Восстание сепаратистов в юго-западной пакистанской провинции Белуджистан приобрело более опасный характер после захвата Кабула движением «Талибан» (запрещено в РФ) в августе 2021 года. Вооруженные силы Пакистана борются с повстанческим движением белуджей вот уже два десятилетия. Уровень насилия в регионе резко возрос, а его формы стали еще более изощренными: взрывы террористов-смертников участились, теперь их совершают женщины. В этом году самоподрыв смертницы был совершен 24 июня в Турбате, южном округе, граничащем с Ираном. По словам местных чиновников, по меньшей мере один полицейский был убит и еще один ранен, когда 24 июня женщина-смертница привела в действие взрывное устройство возле колонны военных разведывательного подразделения пакистанской армии. Официального комментария со стороны Исламабада по этому поводу не последовало, однако в такой зоне конфликта, как Белуджистан, где военные строго контролируют средства массовой информации и не допускают к ним журналистов и даже гражданских чиновников, часто бывает трудно проверить реальное число жертв и интенсивность таких нападений.
Всплеск насилия в Пакистане после падения прозападного режима в Кабуле
До захвата Кабула талибами пакистанские официальные лица не смогли предвидеть, какое влияние окажет смена режима в Афганистане на ситуацию в сфере безопасности в Пакистане, особенно в провинциях Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва. Первоначально падение прозападного правительства рассматривалось как положительное событие для безопасности Пакистана. Например, генерал-лейтенант Фаиз Хамид, в то время скандальный глава пакистанской Межведомственной разведки (МВР), делился со СМИ положительными прогнозами во время своего визита в Кабул всего через две недели после свержения правительства Ашрафа Гани. Отставной генерал-лейтенант Хамид, которого обвиняют в широкомасштабном политическом вмешательстве в качестве главы разведки, сделал это заявление в триумфальной и торжественной манере, что свидетельствовало о чувстве победы Пакистана. В каком-то смысле, Равалпинди (Генеральный штаб пакистанских ВС –авт.) делало ставку на талибов: когда-то главари движения массово пережидали военную операцию сил международной коалиции в столице Белуджистана, городе Кветта. Поскольку город является одним из крупнейших центров преступности, контрабанды и наркоторговли, во время войны в Афганистане проживавшее там руководство талибов имело различные источники дохода для поддержания деятельности движения. Несмотря на то, что с захвата власти в Афганистане талибами прошло два года, ситуация в сфере безопасности в соседнем Пакистане только ухудшилась, вопреки первоначальным ожиданиям генерал-лейтенанта. Пакистан вновь переживает волну убийств, взрывов, атак террористов-смертников и целенаправленных нападений на полицию, армию и правительственных чиновников. Его юго-западные и северные провинции, граничащие с Афганистаном, особенно страдают от разрушительных нападений боевиков. В целом 2022 год стал для Пакистана одним из самых разрушительных с 2018 года: за год было зарегистрировано 376 терактов. Однако в 2023 году группировки боевиков только продолжили наращивать свою активность.
Новая реальность Пакистана в 2023 году
Этот год начался с серии взрывов, а январь стал одним из самых кровавых месяцев в Пакистане с июля 2018 года. В общей сложности 134 человека погибли как минимум в 44 нападениях боевиков по всей стране. Сообщалось также о двух взрывах террористов-смертников в провинции Хайбер-Пахтунхва, в том числе о нападении на полицейских, унесшем жизни 101 офицера 30 января. В целом за первые два года после захвата власти в Афганистане талибами в Пакистане наблюдался 73-процентный всплеск нападений боевиков, что привело к увеличению числа погибших на 138% с августа 2021 года по апрель 2023 года. Больше всего человек пострадало в провинциях Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва. В отчете Пакистанского института исследований конфликтов и безопасности приводятся данные, что в первой половине 2023 года в результате терактов и атак террористов-смертников в Пакистане погибло 389 человек и еще 656 получили ранения, по сравнению с 293 погибшими и 487 ранеными в первой половине 2022 года. Среди текущих тенденций в Белуджистане наибольшую тревожность вызывают данные, опубликованные Фронтом освобождения Белуджистана – этнической сепаратистской группировкой боевиков, стремящейся к независимости провинции от Пакистана. Ее руководство утверждает, что только в мае боевики совершили на территории провинции около 23 терактов против вооруженных сил, Пограничного корпуса (военизированных формирований, находящихся под контролем ВС) и агентов, поддерживаемых государством. Во вторую и третью недели февраля два отдельных взрыва самодельных взрывных устройств в племенном районе Колу в Белуджистане привели к гибели трех офицеров пакистанской армии – двух капитанов и майора. Ответственность за нападения взяла на себя фракция Освободительной армии Белуджистана. Возглавляемое Баширом Заибом, данное формирование известно как самая жестокая из всех белуджских повстанческих группировок. Согласно данным принадлежащего фракции медиа-ресурса «Хаккал», в 2022 году ее руководство взяло на себя ответственность за 188 нападений на территории провинции, включая три атаки террористов-смертников.