Генерал-майор (в отставке) Тамир Хайман, управляющий директор INSS и бывший глава военной разведки Израиля, по случаю еврейского Нового года (Рош ха-шана) анализирует проблемы и возможности, с которыми Израиль столкнется в наступающем году.
По его словам, Израиль пережил очень трудный год, однако страну ожидают не только вызовы, но и возможности. Прежде всего он указывает на усиление напряженности на палестинской арене. В этой связи он призывает помнить, что терроризм является симптомом более глубоких проблем. Его можно подавить с помощью превосходной тактики, но во избежание опасности образования двунационального (еврейского и палестинского) государства требуется стратегия разъединения. Только таким образом можно сохранить израильский характер государства и его процветание.
Т.Хайман допускает, что иранская ядерная программа может быть замедлена, но она уже превратила Иран в пороговое государство. Ситуация на Ближнем Востоке близка к эскалации в виде ядерной гонки вооружений, особенно, если Саудовская Аравия получит возможность обогащать уран на своей территории.
На северном фронте (на северных границах Израиля) сохраняется напряженность в связи с тем, что «Хизбалла» проводит политику балансирования на грани войны. По мнению эксперта, «чрезмерная и преувеличенная самоуверенность этой организации может привести к военной кампании, даже несмотря на то, что это не отвечает интересам Ирана и Ливана».
Директор INSS упоминает и внутренние проблемы, в частности, со сплоченностью израильского общества, которая подвергается испытанию. Ситуация тем более серьезная, что наметилась угроза существованию ЦАХАЛа как народной армии на фоне продолжающихся протестов против судебной реформы, что привело к ожесточенности и поляризации в социуме. В Кнессете продвигается законопроект, который исключит из числа военнообязанных целые сектора израильского общества. «В нынешних условиях это может стать началом конца ЦАХАЛа как народной армии. К тому же сейчас предпринимаются попытки подорвать доверие израильтян к профессиональной мотивации сил безопасности. Отрицание профессиональной основы их деятельности ослабляет ЦАХАЛ и ШАБАК», – считают в INSS.
Т.Хайман верит в способность израильтян объединиться и успешно справиться с внешними вызовами, хотя важнее и сложнее преодолеть внутренние угрозы.
Что касается возможностей, которые открываются перед Израилем, и которые необходимо реализовать – это израильские технологии, способные многое дать региону в контексте проблемы изменения климата, водных ресурсов, энергии.
Помимо этого отмечается, что война на Украине возобновила спрос на военные технологии, а это предоставляет экономическую возможность для израильского ВПК.
Мирное соглашение с Саудовской Аравией, если будет заключено, станет огромной стратегической возможностью для Израиля. Нормализация должна будет ответить на два важных вызова: Иран и палестинская арена.
Т.Хайман считает, что Израилю нужна такая сделка с КСА, которая остановит скатывание в состояние одного государства, ограничит свободу действий Ирана в регионе, улучшит израильскую экономику и его международные отношения. Только такое соглашение заслуживает того, чтобы его реализовать. В противном случае – это будет всего лишь возможность для развития туризма и общественных связей. Это будет бесполезно и даже опасно для Израиля[i]
Т.Хайман называет Израиль «самой сильной страной в регионе, чудом инноваций и воплощением мечты». Он призывает помнить, что «даже в трудные и сложные времена Государство Израиль и израильский народ всегда добивался успеха, несмотря ни на что. Наша история полна таких эпизодов. Сила Израиля позволяет ему направлять и контролировать свою судьбу и будущее». Однако он подчеркивает одно условие: «угроза должна быть ясной и ощутимой. То есть, чтобы Израиль мог успешно справиться с вызовами, они должны быть неотложными, видимыми и ясными».
Угрозы национальной безопасности Израиля в 2024 г. эксперт разделяет в основном на «ощутимые краткосрочные проблемы, которые производят впечатление неотложных и критических, и долгосрочные угрозы – скучные, мало относящиеся к реальности, и их наличие иногда называют экспертной демагогией. Но именно они является более важными и опасными». Он также выделяет «один интересный принцип, который заключается в том, что чем эффективнее решение краткосрочной проблемы, тем больше Израиль «ослабляет» свой инстинкт выживания в условиях долгосрочных вызовов». Краткосрочные задачи требуют тактического мастерства, с чем Израиль, по его мнению, справляется хорошо. А долгосрочные проблемы требуют критического мышления и долгосрочного планирования, в чем Израиль уже менее успешен. Это создает условия, при которых успех еврейского государства часто оборачивается для него катастрофой. Его тактические навыки могут привести к тому, что страна упустит все стратегические возможности.
