Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 21

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил в ООН, что Израиль находится «на пороге» исторического соглашения с Королевством Саудовская Аравия. Позднее в интервью американскому телевидению он допустил, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и КСА «вероятно», но окно возможностей будет открыто только в течение следующих нескольких месяцев. Он отметил, что существуют «серьезные проблемы» с предложением разрешить обогащение урана на территории Саудовской Аравии[i].

В израильских СМИ и экспертном сообществе активно обсуждаются возможные уступки, на которые придется пойти еврейскому государству ради соглашения с КСА, и их последствия, а также факторы, которые могут способствовать или воспрепятствовать этой сделке.

Йонатан Тобин, главный редактор JNS («Еврейского новостного синдиката»), рассматривает логику действий Белого дома в этом направлении с учетом еврейского фактора во внутриполитическом процессе в самих США.

Он не сомневается в том, что Израиль и Саудовская Аравия становятся все ближе друг к другу, но считает, что этот процесс имеет мало общего с усилиями президента Джо Байдена или госсекретаря Энтони Блинкена, которые «в первые годы своего пребывания у власти… с трудом произносили слова «Авраамовы соглашения», не говоря уже о том, чтобы развить внешнеполитический триумф администрации Трампа». Ситуация изменилась только за последние несколько месяцев, когда администрация Байдена взялась за продвижение соглашения о нормализации отношений между двумя странами.

Подтверждением сближения Й.Тобин называет посещение КСА двумя членами правительства Биньямина Нетаньяху. Министр туризма Хаим Кац стал первым израильским министром, которому саудовцы выдали въездную визу для участия в конференции Всемирной туристской организации ООН, посвященной Всемирному дню туризма. Затем в Эр-Рияд прибыл министр связи Шломо Кархи во главе делегации из 14 человек, в которую входили коллега-депутат Кнессета и представители других министерств. Там они приняли участие в религиозной службе по случаю еврейского праздника Суккот.

Отмечается, что фотографии израильского политика в Саудовской Аравии, который одет в талит (молитвенное облачение в иудаизме в виде прямоугольного покрывала) и держит в руках лулав и этрог (в еврейской традиции в праздник Суккот используются четыре вида растений, символизирующих четыре типа людей), невозможно было вообразить всего несколько лет назад. Тем более маловероятным представлялась готовность фактического лидера этой страны, наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, открыто говорить о нормализации отношений с Израилем. Так, в интервью Fox News Channel он опроверг слухи о том, что усилия по сближению двух стран зашли в тупик, заявив, что «каждый день мы становимся ближе».

При этом Й.Тобин отмечает, что на пути реализации соглашения о нормализации отношений остаются препятствия, включая обмен послами. Более того, он видит основания полагать, что «наследный принц и саудовцы могут быть совершенно счастливы стать еще ближе к Израилю как к стратегическому военному союзнику в борьбе с Ираном и потенциальному деловому партнеру, не переходя к полномасштабному мирному договору». «Такое решение сопровождает символизм, являющийся сложным для саудовского режима, претензии которого на авторитет в арабском мире опираются на то, что он является хранителем святых мест ислама в Мекке и Медине».

Й.Тобин полагает, что данный факт «ставит администрацию Байдена на место. В отличие от ситуации 2020 г., когда администрация Трампа была движущей силой дипломатического импульса, приведшего к «Авраамовым соглашениям», Байден и Блинкен могут быть в такой же степени помехой для израильско-саудовских отношений, как и подспорьем». Более того, «американская дипломатия по этому вопросу показала, насколько ветераны администрации Обамы, которые до сих пор руководят внешней политикой при Байдене, увязли в провальной политике прошлого. Их настойчивость по включению [в сделку] израильских уступок палестинцам в сочетании с возрождением застопорившегося мирного процесса и поиском решения конфликта на основе двух государств указывает на то, что они не понимают, почему нормализация вообще возможна», – пишет главред JNS.

Он считает, что «в отличие от средств массовой информации, арабские государства, в том числе Мухаммед бен Сальман, как и многие представители внешнеполитического истеблишмента США, понимают, что палестинцы не заинтересованы в мире с Израилем. Таким образом, они устали от того, что их безопасность и национальные интересы находятся в заложниках у палестинской политической культуры, которая не может отказаться от многовековой войны с сионизмом».

Й.Тобин утверждает, что «американское стремление включить палестинцев в любую сделку больше связано с желанием администрации Байдена свергнуть правительство Нетаньяху (поскольку многие из его членов не пожертвуют правами еврейского государства на Западный берег р. Иордан ради покупки посольства в Эр-Рияде), чем с чистосердечной заинтересованностью в мире».

