В январе текущего 2023 года генерал-лейтенант Авив Кохави передал пост начальника Генерального штаба (НГШ) Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) своему преемнику генерал-лейтенанту Герци Халеви. Поскольку в последнее время усиливается критика оборонного бюджета, и повышается внимание израильского общества к деятельности национальных вооруженных сил, профессиональное экспертное сообщество Израиля активно подводит итоги работы 22-го НГШ А.Кохави и рассматривает перспективы развития ЦАХАЛа под руководством его преемника.
Деятельность генерал-лейтенанта А.Кохави связывают с реализацией очередного многолетнего плана развития Армии обороны Израиля (АОИ), получившего название «Тнуфа» (Tnufa, или «Импульс»). Причем характерно, что документ не получил официального утверждения, а как сообщается, был реализован за счет бюджетных трансфертов в вооруженных силах и финансировался политическим эшелоном страны. Как план «Тнуфа», так и лежащая в его основе «Оперативная концепция победы» (The Operational Concept for Victory) увидели свет в течение 2019-2020 годов. По мнению аналитиков, эти два документа указывали на значительное изменение того, как ЦАХАЛ видит себя и своих противников.
Тут следует обратить внимание, что предыдущий многолетний план развития ЦАХАЛа «Гидеон» (Gideon) появился в 2015 году. Документ разрабатывался под руководством 20-го НГШ ЦАХАЛа генерал-лейтенанта Бени Ганца. Тогда израильские планировщики определили, что ВС Израиля должны противостоять «асимметричным противникам», которые получили приоритет перед традиционной государственной военной миссией вооруженных сил. Для ликвидации этих преимуществ ЦАХАЛ приступил к модернизации и реформированию, которые привели к сокращению боевых и небоевых частей.
Пять лет спустя авторы «Тнуфа» пришли к пониманию того, что ответных мер, на которые способен ЦАХАЛ, для противостояния современным вызовам недостаточно. Требуются фундаментальные изменения, необходимость которых обусловлена двумя основными факторами:
1.Противники Израиля перестали быть просто партизанскими или террористическими организациями, а превратились в «рассредоточенные армии террора с ракетным вооружением». ЦАХАЛу следует прийти к новому пониманию своих врагов и перестроиться в свете этого понимания.
2.Перестройка ЦАХАЛа должна задействовать новые возможности, которыми ВС Израиля еще не воспользовались в полной мере. Здесь, в первую очередь, речь идет о недавних разработках в области цифровых технологий, также известных как «четвертая промышленная революция».
Появление армии террора с ракетным вооружением
По мнению израильских аналитиков, формирование мировоззрения ЦАХАЛа и того, как АОИ воспринимает реальность произошло в 1990-е и 2000-е годы. Эти два десятилетия стали относительно редким периодом в военной истории почти полного доминирования западных армий. Оно проявлялось в военно-воздушной мощи, которая все больше выглядела так, словно способна выигрывать войны самостоятельно, без какой-либо реальной опасности для сухопутных сил или для самой страны, применявшей её. Считается, что итогом стало полное доминирование западных вооруженных сил и, следовательно, ЦАХАЛа.
В то время как видные военные мыслители на Западе и в Израиле праздновали, казалось бы, историческую победу ВВС в косовском конфликте 1999 года, другая сторона уже определила основные элементы своего ответа на доминирование боевой авиации Запада – маскировку, переход от бронетанковой войны к малозаметной легкой пехоте, опосредованную войну и огонь с дальних дистанций в качестве основного тактического и стратегического инструмента. Исследователи АОИ Кармит Валенси и Итай Брун назвали это развитие «другой революцией в военном деле». Этому развитию способствовали различные факторы: ослаблении государств Ближнего Востока, Исламская революция 1979 года в Иране, распад Советского Союза, а также революции в информационных технологиях и в военном деле в 1990-х годах.
Противников, появившихся в 1990-х и 2000-х годах, командование АОИ называло «асимметричными», подчеркивая их военную неполноценность. Главная же проблема, как ее видели в то время в ВС Израиля, заключалась не в возможностях противника, а в ограничениях, которые ЦАХАЛ накладывал на себя сам.
