Иран: декабрь 2009 г. Экономическая ситуация

1.НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

По данным издания «Экономист» (ноябрь 2009), рост ВВП в Иране был следующий (в млрд долларов): 2008г. — 337,5; 2009г. — 358,9. Ожидается: 2010 г. – 414; 2011 г. — 489,5; 2012г. — 587,5; 2013г. — 697,4; 2014г. – 816. Таким образом, к концу 2014 года объем ВВП Ирана, по прогнозам, вырастет более чем в два раза по сравнению с текущим годом.

При этом, как заявил в декабре генеральный секретарь Дома крестьянина Мортаза Шайесте, 20% ВВП Ирана создаются трудом крестьян и жителей сельской местности. В настоящее время в Иране насчитывается 4,3 млн фермерских и крестьянских хозяйств. Они нуждаются в серьезной поддержке со стороны меджлиса и правительства. Иранские крестьяне не получают в полном объеме необходимой им финансовой помощи и их возможности остаются ограниченными. Иран все больше импортирует сельскохозяйственной продукции, и это приводит к постепенному исчезновению продукции отечественного производства. При этом с учетом благоприятных климатических условий и производственного потенциала в области сельского хозяйства Иран способен обеспечить потребности в сельскохозяйственной продукции населения численностью не менее 200 млн человек. Тем не менее, сегодня в сельском хозяйстве Ирана наблюдаются многочисленные трудности.

Одной из мер по ускорению экономического развития Ирана, глава Тегеранской палаты торговли, промышленности и рудников Яхья аль-Исхак считает создание новых свободных и особых экономических зон в Иране. Ныне ситуация складывается не в пользу ИРИ. Практически все страны региона превращаются, по сути, в свободные и особые экономические зоны, главное преимущество которых состоит в отмене таможенных и налоговых сборов. Данный процесс в соседних странах приведет к росту иранского импорта. Один из способов противостоять такому росту заключается в расширении свободных и особых экономических зон в самом Иране.

По словам Яхьи аль-Исхака, новому руководству Центра по делам свободных и особых экономических зон следует ориентировать названные зоны, прежде всего, на экспортную деятельность. До сих пор через них, в основном, осуществлялись импортные поставки.

Министр нефтяной промышленности Ирана Масуд Мирказеми предупредил об увеличении цен на нефть в случае, если против Тегерана будут применены новые санкции. «Иран остается одним из главных экспортеров нефти в мире, так что попытка остановить экспорт иранской нефти непременно приведет к скачку цен», – заявил министр.

Масуд Мирказеми, комментируя возможное введение эмбарго на поставки бензина в Иран, сообщил, что запрет на поставки нефтепродуктов не скажется на иранской нефтяной промышленности. Но все же он призвал Организацию стран-экспортеров нефти (ОРЕС) не увеличивать квоты на поставки нефти. По его словам, сегодня картель должен добиваться стабилизации рыночных цен, для чего необходимо сохранить квоты прежними.

 

Центральный банк Ирана установил на 28 декабря официальный курс 1 евро в размере 14346 риалов (на 30.11.2009 — 14939 риалов), 1 английского фунта в размере 15921 риала (16424 риалов), 1 американского доллара в размере 9977 риалов (9914 риала), 100 японских иен в размере 11897риалов (11485 риалов) и 1 швейцарского франка в размере 9619 риала (9901 риалов).

 

Справка. Денежная единица Ирана официально называется риал, но часто для расчетов используется такая единица как туман (червонец), который равен 10 риалам.

 

Нефть и нефтепереработка

В 2015 году Иран планирует увеличить добычу нефти на 30% — до 5,15 млн баррелей в день, а газа — почти в два раза — до 1,111 млрд кубометров в день (данные государственной иранской нефтяной компании National Iranian Oil Company (NIOC).

Нынешний уровень добычи нефти в стране составляет более 4 млн. баррелей в день. Согласно пятилетнему плану экономического развития страны, Иран также планирует увеличить добычу газа почти в два раза — с 600 млн кубометров в день до 1,111 млрд кубометров в день.

Как известно, Иран испытывает значительный дефицит бензина. ИРИ вынуждена импортировать около 40 % потребляемого в стране бензина. В условиях угрозы эмбарго на его поставки в страну (в рамках предполагаемых санкции) иранское руководство предпринимает решительные меры по созданию производственных мощностей по выпуску этого вида автомобильного топлива.

Генеральный директор Иранской национальной компании по распределению нефтепродуктов Фарид Амери заявил, что до конца текущего года (до 20.03.10) Иран будет нуждаться в импорте в среднем 22 млн литров бензина и 9 млн литров дизельного топлива в сутки. По словам Фарида Амери, в середине декабря объем потребления топлива в стране в среднем составлял 64 млн. литров бензина и около 100 млн литров дизельного топлива в сутки. При этом на отечественных нефтеперерабатывающих заводах ежесуточно производится около 44 млн литров бензина и 87 млн литров дизельного топлива.

Фарид Амери отметил, что потребление бензина в стране по сравнению с прошлым годом существенно не изменилось, а потребление дизельного топлива с учетом увеличения использования этого вида топлива на электростанциях выросло примерно на 5 млн литров в сутки.

Как отметил Фарид Амери, данные о дефиците бензина и дизельного топлива доведены до сведения планового отдела министерства нефти. Соответствующий запрос с целью покрытия этого дефицита за подписью министра будет направлен на рассмотрение в правительство, а затем в меджлис будет направлен законопроект о выделении финансовых средств на импорт необходимого топлива.

Министр нефти Масуд Мирказеми заявил в декабре, что на некоторых нефтеперерабатывающих комбинатах на юге страны ударными темпами реализованы проекты по производству бензина. На данный момент эти комбинаты готовы производить до 14 млн литров бензина в сутки. По словам министра, названное количество дополнительного топлива будет производиться в случае отсутствия возможности импортировать такое количество бензина из-за границы. Кроме того, ныне расширяется производство на нескольких нефтеперерабатывающих заводах, реализуются проекты по реконструкции ряда предприятий с целью повышения качества выпускаемой ими продукции. Осуществление всех этих проектов будет поэтапно завершаться в следующем году.

При этом г-н Мирказеми отметил, что, несмотря на предпринимаемые шаги по расширению производства в нефтеперерабатывающей промышленности с целью достижения уровня самодостаточности в области производства бензина, потребление этого вида топлива по-прежнему остается высоким.

Масуд Мирказеми сообщил, что с целью достижения уровня самодостаточности в области производства бензина и осуществления в будущем его экспорта будут использоваться три источника финансирования: банковские кредиты, финансовые обязательства частного сектора и собственные средства министерства нефти. Министр нефти выразил надежду на то, что новые нефтеперерабатывающие заводы при необходимом финансировании будут введены в эксплуатацию с 2011 года.

Кроме нефти и нефтепродуктов министр Мирказеми занимается контролем за соблюдении исламских нравов в вверенной ему отрасли. Так, в декабре он издал указ, по которому незамужним женщинам запрещается работать на газовом месторождении «Ассалуйя» и на находящихся в Специальной экономической зоне энергетического профиля «Парс» нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях. Пока не ясно, будут ли в связи с этим уволены уже работающие на данных предприятиях незамужние женщины. В рамках общего курса на исламизацию нравов еще 18 месяцев назад руководство компании, работающей на месторождении «Ассалуйя», призвало своих незамужних и неженатых сотрудников активнее обзаводиться семьями.

 

Газ

Генеральный директор Иранской национальной газовой компании National Iranian Gas Company (NIGC) Джавад Оуджи заявил, что в течение 3,5 ближайших лет начнется эксплуатация новых газовых месторождений и новых фаз освоения «Южного Парса». По словам Джавада Оуджи, для освоения новых мощностей по производству газа NIGC предстоит создать необходимую инфраструктуру. С этой целью ведется строительство новых и реконструкция имеющихся газоочистительных заводов, расширяется сеть газопроводов высокого давления и строятся компрессорные станции. Джавад Оуджи выразил надежду на то, что уже в будущем году начнется закачка газа в хранилище «Серадже-Кум» и эксплуатация этого газохранилища.

