Пакистан: есть ли реальная перспектива выйти в ближайшее время из финансово-экономического кризиса?

Пакистанское руководство широко рекламирует даже самые незначительные высказывания зарубежных экспертов относительно малейших показателей начала выхода экономики страны из финансово-экономического кризиса. Именно это произошло во второй половине февраля 2010 г., когда группа экспертов МВФ, работавшая некоторое время в Пакистане, публично сообщила о том, что в национальном хозяйстве страны обозначились наметки начала этого процесса. Триумф пакистанского руководства в этой связи был полнейшим. Все газеты страны публиковали эту информацию на первых полосах.

Процитируем небольшую выдержку из подобных публикаций: «Миссия МВФ констатировала, что экономика Пакистана начала свое возрождение и выходит из финансового кризиса, также началось реформирование энергетического сектора (нехватка электроэнергии в Пакистан в последние годы была одной из главных проблем в стране – С.К.), хотя и шло, и идет это реформирование медленнее, чем планировалось, принимая во внимание то обстоятельство, что медленные реформы в энергетике – это тормоз для экономического роста» /1/.

В предварительном заключении сообщалось также, что «успешно идут структурные преобразования; внесенные Госбанком Пакистана поправки в финансовое (в первую очередь налоговое) законодательство уже приносят определенные плоды. Важно и то, что Национальная Ассамблея безоговорочно поддержала поправки в банковское законодательство. Полностью поощряем действия правительства по ускорению принятия закона о налоге на добавленную стоимость и рассмотрению его в ближайшее время в Парламенте и Провинциальных ассамблеях, а также стремление ввести в действие этот закон уже в новом финансовом году, начиная с 1 июля 2010 г. Обменный курс остается стабильным – 84-85 рупий за 1 долл. США, равно как и растут золотовалютные резервы, достигшие в середине февраля 2010 г. 14,3 млрд долл., из которых 10,5 млрд находятся в ведении Госбанка» /2/.

Однако нельзя не отметить, что, если в отношении золотовалютных запасов действительно наблюдалась описанная картина – их постепенное увеличение, то в отношении курса рупия-доллар все вовсе не так просто, хотя в январе-феврале 2010 г. этот параметр действительно колебался именно на указанном уровне, что вовсе не означает, что он останется таковым и в перспективе.

В этой связи хотелось бы отметить, что если в период нахождения у власти военных во главе с генералом П. Мушаррафом (12 октября 1999 г. – 18 августа 2008 г.) курс рупии колебался практически на одном уровне – примерно 60 рупий за 1 доллар США, то, начиная с конца 2007 г., началось постепенное его падение  – в январе 2008 г. курс упал до отметки в 62,5 рупии за 1 долл., в мае того же года – 68 рупий, а в сентябре 2008 г. курс рупии к доллару США упал до отметки в 77 рупий. В 2009 г. наблюдалась аналогичная картина, завершившаяся, конце концов в середине февраля 2010 г. показателем в 85 рупий за 1 доллар /3/.

Правда, эксперты МВФ, будучи осторожными специалистами, сделали оговорку, что всё это — предварительное заключение, и окончательный Доклад о работе четвертой миссии МВФ по изучению текущей экономической ситуации в Пакистане будет представлен только в конце марта.

Аналогично едва ли не во всех СМИ появились победные реляции министра финансов Пакистана Шаукат Тарина о том, что серьезным доказательством объективности экспертов МВФ (относительно выхода Пакистана из экономического кризиса) явилось предоставление Пакистану возможности иметь бюджетный дефицит в размере 5,1%. Заметим, что ведущие международные экономические организации – МВФ и Мировой банк — оказывают экономическую помощь тем или иным странам лишь в том случае, если этот параметр не превышает 4,9%. Другим обстоятельством он также был чрезвычайно доволен, а именно, что МВФ согласился на сокращение пакистанским правительством расходов на развитие до 150 млрд рупий, в случае, если международная организация «Друзья демократического Пакистана» не сможет оказать вовремя обещанную ею экономическую помощь /4/.

Для того, чтобы реально представить себе экономическую ситуацию в стране целесообразно проанализировать её на макроуровне, беря в расчет лишь основные экономические параметры. С нашей точки зрения, экономическое положение Пакистана вплоть до начала 2010 г. продолжало оставаться крайне неблагоприятным, несмотря на утверждения руководства страны о начавшемся уже в 2009 г. выходе из финансово-экономического кризиса, и даже несмотря на предварительное заключение экспертов МВФ (хотя, конечно, некоторые позитивные сдвиги в различных секторах экономик налицо). О сложном положении в национальном хозяйстве Пакистана свидетельствуют как неутешительные итоги завершившегося в конце июня прошлого, 2008/09 финансового года, так и предварительные оценки тяжелого положения в экономике страны во второй половине 2009 г.