Тем не менее, тревожные признаки, указывавшие на ослабление превосходства Израиля в воздухе, появились еще в 1990-х годах. Все кампании ЦАХАЛа 1990-х годов в Ливане и секторе Газа характеризовались длительными периодами боевых действий с растущими затратами и участившимися ударами по израильскому тылу. Последняя угроза оставалась актуальной даже после принятие на вооружение в 2012 году системы ПВО «Железный купол» в ходе операции «Облачный столп» против ХАМАСа в секторе Газа.
Оставляющие чувство неудовлетворенности результаты этих кампаний обычно объяснялись известными проблемами борьбы с повстанцами и противопартизанской войной. Очевидный парадокс между полным превосходством ЦАХАЛа и неоднозначными результатами кампаний против ХАМАСА и «Хизбаллы» вызывал разочарование как у лиц, принимающих решения, так и у израильской общественности.
В этой связи «Оперативная концепция победы» и термин «армии террора с ракетным вооружением» считаются важными ориентирами для израильского понимания проблемы. ЦАХАЛ перестал говорить об «асимметричной войне» против «низших сил», в которой основные ограничения на применение вооружений Израиль устанавливает сам. Он больше не рассматривает «Хизбаллу» и ХАМАС как вызовы, коренящиеся в «мятеже» или «партизанской войне».
Новая оперативная концепция АОИ описывает врага как продвинутого сетевого противника, который раскрыл секрет военной мощи Израиля и бросает ему оперативный вызов. Это организованные, хорошо обученные армии, достаточно оснащенные для выполнения своих задач, с ясными оперативными идеями и тактикой, придерживающиеся четкой и опасной стратегии и идеологии.
На стратегическом уровне системой противника руководит Иран. Противник стремится лишить Израиль его региональных позиций. Эта угроза будет постепенно усиливать вызовы безопасности Израиля посредством сдерживания. Она основана на базах огневой поддержки, созданных вдоль границ Израиля.
В оперативном отношении эти базы основаны на двух взаимодополняющих принципах – самооборона в сложных условиях и нанесение массированных ударов по противнику. На тактическом уровне они прибегают к засадам по принципу «бей и беги» и способны проводить эффективные атаки оружием большой дальности. Иначе, это средства тактического масштаба, препятствующие доступу или образующие запретные зоны (военные средства, предназначенные для сдерживания или отсрочки развертывания войск противника на данном театре военных действий (ТВД), или для предотвращения эффективности их операций на этом ТВД. По терминологии НАТО A2/AD).
Примеры постоянных нападений иранских «прокси» или КСИР на объекты в Саудовской Аравии и ОАЭ демонстрируют модель действий, которая может быть обращена против Израиля. Другими словами, враги Израиля теперь могут наносить удары с относительно безопасного расстояния, за пределами дальности, на которой Израиль способен ответить. Это служит сдерживающим фактором и создает угрозу свободе действий ЦАХАЛа на поле боя. Этот потенциал позволяет противникам осуществлять эскалационную стратегию повстанцев, которая подрывает существующий порядок и баланс сил в регионе.
По мнению военных специалистов ЦАХАЛа, парадигма операций сдерживания, преобладавших в прошлые годы, в новых условиях является тупиковой стратегической и доктринальной моделью. Такие операции не могут гарантировать решающих побед, а лишь показывают врагу, что его военная стратегия эффективна и что он должен продолжать ее развивать. Оперативная концепция, лежащая в основе плана «Тнуфа», сохранила ограниченные операции сдерживания в качестве альтернативы для лиц, принимающих решения. Главным же для военной мощи Израиля ныне является решительная победа. Она подразумевает не только способность победить террористическую армию, такую как «Хизбалла», но и сделать это относительно быстро и неопровержимым образом, с приемлемой ценой для израильских сил и израильского тыла.
Адаптация возможностей ЦАХАЛа к новому пониманию угроз
Проведя переоценку противника, разработчики плана «Тнуфа» встали перед главными вопросами: какова цель ведения войны в новую эпоху и как ее теперь можно реализовать, используя достижения «четвертой промышленной революции»?
Обсуждение этих проблем привело израильских стратегов к выводу, что для достижения победы в войне только маневренных действий (в их прошлом понимании) недостаточно. Победы следует достигать путем массированного нанесения ударов по врагу в короткие сроки, в течение которых ЦАХАЛ лишает противника необходимых возможностей для применения своего оперативного потенциала, особенно возможностей ведения навесного огня, которые угрожают гражданскому населению в тылу. Поражение противников Израиля должна гарантировать «Оперативная концепция победы», в основу которой положены три принципы: многодоменность, реализация «умных ответов» и сведение на нет возможностей противника.