Заместитель главы Организации по развитию и модернизации промышленности Ирана по вопросам реализации промышленных проектов Сафар Халиль Аржманди заявил, что работы на 17-ой и 18-ой фазах освоения газового месторождения «Южный Парс» в районе Асалуйе провинции Бушер выполнены на 34%. Предполагается, что при необходимом финансировании эксплуатация 17-ой и 18-ой фаз начнется до 2012 года. Объем капиталовложений в разработку 17-ой и 18-ой фаз должен составить 2 млрд 49 млн долларов.

На названных фазах планируется ежесуточно добывать 50 млн куб. м газа, 80 тыс. баррелей газового конденсата и 400 т серы, а также производить 1 млн т этана и 1 млн 50 тыс. т сжиженного газа в год. Реализация проекта была начата в 2007 году.

 

Справка. Освоение газового месторождения «Южный Парс» разделено на 28 фаз, и к настоящему времени добыча газа и других материалов ведется на 10 фазах.

 

Генеральный директор Иранской национальной компании по экспорту газа National Iranian Gas Export Company (NIGEC) Реза Кесаи-заде заявил, что для иранского газа, который может поставляться как по трубопроводам, так и в сжиженном состоянии (в виде сжиженного природного газа – СПГ, анг. — LNG) доступны любые точки земного шара.

Указав на то, что Иран занимает незначительное место на мировом газовом рынке по сравнению с основными конкурентами, г-н Кесаи-заде в качестве основной причины такого положения назвал рост внутреннего потребления газа и отметил: «К сожалению, чем больше газа производится в стране, тем больше его потребляется».

Это касается и автомобильного транспорта. Ежесуточно в Иране расходуется около 11 млн куб. м сжатого (не путать с сжиженным) природного газа в качестве автомобильного топлива, которым заправляется более 1,3 млн автомобилей.

На данный момент в ИРИ насчитывается 572 газовые автозаправочные станции и 449 станций, на которых осуществляется заправка автомобилей и газом, и бензином. Всего в Иране выпущено 1 млн 670 тыс. автомобилей, работающих на двойном топливе. До конца текущего года (до 20.03.10) количество газовых автозаправочных станций увеличится как минимум на 250 единиц.

 

Энергетика

За 8 месяцев текущего года (21.03-21.11.09) объем производства электроэнергии в Иране вырос на 3,63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные министерства энергетики ИРИ). За указанный период в стране было произведено более 159 тыс. гигаватт/час электроэнергии, что на 5,5 тыс. гигаватт/час больше, чем в прошлом году.

Из названного количества электроэнергии около 154,4 тыс. гигаватт/час электроэнергии было произведено на тепловых электростанциях и 4,6 тыс. гигаватт/час – на гидроэлектростанциях.

Статистические данные свидетельствуют о том, что объем производства электроэнергии на ТЭС вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,31% и на ГЭС – на 15,75%. Ощутимое увеличение объема производства электроэнергии на ГЭС в текущем году связано с тем, что в текущем году выпало достаточное количество осадков и тяжелый период прошлогодней засухи завершился.

В Иране постоянно проводятся ремонтно-профилактические работы, дающие возможность поддерживать энергомощности в рабочем состоянии.

Кроме того, в стране осуществляется программа использования альтернативного топлива. В декабре между муниципалитетом Тебриза и одной турецкой компанией подписан контракт на строительство электростанции, в качестве топлива для которой будет использоваться газ метан, вырабатываемый из городских отходов. Согласно контракту, в течение 18 месяцев инвестиционная компания осуществит подготовительные мероприятия и затем построит в Тебризе электростанцию мощностью 2 МВт электроэнергии. В дальнейшем ее мощность может быть увеличена до 4-6 МВт электроэнергии, и она позволит не только получать электроэнергию, но и снизить уровень загрязнения окружающей среды. Объем первоначальных капиталовложений со стороны турецкой инвестиционной компании составит около 5 млн долларов. В дальнейшем эта сумма может быть увеличена до 10 млн долларов.

В провинции Хоросан с помощью силы ветра будет производится около 60 МВт электроэнергии. Это произойдет, когда будет осуществлена установка 50 новых ветряных турбин на ветряной электростанции в Биналуде. На эти цели выделено в общей сложности 500 млрд риалов (около 50 млн.долларов). В самое ближайшее время строительство 10 турбин из названного количества будет завершено, и начнется их эксплуатация. На данный момент на электростанции в Биналуде действуют 43 ветряные турбины, которые производят более 28 МВт электроэнергии. Изучается вопрос о предоставлении частному сектору возможности производить до 100 МВт электроэнергии на этой ветряной электростанции.

В свободной экономической зоне (СЭЗ) «Чахбахар» на юге страны (побережье Оманского залива) реализуется масштабный проект по производству чистой энергии. Район Чахбахар обладает уникальными особенностями с точки зрения количества солнечных дней и направления воздушных потоков, и это позволяет производить «чистую» электроэнергию. В соответствие с проектом, его реализация будет осуществляться в два этапа. На первом этапе солнечные батареи и ветрогенераторы, предназначенные для производства электроэнергии, будут установлены на площади в 3 тыс. га. На втором этапе электроэнергия будет производиться на еще больших площадях. В случае своевременной подготовки проектной документации на реализацию первого этапа проекта потребуется один год, а второго этапа – около трех лет.

Сооружение с помощью России АЭС в Бушере ведется с опережением установленного графика. Сейчас ведутся испытания оборудования. На сегодняшний день осталось провести три вида тестирования, после чего начнется ввод станции в эксплуатацию. Если не возникнут какие-то непредвиденные ситуации, то уже в самые ближайшие месяцы будет осуществлен пуск станции. Иранская сторона особо отмечает надежность и высокую степень безопасности сооружаемого объекта.

 

Горнорудная промышленность и металлургия

В Иране началось строительство нового сталелитейного завода мощностью 1,2 млн т продукции в год. Этим проектом занимается иранская металлургическая компания Kish South Kaveh Steel. Планируется завершить строительство через 3 года. Завод будет оборудован одной 170-тонной электродуговой печью, одной 170-тонной ковшовой печью и одной 6- или 8-полосной машиной для непрерывного литья. На заводе будет производиться заготовка форматом от 100х100 до 200х200 мм и длиной 120 м.

Напомним, что в феврале-марте другая иранская стальная компания – West Asia Steel – также запустит в стране металлургический завод, который будет специализироваться на выпуске холоднокатаной стали. Проект уже на 97% завершен, и в первый год работы планируется произвести 250 тыс. т х/к стали. За следующие три года будет достигнута номинальная мощность в 500 тыс. т в год. Стоимость этого проекта составляет 220 млн долл.

Отметим, что Иран является единственной на Ближнем Востоке страной, которая в текущем году увеличила объемы выплавки нерафинированной стали. Экономика Ирана не имеет прочных связей с другими государствами. Именно поэтому эффект от мирового экономического кризиса не повлиял непосредственно на выпуск стали в стране. Производство нерафинированной стали на государственных сталелитейных предприятиях Ирана к концу ноября текущего года по сравнению с прошлым годом выросло на 10,3%. Согласно подсчетам экспертов, выпуск металла на этих заводах составил в целом примерно 9,98 млн т. В свою очередь, выпуск нерафинированной стали на частных мини-заводах страны, согласно оценкам Иранской ассоциации производителей стали, составил примерно 500-700 тыс. т. Тем не менее, эти цифры не вошли в статистку WSA.

Ранее сообщалось, что иранские металлурги намерены в нынешнем году, который закончится 21 марта будущего года, увеличить производство нерафинированной стали до 13,4 млн т.

