О планах сокращения расходов ФРГ на сотрудничество в целях развития в Сахеле

В немецком парламенте стартовал активный процесс бюджетного планирования на следующий год, который продлится до декабря. Согласно проекту основного финансового документа ФРГ в 2024 г. правительство рассчитывает сделать ставку на сокращение расходов, для чего потребуется урезать ассигнования каждого ведомства в среднем на 3,5 млрд евро. При этом почти 2/3 имеющихся средств будут направлены на социальные нужды, в том числе выполнение обязательств по пенсионному обеспечению, с помощью чего, не исключено, Германия рассчитывает предотвратить наступление французского сценария. Любопытно также, что при упомянутом совокупном уменьшении трат бюджет министерства обороны, наоборот, вырастет почти на 2 млрд евро. Впрочем, этой суммы должно хватить лишь на текущие нужды, в то время как даже модернизация Бундесвера будет осуществляться за счет ресурсов т.н. специальных фондов. Еще один аналогичный резервный источник доходов есть у проектов в сфере климатической политики.

А вот Министерство экономического сотрудничества и развития, на которое в последнее время была возложена функция проводника немецких интересов в Сахеле, по предварительным данным, попало в перечень структур федерального правительства, ассигнования на которые подлежат корректировке в меньшую сторону. Согласно данным из текущего проекта бюджета, финансирование указанного ведомства должно сократиться на 5,3 млрд евро до 11,5 млрд евро. Для сравнения, в текущем году министерство получило 12,2 млрд. Как ожидается, больше всего пострадает такая статья как управление кризисами, финансирование которой снизится с нынешних 1,24 млрд до 9,6 млн евро. А вот гранты для политических фондов должны остаться без изменений на уровне 340 млн евро.

Примечательно, что, выступая в Бундестаге в попытке защитить бюджет своего ведомства, министр экономического сотрудничества и развития сделала особый акцент именно на Сахеле. Там, по словам С.Шульце, средства «конкретно ориентированы на поддержание мира и безопасности», примерами чему служит опыт работы в Мавритании и Мали. Первый, по мнению министра, стал примером успеха, так как там благодаря немецкому финансированию «удалось сделать много вещей, которые не сработали в других регионах». Особенно высоко политик оценила миграционную политику и сопутствующие меры, что дает возможность Мавритании как «стане с 4,6 млн человек (авт. собственного населения) принять более 100 000 беженцев, а также предоставить им базовые социальные услуги».

С.Шульце подчеркнула, что сотрудничество в целях развития, а значит и ассигнования на него, необходимы прежде всего там, где «взаимодействие с правительством уже вряд ли возможно». В этом контексте для иллюстрации она обратилась к Мали, сообщив, что в этой стране ФРГ «увеличивает поставки основных продуктов питания для населения через Всемирную продовольственную программу». Помимо этого был использован и ставший уже традиционный аргумент, согласно которому сотрудничество в целях развития, осуществляемое Германией, помогает не только в борьбе с продовольственным кризисом, бедностью или изменением климата, но и снижает конфликтный потенциал таких регионов как Сахель, уменьшая риски противостояний из-за нехватки ресурсов, а также ослабляет восприимчивость местного населения к вербовке экстремистских организаций.

Наконец, отстаивая интересы сотрудничества в целях развития в рамках бюджетного планирования, С.Шульце подчеркнула, что сохранение как минимум прежних объемов ассигнований из федерального бюджета целесообразно и необходимо по двум причинам. Первая из них – уникальность каждого проекта, и здесь она вновь использовала сравнение Мавритании и Мали. Вторая – важность разработки предложений в рамках долгосрочного планирования. Для этого, как отметила политик, необходимо не сокращать, а расширить перечень возможных механизмов поддержки, в том числе для Сахеля, дабы иметь возможность быстро менять один инструмент на другой в случае трансформации в лучшую или худшую сторону ситуации в регионе или отдельно взятой стране.

По итогам дебатов, отстоять свою точку зрения С.Шульце пока не удалось. Комментируя урезание объемов бюджета для вверенного ей министерства, политик сообщила, что это будет «болезненно», причем не только для кризисных точек мира, таких как Сахель, но и для самой федеральной республики, поскольку лишает ее возможности купировать развитие опасных тенденций на местах. Вместе с тем, даже в подобных условиях министр подчеркнула готовность идти к реализации имеющихся целей, пообещав «сделать все возможное, чтобы использовать ресурсы политики развития максимально эффективно и стратегически», а также «сопровождать их политическими инициативами».

Поскольку бюджетное планирование будет продолжаться до ноября в профильном комитете Бундестага, после чего возможно внесение даже серьезных изменений в проект главного финансового документа по итогам т.н. корректировочного заседания, С.Шульце все же не исключает, что ей, в том числе посредством диалога с министерством финансов все же удастся добиться выделения на сотрудничество в целях развития дополнительных ассигнований. Впрочем, степень обоснованности таких надежд пока, как кажется, находится под вопросом. Более того, можно предположить, что в следующем году федеральное правительство Германии прибегнет к очередной смене ведомства, отстаивающего его интересы в развивающихся странах, в том числе на африканском континенте. Новым флагманом немецкой политики там способно выступить министерство защиты климата, имеющее доступ к упомянутым специальным фондам, а значит и дополнительным средствам. Это дает возможность способствовать закреплению присутствия ФРГ на местах через содействие развивающимся странам в переходе на возобновляемую энергетику, что, в свою очередь, будет одновременно содействовать выполнению обязательств в области климатической политики самим правительством О.Шольца. При этом поскольку климатическая политика входит в компетенцию того же министерства, что экономика и энергетика, не исключено, что параллельно Берлин будет пытаться реализовать вместе с долгосрочными инициативами отвечающими европейским экологическим стандартам свои краткосрочные интересы в сфере бизнеса и ископаемого топлива. Развитие событий по такому сценарию благоприятно для партии «Зеленых», представители которого руководят министерствами иностранных дел, а также экономики и защиты климата, в то время как между МИД и министерством экономического сотрудничества и развития, находящимися в ведении различных партий, в настоящий момент заметен определенный кризис разграничения полномочий.

55.97MB | MySQL:116 | 0,901sec