Под идеей многодоменности понимается новое качество боя – интеграция воздушного, наземного, разведывательного, электромагнитного, кибернетического и других измерений, ранее невозможная при использовании традиционных механизмов командования и контроля. Идея многодоменности исходит из двух соображений.
Во-первых, сложные проблемы требуют комплексных решений. Враги Израиля представляют собой сложную проблему, которая включает закрытую, населенную боевую среду. Они активно используют скрытность и рассредоточение, разнообразные ударные возможности, а также юридические и психологические ловушки. Принцип многодоменности расширяет возможности военного маневра от географических областей суши, воздуха и моря до измерений киберпространства, электромагнитного спектра, информации и подземелья и предоставляет новую сферу возможностей для постановки дилемм перед противником.
Во-вторых, современная эпоха интеграции требует нового, более тесного и ранее невозможного взаимодействия. Сегодня, интеграция позволяет создавать на тактическом уровне силы, способные управлять как наземными элементами, так и киберпространством, радиоэлектронной борьбой, датчиками, средствами обработки информации, воздушной войны и нанесения ударов. Другими словами, чем большее развитие получают независимые, органические оперативные возможности, которые функционируют одновременно в разных областях под единым командованием и для выполнения одной определенной миссии, тем больше у АОИ появляется пространства для маневрирования и введения в заблуждение противников. Одновременно, ослабевает их способность эффективно адаптироваться к действиям Израиля.
На практике реализация принципа многодоменности получила воплощение в образовании в составе Генштаба ЦАХАЛа отдела «Шилоах» (Shiloah, «Старт», «Начало»), ответственного за новые военно-теоретические изыскания и технологические инновации. В частности, на отдел легла подготовка военно-доктринальной базы нового многодоменного отряда, а затем её проверка в ходе тренировок, оперативного моделирования и реальных операций.
Официально о формировании нового многодоменного отряда в составе АОИ было объявлено 1 января 2020 года. На тот момент какого-либо названия данное подразделение не получило, позже оно стало известно как «Гност» (Ghnost, «Призрак»). Сообщалось, что в состав отряда войдут элементы пехоты со специальными навыками, характерными для сил специальных операций, бронетанковых сил, подразделений разведки и боевого управления (C4I), а также ВВС. По своему размеру новое формирование, вероятно, эквивалентно батальону, но должно обладать оперативными возможностями бригадного уровня. Организационно многодоменный отряд вошел в состав 98-й резервной воздушно-десантной дивизии Центрального военного округа АОИ. Ожидалось, что вновь сформированный отряд достигнет наивысшей тактической готовности в течение года. На практике же подобное подразделение пока остается единичным случаем. Оно всё еще не достигло полной боеспособности. Кроме того, как отмечают израильские источники, по состоянию на лето 2023 года возникли трудности с широким тиражированием его модели в Сухопутных войсках ЦАХАЛа.
Принципы «умных ответов» и сведения на нет оперативных возможностей противников являются логическим продолжением принципа «многодоменности». Основные изменения в АОИ в результате реализации плана «Тнуфа» заключаются в укреплении способности выявлять и атаковать противника с высокой степенью точности, но при этом качественно сочетая широту охвата. За время полномочий НГШ А.Кохави в рамках концепции «многоаспектного удара» получили значительное усиление три возможности:
- надежная тактическая разведка в режиме реального времени, позволяющая обнаруживать цели и наносить удары;
- оперативный потенциал боевой авиации для поражения многих целей за счет увеличения количества существующих средств поражения в арсенале ВВС и развития их способности к точному поражению многих высококачественных целей за короткое время;
- развитие цифровых коммуникаций и средств обработки информации в рамках «цифровой трансформации» ЦАХАЛа. Последняя включает «информационный проект» (с беспрецедентными возможностями сбора и обработки данных) и «оперативный интернет» для организации быстрой, непрерывной, простой и надежной связи между разведкой и ВВС в боевых условиях.
По заключениям военных экспертов, цифровая инфраструктура, построенная ЦАХАЛом за последние несколько лет, обеспечит его базовую готовность к следующей эре военных действий, во время которой автономные возможности (дроны и боевые роботы) станут частью поля боя, а для победы станут необходимы искусственный интеллект и коммуникации.
