Несмотря на достигнутые на полях Вильнюсского саммита Североатлантического альянса договоренности между Стокгольмом, Анкарой и Брюсселем, вопрос ратификации заявки Швеции на присоединение к НАТО по-прежнему не был урегулирован турецким парламентом, хотя по возвращении с летних каникул депутаты успели проработать уже неделю. Более того, пока от политических кругов Турции не поступает никакой конкретной информации о том, когда обсуждение вопроса начнется, зато были выдвинуты дополнительные требования к североевропейской стране и ее глобальному партнеру США, выполнение которых обуславливает позитивный исход голосования парламентариев. Вероятно, данный факт и побудил главу шведского правительства открыто заявить о существующей неопределенности.
На днях премьер-министр У.Кристерссон сообщил журналистам, что «не может обещать, что членство в НАТО будет одобрено в октябре». Подобный вывод, по словам политика, продиктован тем, что «это решение принадлежит Турции, а Турция принимает свои собственные решения». Другими словами, он дал понять, что Стокгольм не станет предпринимать никаких вспомогательных шагов, которые, в свою очередь, рискуют быть квалифицированными как вмешательство во внутренние дела другого государства. Любопытно еще и то, что У.Кристерссон счел ожидание урегулирования вопроса с Турцией именно в октябре проблемой интерпретации. Так, выступая к Риксдаге на текущей неделе он подчеркнул, что «все предполагали, что вскоре после открытия парламента Турция ратифицирует заявку Швеции в НАТО. Теперь парламент открылся, а значит, сейчас самое время». При этом он, судя по всему, забыл, что представители правительственных кругов Швеции сами способствовали распространению данной версии в попытке укрепить свой внешнеполитический авторитет после саммита в литовской столице.
Вместе с тем, премьер-министр североевропейской страны все же не был категоричен, говоря о достижении цели присоединения к Альянсу в целом. По его словам, «Швеция, Турция и НАТО договорились» о решении вопроса, и достигнутое сторонами соглашение, под которым он подразумевает итоги встречи в Вильнюсе, по прежнему «применимо к нашей (шведской –авт.) стороне и, я предполагаю, применимо к Турции». Последний вывод был сделан политиком на том основании, что Стокгольм «не получил никаких сигналов о том, что оно (авт. соглашение) не будет применяться». Интересно, что открытые заявления Р.Т.Эрдогана и его окружения относительно препятствий для ратификации заявки Швеции, звучащие на протяжении последнего времени, глава правительства «сигналами» не считает.
Прежний курс, ориентированный на завершение процесса вступления в Альянс в октябре, глубоко укоренился в оборонном ведомстве, которое готовится уже в следующем году обеспечить выполнение требуемых НАТО показателей ассигнований на оборону на уровне не ниже 2 % от ВВП. Это потребует от Стокгольма увеличить расходы на данную сферу в 2024 г. более чем на 27 млрд шведских крон, что эквивалентно порядка 2,2 млрд евро. В результате, оборонный бюджет вырастет с нынешних 92 млрд крон до 119 млрд. За счет данных средств, как обозначил министр обороны П.Йонсон, будут решены «исторические задачи» в виде «крупнейшего перевооружения страны с 1950-х гг.». Кроме того, дополнительные бюджетные траты связаны с необходимостью прикомандировать к структурам НАТО порядка 250 офицеров.
Наконец, есть определенный перечень практических задач. Уже сейчас Швеция готовится направить часть своих вооруженных сил для присоединения к контингенту Альянса в Латвии, что подтвердил главнокомандующий ВС Швеции М.Бюден. В дальнейшем, вероятно, страна столкнется в необходимостью более масштабного пополнения рядов вооруженных сил, а значит и закупками обмундирования, что в свою очередь, требует инвестиций в промышленность, которых пока правительством не предлагается. При этом как уже согласованные бюджетные решения, так и будущие проекты находятся в прямой зависимости от Турции, так как если она в краткосрочной перспективе не ратифицирует членство Стокгольма, то рост расходов на оборону в будущем году и срочная подготовка солдат, направляемых в Латвию в нынешнем, превратятся попросту в бесполезные траты средств, необходимых в других сферах жизни страны.
Нельзя не сказать также о внешнеполитическом ведомстве. Его руководитель Т.Билльстрём пока ограничился отвержением новых требований, предъявленных к Швеции турецкими властями. Основной же его задачей теперь, как отмечают местные и европейские обозреватели стала борьба за улучшение позиций в мусульманском мире, подорванных акциями с сожжением Корана. Так, стало известно о планируемой главой МИД серии переговоров с контрпартнерами из Алжира, Омана и Саудовской Аравии, которые призваны продолжить усилия, начатые во время встречи политика с делегацией ЛАГ на полях сентябрьской сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казалось бы, прямого отношения к Турции и НАТО данные шаги не имеют, однако, они наталкивают на мысль о попытках североевропейской страны не решать проблему с Анкарой, а снять ее с переговоров на том, основании, что турецкие претензии не поддержаны другими государствами с преобладающим мусульманским населением и особыми обязательствами по защите исламских святынь. Такой курс в значительной степени напоминает путь «Соглашений Авраама», суть которых состоит в нормализации контактов Израиля с умеренными арабскими режимами до урегулирования палестинской проблемы.
В целом глава правительства Швеции, вероятно, не без давления общественности и оппозиции вынужден, пусть и в мягкой форме, но признать, как минимум затягивание процедуры вступления в НАТО, вопреки сформировавшимся после саммита в Вильнюсе ожиданиям, что прогресс будет достигнут уже в октябре. Однако на уровне отдельных ведомств констатация дипломатической неудачи невыгодна, а потому и не делается публично. Прежде всего это касается министерства обороны, попавшего в наибольшую зависимость от решения Анкары в силу уже начатых весьма существенных корректировок бюджета и практических шагов, связанных с вхождением в Североатлантический альянс.