В связи с беспрецедентной эскалацией палестино-израильского конфликта продолжаем анализировать турецкую позицию, которая на протяжении всего периода правления президента Р.Т.Эрдогана была активно пропалестинской.
Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=102223.
10 октября вечером состоялся телефонный разговор между президентами России и Турции, В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом.
Цитируем пресс-релиз, опубликованный Кремлем по итогам телефонного разговора двух лидеров:
«Основное внимание уделено резко обострившейся обстановке в зоне палестино-израильского конфликта. Выражена глубокая обеспокоенность продолжающейся эскалацией насилия, катастрофическим ростом числа жертв среди гражданского населения.
Акцентирована необходимость незамедлительного прекращения огня обеими сторонами и возобновления переговорного процесса. Выражена обоюдная готовность активно содействовать этому. Подчёркнуто, что долгосрочное мирное урегулирование ближневосточного кризиса возможно исключительно на основе утверждённой Советом Безопасности ООН «двугосударственной» формулы, предусматривающей создание независимого палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме.
Затронуты также отдельные вопросы российско-турецкого сотрудничества в различных областях.
Контакты лидеров двух стран будут продолжены».
Обратимся теперь к пресс-релизу турецкой стороны. Заметим, что на момент написания данной публикации (утро 11.10) он был опубликован на сайте Управления по связям с общественностью при администрации президента Турции. Это небольшой, но важный нюанс, чуть снижающий статус опубликованного турецкой стороной пресс-релиза. Цитируем пресс-релиз Управления по связям с общественностью:
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным.
В ходе встречи два лидера обсудили ход тревожного конфликта между Израилем и Палестиной и меры по предотвращению распространения напряженности.
В ходе встречи была оценена, какие инициативы будут предприняты для удовлетворения гуманитарных потребностей в регионе.
Подчеркнув, что нападения на гражданские поселения вызывают беспокойство и что такие инициативы не приветствуются Турцией, Эрдоган также заявил, что Турция продолжит прилагать все усилия для обеспечения спокойствия в регионе».
Исходя из текстов приведенных выше официальных заявлений, которые выверяются до знака перед своей публикацией, складывается интересное чувство: как будто Россия и Турция «поменялись местами».
Именно Россия, традиционно скорее произраильская, нежели пропалестинская, публикует на сайте Кремля пресс-релиз про два государства, Восточный Иерусалим как столицу палестинского государства и границы 1967 года. Что не мешает, на фоне заявлений российских политиков, отечественным СМИ выражаться более осторожно по палестино-израильскому конфликту, с небольшим креном в сторону Израиля, хотя и с явными выпадами в сторону российских релокантов, переместившихся в эту страну.
С другой стороны, та самая Турция, которая блокаду сектора Газа прорывала с помощью «Флотилии мира» и не восстанавливала дипломатические отношения с Израилем из-за палестинского досье до 2022 года, опубликовала пресс-релиз, где про палестинское государство в границах 1967 года — ни слова. Только про недопустимость эскалации, бомбежек мирных поселений и готовность Турции оказывать все возможное содействие для возвращения региона к миру. В выступлениях Р.Т.Эрдогана, впрочем, звучит и тема двух государств, однако, турецкий пресс-релиз четко расставляет иные акценты – прежде всего, прекращение огня и выправление гуманитарной ситуации в регионе.
Что не мешает турецким СМИ, впрочем, как мы уже могли убедиться в своих обзорах, называть операцию ХАМАСа ответом «оккупанту».
Таким образом, можно говорить о дуализме в той же Турции, где руководство с одной стороны придерживается осторожной риторики, явно не считая необходимым ссориться с Израилем, с другой стороны турецкие СМИ, в массе своей находящиеся под контролем руководства страны, — отчетливо пропалестинские и с первых часов событий смещают фокус на то, что именно Израиль – «оккупант, годами творивший беззаконие на исконных палестинских территориях». А, следовательно, действия ХАМАСа представляют собой именно что реакцию, которую «прорвало».
Официальная позиция Турции, подчеркнем, демонстрирует нежелание руководства страны обострять только что нормализовавшиеся отношения с Израилем. В этом смысле, 2023-й год – далеко не 2010-е годы, когда Турция шла на обострение с Израилем «с открытым забралом» по куда как меньшим поводам, чем нынешнее противостояние.
Тут просматривается, как минимум, две причины для такого скорректированного турецкого подхода: 1) возможность занять привычную для себя позицию третьей стороны, миротворца в конфликте, который сулит множество рисков для активных участников; напротив, позиция миротворца, как показывает турецкий опыт, может принести не только политические, но и экономические дивиденды в зависимости от развития ситуации, 2) возможность сохранить отношения с влиятельным произраильским лобби в США, на которое Турция сможет рассчитывать в деле привлечения на территорию страны прямых (прежде всего, транснациональных, американских) иностранных инвестиций, в вопросе более благожелательного взгляда на экономические перспективы Турции со стороны международных рейтинговых агентств, а также в вопросе привлечения в страну кредитов и займов.
