской стороной в этом году. Сообщается, что продажа истребителей Mirage 2000-5 из состава ВВС Катара получила утверждение французских властей и будет осуществлена при содействии Defense Conseil International (DCI) – контролируемой Министерством вооруженных сил Франции компании, играющей фактически роль госпосредника по предоставлению услуг обучения и технической поддержки при экспорте французского вооружения. DCI имеет отдельное представительство в Катаре. Согласно ряду публикаций, ключевым посредником в сделке между Катаром и Индонезией по истребителям сыграла E-Systems Solutions – базирующаяся в Дубае компания, принадлежащая французскому бизнесмену и бывшему офицеру ВВС Франции Хабибу Бухаруба, который после ухода с военной службы создал успешный бизнес в Дубае, номинально специализируясь на продаже и аренде грузовых самолетов в странах Персидского залива и Африки, однако фактически, видимо, занимаясь торговлей и перевозками оружия и выступая посредником в заключении всякого рода сделок в этой сфере. Утверждается, что министр обороны Индонезии Прабово Субиано является деловым партнером Хабиба Бухарубы, и, видимо, последний и выступил инициатором идеи о продаже Индонезии бывших катарских Mirage 2000-5, в итоге добившись реализации сделки. Хабиб Бухаруба поддерживает тесные отношения с правительством Индонезии, способствуя сотрудничеству, необходимому для успешной реализации соглашения. Еще одним международным посредником в катарско-индонезийской сделке выступила чешская компания Excalibur International, входящая в состав объединения Czechoslovak Group бизнесмена Ярослава Стрнада. Сообщается, что Excalibur International вела секретные переговоры относительно финансовых аспектов сделки, возможно, обеспечив ее кредитование со стороны европейских банков. Стоимость контракта пока не известна, но в ноябре 2022 года министерство финансов Индонезии выдало министерству обороны Индонезии правительственные гарантии на сумму 734,5 млн долл. для изыскания иностранного банковского кредитования для финансирования закупки 12 истребителей Mirage 2000-5 в Катаре. Решение приобрести истребители Mirage 2000-5 в Катаре вызвано стремлением Индонезии найти оперативную замену так и не полученным из России самолётам Су-35, контракт 2018 года на закупку которых был отменен индонезийской стороной под американским давлением. Хотя ВВС Индонезии изначально не проявляли особого интереса к катарским истребителям, однако вмешательство министра обороны Прабово Субиано привело к их покупке. 12 катарских истребителей Mirage 2000-5, построенных в 1997-1998 годах и находящихся в хорошем техническом состоянии, в последние годы привлекали внимание целого ряда потенциальных покупателей — в частности, одно время переговоры об их выкупе вели ВВС Индии, но не достигли соглашения по финансовым и внутрииндийским бюрократическим причинам. В ноябре 2021 года было сообщено о достижении соглашения о приобретении этих самолетов французской частной компанией Ares, намеревавшейся предоставлять их на подрядной основе для обеспечения заказчикам услуг по боевой подготовке (в частности, компания уже имела контракт с ВМС Франции), однако в итоге сделка также не состоялась. В августе-сентябре 2022 года сообщалось об интересе к приобретению или аренде данных истребителей Болгарией в качестве «временного» решения до получения ею заказанных американских истребителей Lockheed Martin F-16V Block 70. Но в итоге покупателем катарских Mirage 2000-5 стала Индонезия.

ОАЭ

Переговоры с ОАЭ о закупке БПЛА MQ-9B Sea Guardian находятся на продвинутой стадии. Около 10 лет американские оборонные кампании тесно сотрудничают с ВВС ОАЭ, в первую очередь в рамках программы MQ-1, и руководители ОАЭ проявляют интерес к приобретению некоторых других американских платформ. Однако для таких изделий, как БПЛА MQ-1 или MQ-9B, может потребоваться длительный процесс получения разрешения на экспорт. MQ-1 могут собирать разведданные и выявлять угрозы, в то время как MQ-9B рекламируются как ориентированные на море системы, обеспечивающие наблюдение и разведку. Учитывая значительный объем движения морских  судов, проходящих через территориальные воды ОАЭ, эффективная и постоянная осведомленность о морской сфере имеет решающее значение для их безопасности. Официальные лица General Atomic надеются в 2023 году добиться прогресса в интеграции своих БПЛА с системами спутниковой связи на низкой околоземной орбите, что может снизить эксплуатационные расходы и уменьшить аппаратную нагрузку.