В начале декабря первый вице-президент Мохаммед Реза Рахими на церемонии ввода в эксплуатацию доменной печи №3 на Исфаганском металлургическом комбинате заявил, что в скором времени в Иране начнется промышленное производство железнодорожных рельсов.

Г-н Рахими отметил, что в самое ближайшее время правительство устранит имеющиеся финансовые трудности, мешающие производству рельсов в стране, и перед министерством дорог и транспорта в этой связи ставится задача использовать рельсы отечественного производства.

Первый вице-президент сообщил о том, что в ближайшем будущем акции Исфаганского металлургического комбината будут выставлены на биржевые торги. В настоящее время устраняются административные препятствия, и проходит процесс биржевой регистрации, необходимый для передачи металлургического производства частному сектору.

Министр промышленности и рудников Али Акбар Мехрабиян на названной церемонии напомнил, что в условиях нынешнего мирового кризиса только Иран и Китай увеличили объемы производства металлургической продукции. На данный момент в Иране в области производства стали преодолен рубеж в 17 млн т продукции в год. По словам министра, к 2013 году объем производства стальной продукции в Иране достигнет 40 млн т в год.

В начале нового 2010 года после успешного пробного пуска состоится полномасштабный ввод в эксплуатацию алюминиевого завода «Хормозал» с производственной мощностью 147 тыс. т продукции в год. По данным Организации развития и модернизации промышленности и рудников (ИМИДРО), с вводом в эксплуатацию завода «Хормозал» объем производства алюминия в стране увеличится на 47% и составит 457 тыс. т продукции в год вместо сегодняшних 310 тыс. т.

На строительство алюминиевого завода «Хормозал» потребовались капиталовложения в размере 400 млн евро в иностранной валюте и еще 2 трлн риалов (около 200 млн долларов) в местной валюте.

На заводе «Хормозал» используются самые современные технологии, применяемые в мировой алюминиевой промышленности. Завод вводится в эксплуатацию согласно намеченному графику, без каких-либо задержек. Еще одной отличительной особенностью проекта является сокращение потребления электроэнергии. С вводом в эксплуатацию завода «Хормозал» провинция Хормозган становится центром алюминиевой промышленности Ирана.

Директор департамента геологоразведки Организации геологии и геологической разведки Бехруз Барна сообщил в декабре, что в районе Салафчеган обнаружен золотоносный участок, запасы которого оцениваются в 1300 кг золота. По словам Бехруза Барна, Организация геологии и геологической разведки ведет поиски золота на пяти участках, расположенных в районе административной границы между провинцией Кум и Центральной провинцией. Помимо золота на этом участке обнаружены также другие полезные ископаемые. Общая протяженность золотоносных жил на участке Коранган составляет 4100 м. Здесь имеются свинец (19 тыс. т) и цинк (1,9 тыс. т). С обнаружением названных золотоносных участков провинция Кум и Центральная провинция вошли в число «золотых» провинций Ирана.

За восемь месяцев текущего 1388 года (21.03-21.11.09) в Иране в общей сложности произведено 798 тыс. 412 т каменноугольного концентрата (данные ИМИДРО). За этот же период на угольных шахтах Ирана было добыто 1 млн 257 тыс. 898 т каменного угля.

По данным министерства промышленности и рудников, в течение семи месяцев текущего года (21.03-23.10.09) 32,5% иранского ненефтяного экспорта составила продукция горнодобывающей промышленности. Этой отрасли принадлежит первое место в экспорте всей промышленной продукции. В текущем году Иран вышел на первое место в регионе в области производства цемента. Согласно 5-ой пятилетней программе развития страны (2010-2015 гг.) объем производства продукции горнодобывающей промышленности в Иране должен быть доведен до 500 млн т в год. Для достижения поставленной цели предпринимаются различные шаги, в том числе используются валютные резервы страны для обновления горнодобывающей техники и оборудования.

 

Машиностроение.

В декабре информация об иранском машиностроении, прежде всего, касалась автомобилестроения. Так, в городе Саве был открыт и введен в эксплуатацию автозавод компании «Топко», входящей в состав автопромышленной группы «Парс». На нем будут собираться современные легковые автомобили итальянской фирмы Fiat. Проектная производственная мощность линии составляет 160 тыс. автомобилей в год, и в ее строительство инвестировано 150 млрд туманов (около 150 млн долларов) частных средств.

Также в декабре были оценены успехи автопромышленной группы «Сайпа», которая на автомобильном рынке Ирана отвоевала долю в 53,7%.

В будущем иранском году (21.03.2010 – 20.03.2011) в Тебризе (провинция Восточный Азербайджан) начнется производство легковых автомобилей «Пежо-207». В этой провинции насчитывается около 600 небольших предприятий и мастерских, в которых производятся автомобильные детали. Здесь производится до 70% комплектующих, необходимых для автомобилей. Провинция занимает одно из первых мест в стране по производству тяжелых автомобилей. На данный момент в Восточном Азербайджане производство тяжелой автомобильной техники осуществляется на 5-ти промышленных предприятиях.

Иранская компания IDEM (производитель дизельных двигателей) также в Тебризе наладила производство дизельных двигателей серии «314», соответствующих экологическому стандарту «Евро-2». Проектирование и изготовление новых дизельных двигателей осуществлено отечественными специалистами Центра исследований и развития компании IDEM, и около 85% деталей и комплектующих двигателей производятся внутри страны.

Производственная мощность компании IDEM составляет 18 тыс. дизельных двигателей в год. Это крупнейший производитель подобных двигателей в Иране и на всем Ближнем Востоке. Часть продукции компании ежегодно экспортируется в Сингапур и некоторые африканские страны. Помимо дизельных двигателей для грузовых автомобилей и автобусов компания IDEM производит двигательные установки для электрогенераторов, гидронасосов, подъемных кранов и двигатели для комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.

Статистические данные свидетельствуют о сокращении примерно на 34% объемов производства общественных транспортных средств на иранских предприятиях за 8 месяцев текущего года (21.03-21.11.09) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основная причина — нехватка бюджетных средств

В настоящее время в Иране насчитывается 7 компаний, занимающихся производством автобусов. За 8 месяцев текущего года ими было произведено 1 тыс. 563 автобуса. Из этого следует, что в указанный период отечественные производители автобусов использовали только около 15% своих производственных мощностей.

В Иране автопромышленной группой (АГ) «Иран ходроу» вводится в эксплуатацию крупнейший на Ближнем и Среднем Востоке моторный завод, на котором будут производиться головки блоков цилиндров и блоки цилиндров для экономичных двигателей. На первом этапе производственная мощность составляет 30 тыс. единиц продукции в год, а на втором этапе предполагается довести данный показатель до 250 тыс. единиц при соответствии выпускаемой продукции самым высоким мировым стандартам.

Пробный пуск первого цеха нового завода состоялся 23 августа 2009 года. В настоящее время проходит период наращивания объемов производства.

 

Транспорт

В Иране обсуждался вопрос модернизации и развития транспортной системы страны. Большое внимание уделялось совершенствованию транспортной инфраструктуры и, в первую очередь, морского транспорта. Поднималась проблема и транспортного коридора «Север-Юг» — путь из Индии через Иран, Каспий, систему российских рек – в Европу. При этом указывалось, что Ирану следует занять приемлемую нишу на рынке транзитных перевозок в страны региона, объем которых достигает нескольких триллионов долларов в год.

В декабре состоялось совещание представителей железнодорожных ведомств Ирана, России и Азербайджана по вопросам строительства совместной железной дороги Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан). Протяженность железной дороги составляет 175 км, 168 км из которых относятся к территории Ирана и 7 км – к территории Азербайджана. В марте 2008 года состоялось первое совместное совещание глав железнодорожных ведомств Ирана, России и Азербайджана с целью устранения препятствий на пути создания совместной ирано-российско-азербайджанской компании и обсуждения вопросов строительства железной дороги Решт – Астара. С завершением строительства дороги международный транспортный коридор «Север – Юг» будет активно задействован в качестве важнейшего международного железнодорожного маршрута, по которому будут транспортироваться грузы и пассажиры из Финляндии до иранского порта Бендер-Аббас.

