Западные эксперты о последствиях переворота в Нигере для стран Западной Африки и Сахеля

Президент Алжира заявил 5 августа, что любое военное вмешательство в Нигере будет прямой угрозой для его страны и «абсолютно отвергается». В интервью телеканалу «Эннахар» Абдельмаджид Теббун призвал к мирному разрешению продолжающегося политического кризиса в Нигере, вызванного военным переворотом, в результате которого в прошлом месяце был свергнут избранный президент. Он подтвердил поддержку Алжиром «конституционного порядка» и готовность помочь «вернуть этот порядок». 26 июля военнослужащие Президентской гвардии Нигера задержали президента Мохамеда Базума, а позже группа военных выступила по национальному телевидению, чтобы объявить, что они свергли правительство. Два дня спустя генерал Абдурахаман Чиани, командующий Президентской гвардии Нигера, назвал себя главой переходного правительства.  30 июля региональное Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) дало лидерам переворота одну неделю на «восстановление конституционного порядка» или на возможное военное вмешательство. Крайний срок уже истек в ночь на воскресенье, а план вмешательства якобы был окончательно разработан руководителями оборонных ведомств ЭКОВАС 28 июля. Алжир, который разделяет 950-километровую границу с Нигером, призвал к спокойствию на фоне опасений, что военная конфронтация может дестабилизировать регион Сахель. Если проще, то он опасается вспышки активности сепаратистских джихадистких групп в этом регионе, с командирами которых алжирские спецслужбы ведут плотный контакт уже последние три месяца. И как следует из заявления президента Алжира, уверенности в полном нейтралитете туарегов при таком сценарии у Алжира нет. Мали и Буркина-Фасо, соседи Нигера на западе, заявили, что военное вмешательство будет рассматриваться как «объявление войны» против их народов, и они будут защищать лидеров переворота. Более того, они уже направили туда свой воинский контингент, и одна из автоколон в Буркина-Фасо уже подверглась нападению джихадистов в процессе своей передислокации.   Тем временем лидер переворота обратился за помощью к российской ЧВК «Вагнера», сообщает Associated Press. Но фактов в отношении этого пока нет.

Насколько велики перспективы реальной военной операции ЭКОВАС? Как указывают американские эксперты, за последние три года в регионе Сахель в Западной Африке региональные субъекты и Запад недостаточно реагировали на частые там перевороты. Казалось, что каждый неконтролируемый переворот подготавливал почву для следующего. Однако переворот, произошедший на прошлой неделе в Нигере, оказался настолько поляризованным по всей Западной Африке, что может спровоцировать региональную войну. Вашингтону нужна политика реагирования на перспективу многосторонней региональной войны в регионе стратегического значения. У тех, кто стремится обратить вспять тенденцию переворотов, нет «серебряных пуль», но, возможно, еще не слишком поздно найти компромисс в прямом смысле этого слова: политическое решение, которое не оставит ни одну сторону полностью довольной, но в то же время не оставит ни одну сторону настолько разгневанной, чтобы в ответ дестабилизировать Западную Африку и Сахель. Когда Президентская гвардия Нигера 26 июля свергла президента Мохамеда Базума, это нанесло серьезный удар по демократии в Западной Африке и политике безопасности Соединенных Штатов и Европы в регионе. Нигер стал четвертой западноафриканской страной, ставшей жертвой государственного переворота с 2020 года (не считая псевдопереворота в Чаде, милитаризованного перехода власти от отца к сыну в 2021 году). В отличие от этих других стран, в Нигере находится около 1000 американских военнослужащих, которые поддерживают усилия его и Европы по борьбе с терроризмом. Нигер также стал центром французской политики безопасности после усиления  хунт в соседних Мали и Буркина-Фасо, которые быстро изгнали бывшего колониального правителя. Примечательно, что в отличие от своих соседей президент Базум руководил разработкой относительно выверенной и эффективной контртеррористической политики, которая выделяла Нигер в регионе. Государственный переворот 26 июля теперь ставит под угрозу этот подход и рискует усугубить отсутствие безопасности во всей Западной Африке, включая более экономически динамичные прибрежные страны, которые в последнее время были в центре внимания стратегии США. По ряду личных, политических и стратегических причин лидеры этих прибрежных стран удивили многих наблюдателей, заняв особенно жесткую позицию в отношении хунты в Ниамее. ЭКОВАС безропотно реагировало на предыдущие перевороты в регионе.  