О спорах в политических кругах Германии по вопросу миграционной стратегии в отношениях со странами Магриба

Еще в июле текущего года председатель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, а также главы правительств Италии и Нидерландов Дж.Мелони и М.Рютте объявили о подписании с властями Туниса меморандума о взаимопонимании по проблеме нелегальной миграции в Средиземноморье. Согласно положениям этого документа, предполагается предоставить североафриканской стране европейскую финансовую помощь в размере до 900 млн евро в обмен на ужесточение ею мер, направленных на блокирование фактов нелегального пересечения границ ЕС. Только на поисково-спасательные операции и возвращение мигрантов Брюссель готов потратить порядка 100 млн евро, что, по информации немецких источников, в три раза превышает ежегодный объем запрашиваемой поддержки государства из европейской казны.

Указанные договоренности, а также еще одно летнее решение – объявление Грузии и Молдовы т. н. «безопасными странами происхождения» воодушевили ряд представителей политических кругов Германии продолжить подобную практику. В результате, последовало предложение присвоить сразу трем странам Северной Африки – Алжиру, Марокко и Тунису статус «безопасных». С такой инициативой выступил лидер парламентской группы младшей коалиционной партии СвДП К.Дюрр, а поддержал ее представитель той же политической силы, федеральный министр финансов К.Линднер. По мнению первого, «поскольку признание выходцев из стран Магриба беженцами незначительно, было бы правильно включить данные государства в круг безопасных стран происхождения». При этом свою позицию в СвДП мотивируют главным образом запросом со стороны земельных властей, которые не справляются с наплывом мигрантов.

Действительно, по имеющимся данным, численность представителей Магриба, получивших в Германии статус беженцев, не превышает 0,5 %. В свою очередь, категория «безопасная страна происхождения» означает, что на территории такого государства отсутствуют риски преследования, а потому можно, не опасаясь критики, депортировать туда нелегальных мигрантов. Кроме того, подобная классификация будет способствовать еще большему уменьшению доли выходцев из региона, претендующих на защиту в ФРГ, так как им придется представлять веские доказательства серьезной угрозы для себя на родине.

Курс СвДП поддерживают на федеральном и земельном уровне представители главной оппозиционной партии – ХДС. В частности, за классификацию трех стран Магриба «безопасными» выступает лидер ХДС Ф.Мец и земельное правительство в Шлезвиг-Гольштейне. Таким образом, судя по всему, в рядах этой политической силы пытаются показать отход от прежней миграционной политики, которая во многом и стала причиной ее перехода в оппозицию.

В рядах нынешней главной коалиционной партии ситуация сложилась противоречивая. Так, поддерживает ужесточение миграционного законодательства и присвоение трем странам Магриба статуса «безопасных»

министр внутренних дел Тюрингии Г.Майер. На федеральном уровне считает целесообразным подписать с Алжиром и Марокко еще и соглашения, аналогичные тому, что было достигнуто с Тунисом, заместитель председателя парламентской группы СДПГ Д.Визе. А вот представитель фракции по внутренней политике Х.Демир вначале предлагает рассмотреть, насколько успешным окажется опыт Туниса, Грузии и Молдовы, и лишь затем принимать решение о расширении такой практики.

Еще одна коалиционная партия — «Зеленые» и вовсе категорически против подобной меры. Министр иностранных дел А.Бербок охарактеризовала инициативу СвДП как «подход с газонокосилкой» к миграционной политике, что обосновала внутриполитической обстановкой в Магрибе. Также в рядах этой партии недовольны меморандумом с Тунисом, полагая, что он нарушает права человека и конституционный основы ФРГ, а потому не способен принести эффективность. Так, по мнению представителя фракции М.Эммериха, «это, скорее, соглашение об изоляции, чем соглашение о миграции».

В целом, как уже отмечалось ранее, заметен серьезный раскол в правительственной коалиции О.Шольца между двумя младшими партнерами – СвДП и «Зелеными», одним из предметов разногласий которых послужили вопросы миграции. Пока СДПГ старается придерживаться курса на равноудаленность от обеих союзнических политических сил, впрочем, рано или поздно ей придется сделать выбор в пользу видения одной из них. При этом весьма вероятно, что поддержку получат все же инициативы СвДП. Связано это с несколькими группами причин. Первая из них – недовольство муниципалитетов, под воздействием которого на земельных выборах к власти будут приходить представители политических сил, отстаивающих ужесточение миграционной политики, то есть СвДП и ХДС. А это, в свою очередь, рискует негативно отразиться на положении СДПГ на земельном уровне и на возможностях переизбраться уже на следующем федеральном голосовании. Вторая причина – исполнение коалиционного соглашения, в которое был заложен принцип т.н. «репатриационного наступления», подразумевающего как раз расширение практики депортации мигрантов. Соответственно, если «Зеленые» захотят отстоять внесенные в основополагающий документ, регламентирующий работу коалиции «светофор», принципиальные для них пункты об экологии и контроле над экспортом вооружений, то им придется пойти на уступки СвДП в том, что касается миграции.

55.15MB | MySQL:108 | 0,598sec