Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 7

Президент США Джо Байден 28 июля с. г. намекнул на возможный прогресс в соглашении о нормализации отношений между Израилем и Королевством Саудовская Аравия. На протяжении нескольких месяцев до этого официальные лица США преуменьшали такую возможность. За день до высказываний Байдена помощник президеньа по национальной безопасности Джейк Салливан и координатор по Ближнему Востоку и Северной Африке в СНБ Бретт Макгерк, отправились на переговоры в Джидду. Согласно сообщению в СМИ от 31 июля этого года, глава «Моссада» Давид Барнеа посетил Белый дом в начале месяца для «секретных» переговоров о возможной сделке между Израилем и КСА[i].

Ежедневная финансовая газета Израиля на иврите Globes рассматривает «лихорадочные усилия Белого дома по налаживанию отношений между Израилем и Саудовской Аравией», интересы сторон, что стоит за требованиями Саудовской Аравии и почему Белый дом так стремится подписать это соглашение. Отмечается, что «добиться заключения такой сделки действительно непросто, и проблема кроется в перманентных вопросах, которых избегают руководители стран». В предыдущих частях статьи упоминались условия Эр-Рияда, которые он выдвинул в обмен на согласие нормализовать отношения с еврейским государством.

В статье Globes в качестве центрального элемента потенциальной сделки определяется стремление Саудовской Аравии обогащать уран для гражданских нужд, например, для производства электроэнергии посредством развития атомной энергетики. Вопрос – зачем такой нефтяной державе, как Саудовская Аравия, нужны дополнительные энергетические решения?

В этой связи упоминается представленная в 2016 г. наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом и официально одобренная программа под названием «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». Напомним, что «Видение-2030» в целом призвано превратить экономику страны из «опирающейся на производство нефти» в «инвестиционную экономику» с привлечением местных и зарубежных капиталовложений[ii].

Globes в этом программном документе видит «одну цель, которую Эр-Рияд особенно пытается достичь, – развитие возобновляемых источников энергии. Отмечается, что «Саудовская Аравия является одной из отсталых стран региона в производстве электроэнергии солнечными электростанциями — наиболее значимого источника возобновляемой энергии на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что Израиль также далек от выполнения своих планов по производству энергии из возобновляемых источников, в Саудовской Аравии на него смотрят с завистью. В то время как саудовцы генерируют только 1 гигаватт солнечной энергии, что ставит их на 45-е место в мире, Израиль производит более чем в 5 раз больше и находится на 28-м месте».

Моше Тшува, руководитель Школы машиностроения в Афеке, Академическом инженерном колледже в Тель-Авиве, считает, что «все страны, производящие нефть, в том числе Саудовская Аравия, должны подготовиться к новому миру. Эти страны опираются на возобновляемые источники энергии, ищут альтернативы и одна из них – ядерная. Ядерные системы четвертого поколения намного безопаснее, и загрязнение окружающей среды в целом меньше». Отмечается, что «нормализация отношений с Израилем, которая позволила бы сотрудничать в области солнечной энергетики, а также производства электроэнергии посредством ядерной энергетики, может продвинуть Саудовское королевство к поставленным целям».

Но в данном случае Globes указывает на риски, которые вызваны отсутствием доверия к Саудовской Аравии и ее обязательствам использовать ядерные технологии исключительно в гражданской сфере. Ведь «в ядерных реакторах для выработки электроэнергии используется уран, обогащенный на уровне 3-5%, но при тех же накопленных знаниях (в сочетании со значительными дополнительными усовершенствованиями) можно достичь обогащения, достаточного для уровня ядерного оружия (около 90%). Такое развитие событий нанесет ущерб региональному превосходству Израиля в области ядерного оружия. По данным SIPRI, Международного института исследования проблем мира в Стокгольме, Израиль имеет 90 ядерных боеголовок — в три раза больше, чем Северная Корея».