Различные лидеры стран ЭКОВАС имеют свои собственные интересы в том, чтобы обратить вспять переворот в Нигере. Восстановление гражданского правления соответствует целям США, но ЭКОВАС угрожает пойти дальше подхода Вашингтона, основанного на санкциях (публичное сообщение Госдепартамента относительно предлагаемого подхода ЭКОВАС было двусмысленным, запутывающим картину.) Есть признаки того, что, несмотря на то, что ЭКОВАС выражает стремление к диалогу с нигерской хунтой, военный вариант остается на столе. Другие западноафриканские государства начали выражать свою поддержку вмешательству под руководством Нигерии. Нигерская хунта, со своей стороны, дала понять, что она не сдвинется с места. Президент Нигерии Бола Ахмед Тинубу направил делегацию ЭКОВАС на переговоры с хунтой 3 августа. Несмотря на первоначальные надежды на то, что переговоры заложат основу для мирного урегулирования, делегация вернулась в Абуджу рано и с пустыми руками. В тот же вечер нигерская хунта ускорила свой дипломатический разрыв с Западом и усилила свою воинственную риторику против ЭКОВАС. Таким образом, ситуация выглядит мрачной. Любое вмешательство ЭКОВАС сопряжено с огромными рисками.

Отметим, что маловероятно, что Базум восстановит ту же степень легитимности, которой он пользовался до переворота, если иностранное оружие вернет его к власти. Более того, Базум может даже не пережить интервенцию, поскольку он остается заложником хунты. Вмешательство ЭКОВАС увенчалось бы успехом только в том случае, если бы нигерская хунта сложила свои полномочия или критическая масса вооруженных сил дезертировала в тот момент, когда силы ЭКОВАС пересекут границу Нигера (и, что крайне важно, если бы среди нигерцев существовал хоть какой-то консенсус относительно того, кто должен прийти к власти в отсутствие хунты). Существует также риск того, что интервенция будет иметь противоположный эффект. Если хунта будет упираться и сплачивать население вокруг флага — возможно, даже вооружая гражданских ополченцев, — интервенция может перерасти в многогранную борьбу с повстанцами, с которой ЭКОВАС не будет готово справиться. На данный момент хунта, похоже, угрожает такому подходу, делая ставку на то, что ее лучшая надежда на легитимность заключается в том, чтобы направить разочарование населения на внешнего врага. Ни одно государство-член ЭКОВАС не может позволить, чтобы его вооруженные силы увязли в затяжной борьбе с повстанцами за рубежом, по крайней мере это особенно касается Нигерии. Вооруженные силы Нигерии и так перегружены, сталкиваясь с высоким уровнем угроз безопасности почти во всех частях страны. И, несмотря на обещания других государств-членов ЭКОВАС, президенту Тинубу не следует ожидать большой помощи от других вооруженных сил блока, испытывающих недостаток ресурсов. Нигерия имеет самую протяженную сухопутную границу с Нигером. Какова бы ни была причина дестабилизации Нигера, именно Нигерия понесет на себе основную тяжесть ее последствий. Перспектива интервенции уже расколола нигерийцев, многие из которых утверждают, что многочисленные внутренние проблемы Нигерии, включая кризис стоимости жизни и отсутствие безопасности, должны иметь приоритет над статусом правительства Нигера. Вмешательство, похоже, также вызвало некоторое недовольство в нигерийском секторе безопасности, поскольку некоторые военные чиновники в частном порядке выразили свое разочарование прессе и опубликовали секретный оперативный документ в социальных сетях. Но отношения между гражданскими и военными в Нигерии более прочные, чем где-либо еще в регионе. Таким образом, хунта в Нигере не должна ошибаться: военные Нигерии предпримут интервенцию, если президент Тинубу отдаст на