Роль Южного Судана в противостоянии между США и Китаем: геополитические аспекты

С момента обретения независимости Южный Судан оставался в катастрофической ситуации, главным образом из-за конфликта интересов глобальных игроков и гегемонистских планов США и Китая. Томас С. Маутейн, историк и независимый журналист из Эритреи, в своей онлайн-публикации под названием «Грязная война ЦРУ в Южном Судане» утверждает, что США продолжают финансировать войну в Южном Судане и что ее конечная цель в этой стране заключается в том, чтобы лишить Китай доступа к энергетическим ресурсам Африки в качестве стратегии сдерживания.

Утверждение специалиста по региону подтверждается перехватом грузовиков ООН с оружием в Румбеке в 2014 году, которые предназначались для Бенту, к тому времени ставшего оплотом повстанцев. США тайно финансировали повстанцев для борьбы с правительством, в то время как Китай, с другой стороны, продал правительству Южного Судана вооружения и военной техники на сумму более 20 млн долл. для борьбы с повстанцами. Президент Южного Судана Сальва Киир заявил в апреле 2018 года, что западные державы наказывают его страну за то, что она не заплатила за их поддержку в длительной гражданской войне против соседнего Судана. Это означает, что США хотели расплаты в виде нефтяных контрактов, поскольку они являются архитектором независимости Южного Судана.

Таким образом, стратегическое значение Южного Судана растет, а соперничество между Китаем и США делает важность этой страны очевидной. Центральный вопрос заключается в том, почему Южный Судан, являющийся страной, не имеющей выхода к морю, является предметом конкуренции между крупными державами и как они участвуют в расширении своих сфер влияния. Эксперты полагают, что причиной является даже не нефть, а прежде всего геополитические и геоэкономические намерения. Геополитика как «позиция» и геоэкономика как «владение жизненно важными ресурсами» являются необходимыми составляющими политики великих держав и стратегически важны для поддержания жизни государства.

Стратегически Южный Судан расположен в самом сердце Африки, которая по состоянию на 2023 год является одним из самых нестабильных регионов в мире и он граничит с шестью государствами. Южный Судан служит связующим звеном или мостом между Северной Африкой и Восточной Африкой и является стратегически важной страной для коллективного Запада в качестве «геостратегического моста».

На самом деле, интересы США в регионе в первую очередь заключаются в сдерживании растущей мощи Китая, который является единственным государством, которое обладает потенциалом напрямую бросить вызов США в рамках глобального лидерства, второй интерес, с точки зрения глобальной войны с терроризмом, заключается в борьбе с распространением воинствующего исламизма и экстремизма из Судана в регион и за его пределы, а также в сведении к минимуму возможности распространения террористической деятельности со стороны региональных организаций, таких как «Аш-Шабаб», на Южный Судан из-за фрагментации страны по этническому признаку. В этом Южный Судан выступает в качестве защитной стены против распространения воинствующего ислама.

Китай, с другой стороны, рассматривает расположение Южного Судана в восточноафриканском регионе как стратегическую точку для своей экспансии в этот регион, поскольку Южный Судан граничит с несколькими крупными африканскими странами, которые могут оказать решающее влияние на будущее международных стратегических интересов. Поэтому распространение гражданской войны в Южном Судане на страны Восточной Африки поставит под угрозу региональные и морские торговые интересы Китая.

Геоэкономический потенциал энергетических ресурсов и полезных ископаемых, таких как золото, является ключевым фактором возникновения новой большой игры в Южном Судане между Китаем и США. Китай, в частности, вложил значительные средства и контролирует южносуданскую нефть для диверсификации своих энергетических ресурсов, чтобы сбалансировать свою энергетическую безопасность. Очевидно, что Китай имеет высокий уровень потребления и низкий уровень производства, поэтому он зависит от поставок импортных энергоносителей для подпитки двигателя внутреннего экономического роста.

С другой стороны, у США на данный момент нет какой-либо значительной торговли с Южным Суданом, но история показывает, что у них есть нефтяной интерес в Южном Судане, о чем свидетельствует первая разведка и открытие нефти Chevron (американская корпорация) в Южном Судане, но которая продала свои права из-за нестабильности в стране (китайцы просто ушли из Южного Судана после начала кризиса между Хартумом и Джубой).

