В связи с беспрецедентной эскалацией палестино-израильского конфликта продолжаем анализировать турецкую позицию, которая на протяжении всего периода правления президента Р.Т.Эрдогана была активно пропалестинской.
Часть 9 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=102641.
Продолжаем анализировать реакцию и оценки турецких политических обозревателей на события, происходящие в палестино-израильском обострении. На фоне того, что турецкие аналитики оценивают как неспособность международных институтов (в первую очередь, ООН) и ведущих мировых держав (в первую очередь, США) остановить палестино-израильский конфликт и добиться реализации мирного плана по формуле «Палестинское государство в границах 1967 года», все больше разговоров ведется о том, какую роль может сыграть Турция и исламский мир, представляемый Организацией исламского сотрудничества, в этом процессе.
Мы уже говорили о том, что не идет речи о том, чтобы та же Турция вмешивалась непосредственно и военным образов в ход конфликта. В этой ситуации, на первый план выходят различные гуманитарные инициативы – от поставки гуманитарной помощи до открытия гуманитарных коридоров и даже до эвакуации турецкими ВМС гражданских лиц из Палестины.
Обратимся к размышлениям на тему возможных гуманитарных инициатив со стороны ОИС, опубликованных со стороны Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Авторов материала под заголовком «Есть ли у Организации исламского сотрудничества социальная политика для палестинцев?» стал эксперт по социальным вопросам Фонда Фарук Ташчи.
Под заголовком материала значится: «Несмотря на все усилия, предпринятые для восстановления постосманского понимания уммы («одной нации» мусульман – al-Müslimûne ummetün vâhıdetün), исламский мир не может достичь единства. Однако после того, как 22 августа 1969 года австриец-сионист (переодетый мусульманином) сжег/поджег мечеть Аль-Акса, была создана Организация Исламская конференция (ОИК) (позже переименованная в Организацию исламского сотрудничества – ОИС), имея в виду «Иерусалимскую проблему»».
Продолжаем цитирование материала:
«С тех пор было много сионистских нападений, не соблюдающих никаких правил, и совсем недавно, после 7 октября, единственным письменным заявлением ОИС было то, что она «осуждает агрессию» в связи с сионистскими нападениями на Палестину, опять же без каких-либо правил.
После таких ситуаций почти каждый вопрос выходит на первый план, но есть один вопрос, о котором почти никогда не говорят и не пишут: нет ли у ОИС социальной политики в отношении палестинцев? Какую социальную политику проводит ОИС для сотен людей (особенно детей), ставших жертвами и оказавшихся в неблагоприятном положении после нападений?
Первый способ понять это требует знания общей структуры ОИС, поскольку возникновение ОИС связано с «Иерусалимской проблемой».
Возникнув как политическое образование, ОИС постепенно приобрела структуру, ориентированную на себя в экономической и социальной сферах. По этой причине контексты социальной политики, такие как «борьба с голодом, ликвидация бедности и обеспечение доступа каждой страны к основным питательным веществам», также включены в цели ОИС.
Следуя аналогичной логике, учредительный договор ОИС также содержит статьи, посвященные социальной политике. Некоторые из целей первой статьи учредительного договора, в которой перечислены цели ОИС, напрямую связаны с социальной политикой: «Стремиться к достижению здорового и всестороннего человеческого развития и экономического благосостояния в государствах-членах», «Кроме того, на защиту исламских семейных ценностей, особенно женщин, детей, молодежи, пожилых людей, а также «защищать и развивать основные права и свободы человека, в том числе людей с особыми потребностями», «защищать, увеличивать и подчеркивать роль семьи как естественной и основная ячейка общества», «координировать гуманитарное вмешательство в таких ситуациях, как стихийные бедствия, и сотрудничать в этих усилиях»».
Кроме того, текущий шаг «Новая программа ОИС-2025», основанный на целях учредительного договора и направленный на усиление контекста социальной политики, фокусируется на 107 целях и 18 приоритетных областях, включая «сокращение бедности», «продовольствие». безопасность», «расширение прав и возможностей женщин», «Есть также приоритеты, связанные с социальной политикой, такие как «совместные исламские гуманитарные действия», «права человека и хорошее управление».
В конечном итоге социальная политика проявляется и в оси «вспомогательных органов» ОИС, «экспертных организаций» и «родственных организаций», где воплощаются цели ОИС.
Например, Фонд исламской солидарности, один из вспомогательных органов ОИС, стремятся «оказывать помощь нуждающимся исламским обществам в социальной, культурной и образовательной сферах», «улучшать условия жизни и стандарты мусульманских обществ», «принимать необходимые меры» предосторожности против стихийных бедствий» и «оказать помощь мусульманским меньшинствам». Это похоже на институт социальной политики.
Опять же, Исламский банк развития (ИБР), один из вспомогательных органов, «осуществляет проекты по оказанию помощи беженцам и полезному использованию принесенного в жертву мяса в период хаджа», что важно с точки зрения социальной политики. Фактически, одной из целей ИБР является «поддержка социального развития и экономического развития народов мусульманских стран и мусульманских меньшинств в различных странах».
