Теперь проясним, почему израильский силовой блок проморгал такую масштабную операцию. Все эксперты в один голос заявляют о провале агентурной и технической разведки, но здесь нужны пояснения. Что касается технической разведки, то: а) без агентуры она может быть очень противоречивой и неполной; и б) режим конспирации во время телефонных переговоров: частая смена сим-карт и телефонных аппаратов, а также использование интернет-месенджеров со сквозным шифрованием фактически ее нивелируют. Что собственно и произошло, поскольку ХАМАС пользовался «Телеграм», который израильтяне не брали. Это, кстати, к вопросу «свободы» в интернете, из-за которой в прошлом ломалось в России много копий. С агентурной разведкой сложнее. Сразу скажем, что дефицит надежных агентурных источников налицо, но не все можно объяснить только этим дефицитом. Уверены, что какие-то источники израильтяне все-таки имели, но их информация «не стрельнула». Почему? Израильский полковник, который в настоящее время находится на действительной службе, рассказал СМИ на условиях анонимности, что неправильные оценки разведданных и вмешательство правительства в деятельность армии привели к тому, что Израиль был застигнут врасплох, когда палестинские боевики устроили разрушительную атаку: «Ситуация в Газе долгое время была стабильной, и мы не ожидали такого крупномасштабного нападения». Полковник дал понять, что у Израиля действительно была информация о том, что ХАМАС и связанные с ним группировки готовятся к нападению: «Эта информация была оценена неправильно. В частности, подразделения контртеррористической разведки думали, что все это оружие, использованное в этом нападении, будет применено отдельно в разных атаках. Они не могли оценить, что беспилотники-камикадзе и их моторизованные парашюты, ракеты и мини-дроны будут использованы для единственной тотальной атаки. Хотя мне не нравится называть это слабостью, разведка совершила огромную ошибку». Полковник также сказал, что относительная стабильность в Газе способствовала большой военной недисциплинированности в израильских войсках, которые несли службу на границе. Недисциплинированность, конечно, была, но там попахивает серьезной коррупцией. Как только вы ставите какие-то сектора под административную блокаду, то сразу же возникает спрос на контрабанду различного рода (от лекарств до оружия и топлива) и соответствующие цепочки ее организации. Причем с двух вроде бы внешне непримиримых сторон. Это аксиома.
Теперь еще раз об агентурной разведке. Повторим, что какая-то информация наверняка реально была. Но вот весь вопрос в том, что она была в своем большинстве отрывочной и неконкретной. А спецслужбы очень не любят такой род информацию, поскольку не знают, как на нее реагировать и реагировать ли вообще, т. е. «иди туда, не знаю куда». Такая информация идет по разным каналам, в том числе и по каналам обмена информацией с партнерами. Представитель египетской разведки заявил, что Египет разговаривал с израильтянами и предупредил, что вот-вот произойдет «что-то большое», не вдаваясь в подробности: «Мы предупредили их о грядущем взрыве ситуации, и очень скоро, и он будет масштабным. Но они недооценили такие предупреждения. Израильские официальные лица были сосредоточены на оккупированном Западном берегу и преуменьшали любые угрозы из Газы». Опять же отметим, что такое предупреждение было очень общим и предельно неконкретным. Когда оно такое по форме, и ты к тому же подозреваешь партнера в доведении до тебя нужной ему информации, то такие предупреждения не работают. Просто потому, что непонятно, что с ними делать и как на них реагировать: «где-то что-то глобальное случится». В на Западном берегу между тем стреляли и устраивали теракты, возникали какие-то новые группы и т. п. И на чем прикажете сосредоточиться? Рискнем предположить, что и через агентов в ХАМАСе (очень часто «двойников» — это в арабской традиции) поступала примерно такая же отрывочная информация. При этом этой информации было очень много, и она была такой же неконкретной. Рискнем также уверенно предположить, что этой информации был «воз и маленькая тележка» и поступала она несколько месяцев. Такая форма дезинформации очень эффективна, поскольку ее очень трудно обрабатывать и зачастую по факту не происходит того, о чем в ней говориться. Это расслабляет аналитиков, и