При этом Т.Хайман не включает в этот список «Хизбаллу», которую он называет исключением. На северной арене угроза ощутимая, поэтому там ведется соответствующая подготовка. По мнению эксперта, Израиль на северном фронте является инициатором, поэтому опасность войны во многом зависит от него. «То, как мы реагируем на провокации, а также то, как мы справляемся с напряженностью и задачей сдерживания, будет определять взрывоопасность и риск незапланированной эскалации. Это важно, но это та область тактического мышления, которой Израиль неплохо владеет, тогда как необходимо заняться долгосрочным стратегическим планированием».
В этом контексте Т.Хайман основные задачи, с которыми Израиль столкнется в новом году, разделяет на внешние и внутренние, краткосрочные и долгосрочные.
Иранскую проблему в виде «региональной консолидации и иранского терроризма» эксперт относит к краткосрочной. Сеть шиитских ополчений, развернутых по дуге вокруг Израиля, он называет серьезной тактической проблемой. «Несмотря на то, что это угроза безопасности, основная из них находится на тактическом уровне. У нас есть хорошее решение против этого – сильная оборона и наступательная кампания («кампания между войнами»). Если Израиль сможет обновить и усовершенствовать эту кампанию, она достигнет своих целей по ослаблению вызовов и сохранению их на военно-тактическом уровне».
Долгосрочной задачей эксперт считает сдерживание иранской ядерной программы на грани ядерного потенциала. Он считает, что Ирану удается угрожать Западу, не расплачиваясь за нарушение международного права. «В долгосрочной перспективе это может привести к ядерному Ирану и гонке ядерных вооружений на Ближнем Востоке. И те, кто знакомы с процессом принятия решений в Иране, а также с напряженностью и враждой между странами Ближнего Востока, понимают, что этот мир будет гораздо менее безопасным».
По его мнению, у Израиля в настоящее время нет ответа на этот долгосрочный вызов. Единственной возможностью было ядерное соглашение, против которого сам же Израиль боролся с «ошеломляющим успехом», так как именно этот «успех» привел к тому, что Иран стал пороговым государством, и единственное, что мешает ему достичь ядерного потенциала, – это его же воля. Как всем известно, «желания меняются в одночасье».
К краткосрочной проблеме Т.Хайман относит волну насилия на палестинской арене в 2022 г. Он допускает, что если бы не успешная оперативная деятельность израильских военных, Израиль бы получил третью интифаду. По его оценке, «волна насилия движима поколением агрессивной палестинской молодежи, которая не идентифицируется ни с одним из давно действующих политических объединений: они организуются на местном уровне в уличные и районные банды и получают внушительные названия, такие как «Логово льва»». В этих условиях Палестинскую национальную администрацию (ПНА) он характеризует как «хронически слабое, апатичное образование, лишенное мотивации бороться с терроризмом, который угрожает израильтянам».
По мнению Т.Хаймана, у Израиля как раньше, так и в настоящее время, достаточно разведывательных и оперативных возможностей. «Это серьезная тактическая проблема со стратегическими последствиями (если учесть проблему преемственности власти в ПНА после ухода Махмуда Аббаса (Абу-Мазена)), но она не самая критическая».
Серьезной и стратегической опасностью он называет скатывание к реальности одного государства. То есть, «если ПНА рухнет, Израиль окажется в ужасной реальности, в которой сохранение еврейской национальной идентичности государства будет обеспечиваться за счет демократии. А сохранение демократии, то есть предоставление права голоса всем палестинцам, приведет к тому, что еврейская национальность больше не будет доминирующей в Государстве Израиль».
По мнению Т.Хаймана, «проблема образования одной страны не понимается и не осознается большинством граждан Израиля. Некоторые видят в этом только «демографическую проблему», игнорируя экономическую, социальную и политическую ее составляющие, что не продлится долго». В INSS исходят из того, что «многонациональное государство» или «государство всех его граждан» погрязнет в бесконечной и обостряющейся внутренней борьбе. Т.Хайман напоминает, что в Израиле ВВП на душу населения упал на 40% до уровня страны третьего мира. Тем не менее, он отмечает наличие у израильтян оптимизма, что может означать, что все будет хорошо, но может и не будет, поэтому надо готовиться к худшему варианту.
В проблеме сохранения особых отношений с США указывается на тот же симптом: в краткосрочной перспективе Израиль находится в состоянии локального кризиса между правительством Биньямина Нетаньяху и администрацией Дж.Байдена, в основном из-за вопроса реформы судебной системы и новой политики Израиля на Западном берегу р. Иордан. В INSS допускают, что кризис может скоро закончиться, но это не настоящая проблема. Реальная проблема видится в том, что «в долгосрочной перспективе из-за значительных изменений ценностей внутри США, которые противоречат ценностным изменениям в израильском обществе, вот-вот утратится общий ценностный компонент, лежащий в основе особых отношений с США».
