О факторах, влияющих на совершенствование военного потенциала Ирана и реализацию СВПД

Остается чуть более месяца до 18 октября 2023 года – очередной вехи в многотрудной истории полуживого Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, так называемого Переходного дня. Согласно договоренностям от 2015 года и принятой тогда СБ ООН резолюции 2231, которая юридически закрепила СВПД в международном праве, международные ограничения на торговлю подавляющей частью обычных вооружений с Ираном были сняты три года назад, но остались ограничения на экспорт в Иран и импорт из Ирана ракетных систем и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) способных доставлять полезную нагрузку массой не менее 500 кг на дальность не менее 300 км, а также различных материалов, оборудования, товаров и технологий для их разработки и производства[i]. Вот эти ограничения Ирана в сфере ракет и ракетных технологий должны исчезнуть 18 октября 2023 года.

Кроме того, еще и Евросоюз должен был отменить свое оружейное эмбарго в отношении Ирана, на последнее правда никто особо и не рассчитывал в последние годы, ну а на днях это было официально зафиксировано. 14 сентября 2023 года так называемая «евротройка» (Великобритания, Франция и Германия) обвинила Иран в нарушении обязательств и сообщила, что продлевает существующие санкции ЕС и Великобритании после 18 октября и обещали включить истекающие международные «ракетные» санкции ООН в отношении Ирана в свое внутреннее законодательство. Тем не менее, хоть СВПД получил еще одну брешь, он формально продолжает действовать и европейские страны явно опасаются полностью выходить из него и в полной мере активировать механизм возврата международных санкций, так как результатом ответных действий со стороны Ирана может стать полная потеря контроля со стороны МАГАТЭ за развитием иранской ядерной программы[ii].

Однако, указанные ограничения в полной мере не препятствуют проведению военно-технического сотрудничества Ирана с другими странами, например, с Россией. На днях по иранским соцсетям пошли слухи, что на борту прилетевшего в Тегеран российского Ан-124 привезли два учебно-боевых самолета Як-130, которые нужны для обеспечения будущей подготовки в Иране пилотов Су-35. О том, что в Иран скоро будут доставлены Як-130 сообщал и известный иранский журналист Мохаммад Шалтуки[iii]. Официально информация об этом пока не подтверждена, но в иранском сегменте сети Интернет уже появились фото и видео с одним из Як-130 в камуфляже и с бортовым номером ВВС иранской Армии, как пишут, маскировка была сделана на 8-й тактической авиационной базе Шахид Бабаи в Исфахане[iv].

Таким образом эти Як-130 являются первыми боевыми\учебно-боевыми самолетами, приобретенными Ираном за границей за последние два десятилетия. Последней покупкой до этого были шесть Су-25УБК в 2003-2006 гг. в интересах КСИР. Что касается непосредственно ВВС иранской армии, то эти Як-130 являются первыми такими самолетами приобретенными для них за границей вообще с 1990-х гг. Заявлено также, что приобретение самолетов осуществлено с целью улучшения подготовки и боеспособности ВВС и что Як-130 будет использоваться для подготовки летчиков, которые будут летать на новых истребителях ВВС Исламской Республики Иран. Подчеркивается, что пополнение ВВС самолетами Як-130 соответствует контрактам Ирана с Россией. Широкое распространение получили и три фото Як-130 крупным планом в хорошем качестве, на них видно как раз два самолета с серийными номерами 7-9700 и 7-9701.

В Иране получили развитие и действия, направленные на преодоление санкций стран Запада, в первую очередь США. Как известно, США не могут продать захваченную иранскую нефть из-за того, что разгрузочные компании опасаются Тегерана. Газета Wall Street Journal сообщает, что Федеральная прокуратура США не может провести аукцион по 800 тысячам захваченной иранской нефти, расположенной на греческом танкере у побережья Техаса, потому что американские компании не хотят ее разгружать. Как пишет издание, американские компании, которые занимаются лихтеровкой танкеров (разгрузкой судов), опасаются «иранских репрессий» в том случае, если согласятся разгружать нефть с захваченного США ранее в 2023 году греческого танкера Suez Rajan. Отмечается, что сложившаяся ситуация демонстрирует трудности, с которыми правительство США сталкивается при попытках реализации ограничительных мер в рамках антииранских санкций[v].

