О проблемах борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в Турции

Турция по-прежнему отстает во внедрении эффективных механизмов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, хотя и добилась определенного прогресса с тех пор, как была внесена в серый список Целевой группой по финансовым мероприятиям (ФАТФ), глобальной службой по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Этот вывод следует из отчета, опубликованного ФАТФ в июле 2023 года, в котором констатируется, что Турция по-прежнему имеет стратегические недостатки в выполнении рекомендаций ФАТФ. В докладе Турции настоятельно рекомендуется проводить более сложные расследования и судебные преследования в связи с отмыванием денег и проводить больше финансовых расследований по делам о терроризме. Кроме того, стране было рекомендовано уделять приоритетное внимание расследованиям и судебным преследованиям, связанным с террористическими группами, включенными в список ООН. Для устранения этих недостатков и улучшения своего режима борьбы с отмыванием денег / финансированием терроризма (ПОД /ФТ) Турции необходимо будет принять дальнейшие меры по укреплению своей системы финансового регулирования, активизировать усилия правоохранительных органов и сотрудничать на международном уровне для предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма.  Турция давно была включена в число стран, подвергшихся усиленному мониторингу, и в октябре 2021 года публично упоминалась как находящаяся в «сером списке». С тех пор Турция представила ФАТФ план действий по прекращению усиленного мониторинга, который имел негативные последствия для финансового и экономического положения Турции. Повышенные премии за риск при заимствовании указывают на то, что международные кредиторы воспринимают более высокие риски, связанные с кредитованием Турции, а это обстоятельство автоматически делает заемные средства для страны более дорогостоящими. Более того, нахождение в «сером списке» усложнило для турецкого правительства привлечение иностранных инвестиций, особенно в то время, когда страна уже сталкивается с финансовыми трудностями и экономическими вызовами. Хотя действия Турции, возможно, были не такими энергичными, как ожидала ФАТФ, похоже, что включение страны в «серый список», по крайней мере, побудило ее принять некоторые меры для смягчения ущерба, причиненного последствиями включения в список. Для Турции, по оценке ФАТФ, по-прежнему крайне важно продолжать свои усилия и усердно работать над полным устранением выявленных недостатков в сфере ПОД / ФТ, чтобы улучшить свое финансовое и экономическое положение и вернуть доверие международного сообщества. Хотя ФАТФ приветствовала некоторые позитивные шаги, предпринятые правительством Турции для устранения недостатков в соблюдении, она, тем не менее, пришла к выводу, что нынешние шаги Анкары по «приведению Турцию в соответствие с рекомендациями ФАТФ» явно недостаточны и непоследовательны. Предупреждение ФАТФ о том, что все крайние сроки для страны уже истекли, означает, что Турция не уложилась в установленные ею сроки для внесения необходимых улучшений в свой режим ПОД / ФТ.

