Экологические проблемы Иранского Азербайджана

Несмотря на жаркое, даже по иранским меркам, лето нынешнего года, имевшее своим следствием вынужденное сокращение рабочей недели, в Исламской Республике не утихает протестная активность. На фоне инициированного иранским парламентом Закона «О хиджабе и благочестии», подразумевающего более жестокие наказания за отказ от исламского дресс-кода, выясняется, со слов Джалила Мохеби, члена исследовательского центра Меджлиса, что число сторонников обязательного ношения хиджаба сократились примерно до 40%. Разумеется, в этом можно видеть влияние протестного движения после смерти осенью прошлого года Махсы Амини.

Однако, протесты под лозунгами равноправия женщин не покрывают всего разнообразия антиправительственных выступлений. В разных регионах страны они имеют и местную специфику. Так, в Иранском Азербайджане на северо-западе ИРИ, гражданская активность в течение последних лет мотивируется и экологическими проблемами, и маловодьем. С катастрофическим обмелением озера Урумийе – одного из символов этого региона – была связана в провинции Западный Азербайджан инициатива местной организации «Азербайджанская гражданская ассоциация» ввести региональный праздник под названием «Национальный день озера Урумийе». Ассоциация через СМИ объявила, что в течение последних лет губернатор провинции Западный Азербайджан Мохаммад-Мехди Шахрияри бойкотирует окончательное утверждение этого праздника. «Азербайджанская гражданская ассоциация» предупредила, что если официальные лица провинции не утвердят этот праздник в предложенном качестве, регион охватят митинги протеста, и ответственность за последствия будет нести губернатор Западного Азербайджана. В выпущенном по этому поводу обращении говорится, что Ассоциация будет продолжать борьбу, считая этот вопрос одним из приоритетов своего национального движения. В том, что вопрос не решается в течение ряда лет, Ассоциация видит проявление недоброжелательности центральных властей ИРИ по отношению к местному населению, своего рода великодержавный шовинизм. «Такому поведению администрации провинции нет оправдания».

Сейчас, на фоне не стихающей в стране протестной активности, борьба вступила в новую фазу. На днях она охватила и сферу местного спорта. Так, в истекшую пятницу 4 августа в новом сезоне Высшей футбольной лиги клубов Ирана, в матче между командами «Варзеган» и «НПЗ Бендэр-Аббас» в зале «Порт-Шариф» в столице провинции Восточный Азербайджан – Тебризе —  зрители попытались привлечь внимание публики к проблеме умирания озера Урумийе. Об этом сообщил интернет-сайт иранского азербайджаноязычного канала GonazTV. Это – один из способов, при помощи которого в последние дни общественные объединения, активисты-экологи и деятели национального движения Иранского Азербайджана пытались привлечь внимание населения к последствиям высыхания озера Урумийе и, предупреждая власти, потребовали безоговорочного восстановления этого водоёма, считающегося одним из символов Иранского Азербайджана. По мнению экспертов в области окружающей среды, высыхание озера Урумийе  реально поставило под угрозу жизнь более 14 млн жителей этого региона и способно привести к вынужденной миграции его жителей. Публикация в номере газеты «Эттемад»  за 25 июля гласит: уровень воды в озере Урумийе достиг самого низкого за последние 60 лет. В азербайджаноязычных провинциях страны это вызывает  большую тревогу, ибо положение стало поистине критическим. Граждане региона потребовали спасения озера, протестуя тем самым против умышленно спровоцированного центральными властями процесса его высыхания. В рамках этой кампании пользователи публикуют плакат с красным фоном, посвященный озеру Урумийе, на котором на английском языке написана фраза Save Urmia Lake.

