Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15-21 февраля 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг ядерной программы Ирана и в Судане. В новом докладе МАГАТЭ говорится, что доступная Международному агентству информация о деятельности Ирана по обогащению урана указывает на возможность ведения в Исламской республике работ по созданию ядерного оружия. Правительство Судана и Движение за справедливость и равенство (ДСР) — крупнейшая из действующих в регионе Дарфур повстанческих группировок – подписали 20 февраля рамочное соглашение о прекращении огня.

В докладе МАГАТЭ по ядерной программе Ирана выражено опасение того, что Тегеран «в прошлом или в настоящее время совершает действия, направленные на разработку ядерных боеголовок». В документе также подчеркивается, что ИРИ не обеспечивает необходимого сотрудничества, которое позволило бы МАГАТЭ подтвердить, что весь ядерный материал в Иране находится «в мирной деятельности». На основании анализа информации, полученной из «самых разнообразных источников», эксперты Международного агентства выразили озабоченность по поводу ряда иранских проектов по ядерной и ракетной тематике. В докладе указывается, что Иран не выполняет требований, содержащихся в соответствующих резолюциях Совета управляющих МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН, включая реализацию положений дополнительного протокола о гарантиях, что «важно для укрепления уверенности в исключительно мирных целях» иранской ядерной программы и «для решения остающихся вопросов».

В Тегеране заявили о своем «разочаровании» содержанием нового доклада МАГАТЭ, назвав его «сфабрикованным». США же в очередной раз выразив озабоченность действиями Ирана, отметив, что доклад МАГАТЭ свидетельствует об усиливающемся нежелании Тегерана сотрудничать с Международным агентством. По словам госсекретаря Х. Клинтон, Соеди-ненные Штаты «не собираются сидеть сложа руки, пока есть подозрения, что Иран продолжает развитие своей программы ядерных вооружений». В российском МИДе считают, что действия Ирана «усугубляют сомнения в искренности намерений Тегерана совместными усилиями добиваться снятия имеющихся озабоченностей международного сообщества в отношении иранской ядерной программы». Во время визита в Москву премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил о необходимости введения против ИРИ «парализующих санкций», что предполагает прекращение импорта в Иран «очищенной нефти, прежде всего бензина, и прекращения экспорта иранской нефти, поскольку иранская экономика и бюджет зависят от этих двух статей». Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц С. аль-Фейсал после встречи в Эр-Рияде с госсекретарем США Х. Клинтон предложил разработать реальный план по предотвращению распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке, указав на важность американских усилий в этом вопросе, которые, по мнению С. аль-Фейсала, должны прилагаться и в отношении Израиля. Одновременно министр отметил, что санкции в отношении Ирана будут неэффективны, т. к. они могут дать ожидаемый результат лишь через достаточно долгое время. С. аль-Фейсал назвал действия Ирана «неприемлемыми», потому что они «не отвечают ни чьим интересам». Глава саудовской дипломатии заявил, что королевство поддержит урегулирование кризиса вокруг ядерной программы ИРИ мирным путем.

Иранское руководство отвергло призывы мирового сообщества освободить политических заключенных и провести международное расследование актов жестокого подавления демонстраций протеста, организованных оппозицией, оспаривавшей итоги выборов президента ИРИ в июне 2009 г. В Тегеране также отказались остановить применение в стране смертной казни и заявили, что, в соответствии с действующими в Иране законами, не будут квалифицировать пытки в отношении задержанных в качестве преступления.

По данным МВФ, иранская экономика развивается достаточно успешно, хотя темпы ее роста в последнее время снизились. Так, рост ВВП в ИРИ в 2008/2009 гг. составил 2,5 проц против 7 проц годом раньше. Это связано «с сокращением добычи нефти и более медленными темпами роста в ненефтяном секторе». В то же время уровень инфляции существенно сни-зился.

