О возможных вариантах разрешения палестино-израильского конфликта: мнение европейских экспертов

Вопрос о том, как разрешить палестино-израильский конфликт, является ключевой геополитической проблемой с 1948 года и создания Государства Израиль, которое стало событием, спровоцировавшим многочисленные конфликты между израильтянами и палестинцами. В силу стечения особых обстоятельств страна, является ключевой кризисной точкой и местом, которое многие наблюдатели называют потенциальным источником новой мировой войны. С 1948 года по сегодняшний день не прошло и года, в течение которого не было раненых или погибших в мелких или крупных конфликтах между израильтянами и палестинцами. В 1948-1949, 1956, 1967 и 1973 годах велись четыре крупные израильско-арабские войны, а в 1982 и 2006 годах — Первая и Вторая ливанские войны. Почти во всех этих войнах израильтяне побеждали, а арабы терпели поражение. Погибло более 100 тысяч человек. Учитывая, что палестино-израильский конфликт продолжается уже более 70 лет, разные эксперты предлагали разные решения, которые позволили бы окончательно примирить два народа. Вот почему сегодня нет необходимости изобретать новые политические решения, вопрос лишь в том, есть ли у обеих сторон желание их рассмотреть.

План ООН по разделу Святой Земли (1947)

В соответствии с резолюцией 181 (II) ООН в 1947 году территория Святой Земли была разделена на еврейское и арабское государства и Иерусалим под международным управлением. План ООН закрепил за еврейским государством плодородную восточную Галилею, Прибрежную равнину, простирающуюся от Хайфы до Реховота и большую часть пустыни Негев, включая южный город Умм-Рашраш (современный Эйлат). План ООН закрепил за арабским государством центральную и западную часть Галилеи с городом Акко, холмистую область Самарии и Иудеи, анклав в Яффо и южное побережье, простирающееся к северу от Исдуда (ныне Ашдод) и охватывающее территорию нынешнего сектора Газа, с частью пустыни вдоль египетской границы. Вифлеем был включен в международный анклав Иерусалим, который должен был находиться под управлением ООН. План также предусматривал экономический союз между двумя государствами и защиту прав религиозных меньшинств. 62% территории Британского мандата в Палестине было выделено еврейскому государству, несмотря на то, что арабское население Палестины было вдвое многочисленнее еврейского, поэтому многие обвиняли план в просионистском характере. План раздела ООН был принят Еврейским агентством для Палестины и большинством сионистских групп, которые рассматривали его как плацдарм для дальнейшей территориальной экспансии. Высший арабский комитет, Лига арабских государств и другие арабские лидеры отвергли этот план, поскольку сочли его политически несправедливым, но также и неприемлемым с религиозной точки зрения, поскольку они считали всю территорию Палестины мусульманской страной, где не должно быть создано неверное еврейское государство. Хотя план ООН не воплотился в реальность (был заменен войнами и кровопролитными конфликтами), он имеет международно-правовое значение и приводится в качестве отправной точки для всех переговоров по обустройству Святой Земли. Между тем, поскольку израильтяне выигрывали войны, а палестинцы проигрывали, ситуация изменилась в пользу Израиля и в ущерб Палестине.

Западный берег реки Иордан

Текущая ситуация на Западном берегу реки Иордан была согласована в рамках соглашений Осло II в сентябре 1995 года. Эти соглашения разделили Западный берег на три зоны: A, B и C. В зоне A Палестинская национальная администрация имеет гражданскую власть и силы безопасности. В зоне B палестинское самоуправление обладает гражданской властью, в то время как зона безопасности совместно управляется палестинскими и израильскими властями. Зона C — это зона, где у Израиля есть военная администрация и служба безопасности. Первоначально зона А занимала всего 3% территории Западного берега, но со временем она расширилась до нынешних 18%. Израильской армии и полиции запрещен вход в этот район, как и израильским гражданам, и он включает в себя города Наблус, Дженин, Тулькарм, Калькилью, Рамаллу, Вифлеем, Иерихон и 80% территории Хеврона. Там нет израильских поселений.

