Армия Бахрейна обвинила 25 сентября движение хоуситов в убийстве двух своих военных через неделю после переговоров о прекращении огня между йеменской группировкой и Саудовской Аравией. По данным бахрейнской армии, офицер и солдат были убиты в результате атаки беспилотника, когда они находились на территории Саудовской Аравии на границе с Йеменом, сообщило государственное информационное агентство Бахрейна (BNA). Саудовский бригадный генерал Турки аль-Малки, представитель возглавляемой Саудовской Аравией коалиции в Йемене, заявил, что они оставляют за собой «право ответить в соответствующее время и в соответствующем месте». Он осудил то, что назвал «вероломным враждебным актом» хоуситов, который якобы последовал за «другими боевыми действиями в течение последнего месяца». 26 сентября движение хоуситов заявило, что нарушения перемирия между ними и коалицией, возглавляемой Саудовской Аравией, не прекратились, несмотря на недавние мирные переговоры: 12 йеменских военных были убиты за один месяц на фоне продолжающихся нарушений перемирия силами коалиции, возглавляемой КСА. Комментируя нападение в понедельник, представитель хоуситов Мухаммед Абдулсалам заявил информационному агентству, что нарушения перемирия вызывают «сожаление». С тех пор, как в апреле 2022 года при посредничестве Организации Объединенных Наций было заключено перемирие, уровень насилия в Йемене значительно снизился, равно как и количество ударов беспилотников и ракет хоуситов по территории Саудовской Аравии. Но с тех пор, как в октябре 2022 года истек срок перемирия, Йемен остается в хрупкой неопределенности. ООН работает над преобразованием перемирия во всеобъемлющее официальное прекращение огня, однако йеменские воюющие стороны отказались сесть вместе за стол переговоров. Усилия ООН шли параллельно с дипломатическими усилиями Саудовской Аравии. Конфликт в Йемене начался в 2014 году после того, как хоуситы захватили столицу Сану. Военная интервенция коалиции под руководством Саудовской Аравии, в которую входил Бахрейн, началась в 2015 году с целью восстановления международно-признанного правительства. С тех пор боевые действия затянулись без решающей военной победы ни для одной из сторон, что привело к десяткам тысяч смертей и серьезному гуманитарному кризису. После того, как при посредничестве ООН в апреле 2022 года было достигнуто прекращение огня, количество боевых действий и жертв резко сократилось. Перемирие истекло в октябре, но с тех пор боевые действия в основном приостановлены. Ранее в этом году Саудовская Аравия предприняла дипломатические усилия для достижения окончательного прекращения конфликта с хоуситами. В апреле обе стороны провели переговоры, за которыми последовал крупный обмен пленными, в котором приняли участие почти 900 задержанных. На прошлой неделе делегация движения хоуситов находилась в Саудовской Аравии, чтобы возобновить прямые переговоры. После пяти дней обсуждений Саудовская Аравия заявила, что результаты были «положительными». Если более конкретнее, то был достигнут некоторый прогресс по некоторым из основных спорных моментов между хоуситами и Саудовской Аравией, включая сроки вывода иностранных войск из Йемена и механизм выплаты государственной заработной платы, сообщили два дипломатических источника, добавив, что стороны встретятся для дальнейших переговоров после консультаций «в ближайшее время». Среди обсуждавшихся вопросов — возможность полного возобновления работы международного аэропорта Саны и порта Ходейда (они по-прежнему контролируются хоуситами), а также выплата заработной платы в государственном секторе в районах, контролируемых хоуситами, за счет доли доходов от продажи нефти. Соглашение позволило бы ООН возобновить более широкий политический мирный процесс с участием других сторон йеменского конфликта, включая правительство Йемена и силы южнойеменских сепаратистов. Но рискнем предположить, что никаких решающих прорывов во время этих консультаций достигнуто не было, отсюда и последний инцидент на границе.
В этой связи американские эксперты отмечают, что Саудовская Аравия придерживается сейчас двусторонней стратегии выхода из войны в Йемене. Потерпев неудачу в обеспечении военной победы на местах, королевство решило напрямую поговорить с хоуситами, чтобы оградить границу и соседние воды от нападений. В то же время Саудовская Аравия активизировала свою деятельность на юге Йемена через доверенных лиц, чтобы противостоять сепаратистским и проэмиратским силам. Это знаменует стратегическое изменение в политике Саудовской Аравии в Йемене, которая ранее уделяла приоритетное внимание прекращению огня по всей стране и сохранению единого йеменского государства, главным образом путем взаимодействия с официальными институтами. Саудовцы стремятся, прежде всего, заключить двустороннюю сделку с хоуситами для стабилизации границы и предотвращения потенциальных новых нападений на королевство. Однако на переговоры между Саудовской Аравией и хоуситами не были приглашены ни члены Президентского руководящего совета Йемена, ни представители признанного ООН правительства. Это говорит о том, что Саудовская Аравия сейчас подходит к разрешению конфликта в Йемене в первую очередь с пограничной точки зрения, тем самым сокращая свои первоначальные цели, которыми были военное поражение хоуситов и восстановление признанного ООН правительства в Сане. Это также предполагает, что не является предрешенным выводом о том, что прекращение огня между Саудовской Аравией и хоуситами приведет к более широкому йеменскому процессу под руководством ООН. Поскольку Саудовская Аравия поняла, что не может изменить баланс сил на северо-западе, контролируемом