Турецкие обозреватели о перспективах развития Нагорно-Карабахского вопроса. Часть 1

Сентябрь 2023 год увенчался очередным этапом возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Обратимся к тем оценкам, которые звучат со стороны турецких изданий и аналитиков по поводу дальнейшего развития ситуации как в самом Нагорном Карабахе, так и на Южном Кавказе.

Обратимся к комментариям известного военно-политического специалиста, эксперта Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Мурата Аслана. Его публикация вышла в стандартном для Фонде формате «5 (базовых – И.С.) вопросов» под заголовком «Карабахский кризис: что будет дальше?».

Первый вопрос – относительно текущей ситуации в Армении. Вот как внутриармянская ситуация характеризуется турецким экспертом:

«В то время как Никола Пашиняна обвинили в проигрыше Второй карабахской войны, Армения оказалась втянута во внутриполитические беспорядки и вступила в процесс самоанализа. Хотя Пашинян восстановил уверенность в себе на выборах 20 июня 2021 года после поражения в Карабахе, оппозиционные политические партии и социальные группы с ультранационалистическими взглядами не смогли смириться с этим поражением. Разделенная армянская политика поляризуется между выбором: либо обратиться к западным странам, либо положиться на Россию в решении карабахской проблемы.

Армяне, которые не смогли реализовать положения московского соглашения о прекращении огня от 9 ноября 2020 года, положившего конец Второй карабахской войне, не хотели открывать Зангезурский коридор.

Срыв реализации соглашения о прекращении огня, которое предусматривает, что Зангезурский и Лачинский коридоры остаются открытыми друг для друга, поставил азербайджанскую сторону в период ожидания, но надежда на достижение мирного соглашения дипломатическим путем сохраняется.

Карабахские армяне, которые считали себя де-факто государством в Карабахе и не могли принять результаты Второй Карабахской войны, в 2022 году усилили напряженность в отношениях с азербайджанской армией, как если бы они были отдельным государством от Армении, и были воодушевлены присутствием российских миротворческих сил в регионе. У них сложилось ошибочное впечатление, что Азербайджан не сможет вторгнуться в Карабах. С другой стороны, тот факт, что представители карабахских армян избрали Самвела Шахраманяна президентом от имени так называемой Нагорно-Карабахской Республики, нанес ущерб духу желаемого мирного соглашения.

Азербайджан приостановил оказание помощи через Лачинский коридор со ссылкой на перевозку военных материалов (поскольку Карабах является территорией Азербайджана), но объявил, что разрешит гуманитарную помощь через Агдам. Кроме того, Азербайджан начал оказывать материальную помощь, имеющую жизненное значение, карабахским армянам, но карабахские армяне пригрозили сжечь автоколонны с гуманитарной помощью.

Вслед за усилением вооружения карабахских армян и их минной деятельностью, Азербайджан 19 сентября 2023 года начал «антитеррористическую операцию», в ходе которой обнаруженные цели были уничтожены высокоточными боеприпасами.

В то же время он (Азербайджан – И.С.) провел точечные операции в направлении Карабаха с силами правопорядка с целью «наведения конституционного порядка».

Российские миротворческие силы заявили, что в ходе операции никто из мирных жителей не пострадал.

После операции внутренней безопасности, проведенной Азербайджаном на основе законности и пропорциональности, армяне Армении и Карабаха не получили ожидаемой поддержки от Москвы, решили сложить оружие и встретились с азербайджанскими официальными лицами в Ханкенди под наблюдением Российских миротворческих сил.

Хотя на встрече не было принято четкого решения, карабахские армяне фактически приняли требования Азербайджана. Однако некоторые солдаты воспротивились этой капитуляции и отступили в лесные массивы. Карабахские армяне, в свою очередь, устремились в иммиграцию из Карабаха в Армению.

После обвинений в том, что Пашинян не оказал достаточной поддержки карабахским армянам в Армении, армянская оппозиция начала демонстрации в Ереване. С другой стороны, восемь солдат и бывший мэр Еревана Альберт Базеян были арестованы на основании сообщений разведки о попытке государственного переворота, совершенной высокопоставленными армянскими солдатами. Армянская политика снова запуталась, и когда армяне, иммигрировавшие в Карабах после 1992 года, начали возвращаться в Армению, хрупкая структура баланса на Кавказе снова начала проявляться.

Новый процесс начался на Кавказе с событий, произошедших в Армении, и принятия армянами Нагорного Карабаха требований Азербайджана. После распада Советского Союза конфликт между Азербайджаном и Арменией достиг своего финального пика, и встреча лидеров двух стран, которая, как ожидается, состоится в Испании 5 октября 2023 года, стала стартовой надеждой на урегулирование конфликта между Азербайджаном и Арменией и на окончательное мирное соглашение».