Вместе с тем, отмечая описанные выше инновации, специалисты обращают внимание на то, что «Ахиллесовой пятой» наращивания сил АОИ остаются Сухопутные войска и вопросы материально-технического обеспечения. Инвестиции в наращивание материально-технической базы ЦАХАЛа не попали в центр инновационного плана НГШ А.Кохави. Хотя это стало результатом расстановки приоритетов и необходимости перераспределения ресурсов внутри армии, существуют актуальные проблема, требующие решения. Считается, что поскольку технологии неизмеримо улучшились, сегодня сухопутные войска уже не обладают достаточным оперативным потенциалом для выполнения своей миссии.
Наряду с наращиванием военного мощи ВС Израиля, преобразования НГШ А.Кохави затронули вопросы призыва и организации службы личным составом. Политика призыва, проводившаяся А.Кохави во время его пребывания в должности, включала отмену системы ранжирования «групп качества», изменения в первоначальном психологическом тестировании, добавление параметров для тестов на пригодность для новых рекрутов и оптимизацию процедур отбора с целью создания «более справедливого и короткого процесса».
А.Кохави также запустил учебные программы для солдат-строевиков, направленные на повышение их мотивации к несению боевой службы, а также модернизированные программы технического обслуживания с целью сохранения необходимого личного состава. Он выдвинул лозунг «Наши люди ценны» и призвал командиров повысить привлекательность военной службы путем укрепления дисциплины, лидерства, межличностных отношений, культуры и условий для тех, кто служит в АОИ. В частности, А.Кохави расширил политику «остановок», или перерывов, чтобы гарантировать использование солдатами своих отпусков, и увеличил солдатское жалованье.
В то же время он применял политику «пушки перед носками», которая ставила наращивание оперативных сил выше условий службы. В результате А.Кохави подвергся широкой критике со стороны военнослужащих и общественности за то, что, несмотря на его риторику, солдаты боевых частей ЦАХАЛа сталкиваются с тяжелыми условиями службы. Считается, что особенно вопиющим образом эта политика проявилась во время пандемии коронавируса, когда НГШ приказал перенаправить на оперативные нужды ресурсы из областей, связанных с благополучием личного состава. Одновременно, согласно отчету омбудсмена по жалобам личного состава, требование, предъявляемое к солдатам, и особенно к личному составу боевых частей, помочь и взвалить на себя бремя борьбы с пандемией, привело к неудачам командования, ущемлению личных и медицинских прав солдат и снижению качества медицинского обслуживания. Отмечается, что сегодня все еще поступают жалобы на плохие условия службы, особенно в сухопутных войсках, а также на плохое медицинское обслуживание, которое влияет на мотивацию солдат к службе и их основные права.
Применение силы
Кампания между войнами (КМВ), как способ применения силы против противников Израиля, началась во время пребывания на посту НГШ генерал-лейтенанта Бени Ганца. В её основе лежит проведение органами безопасности страны операций на «грани войны». За последнее десятилетие кампания развивалась и расширялась, и сегодня задачи и оперативные пространства КМВ затрагивают все сферы и вызовы безопасности государства Израиль – северную и палестинскую арены, Иран и шиитские ополчения. В частности, в Сирии под командованием А.Кохави удалось сорвать планы закрепления шиитских отрядов и усиления иранского контроля страны, согласно проекту генерала Касема Сулеймани.
А.Кохави расширил кампанию как географически, так и с точки зрения оперативных методов. Сегодня, помимо кинетических операций, КМВ проводится на море, в киберпространстве и в области экономики. Во время командования А.Кохави более активное участие в КМВ принимали все категории войск. Наряду с Разведывательным управлением ГШ (АМАН) и командованием ВВС значительную роль в КМВ стали играть и региональные командования. Они включили КМВ в свою рутинную текущую деятельность по обеспечению безопасности. Так, на палестинском ТВД удалось снизить возможности ХАМАСа вооружаться и заблокировать финансовые переводы террористическим организациям из Ирана.
В секторе Газа сдерживание террористических организаций под руководством А.Кохави связывают с «Великим маршем возвращения», начавшемся в марте 2018 года, и возникавшими в тот период реальными боями (перестрелками) между боевиками ХАМАСа и солдатами АОИ, получившими название «раунды боевых действий».
