США-Судан: «реалисты» наносят ответный удар

26 января с.г. представитель США в ООН С.Райз заявила, что Совет безопасности этой организации получил от руководства ООН заверения в ориентировании подразделений ЮНАМИС на защиту мирного населения на юге Судана. Ооновское руководство подвигло к этому «неожиданному решению» печальная статистика, предоставленная рядом правозащитных и благотворительных организаций. Согласно этим данным, за 2009 год в результате межплеменных столкновений на юге Судана погибло 2500 человек (в Дарфуре – 16), а еще 350 000 были вынуждены покинуть свои дома. Заместитель генсека ООН по миротворческим операциям А. Ле Рой в этой связи заявил, что «подразделения ЮНАМИС на основании главы 7 Устава ООН предпримут незамедлительные действия в зонах своей ответственности для защиты мирного населения от физического насилия».

В этой связи С.Райс заявила, что «США серьезно озабочены тем, как ЮНАМИС выполняет возложенные на него мандатом обязанности в этой сфере». Она добавила, «что в процессе консультаций в Совбезе обсуждались некие новые меры по действию ЮНАМИС в этой области». Какие, американский дипломат не конкретизировала. По некоторым данным, к ним относится, прежде всего, введение дополнительных сил миротворческого контингента для патрулирования «проблемных районов». Кроме того, закономерно встал вопрос о выделении дополнительных финансовых средств для обеспечения размещения этих сил. По тем же данным, на сегодняшний день эта проблема остается нерешенной.

Поводом для этой риторики С.Райс стало обращение к ней тринадцати сенаторов США, которые отметили «возрастающий градус насилия в южных штатах и призвали поставить вопрос о принятии дополнительных мер по защите гражданского населения». Кроме того, в заявлении была выражена озабоченность перспективой развития ситуации на Юге по мере приближения даты всеобщих выборов. Сенаторы также призвали осуществлять в полной мере мониторинг за соблюдением эмбарго по поставкам оружия Судан. в том числе и его южную часть.

Особо отметим, что среди этих сенаторов «запевалой» выступал Дж.Керри, который считается одним из «теневых кардиналов» новой, «реалистичной» политики США в Судане. Вспомним также недавнюю статью в «Роллинг Стоун», в которой очень жестко критикуется позиция «неоконов» по отношению к Судану, приводятся цитаты из циркуляров Госдепа США с рекомендациями «наносить точечные бомбовые удары по суданским войскам» и т.п. В этой же статье американский спецпредставитель С.Грейшен очень выгодно показан «на контрасте». Все это навевает размышление о подготовке «реалистами» в американском политическом сообществе «новой атаки» на Госдеп США, или, как минимум, возвращение на утерянные в ноябре-декабре прошлого года позиции.

Тема оружейного эмбарго тоже «всплыла» не случайно. Абсолютно очевидно, что Дж.Керри метил в первую очередь в нелегальные поставки вооружения в Южный Судан из Кении и Уганды. Не даром в заявлении сенаторов особый акцент делался на тяжелом вооружении (танки со злосчастной «Фаины»?). С.Райс конечно постаралась это интерпретировать в свою пользу, туманно намекнув на факт «потока вооружения, причем не только легкого, в Южный Судан из разных стран, в том числе и с севера страны». Правда, она тут же оговорилась, что «эти данные надо еще проверять».

Последовала естественная реакция Хартума, который устами своего министра иностранных дел М.Халида решительно опроверг указанные заявления: «Подобного рода заявления при отсутствии реальных доказательств способны серьезно подорвать процесс стабилизации в Судане». Сердито и справедливо. С.Райс явно перестаралась.

Совершенно очевидно, что в центре заявления сенаторов (т.е. Дж.Керри) лежит, прежде всего, проблема поставок в Южный Судан «тяжелого вооружения», которое во вспышках межплеменной розни никак задействовано не было. Речь, таким образом, идет о насыщении южносуданской армии тяжелым вооружением с явным прицелом на возможную вспышку насилия между Севером и Югом после проведения референдума о независимости в 2011 году. Это очень принципиальный момент для Дж.Керри и С.Грейшена, которые к Джубе больших симпатий, как известно, не питают.

Второй момент связан с привлечением международного внимания к проблемам сложной ситуации в Южном Судане в свете опять же возможности его возможного отделения. Более того, Дж.Керри своей инициативой фактически выводит эту проблему в сферу ответственности ЮНАМИС, который теперь обязан регулярно предоставлять Совбезу ООН аналитические материалы (с их последующим обнародованием) о состоянии межплеменных столкновениях на Юге. Не надо быть пророком, чтобы предсказать дальнейшее увеличение количества таких столкновений. Таким образом, при участии авторитетной международной организации будет проводиться последовательная дискредитация способности южносуданских властей самостоятельно управлять государством.

Комбинация изящная и особенно «византийская» по причине того, что обличать южносуданские власти (или демонстративно молчать, что еще хуже) предстоит их ярой стороннице С.Райс.

При этом и Дж.Керри, и С.Грейшен фактически не видят в настоящий момент возможности сохранить единство Судана. Несмотря на практически «стопроцентный» неутешительный исход этой «независимости», и «реалисты» и «демократы» в американском политическом сообществе, похоже, с ней смирились.

Возвращаясь к теме контрабандных поставок оружия в Южный Судан и обвинений суданских властей по этому поводу, то отметим, что некоторое время назад появлялись данные о том, что северосуданские кочевые племена перевозили стрелковое оружие на Юг. Но суть этих «оружейных» караванов, как видится, несколько иная. Для того, чтобы дестабилизировать обстановку на Юге, Хартуму совсем не надо переправлять туда оружие. Оружия там и так в избытке, а природа межклановых столкновений между нуэр и динка никак не связана с наличием или отсутствием стрелкового оружия. Они, при желании, спокойно могут убивать друг друга при помощи мачете.

Речь здесь идет о том, что Джуба превращается ударными темпами в «черную дыру» для нелегальной торговли оружием, которое активно поставляется на африканский континент через Эритрею, Кению и Сомали из Йемена. Это одна из самых доходных статей бюджета йеменского президента А.Салеха, который «со товарищи» активно закупает оружие в странах бывшего Варшавского договора с последующей перепродажей в Африку.

С учетом абсолютной неподконтрольности южных штатов и полной прозрачности границ, они превращаются в идеальный полигон для контрабандной переправки оружия на Африканском континенте. Это тем более вероятно, что доля «нефтяных» доходов после получения независимости резко уменьшится.

49.57MB | MySQL:112 | 0,688sec