Зона В охватывает около 22% территории Западного берега – 440 палестинских деревень и прилегающих районов. Там также нет израильских поселений. Зона С занимает около 61% территории Западного берега и управляется израильскими властями Иудеи и Самарии. Там проживает около 300 000 палестинцев и 400 000 израильских поселенцев. Израильские власти обязались в соответствии с соглашением Осло II, что зона С будет «постепенно передана под палестинскую юрисдикцию» (с возможностью обмена землей в соответствии с окончательным соглашением), но такой передачи не произошло. Этот район богат природными ресурсами. ПНА отвечает за медицинское и образовательное обслуживание палестинцев в зоне С, однако все остальное контролируется израильскими властями.

Иерусалим

Статус Иерусалима описывается как «один из самых трудноразрешимых вопросов в палестино-израильский конфликте». Восточный Иерусалим включает в себя Старый город Иерусалима, в котором находится множество мест, имеющих огромное религиозное значение для трех основных авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Храмовая гора важна для евреев, потому что там были расположены Первый и Второй иерусалимские храмы. Стена Плача является остатком Второго храма. Для мусульман Иерусалим является третьим по значимости городом в исламе после Мекки и Медины, и, согласно исламским верованиям, именно на Храмовой горе Мухаммед вознесся на небеса.

С VII века мечети Купол Скалы и Аль-Акса расположены на вершине Храмового холма. Для христиан Иерусалим — это место, где был распят Иисус. Там расположена базилика Гроба Господня, в которой находятся два самых святых места христианства: место распятия и пустая гробница Иисуса. Восточный Иерусалим, населенный преимущественно арабами, был захвачен израильской армией в ходе Шестидневной войны 1967 года и с тех пор находится под полным израильским контролем и не подпадает под зоны А, В или С.

В 1980 году Кнессет принял Закон об Иерусалиме, который определил весь город Иерусалим столицей Израиля. Палестинцы и многие представители международного сообщества считают Восточный Иерусалим будущей столицей государства Палестина. В настоящее время население Восточного Иерусалима составляет около 580 тысяч человек, из которых 61% составляют арабы и 39% — евреи. На Восточный Иерусалим приходится около 60% населения Иерусалима. С 1967 года израильские власти разрешают свободный доступ всем верующим и согласились предоставить мусульманам и христианам управление их священными местами. Однако Израиль ограничивает доступ к мечетям, когда власти считают, что общественная безопасность поставлена под угрозу.

Сектор Газа

Сектор Газа — это палестинская территория, расположенная на берегу Средиземного моря, полностью отрезанная израильской территорией от Западного берега. Согласно соглашениям Осло, ПНА управляла гражданскими делами, в то время как Израиль сохранял военный контроль. В 2005 году Израиль в одностороннем порядке вывел войска из сектора Газа, и с тех пор ПНА полностью управляет территорией, длина которой составляет 41 км, а ширина от 6 до 12 км. Более 2 млн палестинцев проживают на 365 кв. км, что является одним из самых густонаселенных районов в мире. Когда радикальная исламистская организация ХАМАС получила большинство голосов на палестинских парламентских выборах 2006 года, оппозиционная умеренная палестинская партия ФАТХ отказалась присоединиться к предложенной коалиции. Хотя при посредничестве Саудовской Аравии было достигнуто недолговечное соглашение о правительстве национального единства, оно провалилось, и с 2007 года ХАМАС управляет сектором Газа независимо. Газа хронически страдает от нехватки воды, продовольствия, электричества, доступа к телекоммуникационным услугам и медикаментам, доставка которых зависит от сотрудничества Израиля. Израиль контролирует воздушное и морское сообщение с сектором Газа, а также шесть из семи пограничных переходов. Из-за всего этого многие по-прежнему считают территорию под косвенным контролем Израиля.