20 февраля в столице Чада Нджамене после трехдневных переговоров представители правительства Судана и действующей в Дарфуре повстанческой группировки Движение за справедливость и равенство подписали рамочное соглашение о прекращении огня. Соглашение было достигнуто при посредничестве президента Чада И. Деби, что свидетельствует о реальных позитивных изменениях, происходящих в отношениях между двумя соседними странами. Глава суданского государства О. аль-Башир подчеркнул также важность посреднических усилий руководителей Катара, Египта и Ливии.

Подписанный в Нджамене документ должен вступить в силу немедленно. Помимо прекращения огня он предусматривает отмену смертной казни в отношении боевиков ДСР, совершивших вооруженное нападение на Хартум в мае 2008 г. Как заявил О. аль-Башир, 30 проц из них уже освобождены. Вместе с тем, достигнутая договоренность не является окончательной. По словам представителя ДСР, повстанцам еще предстоит обсудить в хартумским правительством пути решения таких проблем, как «возвращение перемещенных лиц, распределение власти и ресурсов в стране, компенсации, судьбу пленных». По имеющейся информации, другие повстанческие группировки, действующие в Дарфуре, пока не изъявляют желания присоединиться к соглашению, подписанному в чадской столице.

На северо-западе Йемена идет процесс реализации соглашения о перемирии между центральным правительством и шиитскими мятежниками. На минувшей неделе отряды мятежников были выведены из районов, прилегающих к границе с Саудовской Аравией. Также была разблокирована дорога, ведущая от провинциального центра г. Саада к саудовской границе. В настоящее время в приграничных районах размещены части правительственной армии. Кроме того, йеменским властям переданы три саудовских военнослужащих, захваченных в плен боевиками (в Эр-Рияде заявляют, что в плену находилось пять человек). Со своей стороны, представители мятежников заявляют, что саудовцы отказываются освободить пленных боевиков.

На юго-востоке Афганистана в провинции Гильменд продолжается крупная совместная операция «Моштарак» сил западных союзников и афганской армии против боевиков движения «Талибан». Основные бои, как и прежде, идут в г. Марджа и его окрестностях. Союзники признают, что в ряде мест талибы оказывают «жесткое» сопротивление, активно действуют боевики-снайперы, противник широко использует разнообразные самодельные взрывные устройства. Отмечались случаи использования талибами мирных жителей в качестве «живого щита». Командование НАТО в Афганистане неоднократно заявляло, что приоритетом войск в нынешней операции является защита мирных жителей. Однако потерь среди них избежать не удается. По словам главы Объединенного центрального командования ВС США генерала Д. Петрэуса, операция на юге Афганистана идет медленнее, чем ожидалось. Она находиться пока лишь на своей начальной стадии, является началом «долгой кампании» и может продлиться 12-18 месяцев. В целом, по мнению западных военных, успех операции «Моштарак» будет достигнут не в ходе военной фазы, а лишь через несколько месяцев после ее окончания, когда будут осуществлены меры по налаживанию мирной жизни населения района.

Генерал Д. Петрэус заявил 20 февраля, что «после более чем восьми лет боевых действий в Афганистане США, наконец, получили достаточно войск, дипломатические и организационные структуры», что не позволит до-пустить нового захвата власти в этой стране талибами.

Президент Афганистана Х. Карзай 20 февраля выдвинул идею создать в стране Высший совет по национальному примирению и вновь предложил талибам начать диалог с властями, который они сразу же отвергли.

В Пакистане официально объявлено об аресте второго по влиятельности человека в движении «Талибан» А. Г. Барадара. Операция по захвату Барадара и ряда его сообщников была проведена совместно пакистанской межведомственной разведкой и ЦРУ США. Она стала крупнейшим успехом спецслужб двух стран за все время борьбы с талибами. Барадар непосредственно руководил боевыми и террористическими действиями движения «Талибан» в Афганистане, в то время как мулла Омар является идеологическим лидером радикальных исламистов. Власти Пакистана заявили, что не намерены выдавать главаря экстремистов и его сообщников американцам, а в случае, если будет выяснено, что они не совершали преступлений на пакистанской территории, то их экстрадируют в Афганистан. Кабул уже потребовал от Исламабада выдачи Барадара.

