Начало формирования баланса сил перед муниципальными выборами 2024 г.
В статье, которая была посвящена изменению стратегии Хорошей партии (İYİ), выступление Мераль Акшенер мы признали в качестве фактического старта предвыборной кампании. После интервью лидера «хорошистов» журналисту Фатиху Алтайлы увеличилось количество официальных заявлений по поводу планов участия партий на мартовских выборах. В этом плане удивляет активность подготовительной работы партий на фоне реализации их стратегий на двух последних выборах 2019 г. и 2023 г. В конце августа началось формирование электорального сценария, что указывает на глубинные и невидимые для многих, но важные изменения.
26 августа Акшенер заявила, что İYİ пойдет на предстоящие выборы самостоятельно. После этих слов план Акшенер начал активно обсуждаться. Важно то, как общественность воспринимала и подавала данное решение: выставит ли Мераль Акшенер кандидатов против Экрема Имамоглу и Мансура Яваша? В этом контексте 30 августа было выпущено ее интервью журналисту Фатиху Алтайлы. Там тема коалиции была затронута отдельно. Лидер оппозиционных националистов отметила, что партия полностью закрываться от сотрудничества не будет.[i] То есть она указала на то, что соглашение в отдельных и чрезвычайных ситуациях возможно. Но самостоятельное участие в выборах было подтверждено в качестве основной формулы деятельности İYİ.
Само по себе интервью было банальным действием политика. Но его важность выросла после реакции других потенциальных действующих лиц выборов. Вечером 30 августа мэр Анкары Мансур Яваш официально заявил о намерениях бороться за переизбрание. 31 августа то же самое сделал мэр Измира Тунч Сойер.
На что здесь нужно обратить внимание?
Во-первых, оба заявления были максимально неожиданными. До этого в прессе не обсуждалась вероятность такого хода в рядах оппозиции.
Во-вторых, оба политика сделали это сами. Народно-республиканская партия (CHP), членами которой являются оба мэра, не участвовала в этом процессе. Важно и то, что это первая реакция от политиков, которые считаются фаворитами выборов. То есть все остальные игроки, в первую очередь Хорошая партия, должны рассматривать кандидатуры Яваша и Сойера как реальные, а не потенциальные. В этом смысле вырисовываются первые контуры кампании, от которых будут или не будут отталкиваться партии. Причем это касается как конкурентов, так и игроков, которые могут отнимать у них голоса.
В этом плане интересно следующее: будут ли партии сотрудничать друг с другом и в каком виде это сотрудничество будет сформировано? Ситуация с проэрдогановскими партиями пока что не до конца ясна. Очевидно, что Партия справедливости и развития (AKP) продолжит гнуть свою линию и продвигать выгодные для их кандидатов условия ведения предвыборной борьбы. Партия националистического движения (MHP), на данный момент, четко не заявила о своем решении по стратегии. Но примечательно, что в июле MHP представила свой избирательный слоган «Анатолия – родной край». Поэтому Девлет Бахчели вполне может воспользоваться ситуацией и продвигать своих кандидатов. Но тут важен статус малых партий Народной коалиции. Партия повторного благоденствия (YRP) уже объявила о планах об участии в выборах со своим логотипом и кандидатами. Партия великого единства (BBP) имеет более гибкую позицию. Она заявила, что будет выставлять своих кандидатов, но при необходимости готова поддержать Партию справедливости и развития (AKP). Стоит отметить, что YRP даже во время предвыборной кампании дистанцировалась от правящей партии. Поэтому мы отмечаем, что автономность партий выросла, чего ранее не наблюдалось. Поэтому сценарий выборов 2019 г., когда партии охотно поддерживали кандидатов друг друга, является маловероятным. Количество кандидатов от коалиции, которые будут конкурировать друг с другом, может вырасти. Вопрос в том, сколько таких провинций будет и усложнит ли это жизнь правящей партии.
С оппозиционными партиями все еще сложнее. CHP не ведет себя активно, что мы видим на примере выдвижения кандидатуры Яваша и Сойера. Позиция Акшенер уже известна: «хорошисты» открыты к торгу, но готовы выставить своих кандидатов. Партия счастья и Партия будущего планируют участвовать в качестве коалиции. Но отметим их очень ограниченное влияние. О своем самостоятельном участии выборах заявили Партия победы и Партия Родины. Первый игрок отметил, что готов на точечное сотрудничество, но не готов поддерживать любого кандидата. Оздаг уже заявил, что он точно не поддержит Имамоглу. Второй игрок уже успел даже объявить о своих кандидатах в Балыкесире. Что касается других важных партий, то пока они свою позицию не обнародовали. Здесь ключевой является позиция Демократической партии народов и Рабочей партии Турции. В целом, мы видим, что серьезных разговоров о коалиции оппозиция не ведет. Большинство партий не склоняются к сотрудничеству с лидером СНР Кемалем Кылычдароглу. Хотя несколько партий заявило о готовности к коалициям в отдельных случаях, мы эти заявления воспринимаем как вынужденные, а не как реальное желание партий.
Подытоживая статью, мы отмечаем фактическое начало предвыборной кампании. Большинство основных партий уже заявило о своем отношении к вероятному сотрудничеству с другими партиями. Заметим, что наблюдается повышение автономности партий, поэтому во многих провинциях будет расти количество кандидатов. Безусловная поддержка кандидатов одной партии другой не будет так явно представлена как во время выборов 2019 г. Примечательно, что это начали чувствовать отдельные политики. Поэтому они уже в августе объявили о выставлении своих кандидатур. В целом, наше замечание о росте политической фрагментации остается актуальным. Этот фактор может сильно повлиять как на ход кампании, так и на общественное мнение.
[i] https://artigercek.com/politika/aksenerden-istanbul-ve-ankarada-yerel-secim-ittifakina-acik-kapi-263371h