Изменение, внесенное позднее А.Кохави, было не только семантическим, но и материальным. Он переопределил раунды в «дни сражений». Основное различие между днем сражения и очередным раундом боевых действий заключается в том, что, если раунд является круговым и ведет обратно к исходной точке, то день сражения должен приводить к системным сдвигам, направленным на изменение баланса сил сдерживания. Хотя трудно измерить степень перемен, в конце каждого боевого дня, с точки зрения общего процесса, считается, что положение в секторе Газа изменилось к лучшему благодаря новому подходу и оперативной концепции, внедренной А.Кохави.
В ежегодном отчете ЦАХАЛа за 2022 год отмечается заметное сокращение попыток проникновения из Газы, а также уменьшение количества ракет, выпущенных из сектора в течение последних пяти кампаний. Так, в ходе операции «Столп обороны» в 2012 году было выпущено 76 высокоточных ракет; в ходе операции «Нерушимая скала» – 21; в ходе операции «Страж стен» – всего 5; а в ходе операции «Рассвет» в 2022 году – только 3. По оценкам экспертов, эта динамика отражает сдержанность террористических организаций в ракетной сфере. За последний год ХАМАС также воздерживался от использования воздушных шаров с зажигательной смесью и от тактики «ночной неразберихи» – действий, направленных на нарушение повседневной жизни в районе Газы. Во многом это связывают с наступательной стратегией, реализованной А.Кохави в ответ на такие действия.
В то же время в секторе Газа далеко не спокойно. Об этом свидетельствуют недавние угрозы ХАМАСа действовать против нового правительства, продолжающееся наращивание вооружений террористическими организациями, а также общее ухудшение гуманитарной ситуации в Газе. Сюда же добавляется проблема пропавших без вести и пленных солдат, получившая новое публичное выражение после публикации ХАМАСом видео Аверы Менгисту в январе 2023 года. Это дополнительные указания на необходимость общей актуальной долгосрочной стратегии для этого района.
В отношении «Хизбаллы» и Ливана Израиль несколько ограничил свои действия, поскольку, как известно, «Хизбалла» в последние время выделила значительные ресурсы на наращивание своей военной мощи с акцентом на высокоточное навесное оружие, угрожающее израильскому гражданскому тылу.
Вместе с тем, несмотря на политику сдержанности, Израиль несколько раз за последние годы действовал так, чтобы склонить баланс сил в свою пользу. Так, тайные мероприятия на ливанской территории под командованием А.Кохави, последовавшие за операцией «Северный щит» (проведенной в январе 2019 года, еще при НГШ Гади Айзенкоте) подорвали притязания Хасана Насраллы и сформировали баланс в пользу Израиля.
По мнению наблюдателей, это подтверждается тем, что при НГШ А.Кохави ослабло уравнение сдерживания Х.Насраллы, согласно которому на каждое израильское действие, нарушающее суверенитет Ливана или приводящее к гибели ливанцев, будет дан эквивалентный и точный ответ. «Хизбалла» не назначала цену за последние по времени действия Израиля, а довольствовалась риторическими угрозами, которые либо не выполнялись, либо их попытки оказывались неудачными. Примеры включают запоздалый ответ на операцию «Северный щит», неудачные попытки обстрела израильских военных снайперами в июле и августе 2020 года в ответ на убийство агента «Хизбаллы» в Сирии, отсутствие реакции на возведение пограничного заграждения в апреле 2020 года, проходящего по территории, которая, по словам Х.Насраллы, является ливанской, а также простые риторические осуждения гибели двух офицеров КСИР в результате атаки в Сирии, в марте 2022 года.
Другим примером усилий израильского сдерживания при А.Кохави считается реакция на угрозы Х.Насраллы газовому месторождению «Кариш». В ответ А.Кохави представил аэрофотоснимки целей, назначенных для поражения в случае, если «Хизбалла» продолжит свою деятельность. Тем не менее, полагают эксперты, серьезная угроза газовому месторождению доказывает, что Х.Насралла стремится сместить баланс в свою пользу, что является долгосрочной угрозой для государства Израиль.
