О поступлении на вооружение ВМС Турции новых патрульных кораблей класса «Акхисар»

На предприятии Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле в присутствии министра обороны Турции Яшара Гюлера 23 сентября состоялась церемония спуска на воду двух патрульных кораблей прибрежной зоны (OPV) класса «Акхисар» (Akhisar), предназначенных для ВМС Турции. Как известно, 15 августа 2021 года на турецкой военно-морской верфи в Стамбуле (Istanbul Naval Shipyard), помимо церемонии спуска на воду первого корвета турецкого проекта MILGEM (типа Ada), строящегося для ВМС Пакистана, в присутствии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана состоялась также церемония первой резки стали и начала строительства для ВМС Турции головного патрульного корабля нового типа Akhisar. В выступлении на церемонии президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что в общей сложности для ВМС Турции будет построено 10 морских патрульных кораблей этого типа, и что головной корабль будет передан командованию ВМС Турции в мае 2023 года. В ноябре 2020 года Управление военной промышленности Турции SSB выдало турецкому объединению государственных верфей ASFAT и конкретно верфи Istanbul Naval Shipyard контракт на строительство первых двух патрульных кораблей нового типа.

Сообщается, что проект патрульного корабля типа Akhisar разработан на основе проекта турецкого корвета MILGEM (типа Ada), отличаясь главным образом упрощенным составом вооружения и радиоэлектронного оборудования. Вооружение патрульного корабля должно включать 76-мм универсальную артиллерийскую установку Leonardo Super Rapid (или ее турецкую копию), две дистанционно управляемые малокалиберные артиллерийские установки производства Aselsan, а также вертолет класса Sikorsky S-70 (T-70) с постоянным базированием в ангаре, также предусмотрено базирование беспилотных летательных аппаратов. Возможно размещение нескольких контейнеров со специальной целевой нагрузкой. Имеются три быстро спускаемые моторные лодки, в том числе одна со слипа в кормовой части корабля. Энергетическая установка патрульного корабля чисто дизельная двухвальная, автономность составит 21 сутки.

Новые турецкие патрульные корабли оснащены инфракрасной системой обнаружения и сопровождения разработки турецкой компании Aselsan, системой радиоэлектронной борьбы турецкого производства. На кораблях установлена система противоторпедной защиты национального производства. Помимо Aselsan, системы собственной разработки для фрегатов изготовила турецкая компания Havelsan. Около 80 субподрядчиков поставили для кораблей более 150 систем различного назначения. Около двух третей субподрядчиков являются турецкими компаниями. В частности, национальные компании поставили вооружение и электрические системы, дизель-генераторы, интегрированные системы управления, системы защиты от радиационной, химической, биологической защиты.

Представляется, что постановка новых надводных кораблей на вооружение ВМС Турции является частью многолетней программы по модернизации данного компонента Вооруженных Сил. Несмотря на внушительный корабельный состав и достаточно высокие затраты на оборону, Турция вовсе не находится в полной безопасности. На юге и юго-востоке от нее разворачивается масштабный конфликт в Сирии и Ираке, на Севере – конфликт на Украине, продолжаются и вялотекущие территориальные разногласия с Грецией на Западе. Важнейшим фактором, ослабляющим турецкую оборону и военно-морские силы, представляется географическое положение – практически вся территория Турции окружена морем, и прикрытие всей протяженности морских границ не представляется возможным. Другими словами, существующие ВМС Турции не в состоянии держать оборону по всему периметру морских границ, для чего и потребуются патрульные корабли прибрежной зоны «Акхисар».

Также зреет необходимость обновления и основного состава ВМС. Срок службы фрегатов и корветов (несмотря на то, что последние были дополнены кораблями типа Milgem), состоящих на вооружении на данный момент, подходит к 25-30 годам (середине срока службы). Однако, несмотря на существующие проблемы, Турция активно наращивает свои наступательные морские силы. В ближайшие пять лет на вооружение будут приняты новые ударные десантные корабли. Отметим, что здесь происходит моральное и техническое устаревание материальной части – большинство основных кораблей в ближайшие 5-10 лет достигнут срока службы в 20-25 лет, а это означает необходимость замены основных компонентов боевого состава турецких ВМС. Данный процесс может быть затруднен производством необходимых элементов вооружения в США, с которыми у Турции есть политические противоречия в Ливии, Сирии и Ираке.

Таким образом, высшее политическое и военное руководство Турции продолжает уделять пристальное внимание развитию надводного флота национальных ВМС, в части касающейся постановки на вооружение флота патрульных кораблей. Представляется, что текущие мероприятия по обновлению корабельного состава турецких ВМС происходят в рамках концепции «Синяя Родина» и направлены на всемерное увеличение боевых возможностей турецких ВМС в ближней морской зоне.

Наличие современных и боеспособных ВМС Турции представляется насущной необходимостью, связанной с поддержанием военного баланса сил в регионе. Разумеется, это требует от турецкого государства капиталовложений, соразмерных с бюджетом и военно-политической доктриной. Тем не менее обновление ВМС практически неминуемо и в силу их физического устаревания и технического износа материальной части. Такое положение дел может создавать опасность ускорения региональной гонки вооружений и создавать вызовы и угрозы национальной безопасности России.

55.98MB | MySQL:116 | 0,824sec