Отмечается, что в контексте энергетики свои интересы в обсуждаемой нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем преследует не только Эр-Рияд. «Соединенные Штаты, крупнейший в мире производитель нефти, недавно оказались в тупике из-за роста цен на черное золото. Саудовская Аравия и Россия вместе со своими партнерами по нефтяному картелю ОПЕК+ сократили добычу нефти в попытке повысить цены. И это сработало — цена барреля нефти марки Brent в августе подскочила примерно на 10%. Очевидно, что американцы были бы рады увеличить темпы добычи своей нефти и мировые поставки, но они не могут этого сделать, потому что достигли предела своих возможностей. Весь 2002 год США с трудом достигали фиксированного объема добычи около 12 млн баррелей в сутки. Таким образом, США действительно нуждаются в Саудовской Аравии для снижения цен на нефть».

Что касается КСА, Globes указывает на «веские причины у Мухаммеда бен Сальмана заручиться поддержкой Белого дома. Сокращение добычи нефти привело к годовому росту экономики Саудовской Аравии на уровне 1,1% во втором квартале 2023 г. по сравнению с 3,8% за тот же период прошлого года и 11% два года назад. Королевство, занимавшее первое место в списке растущих экономик G20, опустилось [по этому показателю] на последнее место». Согласно Globes,  «соглашение с Израилем станет лишь предлогом, который позволит наследному принцу отказаться от последних манипуляций с производством нефти».

По мнению Йоэля Гузанского, специалиста по странам Персидского залива, научного сотрудника Института исследований национальной безопасности (INSS), «цель Мухаммеда бен Сальмана — уменьшить использование нефти и увеличить свои экспортные возможности. Для него нефть – это политический инструмент. Наследный принц считает, что путь к нормализации отношений с США после периода похолодания лежит через Израиль».

Яки Даян, эксперт по США, бывший генеральный консул Израиля в Лос-Анджелесе, добавляет к этому то, что на происходящее влияет и энергетическое лобби в США, обладающее большой властью в Вашингтоне. «Эти компании не любят повышения цен. Со временем такое соглашение о нормализации может привести эти американские компании к инвестициям в регион и, возможно, даже к бурению. Как только вы подключаетесь к стратегическому аспекту, создается идеальный «шторм»».

Не менее важным Globes считает заинтересованность американцев в том, чтобы удержать Саудовскую Аравию подальше от Китая. «В последние годы КСА и КНР реализуют совместные проекты, в основном в сфере развития инфраструктуры. Пекин, как и многие страны мира, признает, что Саудовская Аравия уже давно не только значительная экономическая держава, но и та, которая рано или поздно станет страной G7. Уже сегодня Эр-Рияд входит в число ведущих стран G20, занимая по данным Всемирного банка четвертое место в рейтинге по ВВП на душу населения».

Из всех экономических интересов КСА, Globes указывает на один, который может беспрецедентным образом повлиять на Ближний Восток –строительство железной дороги из Израиля в Саудовскую Аравию и другие страны Аравийского полуострова. «В случае заключения соглашения о нормализации отношений с еврейским государством, Эр-Рияд может закрыть глаза на строительство ж/д пути в Эйлат, строительство которого продвигала министр транспорта, национальных инфраструктур и безопасности на дорогах Мири Регев, или на инициативу ее предшественника на этом посту Исраэля Каца соединить железными дорогами страны Персидского залива с портом Хайфы. В Саудовской Аравии надеются, что железные дороги помогут им реализовать курируемый Мухаммедом бен Сальманом проект города будущего «Неом»».

Согласно заявлениям наследного принца КСА, город будет полностью основан на электричестве из возобновляемых источников энергии, раскинется на 26,5 кв. км, а предполагаемые инвестиции в него составят более 500 млрд долларов. По словам Й.Гузанского, для достижения этой амбициозной цели саудовцам необходимо привлечь в королевство частный сектор. «Надежда саудовцев состоит в том, чтобы открыть страну для инвестиций, и частью этого является город «Неом»».