Модель двух государств

Модель двух государств является наиболее популярной моделью решения палестино-израильский конфликт, которая была предложена Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 года упомянутой резолюцией 181 (II). На основании этой резолюции ООН в мае следующего года было создано Государство Израиль. Любая модель двух государств подразумевает израильское (еврейское) и палестинское государства. В 1974 году резолюция ООН оказала дополнительную поддержку решению о создании двух государств, как и многочисленные другие резолюции. Совсем недавно резолюция ООН, принятая в ноябре 2013 года 165 голосами «за», 6 – «против» и 6 воздержавшихся (Израиль и США проголосовали против), также поддержала решение о создании двух государств. Большинство международного сообщества поддерживает эту идею, которая на первый взгляд кажется наиболее логичным решением, как скажут многие евреи и палестинцы. Однако решение о создании двух государств нелегко реализовать на практике. Главным камнем преткновения является демаркационная линия, за которой следует вопрос Иерусалима и его бесценного религиозного значения для евреев и мусульман. Еврейские поселения на Западном берегу и положение палестинских беженцев также представляются актуальными проблемами. В основе конфликта между двумя нациями лежит демаркация. Где заканчивается Израиль и начинается Палестина — вопрос, стоящий не миллион, а миллиард долларов. Потому что тот, кто точно определит это, и обе стороны признают это, заслуживает гораздо большего, чем Нобелевская премия мира. Когда аналитики обсуждают достижение мирного урегулирования, они часто подчеркивают возвращение к границам, существовавшим до 1967 года, как выигрышное решение. Это так называемая Зеленая линия — линия перемирия, которая была проведена в конце Первой израильско-арабской войны в 1949 году. Так, например, в 2011 году Барак Обама заявил, что «границы Израиля и Палестины должны быть основаны на демаркационной линии 1967 года с взаимосогласованным обменом территориями». Хотя Обама получил Премию мира в 2009 году, его поддержка модели двух государств не привела к миру на Святой Земле.  Решение о создании двух государств приводит к разделению Иерусалима на западную израильскую и восточную палестинскую части. Многие израильские правые решительно выступают против этой концепции. Особенно сложный вопрос, даже для тех израильтян, которые готовы пойти на компромисс, заключается в том, что будет со Старым городом, Западной стеной и Храмовой горой. В дополнение к еврейским святыням в Восточном Иерусалиме расположены некоторые ключевые израильские учреждения, включая Еврейский университет, а также еврейские кварталы.

Проблема еврейских поселений на Западном берегу

Если согласиться с мнением Обамы и других экспертов по внешней политике о том, что границы 1967 года нерушимы, сотни тысяч израильтян, живущих в созданных еврейских поселениях на Западном берегу, окажутся в конечном итоге в палестинском государстве. Вопрос в том, станут ли эти евреи гражданами Палестины или, возможно, их принудят вернуться на территорию Израиля? Небольшое число палестинцев и израильтян хотят реализовать первый вариант, несмотря на то, что некоторые еврейские поселения представляют собой современные города с десятками тысяч жителей. Крупнейшие поселения имеют статус городов: Модиин-Иллит (81 000 жителей), Бейтар-Иллит (63 000 жителей), Маале-Адумим (37 000 жителей) и Ариэль (19 000 жителей). В Ариэле находится крупный университет с одноименным названием, в котором обучается около 15 000 студентов, который сотрудничает с университетами со всего мира. Хотя международное сообщество считает их незаконными, растворение еврейских городов в составе палестинского государства было бы практически немыслимым. Если они уже не могут быть частью Палестины, можно предложить, чтобы эти города были аннексированы Израилем, однако такой вариант также представляется невозможным, поскольку тогда палестинское государство не имело бы непрерывной территории, а было бы сформировано из несвязанных прерывистых анклавов. В этом случае палестинцам пришлось бы покидать свою страну каждый раз, когда они хотели бы путешествовать между своими городами (текущая ситуация). Такое решение далеко от идеального. Чтобы преодолеть проблемы еврейских поселений и разделения палестинской территории, некоторые эксперты предлагают обмен территориями, при котором Израиль отказался бы от какой-либо другой части Израиля в качестве компенсации за аннексию тех частей Западного берега, которые он сохранит.

Вопрос о беженцах

Сотни тысяч палестинцев были перемещены во время арабо-израильской войны 1948-1949 годов, которую выиграл Израиль. Сегодня их число и их потомки исчисляются миллионами, многие из которых живут без гражданства в лагерях беженцев по всему Ближнему Востоку. Однако многие палестинцы являются подданными и гражданами Иордании, США и других стран. Палестинцы призывают к «праву на возвращение», которое позволило бы им и их потомкам навсегда вернуться в дома и деревни, из которых они когда-то бежали. В 1948 году Организация Объединенных Наций приняла резолюцию 194, в которой говорилось, что палестинским беженцам, желающим вернуться в свои дома, должно быть разрешено это сделать. Однако после Шестидневной войны 1967 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 242, которая призывает лишь к «справедливому решению» проблемы беженцев. Неудивительно, что Израиль не является сторонником «права на возвращение» – миллионы мусульманских беженцев наводнили бы Израиль и тем самым ослабили бы его однозначный еврейский характер. Израиль и его партнеры также критиковали ООН и арабские страны за то, что они не интегрировали этих беженцев, чтобы продолжать оказывать давление на Израиль. В то же время многие израильтяне  отмечают, что после 1948 года они приняли 600 000 евреев из арабских стран, многие из которых были вынуждены бросить свое имущество и бежать в Израиль, и чьи потомки сейчас исчисляются миллионами.