Так, темпы роста ВВП в 2008/09 финансовом году едва достигли 2% /5/ (по мнению ряда международных экспертов они была даже меньше). Несмотря на утверждения как премьер-министра Пакистана Гилани, так и президента страны Зардари о том, что этот показатель составит в 2009/10 г. 3,3%, даже некоторые пакистанские экономисты считают, что он будет меньше. Свои оценки руководство страны основывает на обзоре экономического положения пакистанского государства в июле-декабре 2009 г., выполненного Госбанком Пакистана и опубликованного в январе 2010 г. /6/. Однако эксперты Мирового банка не исключают, что рост ВВП будет вновь на уровне 2%.

Для наглядности мы приводим здесь таблицу темпов роста ВВП в первом десятилетии ХХI в. с целью наглядно показать постепенное снижение темпов роста ВВП и для сравнения привести аналогичный усредненный параметр в 90-е годы предыдущего столетия (отметим здесь же, что в 90-е годы наблюдались, тем не менее, едва ли не ежегодно невообразимые скачки темпов экономического роста, но эта тема не является целью нашего анализа, поэтому мы ее опустим).

Таблица 1.

Темпы роста ВВП в 2000-2009 гг.*

90-е годы,

усредненный

параметр

2000/

01 г.

2001/02 г. 2002/03 г. 2003/

04

2004/05 г. 2005/

06 г.

2006/07 г. 2007/

08 г.

2008/09 г.
       4,6%               2,0%       3,1%     4,7%     7,5%      9,0%      5,8%       6,8%     5,8%     2,1%

* Составлено по: Pakistan Economic Survey 2007-2008. Islamabad, 2008, Statistical Appendix, p. 2-3. Business Recorder. 13.01.2010.

Как свидетельствуют эти цифры, после бескровного военного переворота в Пакистане 12 октября 1999 г. и прихода к власти в стране генерала П. Мушаррафа темпы экономического роста стали постепенно повышаться. Конечно, было бы неверным увязывать напрямую один фактор с другим. И тем не менее, от пиковых выбросов роста/падения ВВП в 90-е годы в национальном хозяйстве страна перешла к относительно стабильному росту, даже несмотря на внутриполитическую нестабильность, где на первом месте, к сожалению, находились (и находятся) террористические акты. Но даже теракты не повлияли, например, на деятельность иностранных инвесторов и не привели тогда к оттоку иностранного капитала из Пакистана.

Вместе с тем, после смены власти в стране в 2008 г., а также избрания 6 сентября 2008 г. президентом страны Асиф Али Зардари (был женат на известном политическом лидере, трагически погибшей Беназир Бхутто) экономическая ситуация в стране стала постепенно ухудшаться; это сказалось и на темпах экономического роста, которые, как видно из таблицы, стали постепенно падать. Любопытно отметить, что даже эксперты МВФ и Мирового банка еще осенью 2008 г. прочили Пакистану рост ВВП в 2008/09 финансовом году в размере не менее 3,0% — 3,5%, не говоря уже о том, что специалисты Плановой комиссии страны вообще предполагали увеличение ВВП не менее, чем на 5,5% /7/.

Как заявил в своем интервью в конце 2009 г. заместитель управляющего директора МВФ Такатоши Като, «правительство страны приложило немалые усилия к тому, чтобы стабилизировать ситуацию в экономике, однако положение там продолжает оставаться крайне неустойчивым» /8/.

Тем не менее, доход на душу населения, по официальным данным, сократился незначительно — с 1085 долл. в 2007/08 г. до 1045 долл. в истекшем, 2008/09 финансовом году.

Основными причинами такого тяжелого положения остаются не снижающийся уровень терроризма в стране, а также уже упоминавшийся энергетический кризис. Как показали расчеты специалистов пакистанского Института политических исследований, в результате негативного воздействия только этих двух факторов стране в 2008 г. был нанесен ущерб в размере 4,8 млрд долл. и 2,6 млрд долл. соответственно/9/. Забегая несколько вперед относительно перспектив выхода Пакистана из финансово-экономического кризиса заметим, что широкомасштабный опрос пакистанского общественного мнения (экономисты-исследователи, бизнесмены, банкиры и т.п.), проведенный в ноябре 2009 г. влиятельной пакистанской газетой “Dawn”, показал, что 78% респондентов однозначно полагают, что в ближайшие 2 года стране не удастся выйти из указанного кризиса /10/.