В настоящее время между США и Китаем существует новая геополитическая и геоэкономическая конкуренция в Южном Судане на фоне нормализации его отношений с Хартумом. США пытаются найти способы ограничить влияние Китая, саботировать или подрывать китайские нефтяные инвестиции в Южном Судане. Об этом свидетельствуют нападения повстанцев на нефтяные месторождения китайских компаний и их уничтожение в штате Юнити, Южный Судан, в 2014 году.

Все перечисленные геополитические факторы глобальной конкуренции имеют конечно место, но говорить, что именно Южный Судан является центром этой конкуренции было бы неправильно. Тем более, что американцы очень непоследовательно ведут себя в отношении Джубы. Если мы говорим о китайско-американской конкуренции, то ее основной объект на сегодня – это Африканский Рог. Свидетельством этого стал выход 15 июля 2022 года, Соединенных Штатов из систем, которые контролируют мирный процесс в Республике Южный Судан, из-за неспособности Джубы выполнить реформы, предусмотренные в R-ARCSS. В качестве объяснения этого шага Государственный департамент назвал «отсутствие устойчивого прогресса в мирном процессе в качестве причины для выхода из двух миротворческих организаций, контролирующих путь бедной страны к выполнению мирного соглашения о переходе, которым является Воссозданная Совместная комиссия по наблюдению и оценке (RJMEC) и Механизм мониторинга и проверки прекращения огня и переходных мер безопасности (CTSAMVM)».

В заявлении говорится о неспособности южносуданских лидеров

– создать единую профессиональную армию;

– защитить членов гражданского общества, журналистов;

– провести необходимые финансовые реформы.

Также было выражено сожаление по поводу того, что лидеры Южного Судана не в полной мере воспользовались поддержкой, которую оказывают эти механизмы мониторинга, и продемонстрировали отсутствие политической воли, необходимой для осуществления важнейших реформ. Если проще, то Джуба саботировала создание единой профессиональной армии, а представителей гражданского общества и журналистов регулярно запугивают и не дают им высказаться, доходы от экспорта нефти не поступает в госбюджет.

Таким образом, отказ США от поддержки механизмов мониторинга означает, что попытки замедлить процесс осуществления не могут быть тщательно расследованы, и усилия по выявлению виновных в таких нарушениях могут быть затруднены. В целом этот шаг является вызовом нежеланию Африканского союза призвать лидеров Южного Судана к отсрочке выполнения мирного соглашения. Некоторые наблюдатели утверждают, что США втянуты в Южный Судан исключительно из стратегических интересов для разработки ресурсов (в частности, нефти), завоевания неиспользованного рынка и расширения своего влияния в регионе. Тем не менее, американские правительственные чиновники всегда утверждают, что их участие в Южном Судане обусловлено исключительно гуманитарными соображениями, ссылаясь на миллиарды долларов, которые они до сих пор выделяли на гуманитарную помощь и деятельность в области развития новообразованному государству Южный Судан. Это больше похоже на правду, поскольку нефтяные ресурсы Южного Судана не являются стратегическими и глобальными.

Тем не менее, нельзя игнорировать соперничество между США и Китаем, когда Китай уже глубоко укоренился в Южном Судане, особенно в нефтяной промышленности. Китай управляет некоторыми из крупнейших нефтяных компаний в Южном Судане. Он также импортирует более 40% сырой нефти Южного Судана. Кроме того, Китай приступает к реализации некоторых из крупнейших инфраструктурных проектов в стране. Это, в сочетании с опасениями, что другие соперники США, такие как Россия, также могут усилить влияние в Южном Судане, диктуют для Вашингтона сохранение своего участия в южносуданском досье.

После того, как в 2015 году враждующие группировки в Южном Судане подписали соглашение, это привело к новой войне, а затем, три года спустя, в 2018 году, был подписан еще один раунд мирного соглашения. Соглашение 2018 года сразу же показало значительные результаты в сокращении конфликтов между противоборствующими сторонами. Были некоторые очевидные проблемы для достижения мира, такие как нехватка финансирования.

То, что Вашингтон объявил, что отказывается от поддержки мира в Южном Судане, сокращая финансирование мирного процесса, свидетельствует о том, что: во-первых, доктрина США в отношении Южного Судана провалилась, во-вторых, в Вашингтоне просто не знают оптимального решения. Помимо решения о выходе из мониторинговых миссий, что означает уход американских военных из страны, Вашингтон также отозвал финансирование из проектов Всемирной продовольственной программы в Южном Судане, а также сократил финансирование со стороны различных организаций, поддерживаемых Агентством США по международному развитию (USAID).

53.59MB | MySQL:105 | 0,694sec