Что касается железнодорожного транспорта, играющего значительную роль в общем грузообороте Ирана, то здесь проблема – старение железнодорожных путей. По данным компании «Иранские железные дороги», почти 28 % (2.5 тыс.км из 9 тыс. км) железнодорожных путей в Иране нуждаются в реконструкции. Реализация проекта по реконструкции железнодорожных путей позволяет на 20% сократить время нахождения поездов в пути, снизить расход топлива и увеличить среднюю скорость движения поездов с 50 до 80 км/час. На железных дорогах Ирана насчитывается 27 тыс. мостов, общая длина которых составляет 132 км, и 158 тоннелей.

С целью повышения безопасности на железных дорогах и увеличения скорости движения поездов необходимо ежегодно реконструировать не менее 500 км железнодорожных путей, однако выделяемые средства позволяют отремонтировать только 80 км путей.

 

 

 

Строительство

Серьезной проблемой ИРИ остается жилищная. Иран ежегодно нуждается в одном миллионе единиц жилья. На конец 2009 года в стране велось строительство 270 тыс. жилых помещений, и выданы лицензии на строительство еще 550 тыс. единиц жилья. Для поощрения индивидуального строительства жилья перед Банком жилищного строительства (банком «Маскан») поставлена задача предоставлять кредиты в размере 150 млн риалов (около 15 тыс. долларов) на строительство одного жилого помещения в городе. На строительство каждого жилого дома в сельской местности предоставляется 75 млн риалов (около 7,5 тыс. долларов) в виде льготного кредита.

 

Лесная промышленность

Директор технического департамента лесного хозяйства Организации лесов, пастбищ и водных ресурсов Касем-заде заявил, что в текущем году в северных лесах страны заготовлено 790 тыс. куб. м древесины. В основном, заготавливается древесина бука, ольхи, клена, граба и др. На 85% названная древесина представляет собой упавшие деревья и сучья после обрезки деревьев. Заготовкой древесины занимаются около 50 частных, кооперативных и государственных компаний. В прошлом году в северных лесах ими было заготовлено 815 тыс. куб. м древесины.

 

Ювелирная отрасль

Президент Ассоциации ювелиров Тегерана Ахмед Вафадар заявил в декабре, что в условиях резких колебаний цен на золото в последние месяцы произошло сокращение производства золотых изделий в стране. В некоторых случаях производство остановлено полностью.

Ахмед Вафадар отметил, что цены на золото на мировом рынке и, соответственно, на иранском внутреннем рынке подвержены резким колебаниям. Так, на прошлой неделе был в очередной раз за последний месяц побит рекорд мировой цены на золото, и цена 1 унции достигла 1220 долларов. Сегодня она снизилась примерно на 94 доллара и составила 1126 долларов.

По словам Ахмеда Вафадара, колебания цен на золото привели к застою на внутреннем иранском рынке золотых изделий, и многие производители этих изделий оказались под угрозой. В этой связи они предпочитают сократить или даже остановить производство.

 

Пищевая промышленность

Правительство Ирана продолжает активно заниматься реализацией планов по производству хлеба в промышленных условиях. Оно оказывать серьезную поддержку всем мерам, связанным с этим.

Руководитель проекта по организации промышленного производства хлеба в Иране Хабиболла Мазруи заявил, что в общей сложности при выпечке хлеба традиционным для Ирана способом потери составляют до 30%. Один из способов сокращения названных потерь заключается в налаживании промышленного производства хлеба. До конца выполнения 5-ой пятилетней программы развития страны (к 2015 году) доля производства хлеба на промышленных предприятиях должна быть доведена до 40% от всего необходимого стране хлеба. Для выполнения такой задачи требуется построить 280 хлебозаводов.

На сегодня в Иране существует только один хлебозавод. Остальные предприятия представляют собой сравнительно небольшие хлебопекарни.

Хабиболла Мазруи сообщил, что правительство приняло решение о строительстве хлебозаводов для организации промышленного производства хлеба. В 1386 году (21.03.07-19.03.08) на эти цели было запрошено в общей сложности около 500 млн долларов льготных кредитов, однако требуемые средства не были выделены. В 1387 году (20.03.08-20.03.09) на строительство хлебозаводов требовалось 120 млрд риалов (около 12 млн долларов) и еще 1 трлн риалов (около 100 млн долларов) в текущем 1388 году (21.03.09-20.03.10). На данный момент получено 60 млрд риалов (около 6 млн долларов).

 

Сельское хозяйство

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), валовой сбор зерновых в Иране в 2009 г. увеличился на 25% — до 18,3 млн тонн против 14,7 млн тонн, собранных годом ранее. В результате потребности страны в импортных закупках сократились на 35% в год — до 9,7 (с 14,8) млн тонн, кроме того, около 500 тыс. тонн зерновых, собранных в стране, было направлено на экспорт. Что касается госзапасов зерновых, то объем продукции в резервах остался неизменным — на уровне 4,1 млн. тонн.

Производство пшеницы в Иране в текущем году увеличилось на 40% — до 13 млн тонн, при этом потребление зерновой в стране возросло лишь до 16,3 млн тонн, а импорт сократился более чем в 2 раза — до 4 (ранее — 8,5 млн тонн). Добавим, что в текущем сезоне в стране также было произведено около 2 млн тонн овса и 2,1 млн тонн риса.

По прогнозам ФАО общий объем производства мяса в Иране в текущем году увеличится более чем на 79 тыс. т. и составит 2 млн 511 тыс. т.

Согласно статистическим данным, в текущем году Иран импортировал 146 тыс. т мяса и экспортировал 27 тыс. т. Запасы мяса в текущем году достигли в стране 2 млн 630 тыс. т.

Из общего количества произведенного в Иране мяса 370 тыс. т составляет говядина, 500 тыс. т – баранина и 1 млн 546 тыс. т – мясо битой птицы. При этом импортировано 125 тыс. т говядины и 20 тыс. т мяса битой птицы.

Министр сельскохозяйственного джихада Садек Халилиян заявил в декабре, что если до исламской революции в Иране производилось 25 млн т сельхозпродукции в год, то в настоящее время этот показатель превысил 100 млн т, а к концу выполнения 5-ой пятилетней программы развития страны (к 2015 году) вырастет до 140 млн т.

По данным министерства, если во всем мире на душу населения производится в среднем 85 кг сельскохозяйственной продукции, то в Иране этот показатель составляет около 200 кг. Иран занимает с первого по седьмое места в мире по производству сельхозпродукции 14 наименований, а в области производства садоводческой продукции ему принадлежит восьмое место в мире.

В свою очередь, директор департамента перерабатывающей промышленности министерства сельскохозяйственного джихада Али Реза Пирбасир сказал, что в Иране ежегодно производится около 60 млн т переработанной сельскохозяйственной продукции. Имеющийся в Иране производственный потенциал позволяет перерабатывать до 100 млн т названной продукции.

По словам г-на Пирбасира, одна из основных целей 5-ой пятилетней программы развития страны (2010-2015 гг.) состоит в целенаправленной работе по дальнейшему налаживанию переработки сельскохозяйственного сырья. По оценкам, новые объемы переработки названной продукции, в частности связанные с ее закладкой на хранение с использованием современных технологий, должны составить около 24 млн т.

Рост переработки коснется, в первую очередь, продукции финиковых плантаций, картофеля, зеленной продукции и фуражных культур, огородных и бахчевых культур.

