Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 23

Внутриполитический кризис в еврейском государстве имеет затяжной характер и, по мнению некоторых политиков, экспертов и наблюдателей, негативно сказывается на его внутренней и внешней безопасности. Однако не все в Израиле на происходящие социально-политические процессы в стране смотрят с пессимизмом.

Генерал-майор в отставке Эран Лерман, вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), рассматривая положение дел в Израиле в сравнительной перспективе, считает, что «страна вернулась в пространство политических возможностей». Он напоминает, что в начале 2018 г. JISS опубликовал статью о «впечатляющих на тот момент достижениях Израиля на политической арене, после чего страна погрузилась в череду внутриполитических потрясений, последствия которых затрудняют дипломатические усилия». Эти усилия, несмотря на внутренние проблемы, привели к заключению «Авраамовых соглашений» со всеми их стратегическими последствиями для безопасности и экономики. Эксперт утверждает, что «противникам Израиля не удалось его изолировать на международной и региональной арене. Более того, перед еврейским государством продолжают открываться новые политические горизонты, если израильское правительство сможет воспользоваться всем спектром имеющихся в его распоряжении возможностей». К ним, по мнению эксперта, относятся американские попытки заключить соглашение с Саудовской Аравией, восстановление стратегических отношений с Азербайджаном и впервые с 2008 г. приглашение израильского премьер-министра в Турцию.

Э.Лерман считает, что «в основе всего лежит признание, – которое сохраняется, несмотря на признаки ухудшения имиджа страны, и потенциальный ущерб рейтингу ее кредитоспособности, – того, что в последние десятилетия Израиль добился статуса значимого фактора на международной арене. Его потенциальный вклад выходит за рамки его физических и демографических размеров, несмотря на конфликт с палестинцами, которые больше не играют центральной роли».

Эксперт полагает, что значимость Израиля определяется как «сферой национальной безопасности (начиная с противоракетной обороны и заканчивая киберприложениями и искусственным интеллектом), так и инновациями – в коммуникационных технологиях, медицине, передовом сельском и водном хозяйстве, а также других вопросах, которые могут оказать существенное влияние на экономические и социальные тенденции 21 века. На основе политической инфраструктуры, определяемой системой «особых отношений» с Америкой (даже если в них можно выявить проблемные точки), Израиль теперь может вновь встать на путь всеобъемлющих и приносящих выгоду политических действий. Однако это невозможно реализовать без правильного определения национальных приоритетов и создания более благоприятных политических условий как для активной деятельности на высшем политическом уровне, так и для последующих разнообразных шагов, необходимых для использования достижений в решении текущих задач и налаживании долгосрочных связей». Э.Лерман подготовил краткий обзор нескольких направлений действий Израиля, как тех, в которых прорыв потенциально возможен, так и тех, в которых уже есть наметки для значительного улучшения отношений с окружающим миром.

Прежде всего, он указывает на нормализацию отношений с Саудовской Аравией, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху с момента вступления в должность обозначил как стратегическую цель. Эксперт отмечает, что «для американской администрации и лично президента Джо Байдена этот вопрос стал своего рода политическим рычагом влияния, способным побудить Израиль сосредоточить свои усилия в этом направлении, в процессе чего произойдет успокоение и стабилизация внутреннего фронта». Не зря вопрос достижения соглашения с КСА фигурирует в повестке дня госсекретаря США Энтони Блинкена, советника по национальной безопасности Джейка Салливана и координатора Белого дома по вопросам Ближнего Востока Бретта Макгерка. Однако по оценке Э.Лермана, «шансы на выполнение условий, поставленных Мухаммедом бен Сальманом, невелики. Израильскому правительству в его нынешнем составе будет трудно вернуться к идее «двухгосударственного решения» конфликта с палестинцами. Требование Саудовской Аравии контролировать ядерный цикл на своей территории продолжает вызывать беспокойство в Израиле. К тому же представляется маловероятным, чтобы американский Сенат набрал 67 голосов, необходимых согласно конституции для ратификации договора, который обяжет США защищать Саудовскую Аравию».