По оценке Т.Хаймана, «Демократическая партия США становится более прогрессивной, и лидеры, которые придут после Байдена, будут гораздо больше сторонниками палестинской версии происходящего, чем израильского нарратива. В Республиканской партии будут усиливаться позиции тех, кто выступает за перенаправление американских ресурсов извне вовнутрь страны. Наблюдаемый сегодня высокий уровень антисемитизма будет только нарастать, и даже в рамках внутренних течений иудаизма углубится раскол между американским «прогрессивным иудаизмом» и израильскими ортодоксами. Результатом этого станет ослабление поддержки Израиля».
Т.Хайман считает, что «у Израиля нет ответа на эту долгосрочную проблему. И именно перед лицом таких сложных вызовов требуется долгосрочное стратегическое мышление и практический план действий, включающий снижение ущерба, разоблачение причастности к этому антиизраильских организаций, действующих в США, укрепление мостов внутри течений иудаизма, создание новых альянсов безопасности, а также образовательные и пропагандистские акции для прогрессивной молодежи, представители которой станут будущими лидерами Демократической партии».
Беспрецедентным по своей серьезности кризисом Т.Хайман называет поляризацию и раскол в израильском обществе, который произошел в результате правовой реформы и односторонних шагов правительства Б.Нетаньяху в сфере законодательства. «Краткосрочной проблемой является правовая реформа, которая до сих пор проводилась без широкого консенсуса, и беспрецедентный протест против нее. Краткосрочное решение заключается в том, что в конечном итоге либо будет достигнут компромисс, либо произойдет отказ от продвижения изменений в законодательной базе, либо все принятые законы будут отменены/изменены следующими созывами парламента: так или иначе, через несколько лет от этой революции, дестабилизировавшей Израиль, ничего не останется». Но Израиль столкнется с долгосрочной проблемой, так как эта реформа открыла все ящики Пандоры израильского общества.
Произошло углубление и обострение расколов: между различными секторами израильского общества, в религиозной, сословной, национальной, экономической, образовательной, культурной сферах. Все это проникло в армейскую среду таким образом, что может подорвать доверие общества к армии. Эта долгосрочная проблема требует углубленного решения в виде нового общественного договора или принятия конституции Израиля – но в данный момент в стране не предпринимаются какие-либо действия в этом направлении. По мнению Т.Хаймана, это правильно, так как принципиальные вопросы невозможно решить в условиях нынешних потрясений. Он полагает, что «после того, как Израиль займется решением краткосрочных вызовов, все будут надеяться, что долгосрочная проблема исчезнет, что все вернется на круги своя, но шрам останется навсегда. Доверие потеряно и не будет восстановлено в ближайшее время». Израиль вступает в реальность, которую можно исправить только путем серьезных дискуссий и принятием конституции.
К тактической проблеме директор INSS относит «нарастающую волну насилия, избирательное подчинение закону, эпидемию протекционизма, убийства и насилие со стороны преступных организаций. Концентрация усилий правоохранительной системы может привести к снижению масштабов преступности. Но это решение может скрыть реальную – стратегическую – проблему образования, инфраструктуры, структурного неравенства, а также расизма в Израиле». Поэтому эксперт сомневается, что дело дойдет до разрешения проблемы, скорее будет выбрана удобная альтернатива под названием «это их [израильских арабов] проблемы»». «В долгосрочной перспективе воспитается поколение молодых арабов, у которых может развиться гораздо более дифференцированное и воинственное отношение к государственным институтам. Это третье поколение, которое может вызвать волну арабского национализма и сепаратизма. Одновременно подчеркивание ими своей палестинской идентичности может способствовать реализации угрозы образования одного государства».
Оптимизм INSS заключается в том, что «Израиль имеет большой опыт в борьбе с кризисами. Он обладает уникальным человеческим капиталом, передовыми технологиями, очень хорошей экономической системой и отличной академической базой. У него есть все необходимые инструменты, а значит и возможности» для выходя из нынешнего кризисного положения[ii].
[i] Challenges and Opportunities for Israel in the Coming Year | INSS. https://www.youtube.com/watch?v=NBrGw_MA7g4
[ii] באזור החזקה המדינה היא ישראל // Mako. 16.09.2023. https://www.mako.co.il/news-military/2023_q3/Article-56048a188de7a81027.htm?sCh=31750a2610f26110&pId=1714791232