Один из способов привести частный сектор в Саудовскую Аравию – создание инфраструктуры железных дорог, которая соединит Королевство и его соседей с Израилем. «Такой транспортный коридор не повлияет на транспортировку нефти, но, безусловно, может стать логистическим преимуществом для перевозки грузов по альтернативному Суэцкому каналу маршруту. Таким образом, вместо перевозки грузов морем из Турции, через Суэцкий канал, Красное море в Баб-эль-Мандебский пролив и Аденский залив, можно будет перевозить товары из портов Израиля по железной дороге».

Globes обращает внимание на то, что такой подход уже реализуется сегодня созданием маршрута между Москвой и Мумбаи. Имеется в виду подписанное Россией и Ираном соглашение о строительстве железной дороги, которая станет частью «уникальной транспортной артерии» – «Север-Юг». Благодаря этому доставка грузов из Санкт-Петербурга в Мумбаи займет около 10 суток против 1-1,5 месяца по другим маршрутам[iii].

В Globes считают, что Израиль и Саудовская Аравия могут скопировать эту модель, составив конкуренцию египетскому Суэцкому каналу.

Помимо многочисленных преимуществ для всех сторон от возможного соглашения о нормализации отношений между КСА и Израилем, отмечается ряд препятствий, мешающих его подписанию, особенно в Саудовской Аравии и Израиле.

Одним из них является отец наследного принца КСА, 87-летний король Сальман, который все еще жив. Он считается консерватором, и его антиизраильская позиция хорошо известна. Сальман вряд ли поддержит сделку с Израилем без решения палестинского вопроса. Кроме того, именно Саудовская Аравия разработала Арабскую мирную инициативу от 2002 г., которая предусматривает нормализацию отношений между арабским миром и еврейским государством в рамках мирного соглашения с палестинцами.

Со стороны Израиля также указывается на ряд оговорок, одной из которых является требование Саудовской Аравии продать ей малозаметные американские истребители пятого поколения F-35, развивающие максимальную скорость в 1,6 Маха (1200 км/ч). Отмечается, что минобороны Израиля закупает у США 25 самолетов, в дополнение к уже имеющимся 50 шт., в рамках сделки, объем которой оценивается примерно в 3 млрд долларов американской помощи. Все это при том, что у саудовцев нет ни одного F-35. Им приходится довольствоваться F-15, которые считаются относительно устаревшими. «Получается, что в этом вопросе Израиль оказывается между молотом и наковальней. Если он наложит вето на сделку по F-35, может упустить прекрасную возможность для нормализации отношений с самым могущественным в мире арабским государством. Но если согласится на сделку, это может поставить под угрозу его безопасность и превосходство в воздухе в регионе». Допускается, что реализация того или иного сценария будет встречена резкой критикой в израильском обществе и сопряжена со значительными рисками.

В этих условиях Globes с надеждой смотрит на деловые круги, т.к. в течение многих лет Израиль и Саудовская Аравия поддерживали своего рода «тихую нормализацию», и в последние годы она набирает обороты. Отмечается, что только в прошлом году стало известно, что десятки израильских бизнесменов ездили в Саудовскую Аравию, когда на повестке дня стояли крупные сделки. Одновременно и Саудовская Аравия начала инвестировать в израильские компании[iv].

[i] Report: Mossad chief visited White House to discuss Saudi normalization // The Times of Israel. 31.07.2023. https://www.timesofisrael.com/report-mossad-chief-visited-white-house-to-discuss-saudi-normalization/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=potential-saudi-israel-normalization-could-see-palestinians-thrown-under-the-bus

[ii] Программа «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» / ИБВ. 28.04.2016. http://www.iimes.ru/?p=28178&ysclid=lkzgil1s66810685589

[iii] Из Петербурга в Мумбаи за 10 суток. Подписано соглашение о магистрали через Иран // Газета.ру. 17.05.2023. https://www.gazeta.ru/business/2023/05/17/16717538.shtml?ysclid=lkzm8x8di7184166732

[iv] סעודיה עם הסכם על השיחות מאחורי האינטרסים ?לריאד רכבת // Globes. 04.08.2023. https://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1001454165

53.36MB | MySQL:103 | 0,545sec