Политика США в Сомали: новый подход

В марте 2010 г. независимый Совет по международным отношениям США опубликовал специальный доклад эксперта Совета Бронвин Брутон “Сомали: новый подход”, в котором она предлагает стратегию борьбы с терроризмом и разрешения политического кризиса в этой африканской стране. Главное, что заботит США в связи с положением в Сомали, отмечает Брутон, — это опасение, что развалившееся государство станет надежным убежищем для боевиков Аль-Каиды и других террористических организаций, а также территорией, удобной для подготовки терактов. До сих пор усилия американцев помешать этому были непродуктивными, настроили против Соединенных Штатов значительную часть местного населения и разделили сомалийских мусульман на “умеренных” и “экстремистов”. При этом вооруженные группы исламистов даже усилились за последние годы. Одна из них, возглавляемая радикальной молодежной милицией и известная как «Шабаб», сейчас контролирует большую часть южного Сомали и угрожает выживанию Переходного федерального правительства (ПФП), созданного при поддержке ООН и США.

Администрация Обамы, следуя политике предыдущей американской администрации, осуществляет ограниченную и непрямую дипломатическую и военную поддержку ПФП в надежде, что оно создаст заслон против воинственных исламистских сил в Сомали. В августе 2009 г. госсекретарь Х. Клинтон встретилась с президентом ПФР Шейхом Шарифом и пообещала продолжение поставок военной амуниции. Однако, полагает Брутон, у ПФП нет никаких шансов превратиться в эффективный орган государственного управления. Его противники располагаются в нескольких километрах от столицы, и выживание ПФП полностью зависит от миротворческих сил Африканского союза – AMISOM. Хотя ПФП в своей ограниченной деятельности старается опираться на некоторую часть сомалийцев, оно не располагает сколько-нибудь значительной поддержкой населения. В свою очередь, открытая поддержка ПФП Соединенными Штатами и другими западными странами послужила только изоляции правительства и одновременно побудила к сотрудничеству между собой до того соперничающие экстремистские группы.

Таким образом, политические перспективы ПФП представляются не слишком обнадеживающими: либо оно распадется, либо – что тоже плохо для США – останется слабым образованием, неспособным противостоять растущему влиянию в Сомали экстремистской оппозиции. Поэтому, утверждает Брутон, США должны срочно пересмотреть свою политику в отношении этой страны.

Новая длительная и дорогостоящая кампания по государственному строительству и борьбе с повстанчеством, а также уничтожению вооруженных исламистских групп и пресечению деятельности «Аль-Каиды», даже если это осуществимо в принципе, представляется крайне непродуктивным ответом на создавшееся положение. Соединенные Штаты уже «увязли» в Афганистане, Пакистане и Ираке, не говоря уже о различных «инициативах» дома, требующих огромных материальных затрат и времени. США просто не могут позволить себе еще одну дорогостоящую военную операцию за границей. А учитывая силу антизападных эмоций в Сомали, можно утверждать, что серьезное американское вовлечение в дела страны только усилит позиции экстремистов, то есть, произойдет именно то, чего администрация Обамы больше всего опасается.

Брутон рассматривает несколько альтернативных вариантов поведения США в Сомали, которые ей также представляются недостаточно эффективными. Так, например, в американских правительственных кругах обсуждалась возможность ограничиться контртеррористической деятельностью в стране, чтобы не позволить «Аль-Каиде» использовать Сомали в качестве тренировочной площадки и плацдарма для осуществления терактов в регионе и за его пределами. Осуществлять это было бы возможно путем точечных ракетных обстрелов и периодических наземных операций с привлечением спецназа. Подобная стратегия, уже использовавшаяся в Афганистане, подверглась в случае с Сомали суровой критике в американских политических кругах. Во-первых, потому, что точечные удары трудно осуществлять, не обладая надежной разведывательной информацией, которую почти невозможно получить из местных источников. Во-вторых, «Шабаб» и его лидеры столь широко разбросаны по территории и столь тесно связаны с местным населением, что избежать жертв среди мирных жителей не представляется возможным.

Другой вариант – изолировать «Шабаб» и другие исламистские группы от внешнего мира, то есть перекрыть каналы предоставления им финансовой, военной и другой помощи извне. Но даже если проведение подобной операции технически возможно, что представляется сомнительным без поддержки на местах, сама попытка ее осуществления приведет к дальнейшему росту антиамериканских настроений и росту влияния «Аль-Каиды» в Сомали и других частях мусульманского мира.

Нынешняя политика США в Сомали неплодотворна. Военные действия, предпринятые с помощью миротворцев АС, привели к исходу более чем 200 тыс. человек из столицы страны Могадишо, тем самым усугубив и без того сложное положение беженцев, скопившихся на границе с Кенией. Это слишком высокая цена за защиту правительства, которое неспособно управлять на своей территории, несмотря на оказываемую ему в течение пяти лет поддержку мирового сообщества. США и их союзники продолжают надеяться, что Шейх Шариф окажется способным собрать вместе клановых и религиозных лидеров страны под крышей ПФП, но эта возможность быстро исчезает, если уже не исчезла полностью. Вместо того чтобы принять меры по обеспечению безопасности в Могадишо и привлечению к этой работе представителей кланов, Шариф бросил все усилия на то, чтобы уговорить Запад расширить предоставляемую ПФП военную помощь.