Обратимся к материалам ведущего мозгового центра страны – Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), посвященных нынешнему обострению между Израилем и ХАМАСом. Прежде всего, обратимся к классическому для Фонда жанру, когда ту или иную ситуацию, в данном случае, палестино-израильское обострение комментируют ведущие политологи Фонда.
На первый вопрос о значении «Потопа Аль-Аксы» эксперт Фонда Сибель Дюз говорит следующее:
«Хотя операция, проведенная вооруженным крылом ХАМАСа, «Бригадами Иззеддина Кассама», в прошлую субботу утром была с некоторым преувеличением описана как 11 сентября, операция «Потоп Аль-Акса» была успешным обманом, в котором ХАМАС умело скрыл свои настоящие военные планы, убедив Израиль в том, что он больше не хотел войны. Более точным подходом было бы описать ее как операцию по обману.
Хотя Израиль с неожиданной наивностью думает, что ХАМАС у него под контролем, понятно, что ХАМАС тщательно вел подготовку к этой операции. Утверждалось даже, что в ходе этого процесса подготовки ХАМАС сознательно снизил темп и частоту своих действий против Израиля. Кроме того, военные эксперты заявили, что эта операция стала самой неожиданной атакой со времен Войны Судного дня. Более того, есть те, кто называет это беспрецедентным разведывательным маневром.
Тот факт, что операция совпала с субботой, еврейским днем поклонения и отдыха, произвел шоковый эффект и затруднил получение немедленной реакции. Более того, проникновение из многих точек (с воздуха, с суши и с моря) удивило израильскую оборону. В то время как ХАМАС принимает решение о деталях операции с очень ограниченной группой, чтобы предотвратить утечку информации об операции, существует также сегмент людей, которые думают, что Израиль сместил свое внимание с ХАМАС, направляя свои усилия на шаги по быть направлено на нормализацию отношений с Саудовской Аравией.
Если мы рассмотрим тактические этапы операции, то увидим, что ракеты, запущенные из сектора Газа, создали эффект шока и неожиданности, а проникновение осуществлялось с помощью моторизованных парашютов и дельтапланов в тени запущенных ракет. Было замечено, что ведущие элементы ХАМАСа и элитные подразделения, осуществившие проникновение, чтобы им было легче атаковать, уничтожали бетонные барьеры, усиленные электронными системами, которые Израиль построил для предотвращения попыток проникновения.
Таким образом, заградительная система была преодолена строительной техникой, мотоциклами и внедорожниками, что позволило проникнуть большему количеству элементов. Вывод из строя электрооптических систем сторожевых вышек дронами, несущими самодельную взрывчатку, и перерезание линии связи между штабами израильской армии создали слабость израильских сил безопасности и ограничили разработку маневров по немедленной ликвидации атаки. Более того, вывоз израильских пленных в Газу позволит ХАМАСу получить политическое влияние, которое увеличит его переговорную силу при будущих обменах пленными.
Наконец, констатируется, что одним из факторов, облегчивших проведение этой операции, стал тот факт, что израильская армия допустила стратегическую ошибку в системе отправки и разместила свои войска преимущественно на Западном берегу. Короче говоря, ХАМАС предпринял неожиданную попытку, использовав карту «неожиданности».
Время покажет, окажутся ли стратегические последствия этой инициативы такими, как планирует ХАМАС. В случае, если нынешняя эскалация насилия продолжится, можно сказать, что достигнут новый этап в израильско-палестинской напряженности, порог насилия перейден Хамасом и запал новой спирали насилия зажжен».
Итак, констатируем главную мысль в изложенном выше: ХАМАС провел блестящую операцию по проникновению в Израиль, выявив и использовав его уязвимости в обороне. Это касается и скрытной подготовки операции, использование фактора отвлечения Израиля на нормализацию отношений с Саудовской Аравии с «расслабленностью» в отношении «затихшего ХАМАСа» и, непосредственно, использование брешей в физической обороне Израиля. Отметим, что упоминаются и «стратегические последствия» операции ХАМАСа. Безусловно, такой вызов «огня на себя», не мог не преследовать своей целью большее чем заход на израильскую территорию, уничтожение военных и гражданского населения и выход с захваченными заложниками для «переговорного процесса». В этом смысле, показательным является упоминание процесса нормализации отношений с Саудовской Аравией, которая теперь для Израиля становится, как минимум, проблемной.