По мнению официальных лиц государства, именно терроризм и гигантские затраты на борьбу с ним оказали наиболее негативное воздействие на экономическое развитие страны. В основном официальном экономическом документе – «Обзор экономики Пакистана 2008-2009» — отмечалось, что «в конечном итоге, даже при самой скромной оценке затраты на антитеррористическую деятельность составили, начиная с 2002 г., 35 млрд долл.» /11/. А в феврале 2010 г. премьер-министр страны Сайед Юсуф Раза Гилани заявил, что ежегодные затраты Пакистана на эти цели составляют 10 млрд долл. /12/

Мы не будем анализировать такого рода заявления, поскольку очевидно, что указанные цифры декларируются «по максимуму», хотя бы потому, что реально «просчитать» такого рода расходы практически невозможно, а главная цель подобных деклараций заключается в элементарном стремлении получить максимальную помощь как от США, так и от других потенциальных кредиторов.

Среди других причин сложного положения в экономике страны следует назвать продовольственный кризис, отток иностранных инвестиций из Пакистана (по официальным данным как минимум 480 млн долл. в 2008/09 г.), высокий уровень инфляции (по официальным данным – 22%, неофициальным – почти 30%; хотя в феврале 2010 г. по официальным данным рост инфляции снизился до 12%), падение производства в промышленности (-3,3% и слабые перспективы улучшения ситуации в этой отрасли в 2009/10 г.), крайне незначительный рост сельского хозяйства (2,1%), возрастающий внешнеторговый дефицит (по предварительным оценкам экспорт страны составит в 2009/10 г. 18,3 млрд долл., в то время как импорт превысит 32 млрд), увеличение уровня бедности (по оценкам Плановой комиссии Пакистана сейчас за чертой бедности проживают 36% населения страны, составляющего приблизительно 175 млн человек), постоянно растущий внешний долг страны (по состоянию на 1 января 2010 г. он превысил 55 млрд долл.), некоторые другие причины.

Мы нарисовали довольно мрачную картину состояния национального хозяйства Пакистана в последние годы. В этой связи возникает резонный вопрос — все-таки за счет чего стране, тем не менее, удавалось продвигаться вперед? Почему появляются определенные оптимистические нотки даже у представителей такой сдержанной организации как МВФ?

Некоторое общее экономическое благополучие в последние годы было практически достигнуто за счет воздействия двух факторов — поступлений от пакистанцев из-за рубежа, но главным образом путем использования внешней помощи (например её объем превысил в 2008/09 г. 10 млрд долл.).

Говоря о влиянии первого фактора, следует подчеркнуть, что они играют важную роль в обеспечении существования малообеспеченных и даже средних слоев пакистанского общества. Общая сумма такого рода поступлений составила в 2008/09 г, например, 7,7 млрд долл. (по неофициальным данным превысили 9 млрд долл., учитывая нелегальные способы переправки денег в Пакистан – «хавала» и «хунжа»), в то время, как в предыдущем году они составили 6,5 млрд долл.

Основная часть средств в указанном финансовом году поступила, как и ранее, из США – 1.725 млрд долл., 1.663 млрд – из ОАЭ, 1.535 млрд – из Саудовской Аравии, 1.195 млрд – это Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман вместе взятые, 586 млн долл. – из Великобритании, 245 млн долл. – из стран ЕС /13/.

Ожидается, что поступления от пакистанцев из-за рубежа составят в 2009/10 г. приблизительно 9 млрд долл.

Что касается влияния второго фактора, то размеры иностранной помощи только в 2008/09 г. превысили 10 млрд долл. По предварительным данным, эта сумма достигнет 13 млрд. долл в 2009/10 г. Здесь ведущую роль играют МВФ, Мировой банк, Азиатский банк развития  и США, хотя и многие другие государства по отдельности внесли в совокупности немалый вклад в возрождение пакистанской экономики.

