Об участии США в антитеррористических операциях в Йемене

В течение последних шести недель спецназ и разведка США, в тесном сотрудничестве с армией и службой безопасности Йемена, активно проводят совместные секретные контртеррористические операции, в результате которых уже был уничтожен ряд лиц, в том числе шестеро из пятнадцати лидеров организации “Аль-Каида на Аравийском полуострове”. Эти действия, одобренные Бараком Обамой и начатые в декабре 2009 г., с американской стороны осуществляются несколькими десятками солдат и офицеров из Объединенного командования специальных операций (ОКСО), главная задача которого – отслеживание и уничтожение подозреваемых в участии и пособничестве террористическим группам. Впрочем, как утверждается, спецназовцы из США не принимают участия в вооруженных акциях на территории Йемена, но помогают их планировать, отрабатывают стратегию и тактику, а также обеспечивают местные военные подразделения оружием и амуницией. Разведки обеих стран обмениваются информацией и осуществляют анализ созданной “Аль-Каидой” боевой сети. Кроме того, США поставили в Йемен специальное электронное оборудование для различных видов наблюдения за противником и трехмерные карты территории.

В рамках кампании и с одобрения Обамы 24 декабря 2009 г. была осуществлена атака на одну из баз “Аль-Каиды на Аравийском полуострове”, направленная против одного из ее лидеров — американского гражданина Анвара аль Олаки, который встречался там с другими региональными руководителями. Выживший в результате нападения, он был внесен в список граждан США, подлежащих захвату или уничтожению спецназом ОКСО.

Масштабы американского участия в антитеррористической вооруженной кампании на территории Йемена стали известны только в январе. Одобренное правительством этой страны присутствие здесь ВВС США держалось в секрете от населения в связи с тем, что оно подрывало позиции президента Али Абдуллы Салеха, вынужденного выбирать между поддержкой США, с одной стороны, и различных политических, этнических и религиозных групп, недовольных вмешательством США во внутренние дела Йемена, — с другой. Следует отметить, что такого рода сотрудничество с Йеменом представляет собой яркую иллюстрацию усилий администрации Обамы повысить уровень контртеррористической деятельности в целом и в районах вне Ирака и Афганистана, в частности. По словам одного из сотрудников йеменской администрации, пока это “сотрудничество” осуществляется вполне гладко и эффективно.

Надо сказать, что ни в Пентагоне, ни в Госдепе, ни в других структурах не существует единого мнения в оценке деятельности правительства Обамы в области борьбы с терроризмом. Однако уже отмечается, что в настоящее время усилия по уничтожению “Аль-Каиды” и “Талибана” — после осуществленных благодаря удачным разработкам ЦРУ успешных ракетных атак по определенным точкам, находящимся в неуправляемых районах вдоль границы между Афганистаном и Пакистаном, — достигли небывалых масштабов. В частности, за один только год правления новой американской администрации этих атак было произведено больше, чем за три последних года деятельности Буша-младшего.

Кроме того, в рамках начатой в декабре контртеррористической кампании подразделение американского спецназа было направлено и в Сомали. Перед подразделением была поставлена задача захватить или уничтожить Салеха Али Набхана — кенийца, обвиняемого в осуществлении теракта на кенийском курорте, принадлежащем израильтянам.

Республиканские законодатели и бывший вице-президент США Ричард Чейни охарактеризовали меры, принятые новым президентом в борьбе с терроризмом, как слишком мягкие. Это произошло после того, как он запретил “суровые методы”, а фактически пытки, применяемые при допросах возможных террористов, разрешенные при Буше, и заявил о своем намерении закрыть военную тюрьму Гуантанамо. Действительно, с самого начала и до сих пор, после года как успехов, так и разочарований, Обама полагает, что самый эффективный путь уничтожения “Аль-Каиды” и ее союзников – работать вместе с иностранными партнерами и даже в тех странах, где нет демократии и наблюдаются нарушения прав человека. Для расширения же доступа в подобные регионы Обама готов увеличить финансовую помощь, оказываемую местным правителям.

Что касается Йемена, то уже целый ряд американских высокопоставленных военных и гражданских лиц внесли свой вклад в углубление двустороннего сотрудничества на ниве антитерроризма. Среди посетивших Салеха — Командующий ОКСО, вице-адмирал Уильям Макравен, советник Белого Дома по борьбе с терроризмом Джон Бреннан и генерал Дэвид Петрэус, командующий Центральным командованием США.

По словам представителя йеменской администрации, страны достигли быстрых договоренностей по стратегическим вопросам, но, естественно, американское вмешательство будет носить ограниченный характер; ключом же к успеху остается обмен разведывательной информацией.

В недавно построенном Центре объединенных операций американские советники действуют как посредники между йеменскими и американскими военными и сотрудниками разведки (число которых, задействованных только в этой кампании, достигает уже нескольких тысяч человек), работающих в Вашингтоне, а также штатах Виргиния, Флорида и Мэриленд по сбору и анализу разведывательной информации.