Опасения израильтян и палестинцев в области безопасности

Передача всего Западного берега палестинцам приведет к тому, что Израиль будет иметь ширину всего в несколько километров в самом узком месте и лишит его возможности обеспечивать безопасность вдоль реки Иордан. Вывод войск из этих районов Западного берега приведет к потере Израилем «стратегической глубины» в случае нового арабского вторжения. Израиль больше всего боится террористических атак и поэтому настаивает на сохранении пояса безопасности на Западном берегу. У палестинцев также есть свои собственные проблемы в области безопасности. Израильские силы безопасности проводят операции по обеспечению безопасности на Западном берегу, которые иногда приводят к жертвам среди палестинцев. Когда Израиль открывает ответный ракетный огонь, как это было, например, в 2021 году и в этом году, многие палестинские мирные жители становятся побочными жертвами. Среди палестинцев также существует реальный страх, что при нынешних обстоятельствах они могут быть арестованы и содержаться под стражей на неопределенный срок.

Опросы

Согласно опросам общественного мнения, поддержка решения о создании двух государств различается в зависимости от того, как сформулирован вопрос. Некоторые израильские журналисты предполагают, что палестинцы не желают признавать еврейское государство ни при каких условиях. Согласно одному опросу, «менее 2 из 10 арабов, как палестинцев, так и других, верят в право Израиля на существование как нации с еврейским большинством». Другой опрос, на который ссылается Госдепартамент США, показывает, что 78% палестинцев и 74% израильтян считают, что мирное соглашение, которое приведет к тому, что обе страны будут жить рядом друг с другом как добрые соседи, «важно или желательно». В 2021 году большинство палестинцев были против модели двух государств. В том же году опрос Палестинского центра политики и социологических исследований показал, что 39% палестинцев принимают модель двух государств, в то время как 59% ее отвергают. Поддержка среди молодежи еще ниже. Опрос, проведенный Вашингтонским институтом ближневосточной политики (WINEP) до начала конфликта в 2014 году, показал, что 60% палестинцев считают, что целью их национального движения должно быть возвращение всей исторической Палестины от реки Иордан до моря. В том опросе только 27% респондентов поддержали идею создания двух государств. В 2020 году 40% респондентов в Газе и 26% на Западном берегу считали, что спор должен быть урегулирован путем переговоров о создании двух государств. Модель двух государств получила поддержку большинства в израильских опросах, хотя со временем она снизилась. Согласно опросу газеты Haaretz, проведенному в 2019 году, около трети израильтян поддержали решение о двух государствах, 19% — решение об одном государстве, 9% — конфедерацию, а остальные ответили «не знаю» или «другое».

