По информации китайских специализированных источников, в период с 15 августа по 15 сентября 2023 г. на территории КНР проходили очередные межвидовые учения ВВС Народно-освободительной армии Китая и Исламской Республики Пакистан под условным обозначением «Героический орел-10». Для проведения активной фазы учений был отведен период с 28 августа по 13 сентября 2023 г. Предыдущие учения были проведены в 2019 г. на территории Исламской Республики Пакистан в одном из воздушных районов на севере страны на удалении всего лишь 200 км от границы с Республикой Индия, что позволяло региональным соперникам Пекина и Исламабада в режиме реального времени собирать информацию о таком важном мероприятии.
В целях обеспечения своевременного и безопасного проведения всего комплекса практических и контрольных мероприятий ВВС НОАК предоставили доступ пакистанским коллегам на две авиационные базы, расположенные у г.Иньчуань (Нинся-хуэйский автономный район) и г.Цзюцюань (Автономный район Внутренняя Монголия), что позволяет избежать обострения отношений с Республикой Индия и заявлений от официального Нью-Дели о том, что китайские и пакистанские военные готовятся к совместным операциям в непосредственной близости от индийской территории.
Следует отметить, что выбранный воздушный район позволяет ВВС отрабатывать мероприятия в любое время суток, тогда как на земле располагаются обширные мишенные районы с различной обстановкой – значительное количество техники, строений, имитационные модели кораблей вероятного противника и т. д. Значительная площадь района учений позволяет исключить вредное влияние техники подразделений РЭБ и РТВ НОАК на гражданские самолеты, а также регулярно менять их расположение, что позволяет внезапно создавать новые вводные для летчиков ВВС двух стран.
Как известно, у г.Цзюцюань располагается один из космодромов КНР, прикрытие которого от возможного ракетного нападения обеспечивает бригада оперативно-тактической авиации ВВС НОАК, которая расположена на АвБ Динсинь. Данное подразделений китайской боевой авиации первым получает новейшие боевые самолеты, в частности малозаметные истребители J-20А и истребители-бомбардировщики J-16. Летный состав данной бригады обеспечивает переподготовку пилотов из других подразделений на указанные типы самолетов.
Согласно имеющейся информации, в рамках переговоров между представителями командований ВВС НОАК и ИРП была отмечена возможность внедрения в программу учений эскадрильи на истребителях J-20А, с тем, чтобы пилоты ВВС двух стран накапливали опыт противодействия аналогичным малозаметным машинам типа F-35 или Су-57.
Китайские специалисты отмечают возможность того, что официальный Нью-Дели в скором времени примет решение о приобретении того или иного самолета для национальных ВВС в рамках программы по поддержанию боеготовности.
В отношении участников данного учения известно, что от ВВС Пакистана были направлены:
– истребители JF-17 BlockI и BlockII (всего 6 самолетов) из состава 28-й эскадрильи «Феникс» 31-ого авиационной поддержки Западного командования ВВС;
– истребители J-10CP (всего 6 самолетов) из состава 15-й эскадрильи «Кобры» 33-ого оперативно-тактического крыла Северного командования ВВС.
Примечательно, что один из истребителей J-10CP имеет бортовой номер 22-120, что, согласно устоявшейся практике присвоения числовых обозначений, указывает на замысел ВВС ИРП по принятию на вооружение 120 самолетов данной модели, тогда как в рамках первого контракта пакистанские военные приобрели всего лишь 36 самолетов. Отметим, что Чэндусское авиастроительное предприятие способно ежегодно собирать от 30 до 40 истребителей данной модели.
Транспортировку личного состава из числа офицеров звена управления, планирования и обеспечения, а также технический персонал обеспечивал пассажирский самолет Аэробус А-319 от 12-й эскадрильи Globe Trotters, подчиненной командованию ПВО Пакистана. Следует отметить, что в данном учении не принимали участие самолеты ДРДиН ВВС ИРП под обозначением ZDK-03, поскольку для этих летающих пунктов обнаружения и управления силами китайских специалистов проводится капитальное обслуживание и модернизация бортового аппаратного комплекса, который позволит повысить эффективность работы основной РЛС.
Кроме того, с пакистанской стороны приняли участие офицеры из числа специалистов морской авиации, для взаимодействия с которыми руководство ВВС НОАК организовало участие пилотов и специалистов в области тактики и управления из подразделений МА ВМС НОАК.
В этой связи необходимо упомянуть о вероятном привлечении к данному мероприятию палубного самолета ДРДиН типа «Кунцзин-600» (разработаны в интересах МА ВМС НОАК). По данным официальных источников, к учению были привлечены только самолеты «Кунцзин-500» ВВС НОАК, которые обеспечивали наблюдение за воздушными районами и участвовали в большинстве практических эпизодов с применением того или иного вооружения.
Анализ данных, опубликованных в открытых источниках, не позволяет идентифицировать подразделения ВВС и МА ВМС НОАК, которые направили личный состав и технику для участия в данном учении, однако достоверно известно, что действия вероятного противника имитировали истребители-бомбардировщики J-16 из состава 66-й авиационной бригады ВВС НОАК.
Примечательно, что в рамках учения «Героический орел-8» 5 самолетов указанного типа в 11 учебных воздушных боях одержали 51 победу над такими истребителями, как J-11B, J-10C, JF-17, J-7PG и «Мираж-5». Большинство из указанных самолетов произведено в КНР, кроме устаревшего французского «Мираж-5». Столь высокая эффективность J-16 обусловлена новой РЛС с АФАР, новыми двигателями, широкополосной системой шифрованной связи и авиационными средствами поражения 4-ого поколения, в частности УР ВВ «Гром-15».
По данным китайских наблюдателей, специалисты ВВС НОАК в области планирования боевой подготовки при разработке сценария учений «Героический орел» используют не только данные (пожелания и замечания) с предшествующих аналогичных мероприятий, но и активно внедряют задачи, отрабатываемые ВВС иностранных государств на своих учениях. Очевидно, что подобное заимствование опыта возможно только при условии получения разведкой НОАК исчерпывающей информации об аналогичных мероприятиях, сведения о которых доступны ограниченному кругу лиц. Представляется возможным предположить, что частично подобные сведения поступают от пакистанских партнеров, поскольку ВВС ИРП на регулярной основе ежегодно принимают участия в нескольких учениях за рубежом.
В дополнение к вышесказанному отметим, что ВВС НОАК обеспечили все самолеты, задействованные в учении «Героический орел-10», инструментальными модулями контроля обстановки типа ACMI, которые обеспечивают сбор и обработку всей летной информации в заданном воздушной районе. Необходимо учитывать, что полноценное производство подобной техники налажено в США и Турецкой Республике.