На минувшей неделе в Пакистане вновь было совершено несколько терактов. Крупнейший из них произошел в районе Хайбер на северо-западе страны, где погибли более 30 и получили ранения до 110 человек.

20 февраля самолеты пакистанских ВВС нанесли удар по позициям та-либов вблизи границы с Афганистаном. Сообщается о гибели 30 боевиков.

На прошедшей неделе состоялся официальный визит в Россию премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху. На переговорах с российским президентом Д. Медведевым и главой правительства В. Путиным обсуждались вопросы состояния и перспектив развития двусторонних отношений, проблемы Ближнего Востока, ситуация вокруг Ирана и его ядерной программы, по-ложение дел на сирийском и ливанском направлениях арабо-израильского урегулирования. По итогам переговоров было констатировано, что Россия и Израиль поддерживают регулярный политический диалог, набирает обороты деловое сотрудничество.

Сирия и США продолжают предпринимать шаги по нормализации двусторонних отношений. В Вашингтоне 16 февраля было объявлено о назначении после пятилетнего перерыва нового посла в Дамаск. Им стал карьерный дипломат Р. Форд. На минувшей неделе Сирию посетил заместитель госсекретаря США по политическим вопросам У. Бернс, который был принят президентом САР. Б. Асадом. В ходе встречи Асад высказался за продолжение «серьезного и конструктивного диалога с США на основе взаимного уважения и с учетом двусторонних интересов». Глава сирийского государства также заявил, что американской администрации следует поддержать посреднические усилия Турции по возобновлению мирных пере-говоров на сирийско-израильском направлении. Со своей стороны, У. Бернс признал «наличие разногласий с Сирией», но при этом отметил, что в ходе состоявшегося диалога «были определены позиции, по которым наметилось совпадение точек зрения», а его визит в Дамаск является подтверждением стремления президента США Б. Обамы к улучшению отношений с Сирией. Отметим, что У. Бернс стал самым высокопоставленным представителем вашингтонской администрации, посетившим САР за последние годы. Также в Дамаске прошли встречи координатора госдепартамента США по борьбе с терроризмом Д. Бенджамина с сирийскими официальными представителями. По их итогам Бенджамин отметил, что обе стороны «разделяют обеспоко-енность по поводу терроризма в регионе», но у Вашингтона имеются претензии к Дамаску.

19-20 февраля в Сирии с официальным визитом находился премьер-министр Франции Ф. Фийон. В результате были подписаны 11 соглашений о развитии двустороннего сотрудничества в области сельского хозяйства, гражданской авиации, культуры и др. Стороны также обсудили развитие ситуации на Ближнем Востоке.

На встрече в секторе Газа представители 13 основных палестинских движений и организаций, в т. ч. ФАТХ и ХАМАС, подтвердили свою приверженность преодолению раздоров в палестинском движении и отметили готовность подписать примирительный документ, подготовленный Египтом и уже одобренный ФАТХом.

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 15 февраля в Эр-Рияде, что считает арабскую (саудовскую) мирную инициативу основой для достижения мира в регионе. Клинтон также высказалась за создание «жизнеспособного палестинского государства» и «обеспечение безопасности израильских гра-ниц».

Приложение

 

 

О египетской «Ассоциации братьев-мусульман»

 

 

Политико-религиозное движение «Ассоциация братьев-мусульман» (АБМ), созданная в 1928 г., в настоящее время по праву считается крупнейшей и наиболее влиятельной оппозиционной силой в Египте, объединяя в своих рядах представителей всех слоев египетского общества. И это несмотря на официальный запрет деятельности Ассоциации еще в 1954 г. и постоянные гонения со стороны властей.