Модель единого государства

Модель единого государства также называется «двунациональным государством» и подразумевает создание демократического, светского государства, в котором евреи и арабы жили бы как граждане с равными правами. Те, кто поддерживает решение о создании одного государства, в целом считают, что разделить израильтян и палестинцев на два государства слишком сложно. Население слишком взаимосвязано, и достижение соглашения по таким вопросам, как границы, Иерусалим и палестинские беженцы, слишком сложно для решения. Уже в 1990-х годах, когда казалось, что на горизонте маячит решение о создании двух государств, ведущий палестинский интеллектуал того времени Эдвард Саид призвал к созданию двухнационального государства в качестве альтернативы мирному процессу Осло. Он утверждал, что разделение невозможно, учитывая множество взаимозависимостей между двумя нациями. Учитывая трудную жизнь палестинцев в анклавах, все большее число палестинских интеллектуалов и активистов, таких как философ Сари Нуссейбе, недавно призвали к созданию двунационального государства. Они представляют значительный голос оппозиции Организации освобождения Палестины (ООП).  Кроме того, некоторые видные израильтяне призывают к созданию двухнационального государства, в том числе бывший депутат парламента от лейбористской партии и спикер Кнессета Авраам Бург, историк Илан Паппе и социолог Йехуда Шенхав. Все они разделяют убеждение в том, что постоянное и справедливое решение может быть достигнуто только через двунациональное государство, каким бы утопичным такое государство ни казалось. Существует вероятность того, что борьба за равные гражданские права может оказаться более успешной, чем борьба за национальное освобождение. Некогда видный израильский сторонник решения о создании двух государств Авраам Бург также поддержал решение об одном государстве. «Спустя четверть века после соглашений Осло решение о создании двух государств лежит в руинах. Мирного процесса нет. Осталось очень мало надежды. И все же, так или иначе, нам все еще нужно найти способ, чтобы израильтяне и палестинцы жили бок о бок, с равными правами в пределах одной международной границы. Пришло время для прогрессивного решения на основе единого государства». Тем не менее, многие израильтяне негативно относятся к решению о создании единого государства как к решению, которое уничтожит еврейский характер государства и подорвет безопасность Израиля. Предоставление гражданства всем палестинцам сделало бы евреев меньшинством и, по сути, ликвидировало бы единственное в мире еврейское государство. С другой стороны, создание двунационального государства означало бы, что Палестина не существовала бы как независимое политическое образование, если бы она вообще существовала как образование в рамках общего государства. Кроме того, решение на основе единого государства по-прежнему сопряжено с практическими проблемами, наиболее важной из которых является то, как поддерживать мир между двумя нациями, которые враждуют более 70 лет. Эти два народа были бы втиснуты в одно государство и должны были бы работать вместе через государственные органы, а также в частном секторе, чтобы жить и процветать.

Унитарное Государство Израиль

Существуют различные формы возможной организации совместного государства. Одной из таких моделей является унитарное государство Израиль, которое состояло бы из единого правительства на всей Святой Земле с гражданством и равными правами для всех жителей, независимо от этнической принадлежности или религии, подобно Британской Палестине. Некоторые израильтяне выступают за версию этой модели, при которой Израиль аннексирует Западный берег, но не сектор Газа, оставаясь таким образом еврейским и демократическим государством с большим арабским меньшинством.

Укрепление палестинской автономии

Во второй модели общего государства Израиль аннексировал бы большую часть Западного берега (около 60%) с израильскими поселениями, а на остальной части создал бы автономный палестинский регион. Нафтали Беннет, израильский политик правого толка, призвал к такому решению – «модернизации» палестинской автономии на Западном берегу в районах, уже находящихся под палестинским контролем, и в секторе Газа. Палестинцы провели бы свои собственные выборы и организовали собственные школы и службы, но не контролировали бы границы и им не разрешили бы иметь армию. Палестинские территории получили бы автономию, но не образовали бы независимого государства, а были бы де-факто частью Израиля или зависели от него. Как и ожидалось, палестинцы считают это соглашение неприемлемым.

Федеральные модели

Согласно некоторым предложениям Израиля, многонациональное государство могло бы быть организовано как федерация. Этот вариант решения по принципу единого государства повлек бы за собой применение израильского законодательства на всей территории Западного берега и предоставил бы полное гражданство и избирательные права всем проживающим там палестинцам. Однако такое государство было бы разделено на более мелкие провинции или кантоны таким образом, чтобы сохранить большинство в политических структурах Израиля. Конечно, федерация может быть организована по-другому, чтобы центральное правительство было разделено с федеральными единицами — провинциями или кантонами. Федеральные единицы могли бы быть созданы таким образом, чтобы обеспечить равенство или паритет двух народов на местном и национальном уровнях. Безусловно, паритет должен был бы существовать в центральном правительстве.

Федерация Израиля и Западный берег

Почетный профессор экономики Университета Саймона Фрейзера в Канаде Махмуд Хасан Хан в 2021 году предложил решение о едином государстве, основанное на справедливости и практичности. Это подразумевает согласие с построенными еврейскими поселениями и поселенцами на Западном берегу, которых насчитывается около 400 000. Однако строящиеся поселения будут снесены, а существующие расширяться не будут. Снос палестинских домов на Западном берегу, в Иерусалиме и окрестностях прекратится. За снесенные палестинские дома будет предоставлена компенсация. Все бетонные стены будут разрушены, а контрольно-пропускные пункты безопасности на Западном берегу и в Иерусалиме будут сняты. Израильские силы безопасности уйдут с Западного берега и создадут совместные силы безопасности с палестинцами как там, так и в столице. Была бы создана федерация Израиля и Западного берега без Газы. Предлагаемая федерация была бы двунациональным государством: два народа с равными правами делили бы общую территорию. Было бы три однопалатных законодательных собрания, три высших суда и три ветви исполнительной власти – для Израиля, Западного берега и федерального уровня. Федерация была бы светским демократическим государством, где все имели бы равные права. Арабам в Израиле и на Западном берегу были бы предоставлены те же права, что и евреям – право владеть собственностью, свобода слова, свободное передвижение и свободное голосование. Иерусалим стал бы совместной столицей федерации. Руководящими принципами должны стать общая безопасность, общая экономическая политика и общие паспорта.