Иранская ядерная угроза обострилась в мае 2019 года, через пять месяцев после того, как А.Кохави занял пост НГШ. В ответ на односторонний выход США из ядерного соглашения и повторное введение санкций Иран начал осуществлять действия по обогащению урана, что формально противоречило условиям СВПД. По оценкам ГШ ЦАХАЛа, впервые с 2015 года потенциальная угроза активной ядерной программы в руках главного врага Израиля стала реальностью. Вероятность и возможность оперативных действий в отношении Ирана стала более важным компонентом наращивания сил АОИ.
Поскольку длительная политическая нестабильность в Израиле препятствовала увеличению бюджета ЦАХАЛа, перед ГШ встала серьезная дилемма, касающаяся наращивания сил в рамках многолетнего плана «Тнуфа» для обеспечения реакции на иранскую угрозу. Выбранные изменения увеличили инвестиции в ВВС и Разведывательное управление ГШ, а также в возможности, которые их связывают (цифровизацию информационных потоков, соответствующую логистику и многое другое). Это частично повредило наращиванию потенциала Сухопутных войск. Хотя они также получили усиление и претерпели далеко идущие реформы в своих связях с разведкой и огневой мощью, эти изменения оказались наименьшими по сравнению с другими категориями сил.
Одним из ключевых процессов, возглавляемых А.Кохави, стало создание в июне 2020 года за счет разделения Оперативного управления ЦАХАЛа на управления стратегии и войны третьего круга. Последнее, также известное как Иранский директорат, отвечает за наращивание сил для реагирования на угрозы третьего круга, включая стратегическое планирование ответных мер на иранские ядерные достижения. В апреле 2021 года, почти через год после создания Иранского директората, его глава генерал-майор Таль Кельман сообщил, что готовность к реагированию на иранскую угрозу значительно улучшилась за счет синхронизации всех национальных усилий и формулировании цели стратегии возможной кампании.
Рекомендации для нового НГШ
Согласно оценкам израильских аналитиков, генерал-лейтенант Герци Халеви занял пост НГШ в чрезвычайно сложный период. Разрешение напряженности между его офисом и правительством, вероятно, станет необходимым условием для наращивания военной мощи в соответствии с потребностями и оперативными возможностями АОИ.
Ожидается, что, как и его предшественники, Г.Халеви инициирует процесс стратегической оценки для анализа вызовов и возможностей, а затем сформулирует свое мировоззрение в отношении наращивания и применения сил ЦАХАЛа. Для этого многолетний план «Тнуфа» представляется отличной отправной точкой. Вместе с тем, эксперты выделяют несколько проблем и пробелов, для устранения которых предлагают следующие рекомендации.
Назрели изменения в структуре региональных командований. За прошедшие годы структура ГШ претерпела существенные изменения. Региональные командования, напротив, в основном сохранили свою организацию и свои задачи. Меняющиеся угрозы и изменения в концепции силовых операций, отраженные в многолетнем плане «Тнуфа», обеспечивают основу для возможного изменения структуры и миссии этих органов военного управления. Например, ответственность за палестинский ТВД разделена между Центральным и Южным командованиями. Это разделение отражает предположение, что палестинские силы в Газе и на Западном берегу реки Иордан разделены. С другой стороны, это предположение за последние годы стало менее обоснованным. В связи с чем, предлагается пересмотреть соответствие стратегической логике ЦАХАЛа разделения между двумя командованиями на палестинском ТВД.
Структурные изменения требуются также для усиления многодоменного (в российской терминологии межвидового) маневра. Сегодня ответственность за межвидовой маневр распределена между ГШ и региональными командованиями, а в некоторых случаях также и штабом корпуса. Считается, что такое распределение затрудняет ведение боевых действий и полное использование возможностей ЦАХАЛа. Это также создает высокую степень сложности и затрудняет осуществление операций с элементами наземного маневрирования. Поэтому при проведении межвидовых операций предлагается назначать единого командира, которому подчиняются все необходимые силы и средства для выполнения миссии, включая многодоменные компоненты.
Наращивание возможностей Сухопутных войск рекомендуется вести по образцу многодоменного подразделения, созданного НГШ А.Кохави. План «Тнуфа» добился усиления концепции многодоменного удара. Теперь, путем адаптации структуры Сухопутных войск к нынешним угрозам, требуется расширить возможности многодоменного маневрирования. Необходимые изменения должны оптимизировать структуру основных формирований и реорганизовать их из дивизий в небольшие, хорошо защищенные многоэлементные подразделения, аналогичные по составу отряду «Призрак». Такие подразделения следует оснащать боевой техникой, позволяющей маневрировать на всех типах местности, а также усовершенствованным защитным оборудованием, особенно для защиты от противотанковых ракет.
