Спустя шесть месяцев после обострения в апреле с. г. широкомасштабного вооруженного противостояния в Судане гуманитарная ситуация продолжает оставаться критической. За период острой фазы противостояния было убито 9 тыс человек, и почти 6 млн человек стали вынужденными переселенцами, а общее число нуждающихся в гуманитарной помощи превысило 25 млн человек, составляя таким образом более 50% всего населения страны. С марта-апреля 2023 г. из Судана эмигрировало за рубеж около 1 млн человек.
Несмотря на частичное снятие воздушной блокады с августа 2023 года, а также факт постепенного восстановления гуманитарного доступа ООН и других международных организаций в Дарфуре и на других участках вооруженного конфликта, гуманитарные потребности суданского населения остаются нерешенными.
Причина – в отсутствии достаточного донорского финансирования на гуманитарную поддержку. Cостоявшаяся в июне в Женеве министерская донорская конференция при посредничестве Египта, Катара, Европейского союза и Саудовской Аравии по Судану анонсировала обязательства международного донорского сообщества о выделении 1.5 млрд долларов США в обозримой перспективе на поддержку Судана. Однако, даже этих средств не будет достаточно для решения гуманитарных проблем. По оценкам ООН, общие потребности в финансировании гуманитарных операций в Судане составляют 2.6 млрд долларов, которые на сегодняшний день обеспечены всего лишь на 33%.
Гуманитарный кризис в Судане привел к существенной деградации социальной сферы за последние шесть месяцев, включая системы здравоохранения, образования и культуры.
В частности, cущественное негативное воздействие на гуманитарную ситуацию оказывают вспышки инфекционных заболеваний, особенно холеры. В частности, только в Хартуме и Кордофане зафиксировано не менее 1 тыс. случаев заболевания холерой. Причина заключается в полной парализации системы медицинского обеспечения, которая в зоне вооруженного конфликта практически разрушена – 70% медицинских учреждений там не функционируют. В системе образования сегодня из-за непрекращающегося насилия 19 миллионов детей не посещают школу.
В краткосрочной перспективе предпосылки для кардинального улучшения гуманитарной ситуации отсутствуют. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие месяцы ни одной из противоборствующих сторон не получится достичь убедительного перевеса в вооруженной борьбе, соответственно вялотекущее противостояние продолжится, и международные посреднические усилия о достижении долгосрочного мира едва ли увенчаются успехом. Обе стороны противостояния не готовы к обязательствам по долгосрочному прекращению огня до достижения убедительного превосходства над противником, поскольку рассматривают эту гражданскую войну как экзистенциальную, ее исход решающим для своего политического существования.
В таких условиях следует ожидать лишь дальнейшей деградации гуманитарной ситуации и роста потребностей населения в базовом гуманитарном содействии. Сложная экономическая ситуация в Судане будет сдерживающим фактором: прогнозируемая экономическая стагнация в 2023-2025 гг. не приведет к деэскалации и скорому экономическому восстановлению, что станет негативным фактором в плане создания рабочих мест и инвестиций в человеческий капитал. В 2023 году, несмотря на относительно небольшое (с учетом фактора вооруженного конфликта) сокращение экономики, приток инвестиционных ресурсов в Судан практически иссяк наряду с массовой миграцией в соседние страны трудоспособного, высококвалифицированного персонала. Волатильность национальной валюты в ближайшие годы останется высокой, при том что запасы международных резервов страны будут неизменно сокращаться. Долгосрочные прогнозы экономического развития пока достаточно туманные: после вооруженного переворота 2021 года международные финансовые институты и западные доноры фактически приостановили финансовую помощь Судану, что блокирует поступление инвестиций на долгосрочные экономические и инфраструктурные проекты. Запад послал четкий сигнал суданским властям, что пока в стране не будет установлено «гражданское правительство» по западным лекалам, ожидать полномасштабной экономической поддержки не стоит, а помощь будет ограничена строго гуманитарными интервенциями для предотвращения массового голода и гуманитарной катастрофы. В частности, Судан с 2021 года не имеет доступа к кредитным и инвестиционным ресурсам Всемирного банка и Международного валютного фонда, и не может пользоваться ресурсами по линии Парижского клуба. В условиях финансовой изоляции со стороны западных стран, определенные перспективы долгосрочного экономического содействия на цели развития со стороны Китая и богатых арабских государств сохраняются, но степень их вовлечения в нынешних условиях разгара вооруженного конфликта также под вопросом. Очевидный интерес к скорейшему восстановлению экономического потенциала Судана проявляют крупные региональные игроки на африканском континенте под эгидой Африканского союза, однако его финансовые возможности также ограничены.
Таким образом, становится очевидным, что главный фокус международных усилий по Судану в ближайшие год-полтора будет на оказание гуманитарного содействия, невзирая на угрозу перманентной эскалации вооруженного противостояния и возникновения новых проблем с гуманитарным доступом и безопасностью.
Наиболее острая гуманитарная ситуация будет сохраняться в регионах Дарфур и Кордофан, где угроза перманентного вооруженного противостояния между Вооруженными силами Судана и оппозиционными Силами быстрой поддержки (СБП) оценивается как крайне высокая. Последние получают неизменную поддержку от арабских этнических сообществ в Дарфуре и имеют там доминирующее политическое влияние, а также получают регулярную подпитку в виде человеческих ресурсов извне – от повстанческих арабских группировок из соседних стран (ЦАР, Чад и Ливия). Генералитет в Дарфуре опирается на более широкие этнические группы многоконфессионального Судана. Таким образом, угроза интенсификации конфликта в любое время на базе многолетних этнических и территориальных противоречий остается весьма высокой в ближайшие месяцы, что создает предпосылки для ухудшения гуманитарной обстановки, и главное – продовольственной ситуации в Судане. Также, велики риски полномасштабного кризиса в связи массовым ростом числа вынужденно переселенных лиц внутри страны, так и беженцев.