Иран занимает седьмое место в мире по выращиванию овощных и бахчевых культур с объемом производства в 16 млн. т названной продукции в год. Под овощными и бахчевыми культурами в Иране занято в общей сложности 640 тыс. га сельхозугодий. На этих площадях выращивается до 25 т продукции из расчета на 1 га.

Ежегодно в Иран импортируются сортовые семена на общую сумму в 40 млн. долларов по официальных каналам. Неофициально ввозится еще большее количество семенного материала.

В то же время член совета директоров профессионального союза крестьян шахрестана Дизфуль (провинция Хузестан) Насер Назар-заде заявил, что политика неконтролируемого импорта, проводимая властями, и отсутствие поддержки крестьян приводят к тому, что производители овощных и бахчевых культур и цитрусовых несут большие убытки.

 

 

 

2.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

 

Общие проблемы

Министр торговли Ирана Мехди Газанфари: «Иран надеется стать членом Всемирной торговой организации к 2017 году».

Иран в 1996 году подал заявку на присоединение к ВТО. Из-за вмешательства США только в 2005 году начались переговоры по вступлению Ирана в ВТО. Тегеран недавно представил доклад о торговой политике в ВТО и таким образом заложил основу для переговоров.

По мнению аналитиков, отношения с Израилем, в частности торговые санкции против Израиля, препятствуют вступлению Ирана в ВТО, поскольку это не отвечает ее принципу не дискриминации. Г-н Газанфари сказал, что эта проблема будет решена путем переговоров. Ранее, в ноябре, ряд развивающихся стран выступил с декларацией, в которой говорится, что вопросы политики не должны мешать Ирану вступить в ВТО.

Министр торговли Мехди Газанфари отметил ключевую роль торговых советников в деле развития иранского экспорта и заявил, что нынешнее десятое правительство придает особое значение экспорту и внешней торговле.

В настоящее время за рубежом работает 19 торговых советников ИРИ. Вскоре их число будет доведено до 30.

В результате мирового экономического кризиса прошло резкое сокращение экспорта иранских кожаных изделий. Статистические данные свидетельствуют, что за семь месяцев текущего года (21.03-23.10.09) объем экспорта иранских кожаных изделий в весовом выражении составил более 13 тыс. 136 т и в стоимостном – 83 млн 379 тыс. 227 долларов. Это меньше прошлогодних показателей соответственно на 23,2% и 14,9%.

Основные экспортные поставки продукции иранской кожевенной промышленности осуществляются в такие страны, как Италия, Турция, Испания и Китай.

Однако кризис не затронул иранские компании-производителей автомобильных деталей. Так, ISACO Kish с начала текущего года (21 марта 2009г.) экспортировала свою продукцию на общую сумму свыше 4,5 млрд долларов США. Согласно данным Организации промышленного развития Ирана такой объем экспорта позволил компании занять 6 место среди основных иранских компаний-экспортеров. До конца года ISACO Kish Co. планирует увеличить объем поставок своей продукции на зарубежные рынки более, чем на 10 млн. долларов. Это даст возможность компании подняться на четвертое место среди крупнейших иранских компаний-экспортеров. Продукция компании поставляется более чем в 20 стран мира. Сирия, Россия, Турция, Азербайджан, Ирак и Венесуэла – среди основных зарубежных рынков, куда компания поставляет свою продукцию.

Реализация проекта газопровода Nabucco без Ирана невозможна. Об этом заявил 8 декабря на заседании совместной экономической комиссии Ирана и Объединенных Арабских Эмиратов министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. Комментируя заявление специального посланника США по вопросам энергетики в Евразии Ричарда Морнингстара о том, что геополитическое положение Ирана не соответствует его участию в энергетических проектах Южного Коридора, Моттаки отметил: «Мы никогда не слышали, чтобы европейцы возложили на американцев полномочия принимать решение по трубопроводу…Говоря о строительстве газопровода Nabucco без участия Ирана, мы говорим о пустом газопроводе». При этом иранский министр добавил, что если у кого-то есть желание и деньги, пусть строят пустую трубу, но без Ирана.

Эксперты полагают, что проект газопровода Nabucco стоимостью в 7,9 млрд евро имеет целью стать альтернативой газовым поставкам из России в Европу. Всего через газопровод планируется ежегодно пропускать до 31 миллиарда кубометров газа. Американская сторона указывает на возможность подключения к проекту Ирака. Однако основная цель инициаторов проекта — это обеспечить поставки газа из Средней Азии, против чего борются Россия и Китай.

 

Абхазия

Абхазский президент Сергей Багапш заявил в декабре, что его республика осуществляет активные контакты с представителями Ирана, которые побывали в Абхазии. Иран готов участвовать в экономических процессах в Абхазии, сказал г-н Багапш. Глава государства добавил, что «говорить о возможном признании Абхазии со стороны Ирана пока рано». При этом он подчеркнул, что Абхазия активно налаживает отношения и с другими странами Ближнего Востока и Карибского бассейна.

 

Азербайджан

По итогам декабрьских переговоров министров иностранных дел Азербайджана и Ирана было заявлено, что стороны пришли к соглашению увеличить товарооборот с нынешних 600 млн долларов до 1 млрд долларов. Планируемые новые сделки в газовой сфере позволят достичь данного уровня. Сегодня две страны успешно сотрудничают в таких отраслях экономики, как промышленность, энергетика, торговля.

В ходе встречи стороны также обсудили вопросы электроэнергетического сотрудничества и выхода Ирана на электроэнергетические рынки СНГ через территорию Азербайджана. В настоящее время Иран и Азербайджан реализуют совместный проект по увеличению объемов перетока электроэнергии до 700 мегаватт с нынешних около 300 мегаватт.

Весной 2010 года начнется судоходное пассажирское сообщение между Баку и иранским портом Энзели, и, таким образом, между Ираном и Азербайджаном будут восстановлены морские перевозки пассажиров. Запланировано, что первый рейс пассажирского судна по маршруту Баку – Энзели будет осуществлен в середине января 2010 года. С наступлением новогодних праздников по календарю солнечной хиджры (21.03.2010) начнутся регулярные рейсы между портами двух стран.

По данному маршруту будет курсировать пассажирское судно, способное взять на борт до 150 человек. Рейсы будут осуществляться два раза в неделю.

В настоящее время организованы автобусные перевозки пассажиров между Баку и Тегераном и рядом других иранских городов в северо-западных провинциях. Кроме того, каждый день осуществляются регулярные авиарейсы между Тегераном и Баку.

 

Армения

Начались подготовительные работы по созданию железной дороги Иран – Армения. Азиатский банк развития (АБР) выделил $1 млн для реализации технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по ее строительству. Общая стоимость проекта в $1,5-2 млрд, а сроки его реализации могут составить пять лет. Есть предварительные договорённости с иранской стороной о предоставлении $400 млн для реализации строительных работ на территории Армении. Оставшуюся сумму Армения рассчитывает получить от российских инвесторов и Всемирного банка.

Протяжённость дороги должна составить 470 км, в том числе 60 км по территории Ирана. Предполагается, что эта дорога станет самым коротким сухопутным путём из Персидского залива, Индии и Китая в Европу. Дорога создаст Армении альтернативный путь транспортировки энергоресурсов и других товаров. В настоящее время железнодорожные коммуникации Армении с зарубежными странами обеспечиваются только через территорию Грузии.

Иран увеличит объемы поставок газа в Армению. Иранский газ начал поступать в газопровод Иран-Армения с 15 мая 2009г. К концу 2009г. объем поставок составил около 150 млн куб. м. Согласно ирано-армянскому договору ежегодный объем поставок газа предусматривается в размере 1,1 млрд куб. м газа в год до 2011г., после чего планируется нарастить их до 2,3 млрд. куб. м в год.

В соответствии с предварительными договоренностями в рамках поставок газа реализуется программа «Газ в обмен на электроэнергию». Иранский газ планируется перерабатывать в электроэнергию, предназначенную для экспорта в Иран, из расчета 3 кВт/ч за 1 куб. м природного газа.