это приказ. Это также должно беспокоить хунту в Нигере. Несмотря на ее  риторику, региональный конфликт стал бы крупной авантюрой для военного режима в Ниамее. Хунта столкнется с реальным риском раскола — если не сразу, то в какой-то момент, когда потери начнут накапливаться. Генералы, правящие этой не имеющей выхода к морю и бедной страной, будут иметь ограниченные возможности для внешней поддержки. Мали и Буркина-Фасо предположили, что они встанут на защиту Нигера в случае вмешательства ЭКОВАС, хотя неясно, что это будет означать на практике, учитывая, что армии этих стран вряд ли смогут покинуть свои столицы, не наткнувшись на засады джихадистов. По сообщениям, нигерская хунта ищет поддержки у ЧВК «Вагнер», чтобы заполнить вакуум. Но ЧВК «Вагнер» вряд ли сильно склонит чашу весов, если возглавляемое Нигерией ЭКОВАС полностью посвятит себя борьбе, особенно с помощью авиации. Хунта может также надеяться, что Алжир предоставит спасательный круг, но Алжир может опасаться расширения открытой поддержки, хотя и может как-то повлиять на туарегов в рамках их нейтральности. Поэтому втягивание ЭКОВАС в войну не кажется хорошей долгосрочной стратегией для нигерской хунты.  Ситуация очень тревожная, но Вашингтону и ЭКОВАС по-прежнему следует стремиться к приемлемому урегулированию, которое предотвратило бы более масштабную войну. Компромисс сначала должен убедить членов хунты в том, что они не сталкиваются с экзистенциальной угрозой. Во-вторых, это должно было бы дать ЭКОВАС некоторую возможность сохранить лицо для дальнейших переговоров. В конечном счете, более широкое политическое соглашение все еще можно было бы спасти. Однако на данном этапе сделка наиболее реалистично включала бы возвращение к гражданскому правлению, а не немедленное восстановление президента Базума. Это потребует значительного участия и тактичного использования рычагов влияния со стороны Вашингтона и его партнеров, чтобы избежать повторения ошибок неудачных переходных процессов, подобных тем, что произошли в Судане или Мали, где вооруженные силы вернулись к власти только для того, чтобы еще больше дестабилизировать свои государства. Но переходный период в Нигере, хотя и неидеальный, предпочтительнее затяжной региональной войны. Главными победителями в любом затяжном конфликте будут постоянно расширяющиеся джихадистские группировки Сахеля.  Вашингтону следует продолжать добиваться желаемого исхода, но быть готовым к двум менее идеальным сценариям: хунта одержит верх, порвет с Западом и докажет, что угрозы ЭКОВАС были пустыми; или ЭКОВАС предпримет интервенцию, которая рискует вернуть Западную Африку в 1990-е годы, когда конкурирующие региональные силовые блоки вели опосредованные бои на фоне гражданских войн в Либерии и Сьерра-Леоне.

На этом фоне аналитики Регионального отделения ISS для Западной Африки, Сахеля и бассейна озера Чад констатируют, что  джихадистские террористические группировки в Сахеле становятся более устойчивыми, что затрудняет правительствам и их партнерам их разгром. Поскольку регион изучает варианты помимо военных операций, усилия по демобилизации и реинтеграции тех, кто покидает воинствующие экстремистские группировки, могли бы значительно снизить угрозу. На протяжении более пяти лет страны бассейна озера Чад осуществляли программы разоружения, демобилизации, репатриации, реинтеграции и расселения (РДРРР).  С 2016 года Камерун, Чад, Нигер и Нигерия – четыре страны бассейна озера Чад, пострадавшие от «Боко харам», – решают проблему отсутствия безопасности с помощью как военных, так и невоенных стратегий. Это было необходимо, поскольку одних военных операций оказалось недостаточно для разгрома «Боко харам». Важной особенностью невоенных усилий, которые оказались в значительной степени эффективными, является стимулирование размежевания и дезертирства из «Боко харам» посредством РДРРР. Такой подход также способствовал истощению боевых сил группировки, в частности группировки «Джамаату Ахлис-Сунна Лиддаавати Валь Джихад» (JAS). После смерти лидера JAS Абубакара Шекау в 2021 году более 70 000 человек покинули группу. Это следует за предыдущими эпизодами размежевания по всему региону, когда