Итак, мы можем из изложенного выше заметить следующее:
- Акцент делается на то, что ОИС (ранее ОИК) была учреждена в первую очередь для решения «Иерусалимского вопроса».
- Второй важнейшей задачей ОИС, как отмечается турецким автором было создание постосманского понимания единой мусульманской уммы.
- Сегодня, ОИС из политической организации превратилась в объединение, которое сфокусировано на экономической и социальной повестке (что, заметим, достаточно необычно по нынешним временам, когда исходным толчком для образования того или иного объединения служат именно экономические интересы, на которых уже потом идет политическая надстройка).
- Важнейшим аспектом деятельности ОИС является социальная сфера – защита прав и обеспечение потребностей мусульман.
Продолжаем цитирование материала:
«Цели Фонда исламской солидарности, одного из вспомогательных органов ОИС, такие как «предоставление необходимой финансовой помощи в чрезвычайных ситуациях, таких как стихийные бедствия и техногенные катастрофы, которые могут произойти с исламскими государствами» и «оказание помощи мусульманским меньшинствам и общины по улучшению своих религиозных, социальных и культурных стандартов» соответствуют сфере социальной политики.
В этом контексте странам, включая Палестину, оказывается поддержка в рамках 11 проектов развития.
Например, существует Иерусалимская программа COMCEC в рамках Фонда исламской солидарности. Программа запущена в 2020 году для поддержки Палестины в области культуры и туризма. Программа представляет собой грантовую программу и поддерживает усилия по восстановлению Иерусалима, а также направлена на расширение участия гражданского общества. В этом контексте на данный момент поддержано 8 проектов.
Важной структурой является Исламский банк развития (ИБР), один из специализированных органов ОИС.
Целью банка является «содействие экономическому развитию и социальному прогрессу государств-членов и мусульманских общин индивидуально и коллективно» в соответствии с исламом.
В его функции входит «предоставление кредитов производственным проектам и предприятиям» и «предоставление финансовой помощи государствам-членам для их экономического и социального развития».
С другой стороны, со временем деятельность ИБР включила разработку проектов «помощи беженцам» и «полезного использования принесенного в жертву мяса периода хаджа».
Помимо поддержки беженцев, Банк также организует раздачу мяса, принесенного в жертву во время хаджа в Мекке. Жертвенное мясо доставляется бедным и нуждающимся через структуру ADAHI, созданную Саудовской Аравией в 1983 году, но управляемую ИБР. Мясо сначала раздают нуждающимся в Масджид аль-Харам, а остатки затем доставляют нуждающимся в 27 странах. Палестинцы также извлекают из этого выгоду; В рамках ADAHI мясо раздается бедным семьям, живущим в лагерях в секторе Газа.
Вторым из специализированных органов ОИС и еще одной структурой, имеющей непосредственное присутствие в сфере социальной политики, является Международный комитет Красного Полумесяца.
Комитет работает по двум основным направлениям: i) урегулирование (последствий – прим.) стихийных бедствий и послевоенных проблем и предоставление медицинской помощи, и ii) оказание поддержки международным и национальным учреждениям, занимающимся деятельностью по оказанию гуманитарной помощи.
Поддержка, полученная палестинцами, также находится в этой сфере. Международный комитет Красного Полумесяца поддерживает проекты по обеспечению средств к существованию в Палестине и помогает улучшить доступ к основным услугам, таким как вода и электричество. При этом он устанавливает партнерские отношения со структурами гражданского общества стран».
От широкопрофильных проектов и структур турецкий автор приходит к вопросу специализированных под палестинскую проблему подразделений ОИС, цитируем:
«Структурой ОИС, которая конкретно и непосредственно связана с Палестиной, является Постоянный комитет по Иерусалиму.
На самом деле, комитет не имеет прямого отношения к социальной политике, а скорее имеет политические и военные аспекты, но у него есть политика в отношении палестинцев и палестинских беженцев, живущих в Иерусалиме и вокруг него. В частности, такая ситуация происходит через «Офис Бейт аль-Макдис» в рамках Иерусалимского комитета. Потому что в цели Бюро входит «оказание помощи палестинскому народу и палестинским учреждениям в столице».
В этом контексте проекты реализуются по основным темам образования, здравоохранения, жилья и молодежи.
В рамках поддержки образования можно оборудовать и отремонтировать школы, разрушенные до и после сионистских атак, оборудовать детские школы, предоставить стипендии иерусалимским учащимся, а также арендовать здания для использования в качестве школ в Иерусалиме.
Существует также медицинская поддержка, такая как оснащение больниц в Иерусалиме, обеспечение больниц электричеством, закупка машин скорой помощи, а также строительство и оснащение больничных отделений.
Также предпринимаются усилия в области обеспечения жильем, такие как сохранение старых (древних) домов в Иерусалиме, строительство общежитий для учителей, ремонт домов бедных людей, ремонт и укрепление мечетей.