Идеология «братьев-мусульман» основана на идеях панисламизма. Целью Ассоциации является создание в странах исламского мира общества, построенного на принципах «исламской справедливости», строго соблюдения норм, заложенных в Коране, Сунне и Шариате, а в конечном итоге предпола-гается воссоединение всех мусульман в составе халифата. Отметим, что египетские «братья-мусульмане» стали идеологической и организационной моделью для создания исламистских движений в других странах арабского мира и за его пределами. Таким образом, Египет по праву считается родиной современного исламского фундаментализма.

Что касается непосредственно Египта, то здесь АБМ ставит перед собой задачу коренного изменения общества и государства на исламских принципах. Достичь поставленных целей «братья», в отличие от экстремистов, намерены постепенным, эволюционным путем, действуя методом «ползучей» экспансии, постепенно укрепляя свои позиции в различных сегментах египетского общества, расширяя электоральную базу. Официально руководители Ассоциации осуждают радикальный исламизм, насильственные способы борьбы, в т. ч. терроризм. Вместе с тем, следует признать, что идеологическая платформа и практическая деятельность АБМ являются питательной средой, в которой выросли приверженцы более радикальных группировок, таких как «Аль-Гамаа аль-исламийя» и «Исламский джихад». Кроме того, власти считают, что «братья-мусульмане» зачастую служат ширмой для исламских радикалов.

На сегодняшний день наиболее сильное влияние «братья» имеют в таких авторитетных организациях египетской интеллигенции, как профсоюзы адвокатов, врачей, журналистов, инженеров, учителей и ряде других. Исламисты создали мощную базу в большинстве университетов страны. Влияние Ассоциации зримо ощущается не только в городах, но и во многих сельских районах. АБМ успешно проявляет себя в экономической деятельности, организуя различные коммерческие объединения и компании, исламские банки, причем не только в Египте, но и за его пределами. Особо следует упомянуть активную, хорошо поставленную работу исламистов по реагированию на повседневные нужды населения в различных сферах, строительству мечетей, школ, больниц, предоставлении социальных услуг беднейшим слоям населения, многодетным семьям, студентам. Исламисты пытаются внедриться в рабочее движение, однако здесь имеются трудности, связанные с тем, что многие видные члены АБМ являются бизнесменами-промышленниками.

Объективные условия требуют от исламистов осовременивать некоторые доктринальные установки, приводить их в соответствие с требованиями времени и конкретными обстоятельствами. Именно поэтому лидеры и идеологи Ассоциации повсеместно и настойчиво проповедуя традиционные основы исламского общества, всячески подчеркивают их схожесть с общедемократическими принципами. Но все же в конечном результате все идеологические нововведения «должны подчиняться требованиям Корана», а главным лозунгом Ассоциации остается «Ислам – это решение».

Таким образом, египетских «братьев-мусульман» отличают высокие организационные и мобилизационные возможности, эффективные, гибкие методы работы среди различных слоев общества. Все это позволяет Ассоциации более успешно вписываться в современные политические реалии, расширять свою социальную базу и политическое влияние, а в ряде случаев отбирать часть сторонников у других политических партий и движений АРЕ.

В то же время сохраняющийся запрет на легальную деятельность не позволяет Ассоциации официально участвовать в политической жизни страны, в т. ч. в выборах в парламент и местные законодательные органы. И все же АБМ с 1984 г. выставляет своих кандидатов на парламентских выборах в качестве «независимых», либо по спискам зарегистрированных партий.

Наибольшего успеха «братья-мусульмане» добились на последних выборах в Народное собрание, состоявшихся в 2005 г., завоевав 88 из 454 мест (около 20 проц, по данным социологических опросов, проведенных перед выборами, за АБМ готовы были проголосовать до 44 проц избирателей). Получив столь крупное парламентское представительство, «братья-мусульмане» имеют возможность выдвинуть своего кандидата на президентских выборах. Итоги голосования также со всей очевидностью показали, что выдвинутые исламистами умеренные лозунги находят в египетском обществе гораздо более широкий отклик, чем призывы лидеров светской оппозиции.