По общему признанию, идея федерации нуждается в дальнейшей проработке. Сектору Газа было бы позволено стать суверенным государством с открытыми границами с новой федерацией и Египтом. Идея основывается на предпосылке, что ни жители Газы, ни граждане Израиля не хотят жить вместе, но они, безусловно, могут жить в мире как соседи. Израиль прекратит оккупацию Голанских высот и вернет эту территорию Сирии при определенных условиях. Все жители должны иметь возможность свободно передвигаться и работать по всей территории федерации. У них были бы одинаковые паспорта для поездок за границу, но разные национальные удостоверения личности. Федерация ввела бы единую валюту и использовала фискальные инструменты для сокращения бедности и неравенства. Для реализации этой модели автор предлагает переходный период от пяти до десяти лет.

Поддержка решения на основе единого государства растет

Хотя решение о создании одного государства все чаще обсуждается в академических кругах, оно остается за рамками официальных политических усилий по урегулированию конфликта, поскольку находится в тени решения о создании двух государств. Опрос 2011 года, проведенный Стэнли Гринбергом и Палестинским центром изучения общественного мнения, показал, что 61% палестинцев отвергают идею создания двух государств, в то время как 34% говорят, что поддерживают ее. 66% респондентов заявили, что первоначально палестинцы должны согласиться с решением о создании двух государств, но затем работать над тем, чтобы все это стало единым палестинским государством. Согласно опросу, проведенному в 2017 году, поддержка решения о создании единого государства составляет 36% среди палестинцев, 19% среди евреев и 56% среди арабов в Израиле. Опрос экспертов по Ближнему Востоку, проведенный в 2021 году, показал, что 59% респондентов считают, что нынешнее решение — это «решение, подобное апартеиду с одним государством». Если решение о создании двух государств не будет реализовано, 77% из них прогнозируют «реальность одного государства, похожего на апартеид», а 17% — «реальность одного государства с растущим неравенством, но не похожего на апартеид», и только 1% считает, что двунациональное государство будет иметь равные права для всех жителей. 52% респондентов утверждают, что решение о создании двух государств больше неосуществимо. Согласно палестинскому опросу, проведенному в 2020 году, около 10% палестинцев на Западном берегу и в секторе Газа считают, что работа по созданию многонационального государства должна стать главным приоритетом в ближайшие пять лет. Интерес к модели одного многонационального государства растет, поскольку модели двух государств не удалось достичь окончательного соглашения. Разочарование в связи с провалом модели двух государств велико среди простых людей обеих стран, и поэтому решение о создании одного государства становится все более популярным. В январе 2023 года совместный израильско-палестинский опрос показал, что 52% арабских граждан Израиля поддержали бы совместное государство с равными правами для еврейских и палестинских граждан, по сравнению только с 20% евреев. Примерно каждый третий палестинец поддержал создание общего государства, что показывает, что в таком государстве палестинцы легко стали бы большинством и такое государство не носило бы еврейского характера.

Решение конфедерации

Соломоново решение могло бы быть в форме конфедерации. Это была бы смесь решений двух государств, которые были бы слабо связаны (одно государство). По сути, Израиль и Палестина сформировали бы союз, который напоминал бы своего рода Европейский союз в миниатюре. У каждой стороны было бы свое правительство и собственные органы власти, но они работали бы вместе в вопросах распределения ресурсов, безопасности и экономических вопросах. Между двумя государствами было бы свободное передвижение и даже проживание, но граждане обеих сторон могли бы голосовать только на своих собственных выборах. Модели конфедерации предлагают компромисс, который уважает коллективные права, предполагая, что два отдельных государства не смогут эффективно справиться с предстоящими вызовами.

56.08MB | MySQL:116 | 0,541sec