Американские эксперты о ситуации с нелегальной миграцией в Европу по средиземноморскому маршруту

Как указывают американские эксперты, с учетом того, что до конца года осталось четыре месяца, 2023 год уже опережает прошлый год по количеству прибывших мигрантов в Европу. Согласно данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), в этом году средиземноморским маршрутом прибыло 159 410 беженцев  по сравнению с 89 921 годом в это же время в прошлом году, что на 77% больше. Хотя и не на тех уровнях, которые наблюдались на пике «кризиса беженцев» в 2015 году, рост числа прибывающих мигрантов значителен и эта тема вновь концентрируется и усиливается в европейских политических дебатах. Этот год также стал одним из самых смертоносных для мигрантов, пытающихся добраться до Европы. Путешествие, особенно морским путем, становится все более смертоносным. По данным УВКБ ООН, число погибших и пропавших без вести мигрантов по состоянию на конец августа – 2 307 человек – скоро превысит общее число в 2022 году. Фактические цифры, вероятно, выше официальных оценок из-за тайного характера контрабанды и того факта, что в результате кораблекрушений никто не выжил, что затрудняет проверку количества погибших или пропавших без вести. Это лето было отмечено многочисленными историями о смертельных кораблекрушениях и переворачивающихся лодках. Примеров предостаточно, включая два отдельных затопления у берегов Греции в середине июня, в результате которых погибли более 300 граждан Пакистана в одном случае и более 600 человек, многие из Афганистана, Пакистана и Северной Африки, в другом. Последнее кораблекрушение считается самым смертоносным из известных кораблекрушений в Средиземном море. Контрабандисты заставляют мигрантов совершать путешествие на недорогих железных лодках или рыболовецких судах, которые могут перевернуться или затонуть из-за переполненности и поломки  всего через 20-30 часов плавания. Немореходные суда и переполненность — не единственные факторы, которые привели к более смертоносным результатам. Выжившие после кораблекрушения в середине июня, в результате которого погибло 600 человек, обвинили в катастрофе греческую береговую охрану, утверждая, что неоднократные попытки отбуксировать лодку привели к опрокидыванию судна. Хотя расследование этого кораблекрушения все еще продолжается, специальный посланник УВКБ ООН по Центральному Средиземноморью Винсент Кочетель подчеркнул растущую тенденцию стран, включая Грецию, оказывать помощь лодкам мигрантов в выходе из своих вод, либо предоставляя припасы для продления их путешествия, либо буксируя суда в воды другой страны. Кроме того, в конце июля итальянская полиция арестовала четырех тунисцев по обвинению в пиратстве, обвинив их в перехвате лодок с мигрантами в Центральном Средиземноморье и краже денег и телефонов мигрантов, а также лодочных моторов. Следователи все еще выясняют, действовали ли эти люди в одиночку или работали на контрабандистов людьми, пытавшихся повторно использовать двигатели для других лодок мигрантов, чтобы максимизировать свою прибыль. Этот пример, возможно, указывает на последний из двух вариантов, но, безусловно, указывает на более широкую тенденцию; Итальянские власти отмечают, что все большее число спасенных лодок мигрантов находят без двигателей.

Несмотря на серьезные риски, несколько факторов побуждают людей предпринимать попытки рискованного путешествия в Европу. Война и конфликты в Африке к югу от Сахары и регионе Ближнего Востока, включая Сирию, а также Центральную Азию (особенно в Афганистане), побудили многих мигрантов отправиться в Европу. Угроза терроризма и насильственного экстремизма в таких местах, как регион Сахель, стала движущей силой не только для их собственного населения, но и для соседних стран и вынудила больше людей переезжать. Политические потрясения в Тунисе, Пакистане и даже в некогда мирных странах, таких как Сенегал, и быстрая череда переворотов, таких как в Нигере и Гвинее, усилили региональную нестабильность и еще больше способствовали миграции. Экономическая нестабильность и системная бедность, усугубленные пандемией, способствовали росту числа прибывающих мигрантов, например, из таких мест, как Египет. Отсутствие продовольственной безопасности, усиленное кризисом на Украине и крахом черноморской зерновой сделки, также послужило основной движущей силой миграционных тенденций. Все эти факторы усугубились изменением климата, что потенциально может привести к увеличению числа мигрантов, пытающихся достичь берегов Европы.