По словам Директора Мирового банка по странам Юсуфа Крукеса, Пакистан получил в 2006-2009 гг. в рамках выполнения Программы стратегической помощи 4,63 млрд долл. Он же сообщил, что в рамках Программы партнерства Пакистан получит в 2010-2013 гг. уже большую помощь – в размере 6,5 млрд долл. /14/. Следует также упомянуть факт предоставления этой организацией помощи Исламабаду целевым назначением, на конкретные проекты. Например, летом 2009 г. были подписаны два Соглашения о выделении банком помощи Пакистану на сумму в 135 млн долл. для борьбы с полиомиелитом и бедностью в стране; или 50 млн долл. на проведение ирригационных работ в Синде /15/.

Значительную помощь оказывает и МВФ. Здесь следует сказать в первую очередь о принятом и, что самое главное, реально выполняемом решении об оказании в 2009-2010 гг. помощи Пакистану в размере 7,6 млрд долл. Эта помощь предоставляется поэтапно, транш за траншем, каждый транш в среднем представляет собой сумму в 1,2 млрд долл. Очередной, четвертый по счету транш был предоставлен в самом конце 2009 г.; следующая «порция» поступит в Пакистан в апреле 2010 г. Более того, летом прошлого года, ссылаясь на углубление финансово-экономического кризиса, Исламабад поставил перед руководством Фонда вопрос о дальнейшем выделении ему новой кредитной линии общим объемом 4 млрд долл./16/. Кстати, если Пакистан начал постепенно выходить из кризисного состояния, зачем тогда ставить вопрос о новой кредитной линии?

Немалую помощь Пакистану оказывает и Азиатский банк развития. В 2009 г. была принята 4-х летняя программа оказания помощи Пакистану в размере 1,5 млрд долл. с целью восстановления его экономики в рамках преодоления негативного влияния финансово-экономического кризиса. Уже в июне 2009 г. АзБР выделил в рамках реализации этой программы 500 млн долл. /17/.

Существенной является целевая помощь банка в сфере энергетики, где Пакистан испытывает серьезные трудности, связанные в первую очередь с острой нехваткой электроэнергии. Летом 2009 г. между руководством АзБР и Исламабадом была достигнута общая договоренность об оказании долгосрочной экономической помощи в размере 5,6 млрд долл., из которых 2,166 млрд долл. предназначены именно на решение проблем в этой области. /18/.

И, конечно, значительную экономическую помощь оказывают Пакистану США. Здесь на первом плане находится утвержденный Сенатом законопроект Керри-Лугара о ежегодном выделении Пакистану помощи в размере 1,5 млрд долл. в течении 5-ти лет, начиная с 2010 г. Однако при этом Исламабад должен выполнить целый ряд требований Вашингтона, связанных с необходимостью эффективной реализации предоставляемой помощи. Среди них – регулярные отчеты соответствующим управляющим американским экономическим агентствам о расходовании выделяемых средств, обязательная поддержка пакистанским государством инфраструктурных проектов, особое внимание должно быть уделено Зоне племен федерального административного управления (FATA), эффективный транспарентный контроль над пакистанской армией и спецслужбами, поскольку некоторых высоких руководителей в этих структурах американская сторона подозревает в связях с талибами, увеличение размеров средств на борьбу с терроризмом из выделяемой США помощи, спонсирование системы светского образования в стране, максимальная помощь беженцам из Свата, а также других районов Пакистана и др.

Список государств, оказывающих весомую экономическую помощь, может быть продолжен, например, Великобритания, Китай, Япония, Саудовская Аравия, ОАЭ, другие страны. Но здесь главное иметь ввиду, что значительное повышение размеров предоставляемой Исламабаду помощи обусловлено практически одним единственным фактором – тем, что Пакистан является своего рода прифронтовым государством и ведет активную борьбу с талибами, как бы его не обвиняли в слабой активности в этом направлении.

И в заключение нельзя не упомянуть еще об одной организации, оказывающей (или лучше сказать желающей оказать) социально-экономическую помощь Пакистану. Это – «Друзья демократического Пакистана», организация, созданная 26 сентября 2008 г. в рамках 62-го заседания Генеральной Ассамблеи ООН, куда входят Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Турция, Япония, представители ООН и ЕС.

Состоялись уже несколько заседаний этой организации и, в частности, на третьем её заседании 17 апреля в Токио Пакистану была обещана экономическая помощь от США и Японии в размере по 1 млрд долл. соответственно от каждой страны, а также 700 млн долл. от Саудовской Аравии. Кроме того, в предварительном порядке Пакистан представил целый список проектов на сумму в 30 млрд долл., которые он хотел бы реализовать в течение предстоящих 10 лет.

