Британские эксперты об отношении Ирана к изменившейся региональной ситуации после установления Азербайджаном контроля над Нагорным Карабахом

Как указывают британские эксперты, быстрая победа Азербайджана в сентябрьском конфликте с Арменией фактически положила конец затяжному конфликту, начавшемуся в 1988 году. Азербайджан установил контроль над отколовшейся территорией Нагорного Карабаха, где, по сообщениям, более 120 000 армян, проживающих в анклаве, в настоящее время бежали в Армению.  Эти события при этом поставила Иран перед выбором из-за изменения ситуации в регионе. Чтобы понять текущее состояние отношений между Арменией, Ираном и Азербайджаном, нужно сначала оценить их сложные связи. На бумаге Исламская Республика Иран и Армения, одна из старейших христианских общин в мире, являются необычно близкими союзниками и за последние три десятилетия обе страны, имеющие общую границу, наладили тесные политические связи. Иран даже снабжал Армению электроэнергией в периоды ее дефицита, укрепляя их двусторонние связи. И наоборот, отношения Ирана с Азербайджаном, которые имеют этнические, языковые и религиозные связи, были напряженными. Ранее в этом году был отмечен рост риторики  в Иране, призывающих к более агрессивной политике против Азербайджана, но Тегеран, по крайней мере публично, юридически поддерживал территориальную целостность Азербайджана, и политически он не мог противостоять этому. По оценке Хамидрезы Азизи, эксперта по геополитике и безопасности на Ближнем Востоке из Немецкого института международных отношений и безопасности, иранские политики в основном озабочены более широкими геополитическими и геоэкономическими последствиями и того, что Азербайджан возьмет верх в регионе. «С геоэкономической точки зрения, главной заботой Ирана является потенциальное создание Зангезурского коридора», — полагает Азизи. Зангезурский коридор представляет собой стратегически важную узкую полоску земли в Сюникской области Армении, которая отделяет основную часть Азербайджана от Нахичевана, автономного эксклава Азербайджана. Этот коридор шириной примерно 3,5 км в самом узком месте будет служить единственным сухопутным сообщением между Азербайджаном и Нахичеваном, который также связан с Турцией. И Анкара, и Баку призвали к открытию коридора, что может иметь важные последствия для Ирана. Зангезурский коридор должен стать  дополнением к продвигаемому США Среднему коридору («Транскаспийский международный транспортный маршрут», в качестве альтернативы Транссибирской магистрали и Южному коридору, который соединит Европу с Азией через Индию и Пакистан, что подразумевает  теплые индо–пакистанские отношения, в чем никогда нельзя быть уверенным. В соглашении о прекращении огня от 2020 года между Азербайджаном и Арменией говорится: «Республика Армения гарантирует безопасность транспортных сообщений между западными регионами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой (НАР) с целью организации беспрепятственного передвижения людей, транспортных средств и грузов в обоих направлениях». В соглашении не указан маршрут, но кратчайший маршрут проходит через провинцию Сюник Армении (Зангезур в Азербайджане), которая граничит с Ираном. Одна из идей для маршрута Турция-Азербайджан через Зангезурский коридор потребовала бы 166-километровой железнодорожной линии (восстановленной железной дороги советской эпохи, которая проходит параллельно иранской границе) от Горадиза в  Азербайджане до Ордубада, Нахичеван, затем 158-километровой линии от Ордубада до Велидага, также в Нахичеване. Линия пересекла бы Турцию в Дилуджу и соединилась бы там с железной дорогой Карс-Нахичеван. Аналитический центр при правительстве Азербайджана предполагает, что открытие Зангезурского коридора увеличит экспорт более чем на 700 млн долларов США и увеличит ВВП ненефтяного сектора на 2%, возрастет занятость и активность малого бизнеса в Нахичеване,  а также устранит необходимость в сделках по обмену природным газом с Ираном для снабжения НАР. Армения обеспокоена тем, что она потеряет суверенитет над территорией, прилегающей к ее границе с дружественным Ираном, который открыл консульство в Сюнике. И Исламская Республика, которую раздражает, когда азербайджанцы называют ирано-азербайджанский регион «Южным Азербайджаном», будет отрицательно относится к созданию коридора так близко к своей границе, кроме того Тегеран не хочет терять скидку в 15%, которую он получает при обмене природным газом с Азербайджаном.  Создание Зангезурского  коридора в конечном итоге может произойти, но ожидание его реализации может занять много времени. Какие есть другие варианты? Иранская дорога 16 — это автомагистраль Восток-Запад на севере страны. Он начинается в провинции Гилян, граничащей с Азербайджаном, где находится пограничный переход в Астаре, а вскоре между странами появится новый мост. Шоссе проходит через Северный Иран и заканчивается в Эсендере, Турция. Автомобильная дорога не может соответствовать пропускной способности железной дороги, но Иран и Азербайджан готовы расширять транспортное сотрудничество через совместный транспортный комитет. Иран также имеет железнодорожное сообщение от границы с Азербайджаном до Турции, и недавние события могут осложнить строительство железной дороги через Армению. В октябре 2023 года Иран и Азербайджан согласовали протокол о строительстве «новой железнодорожной линии и железнодорожных мостов между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджанской Республики и Нахчиванской Автономной Республикой, проходящих по территории Исламской Республики Иран». Недостатком направления грузов через Иран является то, что это дает Тегерану