они пускают все на самотек. Принцип «не кричи волки» работает в данном случае эффективно, и настоящая крупица реальной серьезной информации теряется в этом информационном вале и инертности. Это если мы берем чисто оперативно-разведывательный аспект, но есть и другие, не менее важные. «Я не могу дать никакого логического объяснения внезапному захвату израильских городов. Может быть, вам следует спросить правительство, которое постоянно вмешивается в дела военных», — заявил цитированный выше полковник ЦАХАЛа. Здесь мы выходим на вторую важную причину нынешнего провала силового блока Израиля. Но прежде чем говорить о влиянии политиков, обязательно отметим конкуренцию между самими спецслужбами. В данном случае действует обязательный принцип: какую бы спецслужбу не назначили центральным органом на том или ином направлении, остальные тоже будут влезать туда, дабы дать своему начальнику право первым доложить наверх о какой-либо «горящей информации». Эта система вносит свою сумятицу в анализ ситуации, запутывает картину мира для начальника, и отвлекает массу сил и средств самих спецслужб на внутреннюю конкуренцию. Так, армия отвечает формально за Газу, а по факту там присутствует и ШАБАК, а с внешнего контура – еще и Моссад. А последнюю в свою очередь на этом внешнем контуре активно поджимает та же ШАБАК, который вдруг решил поработать за рубежом, нарушая монополию Моссада. И это, не говоря уже о технической разведке, которая докладывает информацию самостоятельно. То есть, суммируем что отсутствует единый аналитический центр, и создать его невозможно, поскольку в крови любой спецслужбы «на повороте» обойти своего конкурента и доложить первым. В этом весь смысл.
А теперь о политиках. Начнем с кадровой правительственной чехарды в Израиле (сменилось аж три премьера за три года), что можно назвать с полным основанием «проклятием демократии». Имейте в виду, что каждый из них имеет свой шаблон в голове в отношении ситуации с палестинцами или иранцами. И переубедить его в обратном фактически нереально. Более того, в докладных записках приходится учитывать не только этот шаблон, но и исключать или вводить те термины и даже выражения или обороты, который каждый конкретный премьер любит или ненавидит. Иначе он просто не будет читать вашу докладную записку. Эта «штабная культура» отнимает у спецслужб массу времени и сил, и в результате начальнику часто докладывают то, что он хочет и что совпадает с его видением той или иной проблемы.
Если вернутся к заявлению полковника ЦАХАЛа о политиках более предметно, то отметим, что отдельные министры начали активно поджимать под себя целые сектора безопасности. 29 декабря 2022 года Кнессет (парламент) Израиля проголосовал за избрание лидера партии Ликуд Биньямина Нетаньяху на третий срок пребывания на посту премьер-министра (его предыдущие сроки были 1996-1999 и 2009-2021). Он возглавляет коалиционное правительство, в которое входят ультранационалистические и ультраортодоксальные партии. Сионистский список состоит из трех отдельных партий: «Религиозный сионизм» (7 мест), «Еврейская сила» (6) и «Ноам» (1). Выборы 2022 года стали пятыми, проведенными в Израиле с тех пор, как в декабре 2018 года начался судебный процесс по обвинениям в коррупции против Нетаньяху; его уголовный процесс продолжается и может продлиться месяцы или годы. Два из предыдущих четырех туров выборов не привели к формированию правительства, а два других привели к недолговечным коалиционным правительствам — правительству 2020-2021 годов с Нетаньяху в качестве премьер—министра и правительству 2021-2022 годов без него. Партнеры по коалиции, которые поддерживают юридические меры, призванные помочь Нетаньяху избежать уголовного наказания, могут иметь рычаги воздействия для реализации своих политических предпочтений. Включение Нетаньяху ультранационалистов Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира в состав нового правительства вызвало дебаты о последствиях для демократии Израиля, его способности регулировать напряженность в отношениях со своими арабскими гражданами и палестинцами, а также о его отношениях с Соединенными Штатами и другими странами. Коалиционных соглашения гласят, что евреи имеют «исключительное право» на землю между Средиземным морем и рекой Иордан, что, противоречит стремлениям палестинцев к государственности. Смотрич