О расширении энергетического сотрудничества Алжира с США

Результаты завершившейся 11 октября 6-й сессии алжиро-американского стратегического диалога в Вашингтоне дало основания представителям властей АНДР утверждать о якобы достигнутом «энергетическом прорыве» в отношениях с США. Однако реально двусторонние успехи гораздо скромнее.

11 октября в Вашингтоне завершилась 6-я сессия алжиро-американского стратегического диалога. Власти АНДР в лице представителей МИД страны рапортуют о том, что «Алжир и Вашингтон договорились о главном – определении конкретных направлений работы в области энергетики, высшего образования и стартапов».

Важно заметить: именно на получение крупных американских инвестиций для развития алжирского энергетического сектора рассчитывали лидеры АНДР. Получение инвестиций из США было одним из главных пунктов стратегии развития национальной углеводородной отрасли алжирского президента Абдельмаджида Теббуна.

Лидеры Алжира полагали, что это в совокупности с итальянскими, французскими и прочими иностранными вложениями позволит заметно увеличить добычу алжирских нефти и газа и их экспорт.

Однако реальные достижения АНДР после 6-й сессии алжиро-американского стратегического диалога, на которую так рассчитывали лидеры страны, гораздо скромнее.

Заметим, что соответствующую работу в Вашингтоне с заместителем государственного секретаря Государственного департамента США Барбарой Лиф провел 11 октября генеральный секретарь МИД АНДР Лунес Маграман.

Стороны отметили, что данная встреча «актуальна и необходима в условиях взрывоопасной обстановки на Ближнем Востоке». Однако их диалог омрачило то, что Алжир и Вашингтон занимают диаметрально противоположные позиции в отношении израильско-палестинского конфликта.

Так, Алжир открыто поддерживает «палестинский народ», призывая «международное сообщество защитить его от израильской агрессии», обвиняя «сионистский режим в варварских бомбардировках Газы, унесших жизни более тысячи человек», тогда как США, напротив, оказывают явную поддержку Израилю.

Впрочем, важность других насущных вопросов не позволила сорвать встречу в Вашингтоне из-за обострения конфликта. Это само по себе подтверждает важность сотрудничества для США и АНДР.

Стороны отметили, что к моменту проведения этой встречи они уже добились «некоторого успеха в энергетической сфере», в частности, относительно «интересных инвестиций американской компании General Electric и алжирской Sonelgaz в производство электрических турбин».

Это должно позволить АНДР заметно увеличить долю вырабатываемой энергии, в том числе альтернативной (главным образом, солнечной).

Впрочем, пока на этом достижения сторон и закончились, представители которых на встрече делали уважительные по отношению друг к другу заявления без наполнения их конкретикой.

Так, Б.Лиф, засвидетельствовав «значительный прогресс в экономическом диалоге между двумя странами», напомнила своему алжирскому коллеге о состоявшихся в последние месяцы «нескольких визитах в Алжир американских операторов, специализирующихся в сельском хозяйстве, машиностроении, туризме и других сферах».

Это, по ее мнению, служит наглядным подтверждением заинтересованности бизнеса США в Алжире. Причем, как утверждает Лиф, почву для этого «сумел расчистить Алжиро-американский деловой совет, возглавляемый алжирцем Смаилом Шикуном».

Дополнительный же интерес к АНДР, по ее словам, породили произошедшие при Теббуне изменения в инвестиционном кодексе Алжира, «особенно отказ от обязательного правила 51/49 во многих сферах деятельности для иностранных инвесторов».

Напомним, что по законодательству АНДР для работы в Алжире каждая зарубежная компания должна была создать совместное предприятие с алжирскими коллегами. Причем контрольный пакет акций в нем (51%) должен был принадлежать алжирской стороне.

Однако Алжир отменил «закон 51/49» не полностью. Например, для новых проектов в альтернативной энергетике. В энергетике же углеводородной оно продолжает действовать.

Соответственно, американская сторона «прозрачно намекнула» стороне алжирской, что с большим удовольствием вложит не один миллиард долларов в нефтегаз АНДР, но в случае отмены «закона 51/49». Иначе в условиях регулярных колебаний стоимости углеводородов риски для инвесторов серьезно возрастают.

Алжирское же руководство намеревается «прогнуть» своих американских коллег подобно тому, как оно этого добилось с Италией и отчасти Францией, вкладывающих средства в энергетику АНДР и при сохранении ограничительного инвестиционного законодательства.

Но пока явных подвижек со стороны США в этом не наблюдается. Однако они есть в сфере альтернативной энергетики, на которую, как уже говорилось выше, ограничения не распространяются.

Тем не менее, алжирское руководство в попытке заинтересовать американские сырьевые компании указывает их руководству на свои дополнительные преимущества, многих из которых нет в других «нефтегазовых» странах.

В частности, это дешевизна энергии и рабочей силы при довольно высокой квалификации последней, наличие необходимых объемов сырья и базовой инфраструктуры, и, конечно же, безопасность Алжира для работы иностранцев.

Хотя на этот счет в США имеется свое мнение – ведь по политическим меркам теракт на газоперерабатывающем комплексе в Ин-Аменасе, унесший жизни десятков иностранцев, произошел, по сути, «вчера» — в 2013 году.

Кроме того, алжирское руководство пытается сыграть на американской «ревности» относительно того, что если в Алжире не будет компаний из США, то там будут «китайские гиганты и огромная малайзийская группа (PETRONAS), готовая выложить на стол 6 млрд долларов».

Между тем, как утверждает алжирская сторона, она рассчитывает на «продолжение встречи» в Вашингтоне в плане более конкретного обсуждения «алжиро-американского сотрудничества».

Однако как представляется, руководство АНДР крайне поверхностно представляет процесс принятия решений в США, полагая, что американское политическое руководство сможет при желании заставить бизнес-компании данной страны работать на невыгодных для себя условиях.

И, несмотря на большие ожидания алжирского руководства на американские инвестиции, Вашингтон ожидает от него более выгодных предложений. То есть выполнения переданных Б. Лиф пожеланий относительно предоставления компаниям из США привилегированных условий. Без этого действительно крупных вложений США в АНДР ожидать сложно.

55.9MB | MySQL:116 | 0,589sec