По поводу того, что же все-таки определяет интерес Байдена к миру между Израилем и Саудовской Аравией, Й.Тобин указывает на две основные цели.

Во-первых, желание удержать саудовцев от сближения с Китаем для помощи в противостоянии Ирану и обеспечить поток нефти в Америку, которая отказалась от энергетической независимости по экологическим соображениям, но теперь сталкивается с дефицитом из-за санкций в отношении России.

Во-вторых, это своего рода внешнеполитический успех в преддверии уже неуверенной предвыборной кампании президента, так как большинство национальных опросов показывает, что Байден либо идет вровень с бывшим президентом Дональдом Трампом, либо отстает от него.

При этом Й.Тобин сравнивает ситуацию с предвыборным 2012 г., когда администрация Обамы совершила поворот в отношении Израиля. По его словам, «после трех лет всевозможных усилий, направленных на то, чтобы придать больше «публичности» отношениям между Соединенными Штатами и Израилем и устроить открытую конфронтацию с Б.Нетаньяху, Обама в разгар тяжелой кампании по переизбранию перешел к скрытым разговорам о расколе с еврейским государством. За этим последовали такие речи, как его выступление на Политической конференции AIPAC 2012 г., где он пообещал, что Иран никогда не получит ядерное оружие». Главред JNS напоминает, что «это теперь мы знаем, что он уже планировал нарушить эти обещания, начав секретные переговоры с Ираном. Но тогда он публично действовал по своему сценарию вплоть до того, что в 2012 г. в ходе своих дебатов по внешнеполитическим вопросам с кандидатом в президенты от Республиканской партии Миттом Ромни поклялся, что любая сделка, которую он заключит с Ираном, будет означать демонтаж его ядерной программы». «После победы на выборах эти обещания Обамы быстро забудутся, хотя они укрепили его позиции среди евреев, 69% которых проголосовали за него. Этот показатель снизился с 78% в 2008 г., но по-прежнему сильно разочаровывал республиканцев, многие из которых ошибочно полагали, что президент, который не скрывал своего антагонизма по отношению к Израилю, будет наказан на выборах еврейскими демократами». «Но он по-прежнему пользовался поддержкой либеральных евреев, даже когда большую часть своего второго срока пытался умиротворить Иран, кульминацией чего стало ядерное соглашение 2015 г.»

По мнению Й.Тобина, «Байден не так беспокоится о еврейских избирателях, как Обама». Он называет «раздвоенной» нынешнюю американскую политическую культуру, в которой «чистой фантазией представляется вероятность того, что население, в подавляющем большинстве настолько либеральное, как евреи, перейдет на другую сторону и проголосует за республиканца, не говоря уже о Трампе, ради Израиля или любого другого вопроса». Он считает, что такая ситуация является «источником огромного разочарования для Трампа, который не перестает гневаться на то, что большинство [американских] евреев не восприняли его статус самого произраильского в истории президента как повод проголосовать за него. Если политически консервативные евреи и ортодоксы будут поддерживать бывшего президента, то демократы знают, что им не нужно что-либо предпринимать, особенно в отношении Израиля во главе с Нетаньяху, который не нравится многим левым евреям, чтобы добиться тех же 68% еврейских голосов, которые Байден получил в 2020 г.»

Тем не менее, указывается на стремление Байдена добиться того, что он сможет назвать внешнеполитической победой, так как «на сегодняшний день его главным достижением за рубежом является катастрофическое отступление из Афганистана и то, как его ошибки привели к войне на Украине». Проблема для Й.Тобина заключается в том, что «приоритетом [Байдена] при вступлении в должность было возобновление ядерной сделки Обамы, от которой отказался Трамп». Ведь иранцы «зная, что новый президент США стремился их умиротворить, а не оказать давление (этот факт подтверждался тем, что переговорная команда Байдена была скомпрометирована своей проиранской предвзятостью), отказались идти на это и сидели, сложа руки, наблюдая за тем, как санкции так и не вводились. Иранцы также увидели, как Байден пошел на соглашение о выкупе заложников, которое принесло им миллиарды, в то время как они вкладывали средства в создание собственного ядерного оружия»[ii].

[i] PM: Saudi deal likely but time is short; MBS a ‘visionary’; coalition would back accord // The Times of Israel. 23.09.2023. https://www.timesofisrael.com/pm-window-of-opportunity-for-saudi-deal-but-major-issues-with-uranium-enrichment/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=netanyahu-tells-un-that-israel-at-the-cusp-of-historic-peace-with-saudi-arabia

[ii]Israel-Saudi normalization has nothing to do with Biden// JNS. 03.10.2023. https://www.jns.org/israel-saudi-normalization-has-nothing-to-do-with-biden/

56.07MB | MySQL:117 | 0,822sec