Что касается Иерусалима, существует множество шагов по поддержке молодежи, таких как приобретение компьютеров для молодежных культурных клубов, строительство спортивной школы, приобретение спортивного инвентаря, покрытие транспортных расходов спортсменов, приобретение мебели для тренировочных центров и помощь в летних лагерях».
На основе изложенного выше, вот к каким выводам приходит турецкий эксперт:
«В итоге, нет сомнений в том, что ОИС приложила определенные усилия для палестинцев до и после всевозможных атак, но было бы упрощением говорить, что этих усилий достаточно.
Поэтому крайне важно, чтобы ОИС предприняла дополнительные и более конкретные шаги в области социальной политики для палестинцев.
Существует необходимость в подходе и практике постоянного комитета, сосредоточенных на Иерусалиме, но в большей степени учитывающих всю Палестину.
Кроме того, такая сильная структура, как ИБР, должна обеспечить позитивную дискриминацию проектов, ориентированных на Палестину. Можно думать о «Палестинском фонде» внутри Фонда исламской солидарности или независимо от него. В конечном итоге крайне важно, чтобы Международный комитет Красного Полумесяца стал еще сильнее.
Самое главное, что шаги ОИС в отношении социальной политики, как в целом, так и в частности, должны быть очень быстрыми и резкими, особенно во время попыток оккупации и массовых убийств».
Итак, как можно видеть турецкий автор предлагает Организации исламского сотрудничества включить в поле своего зрения проекты в отношении «всей Палестины», имея в виду, в том числе, и сектор Газа. Справедливо турецкий автор полагает, что подобного рода инициатива имеет большое значение и может вывести ОИС на первый план в палестино-израильском вопросе.
Наряду с акцентом на гуманитарную составляющую вопроса, заметным становится то, что Турция мобилизует зарубежное общественное мнение, с использованием имеющихся у неё рычагов, на то, чтобы обеспечить поддержку палестинцев в нынешнем противостоянии. Вот что на эту тему пишет один из ведущих турецких политических обозревателей, генеральный секретарь Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции Бурханеттин Дуран. Цитируем:
«(Издание) «Сабах» сообщили, что Партия справедливости и развития (ПСР) собирается провести пропалестинское мероприятие «Великое собрание за Палестину» возле своей региональной штаб-квартиры в Стамбуле и что президент Реджеп Тайип Эрдоган и другие лидеры Народного альянса будет присутствовать на нем».
И далее:
«Призвав обе стороны проявлять сдержанность после атак ХАМАСа 7 октября, Турция стала более критичной из-за массовых наказаний Израиля в секторе Газа. Президент Эрдоган и министр иностранных дел Хакан Фидан выдвинули дипломатическую инициативу, направленную на мобилизацию международного сообщества и стран региона для помощи сектору Газа.
Когда бомбардировки израильскими военными гражданского населения Газы приобрели признаки «резни», страна начала критиковать Соединенные Штаты, которые более громко предлагали свою безоговорочную поддержку Израилю. В то же время турецкие официальные лица провели двусторонние встречи со своими региональными коллегами на саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) и Каирском саммите, чтобы способствовать прекращению огня, доставке гуманитарной помощи и быть открытыми для обсуждения решения о создании двух государств.
Турция выступила против попытки переселить палестинцев из Газы в Египет или Иорданию.
Вместо этого страна сделала конструктивное предложение, предложив стать «гарантом» для Израиля и Палестины. Ни одна другая страна на сегодняшний день не сделала столь же позитивного предложения. Поскольку западное правительство все еще обсуждало право Израиля на самооборону, арабские государства ограничили свою повестку дня. В то время как израильская армия продолжает свою ограниченную наземную операцию и тяжелые бомбардировки, турецкий народ сталкивается с жаркими дебатами по поводу существующего мирового порядка, критики западных ценностей и политики, а также Израиля в контексте предстоящих пропалестинских событий и вступления Швеции в НАТО».
Ключевой момент, помимо изложенного против, заключается в том, что Турция стремится к открытию гуманитарных коридоров для доставки помощи в сектор Газа, однако, выступает против того, чтобы совершалось переселение палестинцев из находящегося под израильскими ударами района. Безусловно, в этом присутствует логика, поскольку исход людей из сектора Газа будет означать проведение наземной операции не сдерживаемым фактором гражданского населения Израилем с дальнейшей ликвидацией этого анклава. И если, чисто теоретически, до сих пор, между Турцией и Палестиной (через сектор Газа) была граница, морская граница, и можно было бы в перспективе иметь прямое сообщение по воде, с ликвидацией сектора Газа такая возможность прямой связи для Турции будет утрачена, а, следовательно, утрачено и часть влияния на важнейший для региона палестинский вопрос. Впрочем, это не означает того, что турецкие эксперты, все же, в эти дни, предлагают эвакуацию гражданского населения из Газы по образу и подобию Дюнкеркской операции.