О развитии турецко-иракских отношений

22-24 августа с. г. прошел визит турецкого министра иностранных дел Хакана Фидана в Ирак. Этот визит пришелся на непростой период турецко-иракских отношений. Развитие двусторонних связей соседних государств осложняется целым рядом проблем, болезненных как для Анкары, так и для Багдада. Вместе с тем экономические интересы обоих государств требуют продолжения диалога и перехода к совместным проектам, которые могут принести выгоду обеим сторонам.

Говоря о проблемах, омрачающих двусторонние отношения, необходимо, прежде всего, упомянуть присутствие Рабочей партии Курдистана (РПК) в Иракском Курдистане. Этот фактор заставляет Турцию проводить постоянные военные операции на территории курдской автономии и держать там военную базу Башика. Между 6 и 11 августа турецкие ВВС нанесли 5 ударов по территории Иракского Курдистана, в результате чего погибло 7 человек. 6 августа один мирный житель был убит и еще один ранен в результате турецкого авиаудара в провинции Дохук. Ранее еще один иракский курд был убит в результате удара с воздуха в районе Чамчамаль провинции Сулеймания. 9 августа один мирный житель был убит и еще один ранен в результате удара по местечку Дукан. Удар был нанесен в районе оживленного шоссе, по которому проходит движение из Сулеймании в Эрбиль. В тот же день один боевик РПК был убит в результате удара по району Мават провинции Сулеймания. 11 августа в результате ракетного удара были убиты 3 гражданских лица. Они ехали по шоссе Пенджвен-Сулеймания по направлению к границе с Ираном. Контртеррористическая служба Курдистана, связанная с правящей партией ДПК (Демократическая партия Курдистана) заявила о том, что все трое были сторонниками РПК. Однако позже это заявление было опровергнуто. Телекоммуникационная компания Asiacell объявила о том, что один из погибших был ее местным служащим. В машине также находились его дочь и сосед. Они ехали для встречи на КПП другой дочери, обучающейся в Иране. Естественно, гибель мирных людей создает негативный фон в отношениях между Ираком и Турцией.

С правящей в Эрбиле ДПК у Анкары давно установились дружественные связи. Этого нельзя сказать об отношениях с другой крупной партией Иракского Курдистана – Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). Турецкое руководство обвиняет ПСК в покровительстве РПК на своей территории. В апреле с. г. Турция закрыла свое воздушное пространство для самолетов, вылетающих из аэропорта Сулеймания, обвинив ПСК, правящий в этом регионе курдской автономии в покровительстве террористам. В свою очередь шиитские партии Ирака, близкие к «Аль-Хашд аш-Шааби» давно уже требуют вывода турецких войск из Ирака, в частности с базы в провинции Найнава. Протесты против турецкого военного присутствия стали особенно громкими после того. как в июле 2022 года в результате удара турецких войск по одному из курортов на севере Ирака были убиты 9 арабских туристов.

Проблема турецкого военного присутствия и бомбардировок не является единственной в отношениях между двумя странами.  Чрезвычайно болезненно в последние годы стоял вопрос об экспорте нефти из Иракского Курдистана через территорию Турции в обход центрального правительства в Багдаде. Нефтепровод Киркук-Джейхан в настоящее время не работает после решения Международной торговой палаты в марте с. г., присудившей Турции штраф в размере 1,475 млрд долларов в пользу Ирака за то, что турки покупали и давали транзит по своей территории курдистанской нефти, экспортировавшейся в 2014-2018 годах без согласования с Багдадом. Ежедневно нефтепровод прокачивал 400 тысяч баррелей с территорий, контролируемых правительством курдской автономии и 75 тысяч баррелей из других регионов Ирака. Правительство Региона Курдистан понесло в итоге миллиардные убытки. В то время как потери арабского Ирака оказались гораздо меньше. Третьим спорным моментом в отношениях между двумя государствами является вопрос о распределении водных ресурсов рек Тигр и Евфрат. Строительство многочисленных плотин в юго-восточных районах Турции привело к обмелению этих рек в Ираке и рекордным засухам.