Южнокорейское оборонное закупочное ведомство Defense Acquisition Program Administration (DAPA)[ii]подписало с государственным фондом развития обороны и безопасности ОАЭ Tawazun Council меморандумы о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству в области оборонной промышленности и о присоединении ОАЭ к реализации осуществляемой южнокорейской авиастроительной корпорацией Korea Aerospace Industries (KAI) программы создания перспективного многоцелевого среднего самолета военно-транспортной авиации (ВТА) МС-Х[iii]. По условиям второго меморандума обе стороны будут осуществлять совместные инвестиции, исследования и технологические разработки для проекта МС-Х, что «будет способствовать дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества в военной промышленности». Стоимость планируемых инвестиций ОАЭ в программу МС-Х оценивается специалистами с сумму около 3,2 млрд долл. Данное соглашение является составной частью инвестиционной программы из нескольких подписанных соглашений, в рамках которой ОАЭ планируют выделить суммарно до 30 млрд долл. на развитие оборонного и энергетического сектора Южной Кореи. Также отметим, что договоренность о совместной разработке нового самолета ВТА следует за рядом других двусторонних соглашений в сфере военно-технического сотрудничества. Так, ОАЭ закупили южнокорейские РСЗО K239 «Чунму» и ЗРК KM-SAM Block.2. Ряд экспертов также считает, что ОАЭ могут стать покупателем южнокорейского истребителя KF-21 Boramae, находящегося в стадии разработки.

Оман

Правительство Омана объявило об увеличении на 2,7% расходов на обеспечение обороны и безопасности, несмотря на рекомендации профильного комитета парламента об их снижения из-за падения цен на нефть. Увеличение расходов на обеспечение обороны и безопасности на 2,7% является минимальным с 2011 года. В предыдущий период расходы на оборону и безопасность выросли практически вдвое. В этот период Оман реализовал ряд крупных программ по закупке оружия, включая соглашения на поставку 12 истребителей F-16C/D, 12 истребителей «Тайфун» и 8 УБС «Хоук» AJT. В конце 2013 года был подписан контракт стоимостью 1,28 млрд дол на поставку ЗРК NASAMS.

Выводы

– государственное и военное руководство ССАГПЗ продолжает реализовать подход по комплектованию национальных ВС образцами вооружений производства иностранных государств. Данный аспект привлекает внимание местных военных, поскольку позволяет всесторонне оценить боевые возможности вооружений иностранных государств;

– текущие закупки вооружений проводятся странами региона в период, когда их правительства пытаются определить свои военно-политические приоритеты и получить определенную степень суверенитета в обеспечении защиты своей территории;

– диверсификация источников закупок вооружений вызывает некоторые практические трудности для конечных пользователей в регионе Ближнего Востока. Например, турецкие комплексы С-400 не могут быть интегрированы с системой противовоздушной обороны НАТО из-за опасения утечки информации о входящих в ее состав средств западного производства. Аналогичным образом, ближневосточные покупатели китайских беспилотных летательных аппаратов столкнулись с проблемами их интеграции в системы командования и боевого управления западного производства;

– можно сделать вывод о том, что использование ССАГПЗ смешанного парка вооружений в перспективе до 2025 года может оказать негативное влияние на возможности проведения совместных операций с ключевыми западными партнерами (США и страны НАТО).

[i] https://ulasan.co/qatar-bersiap-kirim-12-jet-tempur-mirage-2000-5-ke-indonesia/

[ii] https://www.dapa.go.kr/dapa/na/ntt/selectNttInfo.do?menuId=678&bbsId=326&nttSn=43058

[iii] https://sports.yahoo.com/uae-joins-south-korea-military-142722492.html?guccounter=1&guce_referrer=aHR0cHM6Ly93d3cuZ29vZ2xlLmNvbS8&guce_referrer_sig=AQAAALn47x7i0giLHNGsSmtwCFtyovRQktTcUmNMX-KNRm4SmeUUk57Gu933ibeXHTYv9XPi88L33WphCtRL8j5GedfzfvbI44pqJNS4k77jNCiaIKNmwjRbYaH2EdIviAA7QG_rWpsbxpNnsdYPdyn1SWGW33t7N_f5oXx-AI0qkzn0

53.07MB | MySQL:103 | 0,495sec