Итак, как мы можем видеть, на взгляд турецкого аналитика, Армению сотрясают непростые внешнеполитические процессы, которые усугубляются массовой миграцией в страну армян из Нагорного Карабаха. Естественным их настроением, а также естественным настроением наиболее решительно настроенной части армянского общества, является то, что Армения оставила Нагорный Карабах в критический для региона момент и отказалась от своих притязаний. Эти настроения администрация Никола Пашиняна пытается «переадресовать» в сторону России. Сама же страна встала перед выбором относительно своих дальнейших действий: продолжать (при Пашиняне – по инерции – И.С.) особые отношения с Россией или же сделать крутой разворот в сторону западных стран?

Это вплотную подводит турецкого автора к тому вопросу, есть ли у армян стратегия?

Вот что на эту тему говорит турецкий аналитик, цитируем:

«Стратегия армян с 1992 по 2020 год заключалась в том, чтобы опираться на Организацию коллективной безопасности, другими словами, на российские гарантии безопасности, и извлечь выгоду из молчания Запада в пользу армян.

Однако армянские политики не смогли понять изменения глобального и регионального баланса. Армения, отменившая правило, согласно которому одно государство может вступить в вооруженный конфликт за другое государство — только если этого требуют его интересы, считала, что «принудительный» статус в Карабахе является постоянным.

Армения, которая испытывала колебания власти, поскольку армянская политика застряла между вестернизмом и русизмом, не могла выбирать между политикой угрозы и примирения.

Фактически, хотя Пашинян угрожал Азербайджану в социальных сетях, он в конце концов смог сказать: «Карабах – это азербайджанская территория». По сути, необходимо признать, что за такой спад ответственна реальность экономической, политической или военной несостоятельности.

Армения — это не имеющая выхода к морю и застрявшая между четырьмя соседними странами как страна, не имеющая выхода к морю. Она превратил свою экономическую чувствительность в политический раскол и военную некомпетентность.

По этой причине можно утверждать, что администрация Еревана делегировала карабахскую стратегию другим странам и поэтому не имеет собственного долгосрочного пути и плана действий.

Здесь необходимо коснуться стратегических ошибок Армении, особенно в отношении позиции России. В этом контексте, военные учения с США определили отношение России к администрации Пашиняна и подтолкнули администрацию Москвы к более нейтральному отношению к Карабаху.

С другой стороны, членство Армении в Международном уголовном суде вызвало беспокойство у Москвы и вызвало критику со стороны россиян за ордер на арест, выданный президенту России Владимиру Путину. Заявление Пашиняна о том, что Россия была ослаблена в регионе с началом войны на Украине, а также его поддержка гуманитарной помощи путем отправки его жены Анны Акопян в Украину, сделали ясной западническую и «ненадежную» сторону Пашиняна в глазах Москвы».

Итак, на взгляд турецкого аналитика, у Армении нет собственной политики в отношении Нагорного Карабаха. Ещё до конфликта, не признав Нагорный Карабах и выборы, состоявшиеся в регионе, армянское руководство «отошло от дел». Дальше ситуация развивалась без какого бы то ни было участия со стороны Еревана. Причем российское участие в нагорно-карабахском вопросе, изначально, было «пресечено» действиями руководства Н.Пашиняна, предпринявшего несколько демаршей в отношении с Москвой. Вопрос Нагорного Карабаха на глазах превращается во внутреннее дело Азербайджана – такая позиция находит все большее признание со стороны третьих стран. При всех выражениях «озабоченности» и проч., которые не имеют решающего значения.

Относительно текущих действий и шагов, предпринимаемых Азербайджаном, турецкий эксперт высказывается следующим образом:

«Азербайджан говорит: «Карабах – это Азербайджан» с 1992 года. Своим девизом он был полон решимости соединить Карабах с его родиной, сначала посредством дипломатии и, по крайней мере, военными средствами. В связи с этим, в благоприятных условиях экономических выгод энергетического сектора и политической стабильности, он (Азербайджан – прим.) успешно реализовал свои дипломатические маневры и повысил уровень своей военной готовности до самого высокого уровня. Азербайджан, реализующий долгосрочную оборонную программу, быстро отреагировал на рост напряженности.

Хотя Азербайджан выполнил требования документа, подписанного после прекращения огня 9 ноября, он также ожидал того же от Армении. В этом контексте, обеспечение взаимного функционирования Лачинского и Зангезурского коридоров рассматривается как четкий параметр.

С другой стороны, не было сделано никаких уступок в направлении цели Карабаха стать независимым государством путем политических действий, и была проведена политика, направленная на интеграцию карабахских армян в Азербайджан. Активная азербайджанская стратегия была реализована против так называемых президентских выборов в Карабахе, которые карабахские армяне хотят продиктовать как свершившийся факт. Главный принцип стратегии основан на «едином Азербайджане». В связи с этим сепаратистские действия армян допущены не были.