хоуситами, ее стратегический фокус сместился на юг. КСА пересматривает свою стратегию в южных регионах Йемена с целью расширения совего военного и политического влияния, тем самым бросая вызов заметным рычагам влияния, которые ОАЭ создали с 2015 года в ущерб Эр-Рияду. Например, Саудовская Аравия поддержала и профинансировала «Силы национального щита», о создании которых было объявлено в январе с. г. под руководством главы Президентского руководящего совета Рашада аль-Алими, близкого к саудовцам. Численность «Сил национального щита» оценивается в 20 000 бойцов, основная часть которых состоит в основном из представителей салафитского племени субайха из мухафазы Лахдж. Алими официально оформил «Силы национального щита» в качестве резервного подразделения под его непосредственным руководством, вне Министерства обороны. Эти подразделения, первоначально созданные на окраинах Адена (Лахдж и Абьян), позже были организованы в несколько бригад в южных мухафазах (провинциях) и развернуты в Вади-Хадрамаут, северной и богатой нефтью части мухафазы Хадрамаут, граничащей с Саудовской Аравией. Конфронтация между силами, поддерживаемыми КСА и ОАЭ, сейчас обостряется в Адене и Хадрамауте. Аден по-прежнему в значительной степени контролируется поддерживаемыми ОАЭ «Силами пояса безопасности», которые связаны с выступающим за отделение Южным переходным советом (ЮПС). В августе поддерживаемые ОАЭ «Бригады гигантов» штурмовали президентский дворец в течение нескольких часов. Кроме того, северная часть Хадрамаута, все еще удерживаемая йеменскими правительственными силами и, по крайней мере, номинально поддерживаемая Эр-Риядом, неоднократно подвергалась угрозам со стороны ЮПС. Национальный совет Хадрамута, поддерживаемый Саудовской Аравией, был создан в июне после того, как в Эр-Рияде при поддержке Саудовской Аравии были проведены консультации с участием племенных и военных лидеров хадрами. Совет добивается большей автономии для мухафазы, но в национальных рамках, представляя таким образом политическую платформу, прямо противоположную ЮПС. Кроме того, 25 июня Алими запустил в Хадрамуте 20 проектов развития, финансируемых Саудовской программой развития и реконструкции Йемена, включая реконструкцию пограничного перехода Аль-Вадеа с королевством. Алими пообещал начать процесс децентрализации в провинции Хадрамут, чтобы она могла «самостоятельно управлять своими финансами, администрацией и безопасностью», ориентированный на федерацию подход, который саудовцы, в основном настроенные против сепаратизма, считают приемлемым.
Можно констатировать также,
что в южных регионах ЙЕмена не удалось восстановить власть путем реинтеграции вооруженных групп и боевиков в официальный сектор безопасности, отчасти из-за невыполнения Эр-Риядского соглашения, которое было заключено при посредничестве Саудовской Аравии в 2019 году между проправительственными силами и поддерживаемыми ОАЭ силами, выступающими за отделение. Кроме того, несмотря на то, что оно оказало значительное влияние на его создание в апреле 2022 года, Саудовская Аравия также не смогла извлечь выгоду из роли Президентского руководящего совета, учитывая его растущую фрагментацию и преобладание влиятельных членов, поддерживаемых ОАЭ. Таким образом, сейчас королевство, похоже, больше не уделяет приоритетного внимания формальным институтам, предпочитая вместо этого организовывать или поддерживать просаудовские, прокси в Йемене, а также выходя на автономные переговоры с хоуситами. Большинство южнойеменских городских центров, побережий и островов, за исключением мухафазы Махра, в настоящее время контролируются вооруженными группами и политическими движениями, непосредственно поддерживаемыми ОАЭ или близкими к ним. Абу-Даби удалось сохранить свою сеть местных союзников, от Мохи до Адена и Мукаллы, несмотря на вывод эмиратских войск в 2019 году и мандат Эр-Риядского соглашения, согласно которому надзор за всеми силами осуществляется Министерством обороны признанного ООН правительства.
Новая стратегия Саудовской Аравии в Йемене имеет три основных последствия.
Во-первых, она косвенно ослабляет официальные институты Йемена. Несмотря на то, что они поддерживаются Эр-Риядом, исключение признанного ООН правительства и Президентского руководящего совета из дипломатических переговоров с хоуситами, а также создание спонсируемых Саудовской Аравией прокси подрывают официальные институты и сектор безопасности.
Во-вторых, двусторонние переговоры с хоуситами предоставляют им больше политических рычагов воздействия на правительство, признанное ООН, поскольку саудовцы все чаще признают хоуситов в качестве собеседников, неявно, но решительно ограничивая такую поддержку правительства, признанного ООН.
В-третьих, стратегия вызывает усиление конкуренции между Саудовской Аравией и ОАЭ в Йемене, поскольку они соперничают за влияние в южных регионах.
Впервые за десятилетия вместо того, чтобы рассматривать Йемен как свой «внутренний двор» или как расширение своей внутренней сферы, Саудовская Аравия рассматривает его как вопрос внешней политики с соответствующими последствиями для безопасности. Вероятно, это связано с тем, что Эр-Рияд больше не в состоянии навязывать правила игры, ему не хватает давних собеседников среди политиков и племенных союзников, и поэтому он выбирает компромисс и косвенное влияние, пытаясь максимизировать выгоды от своего военного ухода из Йемена. Хотя такая стратегия может поддержать уход Эр-Рияда из Йемена и преуспеть в противодействии проэмиратским силам в конкретных районах, она вряд ли сможет противостоять более широким сепаратистским тенденциям или остановить продолжающийся раскол единого йеменского государства.