Считается, что достаточное количество подобных независимых, но идентичных подразделений, позволит использовать их вместе как гибкую и высококачественную силу, способную более эффективно добиваться значительных оперативных достижений, одновременно, используя наименьшее количество сил и боевых средств. Сухопутные войска ЦАХАЛа обладают необходимыми технологиями и снаряжением, так что это изменение носит в первую очередь структурный и концептуальный характер. Модель «бутик», начатая в плане «Тнуфа», должна стать производственной линией для таких подразделений. Следовательно, настоящая проблема заключается в том, как воспроизвести оперативную концепцию и усовершенствовать ее с использованием других средств так, чтобы она подходила для всех боевых подразделений с их разнообразными задачами в области обычной безопасности, военного времени, обязательной службы и службы резерва.
Политика обязательного призыва должна сохраниться. Это позволит поддерживать роль ЦАХАЛа как «народной армии». Вместе с тем призыв следует адаптировать под тенденции в израильском обществе. По прогнозам Центрального бюро статистики Израиля, к 2065 году арабская часть населения страны составит около одной пятой, в то же время ультраортодоксальные евреи будут насчитывать около трети. Это означает, что через 40 лет группы, которые не подлежат призыву в армию составят более половины населения Израиля.
Такая ситуация бросит вызов принципу «народной армии» и, по сути, превратит ее в «половину народной армии». Это может еще больше обострить чувство несправедливости среди новобранцев, а призывы к переходу к профессиональной армии усилятся. Командование же АОИ обоснованно и в принципе выступает против профессиональной модели. Следовательно, служба в ВС Израиля может стать источником разногласий в израильском обществе, которые скорее разделяют, чем объединяют.
Для сохранения авторитета ЦАХАЛа в стране новому НГШ следует заручиться поддержкой политического эшелона и общественности и проводить политику призыва, в которой бремя службы распределяется поровну. Она должна включать создание механизмов, в рамках которых все граждане Израиля обязаны проходить службу, будь то военную, национальную или гражданскую.
Для удержания высококачественных категорий личного состава (в первую очередь специалистов боевых подразделений и солдат-технологов) и стимулирования продолжения ими военной службы на длительную перспективу предлагается сформулировать соответствующую стратегию и согласовать её с политическим руководством страны. Применяемая в настоящее время компенсация, основанная на пенсиях, явно недостаточна, поскольку молодые люди, планирующие военную карьеру, считают её далекой и неопределенной, учитывая, что лишь немногие достигают пенсионного возраста в качестве солдат. Необходимо разработать креативные способы привлечения дефицитных групп личного состава, предложив им соответствующие преференции во время службы в виде грантов, налоговых льгот, государственной помощи в различных областях и другие стимулирующие варианты.
Рекомендации по применению силы
По оценкам экспертов, «концепция победы», положенная в основу плана «Тнуфа», и кампания между войнами под руководством НГШ А.Кохави оказались в высшей степени эффективными в оперативном отношении. Предполагается, что новый НГШ примет этот подход. Тогда ему придется утвердить «Оперативную концепцию победы» и внедрить ее в программы боевой подготовки и оперативное планирование. В дополнение к этому аналитики обращают внимание на следующие аспекты, потребующие от Г.Халеви особого внимания.
Цель силовой операции первого круга должна преследовать политическую, а не военную победу, как принято сейчас. В свете современных изменений в ведении боевых действий сокращение продолжительности боя и оценка когнитивных достижений стали особенно важными. Стратегию ЦАХАЛа следует усовершенствовать и сформулировать подход к применению силы, который служит достижению политической победы.
Поскольку уничтожение источников огня противника требует много времени, и добиться этого можно либо путем ответного разрушительного огня, либо путем захвата всей территории – стратегия и подход АОИ должны гарантировать прекращение огня за минимально возможный срок и на приемлемых условиях. Один из возможных способов добиться политической победы – создать невыносимую для врага реальность в течение нескольких дней. Предполагается, что в дальнейшем это позволит ввести режим прекращения огня, без мероприятий, которые нанесут ущерб легитимности действиям Израиля в глазах остального мира.