В ответ на резкий приток беженцев из-за войны в Сирии, а также стремясь снизить общий уровень миграции, европейские страны ужесточили пограничные ограничения и сократили регулярные маршруты для беженцев и мигрантов. Эта политика повысила спрос на услуги контрабандистов и торговцев людьми, при этом мигранты часто страдают от вымогательства, эксплуатации, насилия и издевательств, включая сексуальное насилие и гендерный фактор. Постоянно растущий спрос – несмотря на эти риски – был выгодным бизнесом для контрабандистов и торговцев людьми, принося преступным сетям контрабандистов, по оценкам Европейской береговой охраны и пограничного агентства, миллионы евро в год. Увеличение числа прибывающих мигрантов и смертельных кораблекрушений в Средиземном море в последнее время стало неотъемлемой частью европейской политики, усиливая горячие дебаты по поводу миграционной политики ЕС. Это обеспечило значительные рычаги влияния для  автократий, таких как Тунис, поскольку его растущая роль как транзитной страны – а теперь и ключевого пункта отправления – для мигрантов в Европу позволила  добиться значительных уступок и поддержки со стороны Европейского союза. Несмотря на подавление инакомыслия президентом Туниса Кайсом Саидом и предполагаемые нарушения его правительством прав человека в отношении мигрантов к югу от Сахары, в том числе задержание более тысячи человек и оставление их в пустыне без припасов, ЕС заключил сделку с Тунисом по пресечению миграции. В обмен на обязательство Туниса усилить контроль своих морских границ, бороться с сетями контрабанды людей и ускорить возвращение тунисцев, незаконно въехавших в Европу, ЕС пообещал Тунису 105 млн евро на оборудование, обучение и техническую поддержку, в дополнение к помощи в покрытии расходов на добровольную репатриацию мигрантов из стран к югу от Сахары.  Интересно, что Германия и 12 других государств-членов Европейского союза при этом пожаловались на то, что их отодвинули на второй план в спешке подписать спорный миграционный пакт с Тунисом на сумму 1 млрд долларов. Внутренний брифинг федерального Министерства иностранных дел в начале августа с. г. выявил негативную реакцию Германии по поводу исключения ее из Меморандума о взаимопонимании (MoU) с президентом Туниса Кайсом Саидом, который  был подписан в Тунисе президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, премьер-министром Италии Джорджией Мелони и премьер-министром Нидерландов Марком Рютте в июле.  Согласно внутреннему брифингу, Европейский совет, основной форум национальных правительств в Брюсселе и дипломатическая служба ЕС остались вне переговоров. Меморандум о взаимопонимании был сформулирован расплывчато, а его презентация, по мнению некоторых аналитиков, была «поспешной и поверхностной», в то время как вопросы для прессы были запрещены во время двух визитов Комиссии в Тунис. Соглашение также было заключено без консультаций с группами гражданского общества и, по мнению Amnesty International, «лишено важнейших гарантий прав человека». Юрисконсульт Комиссии Эмер Финнеган заявила в начале августа, что сделка может быть недействительной. В июле 2016 года Европейский совет успешно подал на Комиссию в суд, когда было установлено, что она превысила свой мандат из-за сделки со Швейцарией. Эффективность Тунисского пакта была дополнительно поставлена под сомнение после заявления президента Туниса Саида о том, что его страна не будет выступать в роли «пограничников» Европы. К тому же эта сделка была заключена на фоне волны насилия со стороны тунисских властей, направленной против африканцев к Тунисе. Тунисские силы безопасности выдворили сотни африканцев  к границе пустыни с Ливией в июле после ожесточенных столкновений в Сфаксе.  В феврале Саид подвергся широкой критике за подстрекательские комментарии, в которых он утверждал, что нелегальная миграция из стран Африки к югу от Сахары используется для изменения демографического состава Туниса. В этой связи американские эксперты делают однозначный вывод о том, что передача миграционной политики на аутсорсинг Тунису сопряжена с рисками, особенно потому, что тунисцы, многие из которых бегут от нестабильности в стране, являются самой многочисленной национальностью мигрантов, прибывающих в Европу. Более того, передача миграционной политики на аутсорсинг Тунису — это серьезная авантюра, поскольку есть серьезные сомнения в готовности тунисского президента  реально претворять в жизнь ожидания Европы. Рост числа прибывающих мигрантов также продемонстрировал усиление позиции крайне правых популистов в Европе, поскольку проблема привела к краху правительства Нидерландов ранее этим летом, что стало благом для руководства итальянского премьер-министра Джорджия Мелони, которая руководила усилиями по тунисскому соглашению и внедрению крайне правой политики и нарративов по всему континенту. Поскольку миграционные тенденции не показывают никаких признаков ослабления, а движущие силы, скорее всего, только ухудшатся, а Тунис потенциально ненадежный партнер, этот вопрос послужит достаточным поводом для крайне правых популистских заявлений. Эти партии доказали свою способность извлекать выгоду из проблемы в прошлом, как показал кризис с сирийскими беженцами в 2015 году, и, вероятно, окажут существенное влияние на предстоящие выборы в Европейский парламент в 2024 году.

Основные выводы

— 2023 год ознаменовался как резким увеличением числа мигрантов, пытающихся добраться до Европы, так и одним из самых смертоносных за всю историю наблюдений: тысячи людей погибли в Средиземном море из-за того, что переполненные лодки перевернулись или затонули.

— Войны и конфликты, отсутствие продовольственной безопасности, политическая и экономическая нестабильность и бедность – все это усугубляется изменением климата – являются одними из основных факторов, побуждающих мигрантов предпринимать опасное путешествие в Европу.

— Ужесточение пограничных ограничений и сокращение регулярных маршрутов увеличили спрос – и прибыль – на контрабандистов и торговцев людьми, принося миллионы евро в год организованным преступным сетям, по данным Европейской береговой охраны и пограничного агентства.

— Увеличение числа мигрантов, прибывающих по средиземноморскому маршруту, вновь сосредоточило и усилило основное направление европейской политики, предоставив значительные рычаги влияния обновленным автократиям, таким как Тунис, и укрепив крайне правые нарративы и политику.

55.9MB | MySQL:118 | 0,466sec