 

Афганистан

Иран оказывает помощь сельскому хозяйству Афганистана. Так, министр сельского хозяйства Афганистана Асеф Рахими выразил благодарность Ирану за содействие в области развития гранатовых садов в Афганистане. При этом он подверг критике мировое сообщество за то, что оно не уделяет должного внимания сельскому хозяйству Афганистана.

Излагая программу своей работы на предстоящий пятилетний период, г-н Рахими отметил, что до 70% поступлений в казну Афганистана обеспечиваются за счет сельскохозяйственной продукции, однако в последние годы развитию сельского хозяйства Афганистана не уделялось практически никакого внимания со стороны мирового сообщества. Г-н Рахими призвал мировое сообщество больше инвестировать сельскохозяйственную отрасль Афганистана, поскольку продукция этой отрасли составляет экономическую основу страны.

Площадь сельскохозяйственных угодий в Афганистане составляет 8 млн га, однако только 25% этих площадей могут быть обеспечены поливной водой.

 

Белоруссия

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил 16 декабря во время встречи с министром промышленности Белоруссии Анатолием Русецким, что Тегеран и Минск намерены и далее расширять взаимные отношения. «Существующие барьеры в торговле и экономике должны быть убраны как можно скорее, чтобы способствовать конструктивному сотрудничеству между двумя странами», — сказал иранский президент.

Как бы развивая эту идею, министр торговли Ирана Мехди Газанфари заявил о готовности Тегерана подписать с Минском соглашение о свободной торговле с тем, чтобы ускорить рост товарооборота между двумя странами.

В настоящее время реализуется целый ряд совместных проектов двух стран. К числу таких проектов относится строительство автомобильного завода в Белоруссии, создание совместных банков, строительство промышленных предприятий в обеих странах, совместное инвестирование разработки нефтяного месторождения в районе Джофейра в Иране.

В ходе заседания совместной ирано-белорусской комиссии по сотрудничеству в области промышленности в середине декабря рабочие группы специалистов двух стран обсуждали вопросы сотрудничества в области автомобилестроения, железнодорожной промышленности, машиностроения, добычи полезных ископаемых, в частности железной руды, геологоразведки, электроники и оптики, сельскохозяйственного машиностроения.

 

Греция

Греция заинтересована в развитии экономического сотрудничества с Ираном. Об этом говорил замминистра экономики Греции Ставрос Арнаутакис во время встречи с послом Ирана в Афинах Мехди Хонардустом. В свою очередь иранский посол заявил, что заявил, что народы и руководители двух стран позитивно относятся друг к другу и существуют все необходимые условия для плодотворного сотрудничества в различных областях экономики. Расширение контактов между предпринимателями двух стран и обмен визитами будут способствовать тому, чтобы стороны лучше узнали возможности и потенциал своих партнеров.

Иранский дипломат подчеркнул, что с учетом уникальных возможностей, которыми располагает Иран в западноазиатском регионе, греческие предприниматели могут поднять до самого высокого уровня сотрудничество с Ираном и через него со странами региона.

 

Индия

Иран готов предложить государственной индийской нефтегазовой компании Oil and Gas Corporation Ltd (ONGC) и частной индийской компании Hinduja Group долю в 40% в крупнейшем в мире газовом месторождении «Южный Парс», в проекте развития 12-й фазы этого месторождения. 12-я фаза находится в юго-восточном блоке Южного Парса на границе с Катаром и покрывает территорию в 150 квадратных километров. Запасы составляют около 35 триллионов кубических футов конденсатного газа — это почти 7% от всех запасов месторождения.

«Южный Парс» является крупнейшим газовым месторождением в мире, его запасы составляют 14 триллионов кубометров. Находится напротив Катара через узкий залив — около 100–150 километров. Кроме того, часть месторождения расположена на территории Катара (там оно называется Nord Dome — «Северный купол»). На данный момент завершены работы на 10 фазах освоения месторождения, плановая мощность каждой из которых составляет около 1 миллиарда кубических футов газа в сутки.

 

Справка. ONGC — крупнейший индийский производитель нефти и газа. Чистая прибыль за 2008 год — 3,3 миллиарда долларов, выручка — 15,9 миллиардов долларов. В 2008 году приобрел британскую компанию Imperial Energy, владеющую нефтяными месторождениями в Томской области, участвует в добыче нефти в рамках проекта «Сахалин-1» (20%).

 

Казахстан

Казахстан строит в Иране портовый терминал для своего зерна. C запуском терминала Казахстан получит возможность увеличить объёмы вывоза зерна и освоить новые рынки сбыта. Иран, который является крупнейшим импортёром казахстанского зерна, представляет интерес для казахстанского зернового экспорта, поэтому было принято решение наращивать возможности всеми способами.

Зерновой терминал в иранском порту Амирабад на Каспии будет сдан в эксплуатацию в начале 2010 года. Годовая пропускная способность составит до 500-700 тыс. тонн зерна с объёмом единовременного хранения 50-63 тыс. тонн. Впоследствии его мощности по перевалке зерна могут быть расширены до 1 млн тонн в год. С вводом терминала появится надежда, что сроки доставки при перевозке зерна в контейнерах через Каспийское море сократятся, по меньшей мере, вдвое, что важно для сохранности зерна..

В завершение встречи собеседники выразили уверенность, что конкретные договоренности, достигнутые президентами двух стран, будут реализованы и выведут казахстанско-иранские отношения на качественно новый уровень.

 

Китай

В конце 2009 года Китай резко активизировал сотрудничество с Ираном в области нефтепереработки и нефтедобычи. Так, стороны договорились об участии китайской нефтяной госкомпании Sinopec в освоении одного из крупнейших нефтегазовых месторождений страны «Ядаваран». Кроме того, еще в конце ноября китайская Sinopec и национальная компания Ирана по нефтепереработке (NIORDC) подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий китайские инвестиции в размере 6,5 млрд долларов в строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Иране. Стороны должны выйти на подписание контракта уже в начале 2010 года. По данным министерства нефти Ирана, КНР участвует в строительстве НПЗ в Ормузе на юге страны (мощность — 300 тыс. баррелей нефтепродуктов в день) и расширении НПЗ в Абадане.

Таким образом, похоже, Пекин, экономически не заинтересованный в введении жестких санкций против ИРИ страхует Тегеран на «санкционный случай», инвестируя свои капиталы в развитие производства иранского бензина. Даже проголосовав вместе с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН за санкции, включающие наиболее болезненный для ИРИ пункт — за прекращение поставок в Иран продуктов нефтепереработки, Пекин может свести на нет эффект от санкций, значительно снизив зависимость страны от импорта горючего. Тем самым Китай не будет «белой вороной», выступающей против линии большинства и одновременно обеспечит себе не только дивиденды от совместных проектов, но и гарантированные поставки нефти из ИРИ (от 11 до 14 %% всего китайского импорта нефти).

В декабре иранская компания «Сайпа дизель» и китайская компания «Дон Фэн» подписали соглашение о торгово-промышленном сотрудничестве, в котором предусматривается совместное производство седельного тягача «Альборз Т375».

Согласно подписанному документу, названные компании намереваются производить до 8 тыс. тягачей «Альборз» в год и совместными усилиями поставлять их на экспортные рынки. Тягач оснащается двигателем мощностью 375 л.с. Он на 36% изготавливается из комплектующих и деталей иранского производства.

 

Справка. Автомобили компании «Сайпа дизель» экспортируются в 15 стран и за 8 месяцев текущего года (21.03-21.11.09) удалось получить доходы от экспорта в размере 26 млн долларов.

Компания «Дон Фэн» относится к числу крупнейших мировых производителей автомобильной техники. Ее производственные мощности позволяет ежегодно выпускать до 1,5 млн грузовых автомобилей в год.

