Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 22

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил в ООН, что Израиль находится «на пороге» исторического соглашения с Королевством Саудовская Аравия. Позднее в интервью американскому телевидению он допустил, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и КСА «вероятно», но окно возможностей будет открыто только в течение следующих нескольких месяцев. Он отметил, что существуют «серьезные проблемы» с предложением разрешить обогащение урана на территории Саудовской Аравии[i].

В израильских СМИ и экспертном сообществе активно обсуждаются возможные уступки, на которые придется пойти еврейскому государству ради соглашения с КСА, и их последствия, а также факторы, которые могут способствовать или воспрепятствовать этой сделке. Саудовская Аравия, на территории которой расположены самые святые места ислама, никогда не признавала Израиль и долгое время настаивала на том, что не сделает этого без справедливого разрешения палестино-израильского конфликта. Эр-Рияд не присоединился к заключенным при посредничестве США «Авраамовым соглашениям», в рамках которых Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Марокко установили официальные связи с Израилем в 2020 г.

Вашингтон уже несколько месяцев занимается продвижением соглашения о нормализации саудовско-израильских отношений, что должно ознаменовать «исторический прорыв» на Ближнем Востоке и в год выборов стать дипломатическим успехом президента США Джо Байдена и его администрации. На этой неделе 20 сенаторов-демократов написали ему письмо, в котором они выразили общую поддержку этим усилиям, но подчеркнули свою обеспокоенность по поводу требований Саудовской Аравии в области безопасности и ядерных технологий, одновременно призывая Белый дом использовать сделку для продвижения двухгосударственного решения палестино-израильского конфликта[ii].

Эфраим Инбар, директор Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), рассматривает нормализацию отношений с КСА как продолжение «Авраамовых соглашений», которые, в чем он не сомневается, «с самого начала пользовались благословением Саудовской Аравии». Несмотря на это, он считает, что для Израиля будет иметь значение переход от полутайного взаимодействия с КСА к открытому формату. Помимо того, что Саудовская Аравия является хранительницей важнейших мусульманских святынь и государством с огромным богатством, имеющим большой вес в арабском и мусульманском мире, шаг к нормализации с ней открыл бы множество экономических и дипломатических возможностей для еврейского государства в таких важных мусульманских странах, как Бангладеш, Ирак, Кувейт и Индонезия. В случае заключения соглашения эксперт предсказывает улучшение позиции Израиля на международных форумах и еще большую маргинализацию палестинского вопроса. Тем не менее, с учетом потенциальной цены нормализации отношений с КСА он призвал умерить широко распространенное воодушевление в Израиле.

Директор JISS объясняет это желанием администрации Байдена того, чтобы Израиль поддержал передачу американских ядерных технологий, которые позволили бы Эр-Рияду обогащать уран, а это может привести к приобретению им ядерного военного потенциала. Производство расщепляющегося материала путем обогащения урана потенциально опасно, поскольку нет возможности своевременно отследить переключение расщепляющегося материала на военные нужды. Даже самые строгие проверки не могут обеспечить надежное обнаружение, пока не станет слишком поздно для возможности предотвратить ядерную обработку. По сути, эксперт не видит какой-либо разницы между гражданской и военной ядерной программой.

По мнению Э.Инбара, Мухаммед бен Сальман справедливо опасается ядерного Тегерана, и «если Израиль не воспрепятствует этому, Иран окажется на пути к тому, чтобы стать ядерной державой». Но эксперт обращает внимание на другую проблему – удовлетворение ядерных амбиций Саудовской Аравии в настоящее время ускорит гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке и за его пределами. Сначала это усилит давление на Иран в его стремлении получить ядерный статус. «Ядерное соглашение между США и Саудовской Аравией заставит другие ближневосточные державы поспешно попытаться приобрести ядерный потенциал и, в конечном итоге, ядерный арсенал». Эксперт, прежде всего, имеет в виду Турцию и Египет, при этом отмечает, что предотвращение распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке является постоянным и первостепенным интересом Америки.

По мнению Э.Инбара, многополярный ядерный Ближний Восток станет центром нестабильности в мире. Ядерного сдерживания в таком регионе будет трудно достичь из-за небольших расстояний и особенностей политического руководства. Это станет «стратегическим кошмаром для маленького Израиля». Доктрина Бегина (превентивный удар Израиля, политика противодействия распространению оружия массового уничтожения, направленная на лишение потенциальных врагов способности создавать ОМУ) предполагает предотвращение такого сценария, даже если предусматривается применение силы. В этом он видит мотивацию для отказа от иранской ядерной бомбы.

