Европейская комиссия заявила в 9 октября, что она подвергла пересмотру все свое финансирование развития Палестины после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября, которое вызвало всеобщее осуждение со стороны Запада. «Масштабы террора и жестокости против Израиля и его народа являются поворотным моментом. Не может быть никаких обычных действий. Как крупнейший донор палестинцев, Европейская комиссия рассматривает весь свой портфель развития на общую сумму 691 млн евро», — сказал комиссар по соседству Оливер Вархели, объявляя об этом шаге. По словам Вархели, это будет включать «немедленную приостановку всех платежей, пересмотр всех проектов, все новые бюджетные предложения, в том числе на 2023 год, отложенные по дополнительному уведомлению [и] всестороннюю оценку всего портфеля». ЕС является крупным донором Палестины, который пообещал финансовую поддержку в размере 1,18 млрд евро на период с 2021 по 2024 год в рамках совместной программы для Западного берега, которым управляет Палестинская национальная администрация (ПНА) и сектора Газа, который контролирует ХАМАС. Проекты, поддерживаемые ЕС, осуществляются партнерами на местах, такими как НПО. «Финансирование ЕС поддерживает большинство основных услуг для палестинского населения и вносит прямой вклад в финансирование Палестинской администрации», — заявила пресс-секретарь Европейской комиссии Ана Пизонеро на брифинге в Брюсселе 10 октября. Ведущий представитель ЕС по иностранным делам Питер Стано сказал: «Какая бы корректировка позиции ЕС и реакция на то, что все еще происходит на местах, будут приняты на этой встрече (10 октября) в форме согласованной позиции ЕС». Главный представитель Европейской комиссии Эрик Мамер заявил, что «существует строгий контроль, чтобы гарантировать отсутствие прямого или косвенного финансирования [для ХАМАСа]». Объявление было сделано вскоре после того, как Германия и Австрия приостановили всю помощь палестинским территориям в ответ на террористическую атаку боевиков ХАМАСа против Израиля, усилив тем самым давление на ЕС, чтобы он также заморозил свою помощь. Министр развития Германии Свенья Шульце заявила 8 октября вечером, что правительству Германии пришлось пересмотреть «все свои обязательства по палестинским территориям», в то время как Берлин объявил в понедельник, что двусторонняя помощь в размере 125 млн евро, подлежащая выплате в этом году, приостановлена до «всестороннего» изучения того, сколько помощи было использовано. Премьер-министр Чехии Петр Фиала приветствовал «решение ЕС изучить поток европейских денег на палестинские территории», добавив, что это был шаг, который он «ранее поддерживал». Министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг заявил австрийскому национальному радио после того, как помощь Вены на сумму 19 млн евро также была остановлена, что «масштабы террора настолько ужасны (…), что мы не можем вернуться к обычным делам. Поэтому мы пока приостановим все выплаты по линии австрийского сотрудничества в целях развития». Несколько государств-членов ЕС, включая Италию, не поддерживают замораживание двустороннего финансирования или финансирования ЕС. Италия продолжит оказывать гуманитарную помощь палестинским территориям, заявило Министерство иностранных дел Италии 10 октября. Министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн сказал, что он не согласен с заявлением Вархели, заявив, что, решение о замораживании помощи должны принять государства-члены ЕС. Министры иностранных дел ЕС должны собраться во второй половине дня во вторник (10 октября) на экстренное заседание и, как ожидается, обсудят как разворачивающуюся ситуацию в Израиле, так и будущее финансирование палестинцев.
В этой связи отметим последний доклад Европейского совета по международным отношениям (ECFR), который формулирует основные принципы политики Брюсселя в связи с конфликтом в Израиле и тезисы которого будут обсуждаться в том числе и на совещании министров иностранных дел ЕС 10 октября. В докладе констатируется, что неожиданное наступление ХАМАСа 7 октября, в результате которого уже погибло более 900 израильтян и более 500 палестинцев в Газе после первоначальных израильских военных действий, знаменует собой значительный поворотный момент в израильско-палестинском конфликте. В связи с тем, что палестинские боевики впервые с момента основания государства захватили израильские населенные пункты и военные базы, а Израиль стремится к военному возмездию, это нападение угрожает дальнейшей эскалацией. Сейчас надвигается более глубокая фаза войны, которая потенциально может также разжечь конфликт между Израилем и «Хизбаллой» в Ливане и помешать нормализации отношений арабских государств с Израилем. Текущие перспективы дипломатии по деэскалации практически отсутствуют, и ни одна из сторон, скорее всего, не пойдет по дипломатическому пути или не вернется к прежнему статус-кво. Европейцам необходимо сосредоточиться на том, чтобы война не вышла из-под контроля и потенциально не разжигала широкий региональный конфликт. В этой связи целесообразна следующая линия поведения:
— Проявить солидарность с израильтянами, но подчеркнуть, что право Израиля на самооборону должно соответствовать международному гуманитарному праву. Полномасштабное наземное вторжение и непропорциональные нападения на палестинских гражданских лиц будут иметь далеко идущие и дестабилизирующие последствия для израильтян и палестинцев, в том числе за счет увеличения более широкой поддержки палестинского вооруженного сопротивления и риска вовлечения «Хизбаллы».
— Работать с теми, кто имеет некоторое влияние на ХАМАС, особенно с Египтом и Катаром, чтобы аналогичным образом предостеречь от преднамеренных нападений и захвата израильтян, что также противоречит исламским законам.
— Поддерживать усилия по содействию немедленному освобождению гражданских заложников и открытию гуманитарных каналов для поддержки населения Газы.
— Работать над предотвращением более широкого насилия в Израиле и на Западном берегу (включая Восточный Иерусалим). Необходимо противостоять любым попыткам крайне правых израильских политиков использовать текущие события в качестве прикрытия для реализации своей программы «Великий Израиль» или поселенцев отомстить палестинцам в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу.
— Признать, что Палестинская национальная администрация (ПНА) остается полностью на периферии происходящих событий. Иметь в виду, что в нынешнем контексте, любое вмешательство М.Аббаса в конфликт на стороне Израиля может легко спровоцировать гражданскую войну на Западном берегу, которую ПНА однозначно проиграет. Европейские правительства также должны противостоять контрпродуктивным мерам, включая сокращение финансирования ПНА и других форм финансовой поддержки палестинцев, что усилило бы социально-экономический и политический ущерб оккупированным территориям и усилило бы влияние групп боевиков.
— Сосредоточится на предупреждении всех сторон, включая Иран, о недопустимости распространения конфликта на другие театры военных действий, что может привести к опасной региональной эскалации. Европейцам следует усилить потенциал и присутствие UNIFIL – миссии ООН по наблюдению в Ливане – вдоль южной границы с Израилем.
— Двигаясь вперед, европейцам необходимо стратегически пересмотреть свой подход к давнему конфликту, поскольку нынешнее насилие происходит не в вакууме. Европейцы должны работать с Соединенными Штатами и арабскими партнерами, чтобы наметить политическое видение, которое содержательно признает и реагирует на основную динамику, питающую нынешнюю эскалацию. Это не может исключать палестинцев, полагающих, что региональная нормализация отношений с Израилем может обеспечить долгосрочный мир. Любое устойчивое решение должно включать центральное израильско-палестинское политическое направление, обеспечивающее права человека и самоопределение палестинцев. Последние события показывают, что ни одна из двух сторон не может инициировать необходимый политический курс. Международным субъектам, включая европейцев, необходимо срочно возобновить мирный процесс и продвигать его с новой силой.