 

Латинская Америка

В начале декабря Тегеран возмутился реакцией США на развитие и укрепление политико-экономических связей Ирана со странами Латинской Америки, в первую очередь, входящими в Боливарский союз — ALBA (Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, Гондурас и Доминика). Ранее госсекретарь США Хиллари Клинтон сказала: «Мы хорошо знаем о том, что Боливия и Венесуэла пытаются расширить свои связи с Ираном и, думаю, для них это не самая удачная идея». В ответ представитель МИД ИРИ подчеркнул, что заявление г-жи Клинтон относительно связей Ирана с некоторыми странами Латинской Америки являются нарушением международных норм. Иран будет наращивать свое политическое и экономическое присутствие в Латинской Америке.

 

Пакистан

Торговый советник Ирана в Пакистане Ахмед Фасихи заявил, что с решением проблем межбанковских отношений объем товарооборота между Ираном и Пакистаном в течение ближайших 2-3 лет превысит 3 млрд долларов. По словам Ахмеда Фасихи, в настоящее время предпринимаются шаги для получения согласия Центрального банка Пакистана на то, чтобы один из иранских частных банков открыл в Карачи свое представительства в качестве своего рода коммерческого центра в Пакистане. Одновременно предпринимаются шаги для открытия филиала одного из пакистанских банков в Тегеране.

Названные меры позволят коренным образом решить проблему открытия валютных кредитных линий для предпринимателей двух стран, а это в свою очередь создаст условия для увеличения объема товарооборота между двумя странами до более 3 млрд долларов.

С целью более активного присутствия иранских предпринимателей на пакистанском рынке необходимо знать конкурентные условия на названном рынке и принимать меры по снижению конечной стоимости иранских товаров.

Ахмед Фасихи отметил, что железнодорожное сообщение между Ираном и Пакистаном позволяет транспортировать пакистанские товары в Европу через иранскую территорию, а это, кроме всего прочего, обеспечивает Иран дополнительными доходами.

В начале декабря в Тегеране прошли двусторонние ирано-пакистанские переговоры по газу. Иран и Пакистан завершают работу над контрактом на практические работы и дополнения к нему по сооружению газопровода «Мир». Документы могут быть подписаны самое позднее к 15 февраля 2010 года.

Пакистан готов, используя газопровод «Мир», участвовать в транзите иранского газа в третьи страны. Имеется в виду в первую очередь — в Индию. По поводу участия Индии в проекте по строительству газопровода «Мир» заместитель министра нефти и природных ресурсов Пакистана Аршад Ахмад Калим сказал: «В последние годы мы ждали присоединения Индии к проекту, и будем рады участию индийских специалистов в переговорах». Ведь, по его словам, строительство газопровода отчасти зависит от участия в проекте Индии, но в любом случае даже без ее участия будет сделано все для завершения строительства к декабрю 2013 года.

Недавно пакистанская сторона обратилась к иранским партнерам с просьбой увеличить объем поставляемого в Пакистан газа с уже обговоренных 21,5 млн куб. м до 30 мл. куб. м в сутки.

 

Россия

Газопровод «Мир» интересует и Россию. Представитель российского Газпрома в Тегеране Абубакир Шамузов в кулуарах двусторонних ирано-пакистанских газовых переговоров, подчеркнув, что Газпром работает над этим проектом с 1998 года, заявил, что РФ готова присоединиться к строительству газопровода «Мир». К настоящему времени Газпромом с Пакистаном и Индией подписано несколько меморандумов о взаимопонимании, касающихся строительства газопроводов на территории этих двух государств и дальнейшей их эксплуатации.

На последнем заседании совместной российско-иранской комиссии подготовлен к подписанию еще один документ об участии Газпрома в проекте. При этом доля и формы участия российской компании в проекте будут определены после завершения переговоров. По мнению представителя Газпрома, участие компании в проекте может сделать газопровод более безопасным и повысить его значимость, поскольку Газпром обладает богатым опытом строительства протяженных газопроводов. Газпром может также принять участие в инвестировании проекта.

Дочерняя компания Газпрома ОАО «Газпром нефть» на основе подписанного ранее с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) меморандума о взаимопонимании, в котором отражены намерения компаний сотрудничать в области разработки нефтяных месторождений Азар и Шангуле в Иране, продолжает вести переговоры с правительством Ирана о работе в этой стране. Однако пока, стороны не достигли каких-либо соглашений. При этом, по словам руководителей компании, «Газпром нефть» не смущают новые санкции США в отношении Ирана.

Однако, по всей видимости, другую российскую компанию — «ЛУКойл» американские санкции смущают. 8 декабря вице-президент компании Леонид Федун заявил, что к разработке блока Анаран в Иране не удастся приступить до окончания действия санкций США. Он подчеркнул, что американские санкции разрешают инвестиции в Иране в размере не более 20 миллионов долларов в год, поэтому на месторождении сейчас ведутся только разрешенные работы. Напомним, что на блоке Анаран работал консорциум двух компаний — норвежской StatoilHydro и «ЛУКойл»а, в котором им принадлежало 75% и 25% соответственно. Однако с 2007 года после открытия месторождений на блоке работы были приостановлены из-за санкций США.

 

Справка. США ввели санкции к американским и международным энергетическим компаниям, зарегистрированным в США, ведущим бизнес в Иране. Против нефте- и газодобывающих компаний применяется система штрафов и другие меры воздействия в случае, если они будут разрабатывать месторождения на иранской территории. Подвергнуться штрафу могут американские и иностранные компании, работающие в США, бизнес которых в Иране превышает 20 миллионов долларов.

В настоящее время в США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.

 

Заинтересована в иранском рынке и компания ОАО «Вертолеты России», которая подписала с иранской Fanavaran ASEMAN GITI Co. Ltd. соглашение о продвижении российской вертолетной техники на территории ИРИ. ОАО «Вертолеты России» планирует продвигать в Иране гражданские версии средних многоцелевых вертолетов Ми-171 и адаптированные к эксплуатации в горных условиях легкие многоцелевые многофункциональные вертолеты Ка-226Т. На долгосрочную перспективу рассматриваются возможности поставок легких многоцелевых вертолетов Ка-62. Сегодня Иран – крупнейший эксплуатант вертолетной техники в ближневосточном регионе, большую часть парка которого составляют военные вертолеты и только около 50 машин используются в коммерческих целях.

Как уже было отмечено выше, в начале декабря первый вице-президент Мохаммед Реза Рахими заявил, что в скором времени в Иране начнется промышленное производство железнодорожных рельсов. В свою очередь, директор международного департамента компании Иранские железные дороги (ИЖД) Аббас Назари заявил о создании совместной ирано-российской компании по производству железнодорожных рельсов. Совместная ирано-российская компания после ее создания в течение нескольких лет будет функционировать на условиях BOT, а затем она будет передана министерству дорог и транспорта Ирана. В ближайшее время из России в Иран прибудет делегация российским специалистов для проведения с руководством Исфаганского металлургического комбината переговоров с целью разработки конкретной программы совместного производства железнодорожных рельсов.

Торговый представитель РФ в ИРИ Александр Собольков в Исфагане на совещании по вопросам инвестиционных возможностей в российской экономике отметил, что иранский экспорт в Россию, в основном, ограничивается сухофруктами и продуктами питания, но при этом в течение нескольких последних лет с положительной стороны сумели зарекомендовать себя на российском рынке иранские автомобили «Саманд». Однако, как отметил российский представитель, иранские товары отличаются довольно низкой конкурентоспособностью по сравнению с другими товарами, импортируемыми в Россию.

К сожалению, иранские предприниматели видят в России поставщика металлов, древесины и нефти, а российские предприниматели, с другой стороны, считают, что Иран экспортирует только сухофрукты и продукты питания. В то же время обе страны располагают самыми широкими возможностями в различных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом иранские и российские предприниматели мало знают об экономическом положении в странах-партнерах.