Одна из основных проблем в борьбе с финансированием терроризма в Турции связана со злоупотреблением статусом «неправительственных организаций» для направления денег террористическим группам, особенно в зонах конфликтов, таких как Сирия и Ирак, которые являются соседями Турции. Основными действующими лицами в этой области являются ассоциации, которые представляют 95% всех неправительственных организаций, в отличие от фондов, которые строго регулируются в Турции и требуют одобрения суда для их создания. За последнее десятилетие десятки ассоциаций, некоторые турецкие филиалы иностранных НПО, смогли обеспечить незаконное финансирование джихадистских групп, помогая им поддерживать свою деятельность. Правительство в значительной степени закрывало глаза на подобную деятельность, а в некоторых случаях Национальная разведывательная организация (MIT) принимала непосредственное участие в финансировании и предоставлении оружия и материально-технической поддержки таким группам для продвижения политических целей правительства в Сирии, таких как свержение правительства президента Башара Асада и замена его режимом «Братьев-мусульман». Турция также печально известна примерами злоупотребления мерами и механизмами, предназначенными для борьбы с финансированием терроризма НПО в конкретных политических целях. В последние годы многие иностранные правительства, межправительственные организации и неправительственные правозащитные группы выражали обеспокоенность по поводу злоупотребления мерами ПОД / ФТ для подавления инакомыслия, затыкания рта оппозиции и наказания законных групп, критикующих политику правительства. Констатируется, что Турция в ряде случаев грубо злоупотребляла правилами ПОД / ФТ и системой уголовного правосудия для преследования политических оппонентов, подрывая целостность этих мер и подрывая доверие к судебной системе. В результате эти действия правительства оказали сдерживающее воздействие на гражданское общество, ограничили свободу выражения мнений и поставили под угрозу демократические принципы. Политизация учреждений, ответственных за борьбу с финансовыми преступлениями, таких как Совет по расследованию финансовых преступлений (MASAK), орган, координирующий деятельность с ФАТФ, остается серьезной проблемой, поскольку она подрывает независимость и эффективность этих органов.  Отстранение старших начальников полиции и высших руководителей в Министерстве внутренних дел, за которым последовала политизация МАSАК, поднимает вопросы о беспристрастности и достоверности его беспристрастности. Сегодня он зачастую используется для подготовки отчетов, которыми манипулируют с целью нацеливания на законных бизнесменов, журналистов и правозащитников под видом борьбы с терроризмом, что представляет серьезную угрозу верховенству закона и основным правам человека в Турции. Действия правительства Р.Т.Эрдогана в 2021 году, когда активы многочисленных частных лиц, включая журналистов, были конфискованы по обвинениям в финансировании терроризма без конкретных доказательств, вызвали серьезную обеспокоенность по поводу злоупотребления антитеррористическими законами и последствий для свободы выражения мнений и прав человека в Турции. Использование антитеррористических законов в качестве инструмента подавления свободы выражения мнений, свободы прессы и свободы собраний названы в отчете «вызывающей беспокойство практикой, которая оказала сдерживающее воздействие на гражданское общество, свободу СМИ и законную критику правительства Турции». Добавление имен лиц, на которых распространяются санкции ООН, в список террористов для создания впечатления, что журналисты и критики правительства также связаны с терроризмом, вызывает дополнительные сомнения в справедливости и объективности действий правительства Эрдогана. ФАТФ не приняла аргументы турецкого правительства и вместо этого неоднократно подчеркивала в своих отчетах за 2022 и 2023 годы, что Турции необходимо уделять приоритетное внимание расследованиям в отношении лиц и организаций, включенных в список ООН, которые подверглись санкциям за финансирование терроризма. В последнем по времени докладе по Турции говорится, что Анкара ввела в действие некоторые поправки к турецким законам и издала нормативные акты, позволяющие Министерству внутренних дел относить ассоциации к различным категориям риска возможного нецелевого использования средств для финансирования терроризма. МВД отнесло 115 ассоциаций к категориям высокого риска и 1011 — к категориям среднего риска в период с 2021 по 2022 год, чтобы соответствовать критериям ФАТФ, и провело в отношении них аудиты. В результате ФАТФ заявила, что Турция добилась прогресса в устранении технического соответствия этому недостатку, став в значительной степени соответствующей требованиям, хотя еще предстоит увидеть, как это отразится на реализации. Также следует отметить, что правительство не провело аудит ни одного фонда в этом контексте, несмотря на явное присутствие «красных флагов» в некоторых случаях. Это означает, что Фонд защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи (Insan Hak ve Hürriyetleri ve Insani Yardım Vakfı, или IHH), организация, которая сотрудничает с турецкой разведкой в рамках глобальной кампании по поддержке джихадистских групп, была избавлена от какого-либо контроля. IHH, которая работала со многими джихадистскими группировками, включая «Исламское государство» (ИГ) и «Аль-Каиду» (обе организации запрещены в России), является ведущей благотворительной организацией в Турции, предоставляющей материально-техническое обеспечение группам внутри страны и за ее пределами под прикрытием гуманитарной помощи.