возможность ограничить перевозки между Европой и Центральной Азией. Израиль имеет дипломатические отношения с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, и Иран будет возражать против допуска грузов в Израиль или из Израиля (у Ирана есть соглашение о военном сотрудничестве с Таджикистаном). Товары по-прежнему могут перемещаться между республиками и Израилем, но им придется добираться из Казахстана через Каспийское море в  Грузию и Турцию, а далее морским или воздушным транспортом в Израиль. Кроме того, нужно платить за железную дорогу. США, вероятно, наложат вето на финансирование Всемирным банком или Азиатским банком развития из-за иранского участия, поэтому Иран, Азербайджан и, возможно, Турция могут создать и профинансировать совместное предприятие или обратиться к Китаю и предложить, чтобы железная дорога стала частью инициативы «Один пояс, один путь» (BRI). BRI прошел пик кредитования, но Пекин может включить проект в ирано–китайскую 25-летнюю программу сотрудничества, в рамках которой Китай инвестирует 120 млрд долларов в модернизацию транспортной и производственной инфраструктуры Ирана. Будут ли США благосклонно относиться к этому проекту? Вероятно, нет, но США хотят, чтобы Центральная Азия и Кавказ меньше зависели от связей с Россией, и это может оказаться наилучшим доступным вариантом. Железная дорога большой пропускной способности избавит регион от издержек, связанных с тем, что он не имеет выхода к морю, что Китай пытается сделать с помощью BRI. Разумный шаг Вашингтона — обеспечить железным дорогам, соединяющим Центральную Азию с остальным миром, более чем один вариант финансирования, то есть денежные средства на условиях, конкурирующих с кредитами от политических банков Китая и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Это будет соответствовать стратегии Вашингтона в Центральной Азии стратегию. Президент США Джо Байден недавно встретился с президентами республик Центральной Азии. Теперь пришло время продолжить встречи лидеров, шире взглянув на выгоды для Центральной Азии и продолжив разговор о «продвижении суверенитета и экономического процветания [Центральной Азии]».

В этой связи Тегеран отдает себе отчет в том, что шаг по созданию Зангезурского коридора помимо чисто экономики будет иметь и геополитические последствия. «Азербайджанские официальные лица время от времени указывали, что создание Зангезурского коридора каким-то образом повлечет за собой потерю Ираном сухопутного доступа к Армении», — указывает Азизи. Были выдвинуты различные договоренности, включая создание коридора, находящегося под международным контролем, который, если бы он проходил через Сюникскую область Армении, «стал бы геополитической катастрофой» для Ирана, сказал Азизи. Для Тегерана это означает ограничение его геополитических возможностей и усиление зависимости от Азербайджана, который имеет тесные связи с Израилем, заклятым врагом Тегерана и региональным конкурентом Анкары. Иран опасается не Нагорного Карабаха как такового, а того, что это подразумевает поэтапный подход Азербайджана к достижению всех своих целей. Несмотря на все эти опасения,  возможности Ирана ответить пока ограничены. Хотя Иран, возможно, и не хочет этого признавать, Тегеран больше не пользуется в этом аспекте полной поддержкой России, своего главного партнера в регионе. Тот же  Азизи констатирует, что  «Россия не только не поддерживает Армению, но и фактически становится на сторону Турции». «В Иране сохранение открытой границы с Арменией стало вопросом патриотизма и национализма. Общественное мнение по этому вопросу таково, что иранцы даже поддерживают военный подход своего правительства против любых действий на границе с Арменией, если в этом есть необходимость», — полагает Армин Монтазери, редактор по внешней политике иранской газеты «Хам-Михан». В Иране воспоминания о потере контроля над различными кавказскими территориями в начале XIX века после войн с Россией, включая современные Азербайджан, Грузию, Дагестан, Армению и Игдыр в Турции, продолжают будоражить националистические круги. Подобные идеи также пронизывают турецкое общество, где сухопутный коридор с Азербайджаном рассматривается как ворота в Центральную Азию и средство восстановления связей с другими тюркскими государствами.  Но даже с учетом этих исторических обид, политики в Иране теперь будут действовать более тонко, чем раньше, считает Монтазери: «Иран сейчас столкнулся с двумя странами с четкими границами, и ему приходится выбирать, хочет ли он продолжать сотрудничество с ними двумя или враждовать с одной. И я думаю, что этот сдвиг также окажет влияние на общественное мнение Ирана».  Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в свою очередь попытался развеять опасения Ирана, предположив, что Тегеран будет включен в планы по созданию общей зоны  процветания между странами. «Когда Эрдоган сказал, что у Ирана нет проблем с Зангезурским коридором, иранские официальные лица этого не отрицали», — сказал Монтазери, добавив, что это означает, что Тегеран «готов обсудить эту идею». Однако таким заверениям Турции придется бороться с сохраняющимися подозрениями внутри Ирана, уверен Али Ваез, директор иранского проекта Международной кризисной группы. Азербайджан, добившийся значительных территориальных завоеваний, вероятно, сосредоточится на укреплении своего контроля над вновь приобретенными территориями, сохраняя при этом свои стратегические энергетические интересы в отношениях с Ираном. С другой стороны, перед Арменией стоит непростая задача восстановления своей экономики, учета притока беженцев и примирения с новыми геополитическими реалиями на Южном Кавказе.