Российский торговый представитель сказал, что в результате мирового экономического кризиса объем товарооборота между двумя странами сократился. По словам А.Соболькова, за последние несколько лет иранскими и российскими компаниями предприняты шаги по реализации совместных проектов в области добычи нефти и газа, строительства газопроводов, производства электроэнергии, разработки месторождений полезных ископаемых, дорожного строительства.

 

Сирия

В ближайшее время в Сирии планируется при содействии со стороны Ирана вывести из эксплуатации общественный транспорт старше 10 лет и частный транспорт старше 25 лет. Одновременно Иран окажет помощь Сирии в налаживании производства иранских автобусов с двигателями на газе.

 

Туркменистан

Генеральный директор Иранской национальной газовой компании National Iranian Gas Company (NIGC) Джавад Оуджи сообщил в декабре, что на данный момент из Туркменистана поступает в среднем 22 млн куб. м газа в сутки. С завершением строительства трубопровода с туркменского газового месторождения Довлетабад количество импортируемого газа через 2,5 года достигнет 40-42 млн. куб м в сутки. Как отметил Джавад Оуджи, в начале 2010 года с завершением строительства газопровода количество поступающего из Туркменистана газа увеличится на 6 млн куб. м.

Иран и Туркменистан в декабре основное внимание уделили развитию транспортной системы между двумя странами, а также увеличению объема грузоперевозок. Готовится к подписанию новое транспортное соглашение.

Активизировалась работа по созданию новой железной дороги, входящей в транспортный коридор «Север-Юг». Она пройдет от Казахстана, через Туркменистан в Иран: Жанаозен (Казахстан) – Гызылгая – Берекет – Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран). Протяженность — около 700 км. 140-километровый участок пройдет по территории Казахстана, 470-километровый – по территории Туркменистана и 90-километровый – по территории Ирана. Начало эксплуатации железной дороги запланировано на декабрь 2011 года.

В декабре Исламский банка развития (штаб-квартира в Джидде) выделил кредит в размере 371 млн долларов на строительство той части железной дороги, которая будет проходить по территории Туркменистана.

 

Турция

Генеральный директор Иранской национальной газовой компании NIGC Джавад Оуджи заявил, что Иран ежесуточно экспортирует в Турцию от 22 до 25 млн куб. м газа. В текущем году, к счастью, обязательства по поставкам газа выполнялись в полном объеме.

 

Украина

В середине декабря вице-президент Ассоциации автоперевозчиков (АсМАП) Украины Ю. Кучинский провел рабочую встречу с гендиректором официального представительства Ассоциации международных транспортных компаний Ирана в Украине Г. Хасанзаде. Ю. Кучинский отметил активизацию деятельности украинских перевозчиков на иранском транспортном рынке. Учитывая членство двух стран в Международном транспортном коридоре «Север—Юг», стороны согласились оказывать содействие расширению сотрудничества в области автоперевозок и высказали желание углублять сотрудничество между ассоциациями, что будет оказывать содействие созданию равных условий доступа на транспортный рынок.

Иранская компания FitCo рассматривает возможность закупки коксующегося угля в Украине. Об этом говорится в пресс-релизе Министерства промышленной политики Украины. Согласно сообщению, 1 декабря 2009 г. состоялась встреча замминистра промполитики Украины Сергея Грищенко и президента компании FitCo Кхалила Рахмани, во время которой обговаривались вопросы закупок коксующегося угля украинского производства.

Украинская сторона проинформировала FitCo про возможности закупок этой продукции на украинских предприятиях. Также было отмечено, что сотрудничество в этом направлении между двумя странами возможно в случае пересмотра FitCo заявленных характеристик коксующегося угля к уровню украинских стандартов

 

Эквадор

Министр промышленности Эквадора Хавьер Обад во время посещения тракторного завода в Тебризе заявил, что Эквадор заинтересован в приобретении тракторов иранского производства.

По словам эквадорского министра, в Эквадоре осуществляется механизация сельского хозяйства, и для этого страна нуждается в закупках тракторов. Иранские трактора с учетом их качества и цены вполне подходят для сельского хозяйства Эквадора.

Генеральный директор Тебризской тракторной компании Эбрахими, в свою очередь, заявил, что возглавляемая им компания готова построить в Эквадоре производственную линию или увеличить поставки тракторов различного назначения в эту страну. Тебризский тракторный завод производит более 20 тыс. различных тракторов в год и помимо удовлетворения внутренних потребностей страны в тракторной технике поставляет свою продукцию во многие страны мира.

 

 

3.ИНВЕСТИЦИИ

 

Министр нефтяной промышленности Ирана Масуд Мирказеми заявил в декабре, что иранское правительство хочет привлечь в течение пяти лет 35 млрд долларов на развитие нефтегазовой промышленности, как через местных, так и через иностранных инвесторов.

Губернатор провинции Хузестан (южная нефтедобывающая провинция ИРИ на границе с Ираком) Сейед Джафар Хеджази, совершавший в декабре поездку во главе делегации провинции в Китай, заявил о заинтересованности китайских компаний в инвестировании различных проектов в провинции Хузестан.

По словам г-на Хеджази, после ирано-иракской войны (после 1988 года) китайские компании уже инвестировали более 20 млрд долларов в различные проекты в провинции Хузестан, в частности в нефтегазовой и сельскохозяйственной отраслях. Крупные китайские компании заявили о своей заинтересованности сотрудничать с Ираном в таких областях, как нефтехимия, сталелитейное производство и цементная промышленность. По заявлению представителей китайской стороны, провинция Хузестан обладает большим потенциалом для взаимовыгодного сотрудничества.

Г-н Хеджази сообщил, что в ближайшее время в провинции Хузестан будет проводиться конференция по вопросам инвестиционных возможностей. По словам губернатора, в провинции реализуется целый ряд крупных проектов в области нефтегазовой промышленности, и она является одним из крупнейших инвестиционных центров в Иране для зарубежных, в том числе китайских, компаний.

Иран готов использовать зарубежные инвестиции для реконструкции и обновления ветхих городских строений на общей площади в 112 тыс. га. Об этом заявил в декабре заместитель министра жилищного и городского строительства Ахмед Садеки. По его словам, на данный момент реконструкция ветхих городских строений осуществляется в пяти иранских провинциях при участии Всемирного банка. Указав на то, что земельные участки, занятые ветхими городскими строениями, имеют высокую стоимость, Ахмед Садеки отметил, что в условиях экономического застоя в мире зарубежные инвесторы получают благоприятную возможность принять участие в реализации проектов по реконструкции ветхих строений. Ветхие городские строения в Иране занимают общую площадь в 112 тыс. га, и в них проживают более 19 млн человек.

 

Таким образом, анализ текущего состояния иранской экономики на конец 2009 года свидетельствует об определенных успехах ИРИ в сдерживании влияния негативных последствий мирового кризиса. При этом основной проблемой экономики Ирана продолжает оставаться дефицит инвестиций, прежде всего, иностранных. Руководство ИРИ предпринимает успешные шаги по их привлечению. Это касается сотрудничества Ирана, прежде всего с Китаем. Именно китайские инвестиции и содействие в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Ирана могут сыграть главную роль в нейтрализации негативных (если не катастрофических) последствий для ИРИ от возможных более жестких, чем раньше, антииранских санкций, которые вполне вероятно введет Совет безопасности ООН в конце зимы или весной 2010 года. Это касается, прежде всего, сокращения или прекращения поставок в Иран продуктов нефтепереработки (бензина и дизельного топлива).

Но все же на начало 2010 года в иранской экономике складывается картина перманентного дефицита инвестиций. Объемы капиталовложений в основные отрасли иранской экономики пока не отвечают ее потребностям.

63.21MB | MySQL:105 | 0,684sec