Мы не будем далее развивать эту тему, поскольку она достаточно подробно разработана нашими коллегами /19/. Хотелось бы остановиться лишь на двух моментах.

1. Министр финансов Пакистана Шаукат Тарин, выступая 30 декабря 2009г. перед пакистанскими представителями средств массовой информации, подчеркнул, что после многочисленных переговоров с государствами, входящими в организацию «Друзья Пакистана» как на двусторонней, так и многосторонней основе на практике вопрос об оказании помощи почти не сдвинулся с мертвой точки. За все время существования этой организации Пакистан получил 632 млн долл. вместо обещанных 5,2 млрд долл. Первая указанная сумма включала 320 млн долл. от Исламского банка развития, 200 млн предоставила Саудовская Аравия, 50 млн долл. – Азиатский банк развития, 44 млн – США, 10 млн – Турция и 8 млн. долл – Германия /20/.

2. Уже не раз у экспертов, занимающихся изучением Пакистана, в том числе и у российских возникает резонный вопрос: А почему бы России не вступить в эту организацию в качестве наблюдателя? Сейчас весьма подходящий для этого момент с политической, да и с экономической тоже точки зрения. К власти в Пакистане пришли новый президент и новое правительство, Исламабад давно стремится улучшить двусторонние отношения как на политическом уровне, так и развивать их в экономической сфере, а также начать вести переговоры о возможном военно-техническом сотрудничестве, пусть и в ограниченном варианте, приемлемом для России. Москва же демонстративно уходит от реальных действий по расширению наших связей, отделываясь полупустыми разговорами (достаточно упомянуть малозначимый визит премьер-министра М.Фрадкова в Пакистан в апреле 2007 г., когда были подписаны лишь 3 несущественных документа, лишнее тому подтверждение). Приглашение российскому президенту посетить Пакистан, сделанное еще в феврале 2003 г. во время визита в Москву президента П. Мушаррафа, так и осталось нереализованным, хотя после этого В.Путин неоднократно посетил, например, Индию.

Бессмысленно России продолжать смотреть с опаской на Дели, опасаясь ее гнева в случае расширения связей с Пакистаном. Индия давно уже не считает необходимым осуществлять сотрудничество во многих сферах только с Россией или преимущественно с Россией. Достаточно упомянуть недавнее соглашение с США о сотрудничестве в области атомной энергетики, достаточно сказать о массированных закупках электроники в военных целях у Израиля и т.п. А игнорировать Россией государство с населением около 175 млн человек, расположенного в геополитически важном месте земного шара (хотя бы учитывая соседство Пакистана с Афганистаном, Индией и Китаем) просто неразумно.

1. Business Recorder. 18.02.2010.

2. Ibid.

3. The News. 20.01.2008. The News. 13.05.2008. Business Recorder. 20.09.2008. Business Recorder. 1.12.2009. Business Recorder. 19.02.2010.

4. Business Recorder. 19.02.2010.

5. Pakistan Economic Survey 2008-2009. Islamabad, 2009, p. i.

6. Business Recorder. 13.01.2010.

7. Business Recorder. 11.06.2008. Business Recorder. 20.01.2009.

8. PakTribune. 29.12.2009.

9. M. Sharif. Rising Cost of Terrorism, the Energy Crisis – «Business & Finance Review». 2.11.2009.

10. Dawn. 16.11.2009.

11. Pakistan Economic Survey 2008-2009. Islamabad, 2009, p. ii.

12. The News. 20.02.2010.

13. Business Recorder. 12.06.2009.

14. Business Recorder. 27.01.2010.

15. Business Recorder. 4.07.2009. Business Recorder. 2.07.2009.

16. Business Recorder. 30.12.2009.

17. Business Recorder. 27.06.2009.

18. Pakistan Times. 27.05.2009.

19. См., например: В.И.Сотников. «К итогам Конференции «Друзей Демократического Пакистана» и доноров помощи Пакистану в Токио, Япония». — www.iimes.ru. 21 апреля 2009 г. The News. 19.08.2009. Н.А.Замараева. «Стамбульская конференция Друзей Пакистана» — www.iimes. 2 сентября 2009 г. Н.А. Замараева. «Нью-Йоркская конференция Друзей Пакистана» — www.iimes.ru. 12 октября 2009 г.

20. Business Recorder. 30.12 2009. Business Recorder. 29.01.2010.

52.31MB | MySQL:103 | 0,856sec