Серьезное влияние на региональную стабильность и безопасность оказывает прокси война между Саудовской Аравией и Ираном. Касаясь возможности реального вооруженного противостояния между Саудовской Аравией и Ираном, хотелось бы отметить, что вероятность есть, но нет реальности и желания сторон. Стоит отметить, что по военному потенциалу и военной мощи здесь перевес у Ирана. Несмотря на то, что Исламская Республика обладает меньшим политическим и экономическим ресурсом (преимущественно из-за введенного против нее длительного санкционного режима), а Саудовская Аравия входит в первую десятку стран мира по объему расходов на оборону, Иран все же превосходит своего соперника.

Вооруженные силы Ирана (ВС ИРИ) являются крупнейшими по численности и одной из самых боеспособных армий в регионе Ближнего Востока, обладающих большим наступательным потенциалом – и это вопреки определенным проблемам в техническом обеспечении. Это государство сумело успешно реализовать собственную ракетную программу. Однако стоит отметить, что и Иран также не готов к прямой войной конфронтации с Саудовской Аравией:

– Иран понимает, что на случай вероятного конфликта будет создана военная коалиция арабских стран во главе с Саудовской Аравией;

– если Саудовская Аравия вступит в открытое военное противостояние с Ираном, то это определенно будет означать, что Вашингтон дал согласие на вмешательство будет оказывать всестороннюю помощь Эр-Рияду;

– Иран находится в состоянии важного переговорного процесса по решению своей ядерной проблемы СВПД, оно конечно идет с пробуксовками, однако снятие этой проблемы даст ему гораздо большие дивиденды и перспективы, чем открытое военное противостояние с Саудовской Аравией.

Таким образом, представляется возможным отметить условия, влияющие на деэскалацию ситуации вокруг Ирана в 2023 году (см. таблица 1). Отметим, что практически во всех указанных аспектах Иран является главным актором, от которого в полной мере зависит реализация того или иного условия.

 

Таблица 1 – Условия деэскалации ситуации вокруг Ирана в 2023 году

 

Правительство Ирана поддерживает внутриполитическую стабильность в стране Высоко вероятно
Достижение неформального соглашения между Саудовской Аравией и Ираном по урегулированию конфликта в Йемене Вероятно
Диверсификация дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном Вероятно
Сохранение политического статус-кво в Ираке и Иране Вероятно
Отсутствие провокаций со стороны иранских силовиков и прокси, в том числе военных инцидентов в Персидском заливе Маловероятно
Отсутствие провокаций со стороны региональных противников Ирана Маловероятно
Возврат США и Ирана к ядерному соглашению и снятие санкций против нефтяного и финансового секторов иранской экономики Маловероятно

 

В заключение хотелось бы отметить, что региональную и международную напряженность усиливает факт активного освоения Ираном ядерных технологий. Причем следует отметить, что с Ираном подписание ядерной сделки идет медленно, на данный момент, развитие ситуации идет так, что ядерное соглашение с Ираном СВПД не будет подписано.

[i] https://docs.cntd.ru/document/351239057

[ii] https://%28https//www.gov.uk/government/news/uk-to-bring-un-sanctions-on-iran-into-uk-law

[iii] https://twitter.com/mohshaltouki/status/1697626592896319588

[iv] https://t.me/tasnim_military/2737

[v] https://www.wsj.com/articles/iranian-oil-is-stuck-off-coast-of-texas-but-u-s-firms-wont-touch-it-20f70753

53.19MB | MySQL:103 | 0,422sec