Учитывая недавние события, можно увидеть, что Азербайджан инициирует процесс нормализации ситуации в Карабахе. Также начали предприниматься шаги по интеграции Карабаха в азербайджанскую инфраструктуру и административную систему. В связи с этим было отключено электричество из Армении и осуществлено подключение к азербайджанской сети. В рамках нормализации ситуации Азербайджан намерен в ближайшие дни получить полный контроль над Карабахом с его административными, гражданскими организациями и организациями безопасности. Однако, похоже, конечной целью бакинской администрации во всех этих событиях является подписание постоянного мирного соглашения».

На самом деле, не стоит думать, что Азербайджану достаточно лишь только воссоединить Нагорный Карабах со своей территорией. Мирное соглашение с Арменией открывает Азербайджану и поддерживающей его Турции возможность к тому, чтобы реализовывать региональные интеграционные на Южном Кавказе с участием и Армении тоже.

Речь идет прежде всего, о транспортном и об энергетическом (трубопроводном) сообщении. Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией, кроме запрошенной компенсации за годы контроля над Нагорным Карабахом (в 100 млрд долл., как сообщают турецкие источники – прим.), позволит и Турции нормализовать свои отношения с Арменией.

Это будет началом быстрого, можно даже сказать «стремительного», вхождения несравнимо более мощных экономических игроков из Турции в Армению и освоения армянского рынка. Идеи отдельных армянских политиков о том, что нормализация между Турцией и Арменией откроет двери и для армянских экспортёров в Турцию – это утопия. Армянская продукция нужна только лишь на пространстве ЕАЭС и даже, скорее, лишь в России.

Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном не будет означать возникновения Южно-Кавказской политической и экономической платформы в составе с Россией, Турцией, Арменией, Грузией, Азербайджаном и Ираном. Оно будет означать возникновение «квартета» — без России и Ирана, которые смотрятся в этой четверке элементами, нарушающими новый баланс. При этом, нет нужды говорить и о том, что именно Турция и (частично) Азербайджан будут доминировать на этой площадке, знаменующей, по сути, окончательный демонтаж наследия СССР.

Следующий, четвертый по счету, вопрос, который обсуждает турецкий эксперт – про угрозы процессу нормализации, запущенному со стороны Азербайджана.

Цитируем:

«Наиболее вероятным сценарием по-прежнему остается то, что карабахские армяне совершают малозаметные нападения в Карабахе и вдоль границы с Арменией.

В этом контексте следует ожидать, что карабахские армяне начнут террористические действия с помощью подпольной организации. На самом деле такой сценарий, который армяне, не обладающие военным потенциалом, могут отрицать и винить карабахских армян, также имеет преимущества для России и Ирана.

С прекращением огня 9 ноября Россия получила привилегию иметь солдат в самом сердце Кавказа. Такая стратегия, которая может быть построена на терроре и сепаратизме, может способствовать постоянству России. С другой стороны, Иран занимает позицию в пользу Армении, поскольку видит в сильном Азербайджане угрозу своей собственной целостности.

В контексте других государств понятно, что на первый план может выйти «неохотное» принятие карабахской стратегии Азербайджана. С другой стороны, после российско-украинской войны США в последнее время обратили внимание на Армению по двум причинам. Первый из них – отделение Армении от России и интеграция энергохранилища Кавказа в свою собственную систему. Другой вопрос – попытка угодить армянской диаспоре».

Итак, как мы можем видеть, турецкий военно-политический эксперт предсказывает вероятность террора и сепаратизма на территории Нагорного Карабаха, возвращающегося в состав Азербайджана. С другой стороны, как он отмечает, подобная ситуация отвечает интересам России, которая получает возможность и дальше держать свой миротворческий контингент «в сердце Кавказа». Таким образом, Россия, пусть и косвенно, указывается турецким автором в качестве потенциальной угрозы процессу «нормализации» со стороны Азербайджана. Другой угрозой видится Иран, который видит в усиливающемся Азербайджане, в свою очередь, угрозу и своей территориальной целостности. Однако, как можно понять, эти угрозы могут быть купированы западными странами, прежде всего США, которые заинтересованы в том, чтобы кавказские энергоносители были интегрированы в «глобальную энергосистему», проще говоря – в том, чтобы установить над ними контроль.

Таким образом, из сказанного турецким автором получается, что одним из балансирующих Россию и Иран факторов турецко-азербайджанским альянсом может выступить поддержка со стороны Запада. То есть, именно на риторике вытеснения России и Ирана из Южного Кавказа, турецко-азербайджанская ось может строить свою дальнейшую стратегию, демонстрируя себя в качестве полезного Западу игрока на Южном Кавказе. Под этим же лозунгом, можно добиваться и Западной поддержки в том, что касается подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. Что характерно, встреча про которую говорится между руководствами Пашиняна и Алиева может состояться в Испании 5 октября.

56.02MB | MySQL:116 | 0,801sec