Гибель основателя и руководителя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина стала не только одним из важных информационных поводов для турецких СМИ, но и основанием для выполнения тактических и стратегических пересчетов для турецкого аналитического сообщества.
Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=100851.
Напомним, что мы рассматриваем материал, подготовленный и опубликованный на сайте Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) авторства известных политических аналитиков Мурата Аслана и Тунча Демирташа.
Мы остановились на внутриполитическом измерении вопроса гибели (убийства) Е. Пригожина. Турецкие авторы сошлись на том, что гибель главы ЧВК может создавать определенные проблемы и даже угрозы для действующей в стране власти. Однако, последняя имеет достаточный опыт для их купирования.
Переходим к той части материала, которая касается внешнеполитического измерения вопроса. В частности, от того влияния, которое, на взгляд авторов окажет события на фронт украинской войны, цитируем:
«Важны также события, которые могут произойти в украинско-российской войне после смерти Пригожина.
Конфликты, которые застопорились и превратились в позиционную войну на Украине из-за ухода Вагнера с фронта, не изменят своего лица со смертью Пригожина.
Однако, трудно сказать то же самое о моральном духе и мотивации российских солдат низшего звена, глубоко привязанных к русскому национализму.
Несомненно, образцовые результаты ухода с фронта для русских солдат видел именно Пригожин. Однако, судьба Вагнера, кричавшего правду в войне, продиктованной Путиным, заставила российских солдат постепенно усомниться в войне. Этот допрос может повлиять на судьбу войны, в зависимости от военной стратегии Украины.
Итак, начиная с сегодняшнего дня российское военное и политическое руководство должно представить историю успеха российскому народу и солдатам, чтобы они могли посвятить себя войне. Несомненно, эта история успеха должна быть дополнена политическими, религиозными и националистическими дискурсами».
Кратко просматриваются следующие выводы на украинский фронт:
- Самым важным в произошедшем является не военная потеря, а потеря моральная – пошатнувшаяся вера в историю успеха, которую собой (до марша на Москву, разумеется) являла ЧВК «Вагнер».
- Образ «правдорубов», выступивших против «бюрократов» от военных, нашел отклик в солдатах низшего звена.
- Российскому руководству нужна история успеха на украинском фронте, и не просто, но дополненная восстановлением пошатнувшегося идеологического и морального каркаса (политик, религия, национализм).
Такая оценка вступает в противоречие с теми идеями, высказанными предыдущим экспертом (см. Часть 1 публикации на сайте ИБВ – И.С.), что гибель Е.Пригожина – закрывает трещину в системе силовых структур и может трактоваться в качестве победы, по крайней мере, внутри России без существенного влияние на положение дел на украинском фронте. Как можно видеть цитируемые нами турецкие авторы видят ситуацию в другом свете.
Переходим к ситуации в третьих странах, включая регионы Ближнего Востока и Африки:
«Нереально ожидать изменения ситуации России в таких кризисных регионах, как Украина, Африка, Сирия и Ливия. Политика России по окружению НАТО в Африке не нова.
Действия уже имели место в странах Сахеля, таких как Нигер, Мали и Судан, и западные компании и солдаты были изгнаны из этих стран. Африканская политика России, скорее всего, продолжится в том же темпе, хотя конь поменялся по мере того, как поток пересекся.
План России состоит в том, чтобы убрать Украину из повестки дня западного общественного мнения. Учитывая изменение приоритетов западных стран в связи с войной на Украине, создание новой ситуации в Африке может также лишить Украину статуса приоритета.
В Сирии ситуация несколько иная. Застряв в войне на Украине, Россия проявляла меньшую значимость Сирии. Иран заполнил там вакуум. Вероятно, эта картина не изменится по мере продолжения войны на Украине. Для России реальной опасностью в Сирии станет соглашение США и европейских государств с Ираном в обмен на ядерную программу и нефть/газ. Иран может получить большую выгоду, если заключит сделку с Западом в обмен на отмену санкций. В этом случае, на первый план для России может выйти опция балансирования Ирана с помощью Турции. В этом смысле Вагнер на самом деле не является параметром в Сирии.
Ливия – совсем другое дело. Вагнер попал в зависимость от Халифы Хафтара после того, как турецкие военные вторглись в Ливию и изменили баланс. Он (Вагнер – И.С.) контролирует нефтяной полумесяц Сирта и стратегический город Джуфра.
Приоритетом России здесь является открытие двери в сахельские государства Африки через восточную Ливию и получение доли ливийской нефти. Таким образом, не следует ожидать от России ухода из Ливии.