Объединенные усилия вылились уже более чем в два десятка наземных рейдов и воздушных атак. Военные и разведка считают, что несколько сотен боевиков составляют группу, имеющую исторические связи с головной организацией “Аль-Каида”, но функционирует самостоятельно. Глава ОКНШ, адмирал Майк Маллен, выступая в начале января в одном из американских военно-морских колледжей, заявил, что США не имеют планов размещения регулярной армии в Йемене, а потому, считает он, присутствие и влияние там “Аль-Каиды” будут расти. США, по его мнению, стараются улучшить отношения со страной, но впереди еще много трудностей.

Между тем, йеменский президент Салех столкнулся с давлением не только со стороны США, но и со стороны других крупных финансовых спонсоров — Саудовской Аравии и ОАЭ, потребовавших усилить контроль над ситуацией в северных пограничных районах страны. Поэтому еще в августе прошлого года Салех сам обратился к США с просьбой начать более предметный диалог по вопросу о двустороннем сотрудничестве. Ведущаяся в настоящее время кампания – результат того обращения.

Судя по всему, Салех всерьез намерен преследовать “Аль-Каиду” и не собирается сопротивляться расширению американского вмешательства. Надо сказать, что упрочение администрацией Обамы двусторонних связей в области разведки базируется на отношениях, установленных между спецслужбами Йемена и США еще в те времена, когда директором ЦРУ был Джордж Теннет. Вскоре после 11 сентября 2001 г. Теннет побудил Салеха к налаживанию партнерства, что позволило ЦРУ и Пентагону уже тогда осуществлять атаки на базы террористов. Отчасти готовность Салеха к сотрудничеству тогда объяснялась его опасением, что Йемен, родина предков У.бин Ладена, окажется (и он не ошибся) в списке тех стран, куда США будут готовить скорое вторжение. Теннет обеспечил йеменские вооруженные силы вертолетами, оборудованием для высадки десанта и сотней спецназовцев для обучения местных антитеррористических подразделений. Он также добился от Салеха разрешения на полеты над территорией страны беспилотных самолетов “Хищник” (“Predator”) с ракетами Hellfire. В ноябре 2002 г. был достигнут первый “успех”. В результате ракетной атаки на территории Йемена было уничтожено шесть боевиков “Аль-Каиды”, движущихся через пустыню на автомобиле. Главными целями ЦРУ были Абу Али аль Харити, организатор теракта, направленного против корабля военного флота США в 2000 г., и американский гражданин-террорист Камаль Дервиш, который, как было известно ЦРУ, также находился в машине. Преднамеренное убийство гражданина США, в законности которого никто не усомнился, открыло новую страницу в антитеррористической деятельности. Теперь это считается нормальным и этичным.

После 11 сентября 2001 г. Буш дал ЦРУ, а позже и военным полномочия на ликвидацию американских граждан за границей, если есть доказательства их причастности к деятельности, направленной против интересов США. Жертва должна “представлять собой продолжительную и непосредственную угрозу для США”. Формально для убийства должны существовать серьезные “доказательства”, фактически же их уровень остается неопределенным. Администрация Обамы придерживается того же принципа: если американский гражданин вступает в “Аль-Каиду” или другую террористическую организацию, он становится врагом, а враг подлежит уничтожению.

И ЦРУ и ОКСО располагают списками лиц, подходящих под категорию “важная цель” или “важное лицо”, то есть предназначенных для захвата или ликвидации. Список ОКСО включает трех американцев, в том числе Олаки, чье имя было добавлено в конце прошлого года. Список ЦРУ уже несколько месяцев назад включал группу американских граждан. Сотрудники разведки утверждают, что родившийся в штате Нью-Мексико исламский религиозный деятель-террорист Олаки был связан с военным врачом – майором Нидалем М.Хасаном (его история долго не сходила со страниц американских газет), виновным в убийстве 12 военных и гражданских лиц в форте Худ в Техасе. Йеменские власти утверждают, что Олаки – самая опасная фигура среди террористов на территории страны и что он участвовал в подготовке нигерийца, виновного в попытке осуществления теракта на Рождество.

Йеменский министр иностранных дел Абубакр аль Кирби заявил на прошлой неделе в Вашингтоне, что задача его правительства в настоящее время – заставить Олаки сдаться, чтобы он смог предстать перед судом по обвинению в сотрудничестве с врачом-убийцей из форта Худ. Других обвинений против него выдвинуть пока невозможно. Однако “боевой путь” Олаки, который сейчас, скорее всего, находится в южной провинции Шабва, отслеживается разведками двух стран, и есть шанс, что в результате тесного сотрудничества между США и Йеменом в скором времени будет уничтожен еще один лидер “Аль-Каиды”.

62.94MB | MySQL:102 | 0,545sec