По мнению Э.Лермана, «сигналы из Саудовской Аравии о том, что вопрос нормализации с повестки дня не снят – несмотря на договоренность с Ираном (под эгидой Китая) о возобновлении дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном – сами по себе являются важным свидетельством изменения политического положения Израиля, особенно после «Авраамовых соглашений». Дипломатические усилия США и Израиля продолжаются, несмотря на смену правительства и на то, как нынешнее израильское руководство изображается в международных СМИ. С точки зрения Саудовской Аравии, согласно публичному заявлению Мухаммеда бен Сальмана, Израилю есть что предложить, даже если он продолжает доказывать свою готовность применить силу против Ирана. Израиль может предложить свои разнообразные технологические возможности, которые соответствуют «Видению-2030» и курируемым наследным принцем амбициозным проектам, таким как строящийся город Неом».

Для эксперта JISS это означает, что даже если посольства в двух столицах не будут открыты в ближайшее время, инвестиции в улучшение отношений, которые долгое время осуществлялись тайно, будут способствовать прогрессу, развитию значительных экономических связей на перспективу. И это в дополнение к уже налаженному сотрудничеству в области разведки и интеграции в региональную систему противовоздушной обороны, которую создавали американцы». Эксперт уже видит постепенный отход от практики бойкота Израиля. В частности, он указывает на готовность допускать израильские делегации к участию в соревнованиях в Саудовской Аравии, и обсуждение инициатив реализации транспортного сообщения между странами, хотя «шансы последнего, по общему признанию, невелики». В любом случае, именно в этом эксперт наблюдает то, что он называет потенциальным «пространством возможностей».

Допускается, что без согласия Саудовской Аравии вряд ли Бахрейн решился бы на нормализацию отношений с еврейским государством в рамках «Авраамовых соглашений» и продолжал бы поддерживать контакты, несмотря на отмену визита в Манаму министра иностранных дел Израиля Эли Коэна после посещения Храмовой горы в Иерусалиме одиозного министра национальной безопасности (Итамара Бен-Гвира). При этом отношения с Объединенными Арабскими Эмиратами называются «более сложными из-за видимой напряженности, возникающей время от времени между Мухаммедом бен Заидом и Мухаммедом бен Сальманом, и их разногласий по ряду вопросов, таких как будущее кампании в Йемене». При этом отмечается, что «даже для Абу-Даби само существование израильско-саудовского диалога, пусть даже косвенного и ограниченного по своим параметрам, позволяет продолжать развитие и углубление отношений с Израилем». Таким образом, эксперт считает, что «неявный посыл Саудовской Аравии странам мира, которые ранее были обеспокоены последствиями сближения с Израилем, заключается в том, что само Королевство больше не считает Израиль врагом».

В этих условиях, полагает Э.Лерман, «взвешенная израильская политика может извлечь наибольшую выгоду из наметившейся тенденции в Саудовской Аравии, но лучше делать это, ориентируясь на реалистичные цели, такие как прямые авиарейсы во время хаджа и постепенное углубление экономического сотрудничества». Он считает «неправильным давить в вопросе политической нормализации с Эр-Риядом и уж тем более не следует платить за американские усилия, какими бы интенсивными они ни были, слабой реакцией на позицию США по иранской проблеме. Если это произойдет, проблем не избежать». Ключ к отношениям со странами Персидского залива сейчас и в обозримом будущем эксперт видит в «агрессивной политике в отношении Ирана и готовности применить военную силу в случае необходимости».

Между тем Э.Лерман наблюдает изменение подхода Запада к Ирану. С одной стороны, все больше признаков того, что США и их партнеры на Западе, прежде всего, Великобритания, не исключают возможности неофициальной договоренности с Тегераном (по формуле «меньше за меньшее», т.е. меньше экономических обязательств в рамках соглашения – меньше обязательств по ядерной программе), с другой – они ужесточили свою политику. «Участившиеся иранские провокации в Персидском заливе, в том числе захваты или попытки захвата танкеров, а также напряженные отношения с Кувейтом в последнее время из-за контроля над газовым месторождением «Араш», привели к относительно агрессивным контрмерам. В частности, к усилению американской военно-морской мощи и демонстрации присутствия в регионе британского и французского флотов», – пишет эксперт.

Отмечается, что связи Ирана с Россией и продолжающееся подавление женского протестного движения также привлекли внимание Запада к поведению иранского режима. Прямое упоминание этих вопросов на ежегодной консультационной встрече министров обороны и иностранных дел США и Австралии (AUSMIN), которая состоялась в конце июля 2023 г., Э.Лерман считает выражением того факта, что США продолжают видеть в Иране враждебную силу, которую необходимо сдерживать.