В первые месяцы после назначения его президентом Шариф предпринял шаги по привлечению исламистской оппозиции к диалогу, но его усилия были сведены на нет «Шабабом». Ни эта организация, ни другая — «Хизб уль Ислам» — не проявляют ни малейшей заинтересованности в контактах с ПФП. Вместе с тем, чем дольше деятельность ПФП будет оставаться неэффективной, тем меньшей поддержкой оно будет пользоваться у населения. Более того, если защита ПФП окажется бессмысленной, AMISOM выведет свои войска, и правительство падет. Пока что США еще могут надавить на АС и ООН, чтобы те увеличили контингент AMISON и предоставили таким образом ПФП время для укрепления своих позиций в стране. Но если учесть, что силы исламистов растут, то, по прикидкам, для противостояния им понадобится не менее 22,5 тыс. миротворцев. Даже если бы АС или ООН смогли выделить такое количество солдат и офицеров, что почти невозможно из-за необходимости проведения военных операций в других регионах мира и общей нехватки ресурсов, неминуемо возникла бы и другая проблема. Опыт уже показал, что присутствие большого контингента иностранных войск в Сомали вызывает недовольство местного населения и сопротивление вооруженных кланов и фракций. То есть результат оказался бы прямо противоположным желаемому.

США, полагает Брутон, должны уменьшить свое присутствие в Сомали, при этом не отказываясь от поставленной задачи ослабить «Шабаб» и помешать превращению страны в убежище для боевиков «Аль-Каиды». На первый взгляд, отмечает эксперт, то, что она называет «конструктивным сокращением присутствия», может показаться непродуктивным подходом, но «лучше сделать меньше, чем принести вред». Кроме того, нет причин полагать, что результаты будут менее успешными: Шабааб – случайный альянс экстремистских сил, и его контроль над территорией слабее, чем кажется. Если создать необходимые для этого условия, альянс распадется. Сомалийские фундаменталисты, чьи амбиции в основном носят «локальный» характер, порвут связи с «Аль-Каидой», как только они станут невыгодными. США и их союзники должны сделать все возможное для того, чтобы именно так и произошло. Прежде всего, не нужно искать в Сомали «победителя», а, напротив, необходимо проявить готовность к сотрудничеству с обеими сторонами и любой исламистской группой или правительством, которое может сформироваться, если оно откажется от агрессии и джихадских амбиций и согласится не препятствовать деятельности западных гуманитарных организаций в Сомали.

Сомали постепенно вернется к традиционной конфигурации территории по клановому принципу. Если антизападные эмоции затихнут, США и его союзники смогут затем помочь в восстановлении сомалийского государства. При этом не следует делать упор на централизованное государственное управление. Наоборот, необходимо способствовать политическим и экономическим инициативам в отдельных регионах страны. Одновременно зарубежные партнеры сомалийцев должны помочь местным властям в деле прекращения помощи исламистам со стороны населения и в решении проблемы пиратства.

США должны попытаться помочь ПФП перестроить свою структуру. Использование в стране, раздробленной на кланы, президентской модели управления, представляется затруднительным, если вообще возможным. Возглавлять ПФП должен премьер-министр-технократ, и оно должно представлять собой совет, состоящий из лидеров кланов. Совет заменит существующий в настоящее время громоздкий парламент с его 550 членами, большая часть которых проживает вне страны, и не способный к сколько-нибудь эффективной деятельности. Если совет сможет продержаться в течение достаточно длительного срока и в стране произойдет хотя бы относительная политическая стабилизация, через какое-то время сомалийские общины и кланы смогут выдвигать в совет, а позже и в парламент своих собственных представителей. В настоящее же время ПФП можно рассматривать только в качестве инструмента для установления контактов с исламистами.

Однако, учитывая возможность того, что указанные меры по усилению ПФП могут провалиться, США должны приготовиться к падению переходного правительства и — соответственно — выводу войск AMISON из страны. Впрочем, ПФП уже и сейчас настолько слабо, что его падение почти не отразится на военно-стратегических возможностях «Шабаба». Контроль этой организации над портовыми городами страны, в том числе над Кисимайо, Марка, Хобьо и Харардерой, позволяет движению импортировать оружие и боевиков, создавать учебные лагеря и управлять значительной территорией Сомали. Возможный же захват «Шабабом» Могадишо и установление контроля над могадишским портом оказался бы унизительным для мирового сообщества и особенно для администрации Обамы. Правда, в этом случае можно было бы установить морскую блокаду портов.

До того, как ПФП окончательно падет, утверждает Брутон, администрация Обамы должна адаптировать политику «конструктивного выхода» из страны, то есть, политику, которая будет включать военный контртеррористический компонент, принятие мер по прекращению внешней поддержки «Шабабу» и помощь сомалийцам в создании правительства национального единства с учетом интересов всех сторон, в том числе исламистских. США должны показать, что готовы сотрудничать с исламистскими организациями. Однако Брутон призывает не отказываться и от воздушных атак по лагерям террористов. Кроме того, она указывает на необходимость децентрализации в распределении американской гуманитарной помощи и сотрудничества в этом плане с существующими местными властями. Эксперт выступает также против агрессивного военного ответа на пиратство, предлагая мобилизовать для этой цели самих сомалийцев.

52.25MB | MySQL:103 | 0,549sec