Оценки в Израиле планов по созданию транспортного коридора, связывающего Индию с Ближним Востоком и Европой. Часть 1

Президент США Джо Байден вместе с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и наследным принцем Королевства Саудовская Аравия Мухаммедом бен Сальманом во время ежегодного саммита «Большой двадцатки» ведущих экономик мира объявили о планах строительства железнодорожного и морского коридора, связывающего Индию с Ближним Востоком и Европой, который пройдет через территорию Израиля. Это часть инициативы под названием «Партнерство для глобальных инвестиций в инфраструктуру». «Это большое дело», — сказал Байден.

В американских и израильских СМИ отмечается, что транспортный  коридор поможет физически связать воедино обширный регион, улучшив обеспеченность связью по цифровым каналам и расширив торговлю между странами, в том числе водородом. Хотя чиновники Белого дома не установили сроки его завершения, коридор станет физической и идеологической альтернативой общенациональной инфраструктурной программе Китая. Правда, Белый дом не сообщил подробностей о финансировании проекта. Хотя наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман во время объявления упомянул цифру в 20 млрд долларов. В  информации газеты The Washington Post указывается на неясность, относится ли упомянутая сумма исключительно к обязательствам Эр-Рияда.

Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан считает, что «проект сам по себе является смелым и преобразующим, но видение, лежащее в основе проекта, столь же смелое и преобразующее, и мы увидим, как оно будет воспроизведено и в других частях мира».

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал эти планы «важным событием». Коридор представляет собой амбициозный проект, направленный на содействие экономическому росту и политическому сотрудничеству, который поможет стимулировать торговлю, транспортировку энергетических ресурсов и улучшить цифровую связь. По словам Б.Нетаньяху, эта инициатива – «проект сотрудничества, который является величайшим в нашей истории», это «переводит нас в новую эру региональной и глобальной интеграции и сотрудничества, беспрецедентную и уникальную по своим масштабам».

Премьер-министр уверен, что новый коридор «приведет к осуществлению многолетней концепции, которая изменит лицо Ближнего Востока и Израиля». «Наша страна Израиль станет центральным узлом в этом экономическом коридоре, наши железные дороги и наши порты откроют новые пути из Индии через Ближний Восток в Европу и обратно». Он поблагодарил Байдена и его администрацию «за огромные усилия, которые привели нас к этому историческому объявлению». Израильский премьер пообещал, что его страна «сделает все от нее возможное, применит весь свой опыт, проявив полную динамику и приверженность… чтобы воплотить эту мечту в реальность».

Б.Нетаньяху ранее обсуждал возможность строительства ж/д пути, связывающего Израиль с Саудовской Аравией, с которой у него нет дипломатических отношений, хотя Белый дом подталкивает к их  установлению. Правда, Дж.Салливан заявил, что транспортный проект не рассматривается как «предвестник» потенциального соглашения о нормализации отношений между Саудовской Аравией и еврейским государством, но охарактеризовал подключение к проекту Израиля как «значительное» событие.

Израильский министр иностранных дел Эли Коэн заявил, что его ведомство продолжает прилагать усилия по соединению стран «Авраамовых соглашений» с его страной, что беспрецедентно сократит время, необходимое для перевозки товаров через страны Персидского залива в Израиль, а оттуда в Европу и значительно снизит стоимость доставки. «Это часть видения регионального мира и еще один результат «Авраамовых соглашений», которые были подписаны три года назад и меняют лицо Ближнего Востока, способствуя стабильности и процветанию народов региона и снижая стоимость жизни для израильтян», – сказал Э.Коэн.

По словам Дж.Салливана, коридор будет включать Индию, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Иорданию, Израиль и Европейский союз. Это отражает видение Байдена «далеко идущих инвестиций», основанных на «эффективном американском лидерстве» и готовности принять другие страны в качестве партнеров. Он сказал, что улучшенная инфраструктура будет способствовать экономическому росту, поможет объединить страны Ближнего Востока и превратить этот регион в центр экономической активности, а не в «источник вызовов, конфликтов или кризисов», как это было в недавней истории.

Н.Моди сказал, что «улучшение связей со всеми регионами было ключевым приоритетом для Индии». Он считает, что «взаимосвязанность — это средство не только увеличения торговли между разными странами, но и повышения взаимного доверия»[i].

Урсула фон дер Ляйен описала проект как «зеленый и цифровой мост между континентами и цивилизациями». Она добавила, что в комплект входят кабели для передачи электроэнергии и данных. Она также анонсировала «Трансафриканский коридор», соединяющий ангольский порт Лобиту с территориями, не имеющими выхода к морю: Канангу в Демократической Республике Конго и меднодобывающие регионы Замбии.

Байден назвал африканский проект «региональной инвестицией, меняющей правила игры» и сказал, что «оба [проекта] – это огромные, огромные шаги вперед».

Амос Хохштейн, координатор Белого дома по глобальной инфраструктуре и энергетической безопасности, изложил примерный график реализации проекта на следующий год. В течение следующих 60 дней рабочие группы составят более полный план и установят сроки. Первый этап будет включать определение областей, которые нуждаются в инвестициях и где инфраструктура может физически связать страны. По словам А.Хохштейна, планы могут быть реализованы в течение следующего года, чтобы проект мог перейти в стадию финансирования и строительства.