То, что израильский эксперт называет «провокационным поведением иранцев», расценивается как отражение растущего в Тегеране чувства безопасности на фоне укрепления связей с Россией и Китаем, а также оценка слабости и нерешительности США и Запада. Одновременно в поведении «Хизбаллы» в Ливане он видит «интерпретацию Хасаном Насраллой и его иранскими спонсорами того, что происходит в Израиле». «В Сирии иранцы занимаются усилением местных и иностранных ополченцев, которые действуют от имени Корпуса стражей исламской революции и представляют угрозу американскому присутствию на востоке страны, в то же время усиливаются трения между российскими и американскими вооруженными силами. Отсюда растущая потребность – совместная Израиля и США плюс страны т.н. «лагеря стабильности» (монархии Персидского залива, без Катара, а также Египет, Иордания и Марокко) – поставить Тегеран на место и продемонстрировать цену, которую ему придется заплатить за такое поведение». Подтверждением тому эксперт считает «откровенные слова» по этому вопросу командующего ВВС (AFCENT) Центрального командования ВС США (CENTCOM) во время его визита в Израиль в начале июля 2023 г.

По мнению Э.Лермана, «если Израиль в этом аспекте [в отношении Ирана] будет действовать решительно (но с осторожностью), открываются возможности для усиления его позиций в регионе и укрепления связей с США». При этом краеугольным камнем любых совместных усилий такого рода эксперт называет партнерство, которое устанавливается и развивается между ЦАХАЛом, израильским разведывательным сообществом и CENTCOM. Командующий последнего генерал Майкл Эрик Курилла посещает Израиль почти раз в месяц и даже присутствовал на ежегодных учениях Генерального штаба ЦАХАЛа. Совместные американо-израильские учения, такие как «Можжевеловый дуб» (в январе 2023 г.), эксперт называет «самыми масштабными в своем роде, объединившими все параметры боя, в том числе космические и кибернетические, при имитации атаки на «стратегические цели», что иллюстрирует как глубину партнерства, так и его цель». Упоминается еще одно учение, «Можжевеловый спартанец» (Juniper Spartan), проведенное в конце июля 2023 г. совместно с подразделениями морских коммандос «13-й флотилии» ВМС ЦАХАЛа, бойцами морского спецназа армии США и представителями Пятого флота ВМС США (военно-морского подразделения CENTCOM)[i]. Подчеркивается, что с израильской стороны  в учениях приняли участие силы, отвечающие за военное измерение противостояния с Ираном. А это «еще один сигнал о том, кто в глазах США и Израиля является противостоящей стороной». «Беспрецедентные по масштабу» совместные американо-израильские учения и оперативную деятельность продолжили в начале августа с.г. двухнедельные военно-морские учения «Истинный защитник».

По оценке Э.Лермана, начатый при Д.Трампе и реализованный администрацией Байдена перевод Израиля из зоны ответственности Европейского командования США (EUCOM, основная цель которого сдерживание угроз безопасности основных регионов Европы) в зону ответственности CENTCOM, создал новую реальность. «Отныне Израиль больше не является партнером второстепенной важности, а наиболее значимой, эффективной и передовой военной силой в зоне ответственности этого командования. Созданы политические условия, при которых у входящих в CENTCOM основных арабских стран больше нет препятствий для интеграции Израиля в их совместную деятельность и оперативные планы». Все это, в понимании эксперта JISS, прежде всего, закладывает основы для возможной конфронтации с Ираном, если он продолжит свое нынешнее поведение, и создаст условия для углубления интеграции Израиля в региональную систему[ii].

[i] Завершены учения Juniper Spartan морского спецназа Израиля и США // Stmegi. 27.07.2023. https://stmegi.com/posts/109461/zaversheny-ucheniya-juniper-spartan-morskogo-spetsnaza-izrailya-i-ssha/

[ii]?המדינית בזירה ישראל של ההישגים לעידן שיבה / JISS. 14.08.2023. https://jiss.org.il/he/a-return-to-the-era-of-israels-achievements/

56.2MB | MySQL:116 | 0,974sec