Фактор саудовской ядерной программы в процессе нормализации отношений между Израилем и КСА

Возможная (хотя и, как подчеркивают американские официальные лица, не скорая) нормализация отношений между Израилем и Саудовской Аравией уже несколько дней не сходит со страниц израильских СМИ. Самым проблематичным аспектом потенциальной сделки для Израиля считается требование Эр-Рияда поддержки США его гражданского ядерного проекта. Общественные дебаты по этому вопросу стали громче, когда Рон Дермер, ближайший советник премьер-министра Биньямина Нетаньяху, заявил в интервью американскому телеканалу PBS, что Израиль не обязательно будет возражать против обогащения урана на территории Саудовской Аравии.

«Как и во многих других вещах, дьявол кроется в деталях», – сказал он в интервью программе NewsHour после того, как провел встречи в Вашингтоне с официальными лицами США, в том числе с госсекретарем Энтони Блинкеном. [i]

Они обсудили стремление США заключить сделку с КСА, которая может включать как саудовскую ядерную гражданскую энергетику, включая обогащение урана, так и нормализацию отношений с Израилем. «Мы должны будем посмотреть, что в итоге будет согласовано», – сказал Дермер.

Несколько экспертов по вопросам распространения ядерного оружия, беседовавших с газетой «Гаарец» после интервью Дермера, выразили серьезные сомнения по поводу его позиции, предупредив, что обогащение на территории Саудовской Аравии может привести к гонке ядерных вооружений на Ближнем Востоке[ii]. Теперь к этим голосам присоединился Дэвид Олбрайт, один из самых известных в мире экспертов по данному вопросу, возглавляющий вашингтонский Институт науки и международной безопасности. В прошлом десятилетии Олбрайт критиковал поведение Ирана и ядерное соглашение администрации Барака Обамы с Исламской Республикой; Биньямин Нетаньяху и Дермер часто цитировали его замечания на брифингах для израильских и международных СМИ.

Олбрайт заявил в интервью газете «Гаарец», что поддерживает американское участие в создании гражданской ядерной программы Саудовской Аравии и даже считает, что США должны рассмотреть возможность «немного нарушить правила», чтобы это произошло. «Но предоставление саудовцам возможности обогащения на их собственной территории – совсем другое дело», — предупредил он.

Саудовцы, пояснил он, утверждают, что у них есть огромные запасы подземного урана, которые они могут использовать: «Возможно, они у них и есть, мы не можем сказать наверняка, но возникает другой вопрос: экономически и коммерчески целесообразно ли извлекать его оттуда? Я бы сказал, что это явно не так. Обогащение в России стоит недорого по сравнению с тем, что пришлось бы заплатить саудовцам, чтобы сделать все своими силами. Существует оправданное сопротивление распространению обогащения на другие страны в принципе, но особенно в тех случаях, когда заниматься собственным обогащением не имеет экономического смысла для страны».

По словам Олбрайта, отсутствие экономического обоснования вызывает опасения, что в долгосрочной перспективе у Эр-Рияда могут быть другие планы. В качестве примера он приводит иранский случай: «То, что верно для Саудовской Аравии, вдвойне верно для Ирана. Их обогащение очень дорого, и они даже не пытаются делать вид, что за этим стоит экономическая мотивация. Конечно, саудовцы могут попробовать пойти по тому же пути – заявить о гражданских целях, а на самом деле подготовить свою программу к тому моменту, когда они решат трансформировать ее для военных целей».

Следует отметить, что наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман в 2018 году заявил, что хочет, чтобы его страна сравнялась с Ираном по ядерному потенциалу.

Олбрайт также не согласен с комментарием Дермера в интервью PBS, что если США не предоставят саудовцам все, что они хотят, то королевство отвернется от Вашингтона и получит возможности по обогащению ядерного топлива от другой страны, например Китая или Франции.

По его словам, хотя китайский вариант исключать нельзя, такой шаг будет сопряжен с большими рисками для обеих сторон. Китай предоставит свои ядерные технологии стране, имеющей многолетнюю историю военного и разведывательного сотрудничества с США, а Саудовская Аравия рискует получить ответные меры со стороны американского Конгресса. Олбрайт добавляет, что для лидера, желающего восстановить свой авторитет в Вашингтоне, этот шаг приведет к прямо противоположному результату. Что касается Франции, то, по мнению Олбрайта, будучи либеральной европейской страной, она потребует от саудовцев тех же условий, что и США.

Более опасным вариантом будет, если саудовцы попытаются приобрести ядерный потенциал у России или Пакистана. В качестве примера Олбрайт приводит иранский реактор в Бушере, который использует российскую технологию и «имеет всевозможные проблемы с безопасностью». Тем не менее он считает, что если саудовцы попробуют пойти по этому пути, то у США найдутся способы его заблокировать: «Вы можете сказать саудовцам, что введете эмбарго, примените санкции, больше не будете поставлять военную технику, – у вас есть рычаги воздействия».

Более предпочтительная политика – сказать саудовцам, что США действительно хотят сотрудничать с ними в области производства ядерной энергии, но с самого начала установить четкие красные линии. «Обогащение – очень сложный процесс, и если они не могут обосновать его экономически, то нет смысла его осуществлять, – говорит он. — Это очень негативно воспримут другие страны, которые на протяжении многих лет соглашались с американскими ограничениями на собственные ядерные программы».

Однако неясно, согласится ли саудовский кронпринц на такие условия. В прошлом самый важный вопрос в израильской политике был: чего хочет Нетаньяху? Теперь это не так. Нынешние намерения премьер-министра предельно прозрачны: он хочет ослабить судебную систему Израиля, прекратить собственный коррупционный процесс и сломить массовое протестное движение, стоящее на его пути. Историческое соглашение с саудовцами поможет ему достичь этих целей, а значит, он согласится заплатить практически любую цену – за исключением, пожалуй, палестинской арены, где уступки могут поставить под угрозу поддержку его ультраправых партнеров по коалиции.

С Мухаммедом бен Сальманом все иначе. Его намерения до сих пор неясны израильскому руководству, которое признается, что с трудом понимает его последние по времени шаги. С одной стороны, он продолжает обсуждать сделку по нормализации отношений с высокопоставленными представителями администрации Джо Байдена. С другой стороны, на прошлой неделе он встретился с министром иностранных дел Ирана, а за неделю до этого объявил о создании должности посланника, представляющего Саудовскую Аравию в Палестинской национальной администрации.

В израильском руководстве существует мнение, что саудовский наследный принц не испытывает особого энтузиазма по поводу нормализации отношений – конечно, не в такой степени, как Нетаньяху и Байден, рассматривающие этот вопрос через призму предвыборной политики. «Мухаммед бен Сальман решил выставить требования, которые практически невыполнимы, – говорит один из израильских чиновников, участвующих в переговорах. – Если американцы и израильтяне согласятся, это будет замечательно. Если нет, то они и будут нести ответственность за провал переговоров».

[i]  Israeli minister Ron Dermer discusses potential diplomatic deal with Saudi Arabia  https://www.pbs.org/newshour/show/israeli-minister-ron-dermer-discusses-potential-diplomatic-deal-with-saudi-arabia

[ii] ‘There’s No Economic Reason for Saudi Enrichment. The Real Question Is: What Does MBS Want?’   https://www.haaretz.com/israel-news/2023-08-25/ty-article/.premium/theres-no-economic-reason-for-saudi-enrichment-the-real-question-what-does-mbs-want/0000018a-27b6-da97-a7cb-67b678ba0000

 

55.92MB | MySQL:118 | 1,000sec