Тем временем Ирану приходится сталкиваться с двумя давними проблемами в отношении Азербайджана, которые усугубились после конфликта 2020 года, полагает  Ваез: «Первое связано с опасениями самого Ирана по поводу своей территориальной целостности. Почти треть из почти 88 млн граждан Ирана — этнические азербайджанцы, которые говорят на родном тюркском языке и в основном проживают в северо-западных провинциях страны, граничащих с Азербайджаном, Арменией и Турцией. Тегеран исторически опасался ирредентистских настроений среди своего азербайджанского населения и остается крайне чувствительным к тому, что он воспринимает как пантюркистскую риторику в Азербайджане, а также на Южном Кавказе и в Центральной Азии в целом». В знак поддержки Армении глава Высшего советанациональной безопасности Ирана Али Шамхани встретился со своим коллегой Арменом Григоряном в апреле «Напряженность и конфликт в Кавказском регионе не отвечают интересам ни одной страны», — сказал Шамхани. На пресс-конференции в понедельник представитель МИД ИРИ Насер Канани, выразив поддержку возвращению Азербайджаном Нагорного Карабаха, предупредил, что он решительно выступает «против внесения геополитических изменений в регион, и это наша четкая позиция». В прошлом Иран даже проводил военные учения на границе с Азербайджаном и открыл консульство в Капане, столице провинции Сюник, «как средство выражения своего несогласия с любым изменением границ в этом регионе».  По оценке Азизи, прямой конфликт между Арменией и Азербайджаном может привести к тому, что Иран потенциально предоставит беспилотники: «В такой ситуации, когда Россия и Турция сохраняют важные роли в регионе, может быть довольно много неожиданных сценариев и непредсказуемых обстоятельств». Теперь Турция и Израиль, которые были главными военными и политическими сторонниками Азербайджана, способствуют изменениям в региональном порядке. Мы уже говорили, что Израиль возможно оказал не меньшую военную помощь Баку, чем Анкара во время последнего конфликта. К предоставлению данных радиоразведки прямо со своей базы в Азербайджане, Израиль оказывал помощь и в  поставках оружия. Количество полетов азербайджанцев на израильскую авиабазу резко возросло в преддверии военной кампании, начатой Азербайджаном в спорном Нагорно-Карабахском регионе, свидетельствуют веб-сайты отслеживания рейсов. Ранее в сентябре пять рейсов азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines приземлились в аэропорту Овда, военной авиабазе на юге Израиля недалеко от города Эйлат. С марта было совершено 11 таких рейсов. Еще один рейс, который приземлился в Овде из Баку в четверг в 10 утра по местному времени. Он вылетел из Израиля два с половиной часа спустя, вернувшись в столицу Азербайджана. Число таких рейсов увеличился до 92 грузовых рейсов, выполненных авиакомпанией Silk Way Airlines в Овду за последние семь лет. Это включало всплеск насилия между американскими и азербайджанскими силами в Нагорном Карабахе в 2020 году. Эта кооперация безусловно волнует Тегеран, но, как полагают эксперты, однако только если угроза со стороны Израиля в отношении Ирана станет «немедленной», это потенциально может подтолкнуть Иран к принятию крайних мер, но в противном случае «это действительно сложно, и возможности Тегерана гораздо более ограничены по сравнению с прошлым».

55.94MB | MySQL:116 | 0,734sec