Несмотря на рекомендации ФАТФ, Турция все еще не выполнила требования по устранению недостатков в злоупотреблении виртуальными активами (VA) и поставщиками услуг виртуальных активов (VASP). Как террористические группы, так и синдикаты организованной преступности полагаются на использование виртуальных активов, таких как криптовалюты, в Турции для перевода средств, поскольку в стране нет требований к лицензированию или регистрации VASP. В результате физические или юридические лица могут осуществлять деятельность VASP, не поднимая никаких «красных флагов». ФАТФ особо предупредила, что отсутствие требования о лицензировании или регистрации VASP может ограничить способность турецких властей предотвращать преступления, выявлять людей или организации, вовлеченные в операции по отмыванию денег и финансированию терроризма, и налагать соответствующие санкции. Это особенно актуально, когда речь идет о виртуальных казино и сайтах ставок, которыми управляют мафиозные группировки в Турции, причем многие из них пользуются политическим прикрытием. Хотя казино в Турции запрещены законом, организованные преступные синдикаты используют виртуальные казино и сайты ставок для получения незаконных доходов и отмывания денег. Некоторые из этих операций осуществляются через Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) которая признана только Турцией. Техническое соответствие критериям ФАТФ имеет важное значение, но это лишь часть уравнения. Истинная эффективность усилий по ПОД / ФТ заключается в реализации этих мер на местах и приверженности правительства добросовестному выполнению процедур. Прошлый опыт Турции в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма является важным фактором, который необходимо учитывать. История неадекватных действий или подрыв компетентных органов может вызвать сомнения в подлинной приверженности правительства борьбе с финансовыми преступлениями. Видимость выполнения работы без подлинных и постоянных усилий может препятствовать прогрессу и привести к отсутствию конкретных действий на местах. Чтобы меры ПОД / ФТ были эффективными, они должны применяться последовательно, прозрачно и без политического вмешательства.  Правоохранительные и судебные учреждения Турции зависят от политических сигналов правительства и не имеют возможности действовать беспристрастно и без предвзятости. В результате на любые действия по борьбе с финансовыми преступлениями, включая отмывание денег и финансирование терроризма, влияют политические соображения, а не основаны исключительно на доказательствах и законе. Именно поэтому эффективность усилий по ПОД / ФТ в Турции была затруднена и привела к избирательному применению или бездействию в отношении определенных физических или юридических лиц, вовлеченных в финансовые преступления.

Решение ФАТФ сохранить Турцию в «сером списке», несмотря на отмеченный положительный прогресс по большинству технических критериев соответствия, отражает важность понимания того, что одного технического соответствия недостаточно; именно эффективное осуществление этих мер действительно имеет значение в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Последнее по времени решение ФАТФ означает, что она держит Турцию в «комнате ожидания», заявляя, что для нее важно показать, что ее усилия не поверхностны или просто на бумаге, а подкреплены конкретными действиями и долгосрочной приверженностью укреплению своей финансовой целостности и эффективной борьбе с финансовыми преступлениями.

Более того, новый главный экономический куратор Турции Мехмет Шимшек, который, как предполагается, должен вывести Турцию из «серого списка» ФАТФ, сам становился объектом критики этой группы. Будучи бывшим министром финансов в правительстве Эрдогана, Шимшек обвинялся в содействии коррупции и политическом вмешательстве в финансовые учреждения, такие как MASAK.  Роль MASAK, как главного партнера ФАТФ в Турции, имеет решающее значение в осуществлении мер ПОД / ФТ и обеспечении целостности финансовой системы страны. Послужной список Шимшека свидетельствует о том, что он закрывал глаза на незаконную деятельность или использовал MASAK для нападения на законную оппозицию и критиков правительства.

53.11MB | MySQL:103 | 0,544sec