Крупной акцией в этом направлении стал азербайджанских национальных  активистов на вершину горы Савалан с листовками, призывающими к неотложным  действиям против обмеления озера Урумийе. В листовке наглядно показано, как решаются в ИРИ экологические проблемы для титульного населения и меньшинств. Так, в пустынные прежде провинции с доминирующим персоязычным населением, как, например, Исфахан и Йезд, реализованы миллиардные в долларовом исчислении инвестиции на мега-проекты переброски воды из Персидского залива и Оманского моря. Теперь там повсеместно зазеленели поля, гарантированно выращивают рис и всяческие овощи, появились местные разновидности фруктов, возникла максимально диверсифицированная индустрия. Провинции с азербайджаноязычным населением всегда получали финансирование по остаточному принципу, а посему вместо водообеспечения там предпочли строить плотины (их число составляет сейчас более сотни), забирая таким образом отнюдь не излишний сток озера Урумийе. Отсюда и пошло его высыхание. Процитируем интернет-сайт иранского азербайджаноязычного канала GonazTV: «Власти не предпринимают никаких серьезных действий по возрождению озера Урумийе, и, осушив эту жизненно важную артерию, пытаются полностью уничтожить Азербайджан». Возникновение соляных бурь, вызванных пересыханием озера Урумийе и активизацией очагов микропыли, пишут местные СМИ, представляет собой не только проблему для населения региона и всего Ирана, но и международную экологическую угрозу. По данным экспертов-экологов, пылевые и активные соляные бури вокруг озера Урумийе могут охватывать до 500 километров.

Поднявшиеся на пик Савалан высотой 4811 метров группа активистов Национального движения Азербайджана вместе с альпинистскими отрядами преследовали и политические цели, протестуя против «колониальной системы, правящей страной и допустившей «преднамеренное высыхание озера Урумийе». На одном из поднятых транспарантов значилось: «Те, кто надеются обезлюдить Азербайджан соляными бурями, пусть знают, что они будут вынуждены уйти от колонизации Азербайджана бурей восстания его тюркоязычного народа»!». Вот как отреагировал на эту проблему  профессор Асгар Зарэ, занимающийся проблемами развития национальных регионов ИРИ и написавший книги с красноречивыми заголовками «Равенство и ликвидация дискриминации» и «Конец одноязычия», «Почти все мои друзья-азербайджанцы, независимо от того, являются ли они фундаменталистами или умеренными либералами, единодушны в признании экологических проблем своего региона. Однако вне Азербайджана никто не обращает на это ни малейшего внимания». Профессор добавляет, что ему грустно за весь Иран, для которого постепенное исчезновение озера Урумийе – пустой звук.

Видимо, точно так же рассматривают центральные власти и другую жгучую проблему этого региона – обеспечение питьевой водой центра иранской провинции Восточный Азербайджан – Тебриза.  Сегодня – это громадный мегаполис региона. Но целый ряд районов и кварталов Тебриза входят в число отключенных от водоснабжения. Другая часть не имела доступа к питьевой воде ввиду низкого давления или обеспечивалась водой течение «всего нескольких ограниченных часов» в течение дня и ночи.  Новостной сайт «Наср» в Тебризе указал на «длительное отключение воды в различных районах Тебриза» и подчеркнул, что «обширное отключение воды вызвало множество проблем для жителей Тебриза» и что «предварительно об отключении воды никто не уведомляет». Об этом же пишет другой новостной сайт — «Шамсэ Табриз». В этом издании Генеральный директор Восточно-Азербайджанской компании водоснабжения Мохаммад Хани заявил, что питьевая вода отключена в большинстве районов Тебриза. Причина довольно серьезна и она кроется в необходимости модернизации Нахандской плотины, одного из основных источников питьевого водоснабжения Тебризской метрополии. На эти цели правительство не выделяет необходимых средств, так что теперь плотину называют пустыней Наханд. Из-за такой ситуации страдает не только мегаполис, но и многие другие районы этой провинции, десятки деревень. Как пример, местные СМИ опубликовали фотографии жителей деревни Джикех, которые «имеют воду в течение 20 минут каждые три дня» и заняты сооружением колодцев в поисках родников или других источников воды.

53.1MB | MySQL:103 | 0,435sec