Поездка Хакана Фидана в Багдад состоялась как подготовка визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в сентябре с. г. Хакан Фидан не является новичком в иракской политике. Будучи руководителем Национальной разведывательной организации (МIТ), он курировал иракское направление и вел на нем деликатную работу. Наблюдатели отмечают большой опыт тайной дипломатии у бывшего шефа разведслужбы. В 2021-2022 годах Фидан осуществлял усилия по нормализации отношений Турции с Саудовской Аравией и Египтом. Он также курировал операции по борьбе с боевиками РПК в Ираке особенно в районах Синджар и Махмур. За время взаимодействия с иракскими политиками у него сложились не только хорошие связи с лидерами ДПК и суннитскими политиками, но и рабочие отношения с нынешним руководителем «Аль-Хашд аш-Шааби» Фалихом аль-Файядом.

Что касается ПСК, то здесь Турция весной 2023 года решила прибегнуть к силовому давлению. В апреле с. г. турецкий беспилотник совершил атаку в районе аэропорта города Сулеймания на кортеж, в котором ехали несколько командиров Сил демократической Сирии  (СДС). Однако вскоре после этого заместитель директора МIТ Мутлу Тока посетил Сулейманию для того, чтобы установить нормальные отношения с руководством ПСК. В Анкаре понимают, что односторонняя ставка турецкого руководства на ДПК в течение последних 15 лет лишила его свободы маневра. ПСК все больше сближался с Ираном и стал посредником в его отношениях с Рабочей партией Курдистана.

Все большее беспокойство Анкары вызывает антитурецкая деятельность проиранских милиций – «Катаиб Хизбалла», «Асаиб Ахль аль-Хакк», «Катаиб Сайед аш-Шухада» и движения «Вавилон». В течение последних двух лет они осуществляли нападения на турецкую базу Зилькан в северо-восточном Мосуле и турецкое консульство в центральной части Мосула. В Турции опасаются и растущих связей Ирана с Движением сопротивления Синджара (YBŞ), курдской вооруженной фракцией, находящейся под влиянием РПК. Что касается суннитских партий Ирака, то в их среде Хакан Фидан в свое время вел активную работу. Благодаря его деятельности на выборах в октябре 2021 года сунниты выступили единым фронтом. Он убедил Хамиса аль-Ханджара и его партию «Аль-Азм» присоединиться к Прогрессивному альянсу Мухаммеда аль-Халбуси. По мнению арабских экспертов Фидан в ходе нынешнего визита убеждал аль-Халбуси не подавать в отставку с поста спикера парламента Ирака. Хотя Мухаммед аль-Халбуси не является протурецким политиком и больше ориентируется на Саудовскую Аравию и ОАЭ, но его уход с поста спикера существенно ослабил бы позиции суннитских партий.

В ходе визита Хакан Фидан встретился и провел переговоры с президентом Ирака Абдель Латифом Рашидом, премьер-министром Мухаммедом Шиа ас-Судани, спикером парламента Мухаммедом аль-Халбуси и своим коллегой Фуадом Хусейном. Отвечая на вопросы о блокировании нефтепровода Киркук-Джейхан, Фидан признал правомерность требований иракского правительства и призвал к созданию Межправкомиссии, которая обсудила бы этот спорный вопрос. Хакан Фидан в ходе переговоров с премьер-министром и министром иностранных дел Ирака акцентировал необходимость и выгодность строительства «сухого канала», нового транспортного пути, соединяющего побережье Персидского залива с Турцией и далее с Европой. Эта магистраль может стать одной из веток китайского «Нового Шелкового пути». Однако в случае реализации этот проект был бы невыгоден для Ирана.

Несмотря на постоянные политические трения, торгово-экономические связи между Турцией и Ираком постоянно развиваются. По данным МИД Турции, товарооборот между двумя странами достиг в 2020 году отметки 17,33 млрд долларов.  Ирак по итогам 2020 года стал крупнейшим экспортным рынком Турции (9,13 млрд долл.). С одной стороны, Турция заинтересована в том, чтобы у власти в Багдаде находилось правительство достаточно сильное, чтобы подавлять курдский сепаратизм. С другой стороны – она хотела бы видеть Ирак достаточно слабым, чтобы манипулировать иракскими политиками и снизить здесь иранское влияние. Кроме того, слабому партнёру легче навязать свой подход в вопросах вододеления Евфрата и Тигра, усиления влияния суннитской уммы и защиты прав этнических туркоманов.

55.96MB | MySQL:116 | 0,831sec