посвятил свою карьеру расширению еврейского контроля на Западном берегу и пропаганде применения еврейского религиозного законодательства в израильском обществе. Бен-Гвир выражает много схожих взглядов и был постоянным участником спорных собраний евреев и арабов в Иерусалиме. Министр сельского хозяйства и развития сельских районов Ави Дихтер, Смотрич и Бен-Гвир находятся в процессе принятия на себя некоторых обязанностей по обеспечению безопасности. Согласно коалиционным соглашениям, Смотрич занимает должность в Министерстве обороны и официально отвечает за подразделения по гражданским вопросам, управляющие вопросами Западного берега и сектора Газа, включая Комиссию по планированию, которая контролирует строительство поселений на Западном берегу и снос домов. Бен-Гвир возглавляет Министерство национальной безопасности, наделенное общими полномочиями в отношении израильской полиции, включая персонал, патрулирующий Иерусалим и его спорные святыни. Он также рассчитывает осуществлять надзор за Пограничной полицией (МАГАВ, израильский аналог Росгвардии), включая подразделения, которые действовали на Западном берегу под руководством Армии обороны Израиля. Бен-Гвир выступает за облегчение условий ведения открытого огня силами безопасности и повышение их юридического иммунитета. Министр обороны Йоав Галант (ушел с поста 26 марта в связи с несогласием по проведению судебной реформы, но вернулся) и высшее командование ЦАХАЛа, по-видимому, стремились предотвратить изменения в Министерстве обороны и Пограничной полиции, которые нарушили бы субординацию. В 2023 году Смотрич получил общие обязанности по руководству планированием поселений и обеспечению соблюдения законности в связи с незаконным строительством на Западном берегу, в то время как Галант сохранил формальные полномочия по вмешательству в решения Смотрича. Неясно, как это соглашение будет работать на практике (уже никак, что говорит о потенциальном усилении позиций Смотрича). Нетаньяху заявил, что он лично сохранит за собой окончательную ответственность за политику. Один израильский журналист утверждал, что усилия Нетаньяху действовать в качестве буфера между его партнерами по коалиции и западными странами, обеспокоенными их влиянием, в конечном итоге приведут к тому, что он потеряет поддержку тех или других. Два бывших чиновника США написали, что если новое израильское правительство во главе со Смотричем и Бен-Гвиром проявит открытую враждебность к арабам и примет нелиберальные меры по изменению израильской демократии, противники прочных американо-израильских отношений воспользуются ситуацией «для того, чтобы попытаться отменить некоторые аспекты отношений и, конечно же, оспорить просьбы израильских военных». Коалиционные соглашения не являются юридически обязательными. Степень их реализации может иметь значительные последствия для таких вопросов, как аннексия Западного берега или легализация аванпостов, права меньшинств (включая арабов, женщин и представителей ЛГБТК) и иммиграция диаспоры в Израиль. Часть коалиционного соглашения, касающаяся возможной аннексии районов Западного берега, недвусмысленно отсылает к предпочтительным Нетаньяху срокам и учету интересов Израиля. При этом все министры и премьер, которые перетягивают на себя одеяло в вопросах безопасности, к тому же были твердо убеждены в том, что ХАМАС на серьезные акции не способен. Вот отличный пример, когда слабые политики каждый диктует свою повестку дня без учета получаемых силовым блоком развединформации, попросту игнорируя ее, потому что она не входит в их картину мира. В этой ситуации никакая разведка не спасет, достаточно вспомнить историю 1941 года в СССР, когда концентрация 150 дивизий вермахта на границе просто не учитывалась, несмотря на всю информацию разведки. В Израиле сейчас что-то подобное, правда в других масштабах. Источники в ЦАХАЛе добавляют, что премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху придется атаковать Газу изо всех сил, поскольку с политической точки зрения у него нет другого выбора и «нам потребуется не менее 10 лет, чтобы навести порядок в этом беспорядке. И чтобы это произошло, Газа не должна создавать нам никаких серьезных проблем в течение этого времени. Что для этого нужно сделать, предельно ясно: крупная наземная и воздушная операция. Другого выбора нет».