бывшие члены и сообщники теперь надолго вышли из-под досягаемости и контроля группировки. Хотя смерть Шекау стала ключевым фактором, спровоцировавшим последний раунд дезертирства, его предыдущие волны были вызваны другими причинами. В первую очередь, это включало проведение военных операций, идеологическое разочарование в «Боко харам» и нереализованные экономические устремления тех, кто присоединился к группе. Не менее стимулирующей была внутри- и межфракционная динамика, которая привела к расколу «Боко харам» в 2016 году и соперничеству за лидерство. Понимание этой динамики так же важно, как управление выходом из группы, и позволяет заинтересованным сторонам применять индивидуальные меры реагирования. Например, в бассейне озера Чад не все присоединяются к «Боко харам» по идеологическим соображениям. Некоторые преследуют чисто экономические цели, а другие ищут защиты от группировки и сил безопасности для себя и своих близких. «Боко харам» часто убивает тех, кто отказывается присоединиться, когда к ним обращаются. Известно, что силы безопасности произвольно арестовывают молодых людей «боевого возраста», обвиняя их в том, что они террористы. Присоединение к террористическим группам означает, что они могут сбежать и получить доступ к оружию, когда им угрожают военные. Других членов «Боко харам» зачисляют принудительно. Некоторых завербовывают члены семьи или под давлением сверстников. Эти новобранцы играют в «Боко харам» различные роли, начиная от принудительного неоплачиваемого труда и заканчивая участием в нападениях.  Во всех четырех странах бассейна озера Чад правительства широко использовали общинные радиостанции для распространения сообщений на местных языках. Участникам были обещаны безопасность, отсутствие тюремного заключения, реабилитация и реинтеграция, а также уважение прав человека, если они покинут «Боко харам». Многие покинули группу из-за этих передач.  Несмотря на успехи, управление выходом из бассейна озера Чад сопряжено с рядом проблем, которых соседним странам следует постараться избежать. К ним относятся неадекватные законы, недостаточный учет гендерных аспектов, проблемы с координацией и невыполненные обещания бывшим коллегам, проходящим РДРРРР. Помимо навыков, которым обучаются бывшие члены организации, им обещают расширение прав и возможностей (денежные средства, оборудование и т.д.) в рамках их реинтеграции в общество и возобновления их жизни. Часто эти обещания не выполняются или выполняются лишь частично. Слабое участие местного населения также может быть проблемой.  Исключение их из процесса часто контрпродуктивно и ограничивает перспективы успеха. В Нигерии, в предыдущие периоды проведения операции «Безопасный коридор», некоторые дезертиры были отвергнуты своими общинами. Еще один урок для стран Западной Африки и Сахеля связан с проблемой женщин-членов «Боко харам». Важно понимать их функции и избегать обращения со всеми женщинами как с жертвами. Исследования показывают, что они играют важную роль в террористических группах, включая роли в активных боевых действиях, таких как добровольчество в качестве террористов-смертников и работа разведчиками, вербовщиками и пособниками деятельности своих мужей. Глобализация насильственного экстремизма требует трансграничного сотрудничества между странами в дополнение к национальным мерам реагирования. Учитывая, что членство в террористических группировках пересекает границы, Региональная стратегия Комиссии по бассейну озера Чад по стабилизации, восстановлению и жизнестойкости районов, пострадавших от «Боко харам», является хорошим примером для подражания странам Сахеля и Западной Африки.  Учитывая их геостратегическое положение, соединяющее бассейн озера Чад и Западную Африку, Нигер и Нигерия могли бы сыграть жизненно важную роль в обмене уроками, извлеченными из внедрения этих невоенных программ. Излишне говорить, что в случае военной интервенции стран ЭКОВАС в Нигер  она поставит на этих программах «жирный крест», и само по себе понимание этого факта странами региона (прежде всего Чадом и Нигерией) серьезно тормозят реальное начало серьезной военной интервенции.

56.18MB | MySQL:118 | 2,142sec