В интересах России было бы пережить переходный период, пойдя на небольшие уступки Триполи и Бенгази. Конечно, в этот момент необходимо обратить внимание на то, какое давление западные государства могут оказать на премьер-министра Ливии Абдель Хамида Дбейбу и Халифу Хафтара. Вполне вероятно, что ускорение политического процесса в Ливии и проведение выборов в короткие сроки станут приоритетом Запада. В процессе выдворения Вагнера из Ливии в интересах России будет не допустить проведения выборов в Ливии и сохранить статус.»
В конце концов, Пригожин погиб. Вагнер распускается, России приходится приводить себя в порядок как внутри страны, так и за рубежом. Несомненно то, что переходный период уже начался. Этот процесс скоро закончится. Однако, его последствия будут ощущаться в широкой географии.
В таком случае необходимо обратить внимание на шаги, которые предпримет Россия, на самом деле Путин, и реакцию западных стран. Если эти ответы будут в форме действия-противодействия, Путин сможет исправить ситуацию в короткие сроки. Однако, выбор Запада занять провокационную позицию и шаги против Вагнера могут поставить Путина в сложную ситуацию. Поэтому следует задать последний вопрос: может ли Запад захотеть заполучить Вагнера и использовать его против Путина?».
Итак, обратим внимание на следующие оценки турецких авторов:
- Россия пытается проводить политику окружения НАТО из Африки.
- Целью политики России по Украине является выдавливание темы украинского конфликта из западной повестки.
- Сирийское влияние России выглядит ослабевшим и это не связано с Вагнером. Речь идет об отвлечении России на Украину, которое привело к усилению в Сирии Ирана. Иранско-западная сделка, о которой ведется достаточно много разговоров, является вызовов для России. Шансом для неё является смещение центра тяжести в сторону Турции. Вагнер в Сирии игроком не является.
- Касательно Ливии – политический процесс в стране представляет для России потенциальную проблему, поскольку присутствие России и ЧВК «Вагнер» связано с Халифой Хафтаром.
Иными словами, и по Сирии, и по Ливии можно говорить о том, что нынешняя ситуация рассматривается турецкой стороной в качестве возможности для себя. Однако, ключевым фактором здесь является всё же не смерть руководителя ЧВК «Вагнер» Е.Пригожина, а отвлечение России на СВО на Украине.
Касательно необходимости в том, чтобы ревизовать свою африканскую политику, эксперт SETAV, писал 17 августа в издании Politics Today (одно из изданий Фонда, выходящее на английском языке – И.С.), материал под заголовком: «Как мятеж Вагнера повлияет на африканскую политику».
Пропустим вводную часть материала и перейдем к сути:
«Учитывая тесные связи с Кремлем, роль Вагнера в России характеризуется активным участием в кризисных зонах и регионах, где глобальная и региональная напряженность высока. Операции Вагнера в африканских странах, таких как Центральноафриканская Республика, Мали, Судан и Ливия, имели волновой эффект, позволивший России установить присутствие в стратегических регионах и играть активную роль на всем континенте.
Известно, что Вагнер присутствует в Мавритании, Алжире, Буркина-Фасо, Демократической Республике Конго, Анголе, Ботсване, Зимбабве, Мадагаскаре и Мозамбике. Политика России через Вагнера помогла увеличить влияние России в Африке, позволив ей достичь своих геополитических и стратегических целей. Однако мятеж под предводительством Пригожина ставит под сомнение рациональность этой политики.
Стратегические цели Вагнера в Африке: политическая нестабильность и горнодобывающая промышленность
Как и в прошлом, природные ресурсы и резервы Африки сегодня имеют стратегическое значение для многих игроков. Эти ресурсы обладают потенциалом влиять на геополитические интересы глобальных игроков и формировать региональный и глобальный баланс сил.
Мятеж Вагнера окажет серьезное влияние не только на внутреннюю политику России и ее политику в Африке, но и на глобальную политику: Вагнер оказывал военные услуги и обучение в африканских странах, а также имел прибыльные экономические интересы, выходящие далеко за рамки военных услуг, активно участвуя в торговле. с африканскими странами.
С экономической точки зрения хорошо известно, что Вагнер играл активную роль в горнодобывающем секторе. Присутствие группы в странах, обладающих природными ресурсами, такими как золото, алмазы и кобальт, усиливает мнение о том, что она (группа – прим.) действовала в соответствии с экономическими интересами России и обеспечивала безопасность поставок в Россию.
После мятежа России, укрепившей свое присутствие в Африке благодаря Вагнеру, придется пересмотреть свою африканскую политику.
Вполне вероятно, что роль Вагнера в российской африканской политике будет постепенно ликвидирована и заменена другой частной военной компанией, Пригожин будет выведен из уравнения, Вагнер будет в подчиненное положение по отношению к Министерству обороны, а Путин сохранит прямой контроль над Вагнером».