Израильский эксперт напоминает, что «на Ближнем Востоке находятся одни из самых фанатичных религиозных групп, у которых мало моральных ограничений». В качестве яркого примера он приводит «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) и «Хизбаллу», которые внесены в списки террористических организаций некоторых стран. В один ряд с ними он ставит «саудовский ваххабизм, который на данный момент затмевается правлением Мухаммеда бен Сальмана, но также не является образцом умеренности». Э.Инбар опасается того, что в отличие от других регионов мира, религиозные экстремисты на Ближнем Востоке могут прийти к власти. В этой связи он упомянул «аятолл, которые командуют в Тегеране и имеют значительное влияние в других местах. Возможность попадания ядерного оружия в такие руки пугает».

Э.Инбар отмечает, что американские аналитические центры призывают президента Джо Байдена не заключать с Эр-Риядом какого-либо соглашения о сотрудничестве в гражданской ядерной сфере, если саудовцы не откажутся от обогащения урана, переработки отработанного реакторного топлива и эксплуатации тяжеловодных ядерных реакторов или заводов по производству тяжелой воды. «Фабрики мысли» США также настаивают на том, чтобы КСА согласилось на самые навязчивые ядерные инспекции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в соответствии с Дополнительным протоколом. «Соблюдение таких условий было обеспечено администрациями Буша и Обамы, когда они одобрили гражданскую ядерную программу для соседа КСА, Объединенных Арабских Эмиратов».

Директор JISS сомневается, что наследный принц Саудовской Аравии готов принять какие-либо ограничения. «Даже если он это сделает, условия, известные как «золотой стандарт» нераспространения, позволяют создать ядерную инфраструктуру, которая впоследствии может быть развита до уровня военной программы».

В этой ситуации Э.Инбар считает лучшим способом развеять законные опасения КСА по поводу безопасности и включить королевство в «Авраамовы соглашения» — это предотвратить реализацию иранской ядерной программы со стороны США и Израиля. Он с сожалением констатирует, что это означает военные действия. При этом выражает надежду на то, что американские и израильские лидеры поймут, что их промедление в отношении Ирана не оставляет им на данном этапе иного выбора, кроме как применить против него силу. По словам директора JISS, «действовать ответственно в данном случае означает нанести превентивный удар по иранским ядерным объектам, а не предоставлять КСА возможность ядерного обогащения».

Более того, он считает, что такие «ответственные действия также являются лучшим ответом на предотвращение дальнейшего вторжения Китая на Ближний Восток. Пекин подписал стратегические соглашения с Ираном, Сирией и даже Палестинской национальной администрацией. Все эти политические образования являются антиамериканскими». Соответственно, «США должны показать миру, что опора на Китай не может предотвратить односторонние меры со стороны США или Израиля, их союзника. Всем должно стать ясно, что сближение с Китаем может оказаться дорогостоящим предприятием». Поэтому Э.Инбар надеется, что «американские и израильские лидеры осознают лежащую на них истинную ответственность, и они не пожертвуют жизненно важными национальными интересами ради получения внутриполитических дивидендов»[iii].

[i] PM: Saudi deal likely but time is short; MBS a ‘visionary’; coalition would back accord // The Times of Israel. 23.09.2023. https://www.timesofisrael.com/pm-window-of-opportunity-for-saudi-deal-but-major-issues-with-uranium-enrichment/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=netanyahu-tells-un-that-israel-at-the-cusp-of-historic-peace-with-saudi-arabia

[ii] Riyadh said willing to boost oil output to help clinch normalization deal with Israel // The Times of Israel. 07.10.2023. https://www.timesofisrael.com/riyadh-said-willing-to-boost-oil-output-to-help-clinch-normalization-deal-with-israel/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=video-of-jewish-men-treading-on-muslim-graves-on-yom-kippur-sparks-condemnation

[iii] Israel needs to approach Saudi normalization with caution / JISS. 04.10.2023. https://jiss.org.il/en/inbar-israel-needs-to-approach-saudi-normalization-with-caution/

53.31MB | MySQL:103 | 0,462sec