В октябре 2009 г. «братья-мусульмане» вошли в оппозиционную коалицию «За политические реформы, против наследования президентства». Кроме АБМ в нее вошли светская партия «Кифая» и ряд других более мелких партий, представители интеллигенции, политолог, ученые. Своей главной целью коалиция объявила борьбу против возможности «наследования» поста президента Г. Мубараком — сыном нынешнего главы государства.

В январе 2010 г. Консультативный совет АБМ избрал новым лидером Ассоциации 66-илетнего профессора университета Мухаммеда Бадия, заменившего добровольно покинувшего этот пост М. М. Акефа. Бадия подтвердил приверженность курсу постепенного реформирования египетского общества в исламском духе, мирного, поступательного продвижения исламистов к власти. Ранее, в декабре 2009 г. впервые за 14 лет состоялось внутреннее голосование в руководящий орган АБМ «бюро управления», где успех имели представители консервативного крыла Ассоциации.

В сфере внешней политики «братья-мусульмане» выступают с резких антиизраильских и антиамериканских позиций, выступают за невмешательство в дела страны «внешних сил, которые угрожают национальной безопасности государства». Израиль («сионистское образование») объявлен исламистами «первым внешним вызовом», т. к. «представляет прямую угрозу для национальной безопасности Египта». По утверждению М. М. Акефа, в случае прихода Ассоциации к власти, в стране будет проведен референдум по египетско-израильскому мирному договору 1979 г., и «если народ выскажется «за» — то добро пожаловать, если «нет» — соглашение будет разорвано». Причем Акеф не сомневается в том, что египтяне отвергнут договор. «Братья-мусульмане» активно выступают в поддержку палестинских радикалов из движения ХАМАС и осуждают политику правительства АРЕ по блокаде контролируемого хамасовцами сектора Газа. Политика США на Ближнем Востоке также причисляется исламистами к числу вызовов безопасности Египта. Вместе с тем, «братья» дают понять, что не против поддержания диалога с США.

Правящий в Египте режим обоснованно опасается усиления влияния Ассоциации и принимает различные меры по ограничению ее активности, последовательно наращивает усилия по сужению поля деятельности АБМ. Президент АРЕ Х. Мубарак заявил, что «братья-мусульмане» представляют собой «угрозу национальной безопасности», т. к. рост их влияния в стране приведет к остановке притока иностранных инвестиций и увеличению безработицы, а также «сильной изоляции Египта от мира». Власти постоянно ведут активную пропагандистскую работу по дискредитации Ассоциации. «Братья-мусульмане» находятся под пристальным контролем спецслужб. Регулярно проводятся аресты активистов АБМ, причем это делается, чаще всего перед выборами. Последние аресты были проведены в начале февраля 2010 г., когда по традиционным обвинениям в незаконной деятельности были задержаны 14 видных деятелей организации, в т. ч. заместитель ее лидера М. Иззат. В то же время репрессии против Ассоциации носят более мягкий ха-рактер по сравнению с исламскими экстремистами.

Вместе с тем, правящий режим, понимая, что только репрессивными мерами невозможно остановить рост влияния исламистов, активно и в ряде случаев небезуспешно проводит линию на раскол исламского движения. Одновременно, пытаясь перехватить инициативу в политическом и, особенно идеологическом противостоянии с «братьями», власти вынуждены не препятствовать исламизации египетского общества.

В целом в настоящее время египетские «братья-мусульмане» представляют собой единственную оппозиционную силу, способную составить реальную конкуренцию «партии власти» на парламентских выборах в 2010 г. и на президентских выборах в 2011 г. Ряд экспертов не исключает и возможного выхода исламистов на первые роли в стране в случае обострения противоречий в правящей элите АРЕ, резкого осложнения внутриполитической ситуации и дальнейшего ухудшения положения дел в экономике и социальной сфере.

52.36MB | MySQL:103 | 0,444sec