Продолжение заседаний специального следственного комитета Бундестага Германии по Афганистану: вопрос законодательной базы для эвакуации местного персонала и межведомственные противоречия

В конце минувшей недели состоялось очередное открытое слушание специального следственного комитета, созданного в парламенте ФРГ с целью изучения обстоятельств вывода вооруженных сил страны из Афганистана. Напомним, данная структура включает в себя исключительно депутатов Бундестага, а проводимый ею анализ охватывает события во временном интервале с 29 февраля 2020 г., когда США и движение «Талибан» (запрещено в РФ) подписали соглашение в Дохе, до 30 сентября 2021 г., то есть момента окончания мандата Германии на развертывание своих вооруженных сил в стране. В рамках последнего к настоящему моменту заседания вновь было продолжено рассмотрение обстоятельств, связанных с организацией выезда афганцев, работавших на Бундесвер и немецкие гражданские ведомства. С этой целью в комиссию были приглашены глава (на момент исследуемых событий) Отдела оптимизации визового процесса и организационных консультаций для визовых отделов Федерального министерства иностранных дел, а также  тогдашний руководитель департамента Федеральной канцелярии, курировавший внутриполитические вопросы, в том числе визовой поддержки.

В начале своего выступления первым свидетелем было заявлено: «Если вы извлекаете уроки из истории, то должны готовится», добавив, что он был «достаточно взрослым, чтобы помнить Вьетнам». Таким образом экс-представитель внешнеполитического ведомства напомнил историю с приемом ФРГ в 1970-е гг. вьетнамских беженцев. Несмотря на то, что такой шаг Западной Германии политически стал следствием соответствующей конференции ООН, в реальности власти ряда федеральных земель, к примеру, Нижней Саксонии, подтолкнули к этому страшные кадры  с так называемыми «лодочниками» — беженцами из Вьетнама, спасавшимися на лодках, а затем искавшими убежища в соседних странах, вердикта которых они ожидали на переполненных судах при полном отсутствии даже минимальных санитарно-гигиенических условий. Примечательно также, что сказанное, не первый в рамках комитета прецедент сравнения беженцев из Вьетнама и Афганистана, что косвенно свидетельствует о том, что параллели двух этих ситуаций могли проводиться и на момент обострения обстановки в Афганистане.

В связи с этим свидетель отметил, что было бы более целесообразно для правительства ФРГ подумать о решении проблемы заблаговременно, то есть до 2021 г. В частности, провести соответствующие согласования с министерством внутренних дел, которое более остальных опасалось за массовый въезд без предварительной проверки выходцев из Афганистана. Примечательно, что, по мнению свидетеля, для МВД весомой гарантией защиты интересов страны не считалась и проверка заявителей, претендующих на убежище, Международной организацией по миграции (МОМ), как в Кабуле, так и в Исламабаде. В результате, как говорится в парламентском пресс-релизе со ссылкой на первого свидетеля, «когда МОМ начала работать, было уже слишком поздно».

Помимо этого, свидетель, представляющий позицию тогдашнего руководства МИД ФРГ, вновь рассказал о том, что профильные отделы ведомства выступали с инициативами отказаться от нескольких уровней проверок местного персонала, работавшего по контрактам на немецких военных и гражданские ведомства, однако МВД такой план не поддержало. В дополнение к сказанному, первый свидетель упомянул и о технических проблемах. Так, на слушаниях прозвучал тезис о нехватке оргтехники, которая требовалась для работы с документами заявителей. Ввиду особых настроек данной аппаратуры, любой ее экспорт за рубеж, несмотря на экстренный характер ситуации в Афганистане, требовал предварительного согласования федеральным правительством, чего вовремя сделано тоже не было.

Второй свидетель из ведомства федерального канцлера, которым на момент рассматриваемых событий являлась А.Меркель, в свою очередь, сделал упор на разногласия между различными правительственными структурами. Помимо этого, было сказано, что визовый отдел Федеральной канцелярии был приглашен в качестве постоянного участника межведомственных консультаций по Афганистану лишь с конца апреля 2021 г., причем сделано это было не по инициативе МИД, а по предложению министерства внутренних дел. Впрочем, по мнению свидетеля, более раннее включение в работу вверенной ей структуры существенных результатов бы не принесло.

Особо в выступлении второго свидетеля следует отметить акцент на «решающем вкладе», внесенном в решение проблемы федеральным канцлером А.Меркель. Более того, если посмотреть на прозвучавшее заявление, то речь в нем шла даже не о вмешательстве главы правительства, а о роли, которую сыграл тандем представителей блока ХДС/ХСС в урегулировании указанного вопроса. В частности, свидетелем было указано, что «когда тогдашний министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр призвала в июне 2021 г. расширить круг лиц, имеющих право на въезд, канцлер на совещании министров неделю спустя решила удовлетворить эту просьбу». Напомним, что А.Крамп-Карренбауэр, возглавлявшая оборонное ведомство Германии до декабря 2021 г., являлась не просто членом той же партии ХДС, но и председательствовала в ней на федеральном уровне до января 2021 г., а также долгое время рассматривалась в политических кругах федеральной республики в качестве преемницы А.Меркель не только в рамках блока ХДС/ХСС, но и на должности канцлера.

В целом вывод из сказанного напрашивается уже традиционный для таких заседаний, а заключается он в продолжающихся межведомственных противоречиях. Вместе с тем, в недавнее время контекст подобных рассуждений вокруг бывшего правительства заметно изменился. Связано это с попавшей в немецкие СМИ информацией, в соответствии с которой следственный комитет в конце сентября получил, наконец, ряд ожидавшихся им пакетов документов от правительственных структур, но в нем не оказалось нескольких значимых файлов. В частности, исчез т. н. личный календарь А. Меркель, а официальной причиной, объясняющей данный факт, стал уход политика с поста и, как следствие, удаление «персонифицированных» материалов. В этой связи можно предположить, что показания представителей тогдашней канцелярии политика ориентированы на то, чтобы сгладить ситуацию в комитете, возникшую после обнаружения утраты документов.

55.96MB | MySQL:116 | 0,927sec