Начальник ГШ А.Кохави использовал план «Тнуфа» для продвижения развития разрушительных возможностей и укрепил концепцию нанесения ущерба ключевым центрам в качестве первого этапа подготовки к войне первого круга. Новому НГШ рекомендуется продолжить этот процесс и расширить его до целостной концепции. Кроме того, для завершения «Оперативной концепции победы» следует доработать порядок наращивание сил и принятия решений для ведения войны в когнитивной сфере.
Кампания между войнами требует пересмотра. В свете успехов А.Кохави в расширении КМВ и преобразовании ее в регулярную и эффективную систему существует риск того, что вопрос о её неактуальности будет поставлен слишком поздно. В частности, считается, что определенное снижение эффективности КМВ уже наблюдается в отношении операций в Сирии. Последнее может указывать на необходимость диверсификации и совершенствования инструментов КМВ, с особым акцентом на киберпространство и активизацию политических и экономических усилий, как необходимых дополнительных средств для достижения стратегических целей, лежащих в основе КМВ.
Предполагается, что новый НГШ инициирует стратегическое обновление КМВ в координации с политическим руководством страны, которое должно одобрить кампанию и ее цели. Для этого следует еще раз ответить на вопросы: каковы интересы Израиля? К каким достижениям он стремится, и какие ресурсы для этого необходимы? После формулирования набора стратегий в отношении каждого из главных врагов Израиля формат КМВ надлежит пересмотреть, включая её методы, границы и ответственность за операции. Как полагают эксперты, трансформация КМВ позволит улучшить и углубить ее за счет расширения набора инструментов, сфер деятельности и более изощренных действий.
Стратегия в отношении иранской ядерной программы должна расширяться. В свете существенной неопределенности по иранскому вопросу и, особенно, относительно потенциальной формулировки нового соглашения НГШ в сотрудничестве с политическим эшелоном страны и в тесной координации с США должен консолидировать охватывающую все учреждения безопасности Израиля многоаспектную стратегию сдерживания Ирана.
Будущая стратегия должна включать дипломатические, оперативные и сдерживающие элементы. Рекомендуется продолжать использовать дипломатические инструменты, которые могут усилить экономическое давление на Иран и нанести максимальный ущерб его ключевым центрам. Лучшим решением для предотвращения приобретения Ираном ядерного оружия считается использование дипломатических инструментом, направленных на достижение международного соглашения, ограничивающего иранские ядерные разработки. Формулирование обновленного ядерного соглашения следует проводить в сотрудничестве с США. Вместе с тем, подчеркивают израильские аналитики, такое соглашение является временным, не гарантирует долгосрочного решения, но позволяет выиграть время.
Параллельно, ЦАХАЛ должен подготовить ликвидацию иранского ядерного проекта в ходе военной кампании. Для чего предлагаются три основных способа: кибератака, тайная и открытая военная операции. Все три способа надлежит готовить одновременно и в режиме реального времени выбрать действие с наибольшими шансами на успех и наименьшими рисками, понимая при этом, что это временное решение, направленное на отсрочку, но также несущее элемент сдерживания.
Особо отмечается, что в экспертном сообществе Израиля существуют разногласия по поводу того, возможно ли отговорить государство, преисполненное решимости создать ядерный потенциал, от этого с помощью ядерного сдерживания. Одно мнение – невозможно. Другое – это свергнуть иранский режим, в надежде, что у тех, кто затем придет к власти будут иные приоритеты, чем у режима аятолл. Считается, что этим вопросом должен заниматься определенный стратегический уровень ответственных лиц и его следует рассматривать как возможную альтернативу.
Таким образом, в настоящее время ВС Израиля претерпевают сложный этап своего развития. Многолетний план «Тнуфа», инициированный оставившим свой пост НГШ А.Кохави, изменил подходы высшего военного руководства страны к вопросам военного планирования и стал отправной точкой качественного изменения военной мощи страны. Вместе с тем, он не решил всех вопросов, стоящих перед АОИ. Ответственность за оборону страны перешла к новому НГШ Г.Халеви. Продолжит ли действующий НГШ политику своего предшественника в области военного строительства и каким путем пойдет развитие ЦАХАЛа покажет время.