Дж.Салливан отметил, что проект начал реализовываться после того, как Байден посетил Джидду в Саудовской Аравии в июле 2022 г., где он подчеркнул необходимость большей региональной экономической интеграции.

The Times of Israel отмечает, что в январе этого года Белый дом начал переговоры с региональными партнерами по поводу реализации концепции. К весне были составлены карты и письменные оценки существующей железнодорожной инфраструктуры на Ближнем Востоке. Дж.Салливан и помощники Белого дома А.Хохштейн и Бретт Макгерк в мае отправились в Саудовскую Аравию для встреч со своими коллегами из Индии, Саудовской Аравии и ОАЭ. С тех пор все стороны занимались доработкой деталей соглашения, о котором и было объявлено 9 сентября с. г.[ii]

Тот факт, что в объявлении об инфраструктурных проектах приняли участие лидеры США, Индии, ЕС и КСА, в Израиле видят подтверждение их важности. Более того, в случае реализации этих проектов ожидается значительное укрепление экономических связей между Саудовской Аравией и Израилем.

Израильское экономическое издание Globes отмечает, что хотя Байден об этом не упомянул, но проект является контрмерой действиям России. Около полутора недель назад из России через Иран отправился первый грузовой поезд в Саудовскую Аравию в рамках транспортного коридора «Север-Юг».

Указывается на то, что железнодорожное сообщение между Израилем и Саудовской Аравией затронет весь регион. Проект может соединить два продвигаемых странами проекта: с израильской стороны – железная дорога до Эйлата, о котором говорят с 1957 г., но которая еще не построена, и с саудовской стороны –город будущего Мухаммеда бен Сальмана Неом, который будет полностью обеспечиваться электроэнергией из возобновляемых источников. Северо-западная оконечность проекта, финансирование которого будет осуществляться Суверенным фондом КСА, касается Тиранского пролива – входа в Красное море. Так, время в пути от Акабы в Иордании, недалеко от Эйлата, до района, где расположен проект, займет всего около двух с половиной часов. Железнодорожное сообщение из Эйлата и даже со средиземноморским побережьем Израиля в Неом будет способствовать росту перевозок туристов, бизнесменов и даже применению израильских технологий в Неоме, в котором уже есть аэропорт.

По словам Йоэля Гузанского, руководителя региональной программы в Институте исследований национальной безопасности (INSS), «саудовцы надеются открыть страну для инвестиций, и частью этого является город Неом. Для этого им нужны государственные инвестиции, но также привлечение частного сектора».

Одним из способов привлечения частных инвестиций в Саудовскую Аравию является инфраструктура железных дорог, которая свяжет королевство и его соседей вплоть до Средиземного моря. Такой коридор не повлияет на поставки нефти, но он, безусловно, может облегчить логистику для транспортировки товаров по альтернативному маршруту к Суэцкому каналу. Вместо перевозки грузов морем из Турции, через Суэцкий канал, Красное море в Баб-эль-Мандебский пролив (отделяющий Азию от Африки) и Аденский залив в открытое море, можно будет перевезти груз в порты Израиля, которые будут связаны железными дорогами с Иорданией. Оттуда маршрут идет в Саудовскую Аравию, а затем в многочисленные саудовские порты или соседей на западе Персидского залива, откуда груз может быть отправлен в открытое море.

Отмечается, что в июле прошлого года «РЖД Логистика» первой начала использовать международный коридор «Север-Юг», который призван осуществлять перевозки на протяжении примерно 7200 км от Москвы через Иран до крупнейшего города Индии – Мумбаи. Проект набирает обороты со строительством сети железных дорог, особенно в Иране и России. Сделка называется «выигрышной для всех» участников.

По оценкам специалистов в Индии, перевозки таким способом, объем которых, как ожидается, будут расширяться за счет дополнительных железных дорог, сэкономит 30% средств и 40% времени в пути. До этого перевозки из России через Суэцкий канал занимали 30-45 дней, а поезд из Санкт-Петербурга в Мумбаи с использованием железнодорожной сети, которая будет только развиваться, будет идти всего 10 дней. В Израиле считают нужным скопировать такую модель железнодорожного сообщения с Саудовской Аравией и реализовать в рамках объявленных Вашингтоном, Нью-Дели и Брюсселем планов[iii].

[i] Biden, Modi and G20 allies unveil rail and shipping project linking India to Middle East and Europe // The Washington Post. 09.09.2023. https://www.washingtonpost.com/world/2023/09/08/biden-modi-g20-summit/9a25c4aa-4dfc-11ee-bfca-04e0ac43f9e4_story.html

[ii] ‘Greatest cooperation project in our history’: PM lauds new US-led transport corridor // The Times of Israel. 09.09.2023. https://www.timesofisrael.com/greatest-cooperation-project-in-our-history-pm-lauds-new-us-led-transport-corridor/

[iii]?לסעודיה מישראל רכבת?  // Globes. 09.09.2023. https://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1001457422

55.99MB | MySQL:116 | 0,865sec