Оценки китайских специалистов программы развития ВМС ОАЭ

По информации китайских специализированных военно-технических изданий, военно-политическое руководство Объединенных Арабских Эмиратов прилагает усилия по реализации программы модернизации национальных ВМС, которые к настоящему моменту насчитывают около 3000 военнослужащих, а корабельный состав представлен легкими фрегатами (водоизмещением не более 1650 тонн) и несколькими патрульными кораблями.

По данным китайских источников, официальный Абу-Даби намерен создать эскадру малоразмерных дизель-электрических подводных лодок в составе национальных ВМС, которые будут оптимальным образом адаптированы к условиям региона. Как известно, средняя глубина Персидского залива составляет 40 м, тогда как наибольшая глубина в отдельных районах достигает всего 104 м. Именно подобными гидрологическими условиями обусловлен выбор аравийских военных в пользу малоразмерных субмарин, которые можно отнести к классу специальных или разведывательных.

Согласно имеющейся информации, после утверждения данной программы представители ВМС ОАЭ начали переговоры с немецкими кораблестроителями, а именно компанией Thyssen Krupp Marine Systems, конструкторы которой известны по разработке достаточно компактных ДЭПЛ проекта «Дельфин» и «Супердельфин» для ВМС Израиля. Однако аравийские военные столкнулись с тем, что судостроительные мощности Thyssen Krupp Marine Systems загружены полностью практически на 10 лет вперед, что обусловлено действующими контрактами с ВМС нескольких иностранных государств на ДЭПЛ проекта 214 в различных модификациях. Кроме того, немецкие судостроители работают над субмариной проекта 218.

С учетом того, что ВМС ОАЭ необходима достаточно компактная ДЭПЛ подводным водоизмещением менее 1000 тонн немецкие конструкторы заявили, что готовы создать такую лодку не ранее 2032 г., поскольку потребуется провести значительное количество испытаний, а также создать новые узлы и агрегаты для такой субмарины.

Вполне очевидно, что подобные сроки передачи субмарины на приемо-сдаточные испытания не устроили представителей ВМС ОАЭ. В попытках найти судостроительную компанию, способную создать необходимую субмарину аравийские военные обратились к турецким кораблестроителям – компанию STM, на мощностях которой ведется как строительство надводных кораблей (фрегатов проекта MILGEM), так и подводных лодок проекта 214 «Рейс» для ВМС Турецкой Республики.

Достоверно известно, что конструкторы турецкой компании STM в сотрудничестве с партнерами из HAVELSAN реализуют проект по модернизации ДЭПЛ проекта «Аугуста 90», находящихся на вооружении ВМС Исламской Республики Пакистан.   Конечно, работы по данным направлениям позволили турецким кораблестроителям накопить определенный опыт, однако строительство новых малоразмерных субмарин требует совершенно новых компетенции.

Как известно, в ноябре 2021 г. компания STM представила проект малоразмерной ДЭПЛ проекта STM-500, проект которой, по словам источника в компании, разработан в третьей стране. По замыслу турецких военных моряков, подобные субмарины позволят серьезно скорректировать «правила военно-морской игры», поскольку будут выполнять львиную долю задач по разведке и наблюдению.

С учетом новизны разработки турецким специалистам предстоит самостоятельно создать новую гидроакустическую станцию и другие системы обнаружения, перископную систему и боевую информационно-управляющую систему.  Согласно данным, размещенных в открытых источниках, лодки проекта STM-500 будут иметь следующие тактико-технические характеристики:

–длина: 42 (45) метров;

– подводное водоизмещение: 540 (550) тонн;

– максимальная подводная скорость: 18 узлов;

– максимальная глубина погружения: 250 метров;

– автономность: 30 суток;

– численность экипажа: 18 человек.

Достоверно известно, что строящаяся субмарина (в настоящее время ведется формирование корпуса) будет иметь четыре торпедных аппарата малого калибра и боекомплект из 8 торпед. Кроме того, конструкторы предусматривают специальный шлюз для высадки боевых пловцов (не более 6 человек), перемещение которых вне лодки будут обеспечивать специальные средства.

По словам руководителей компании STM, с учетом даты презентации для завершения строительства первой лодки необходимо 72 месяца, т.е. первую субмарину проекта  STM-500 спустят на воду не ранее 2026 г.

Подобные сроки указывают на трезвое понимание турецкими кораблестроителями сложности реализуемого проекта, поскольку значительная доля комплектующих будет иностранного производства и их адаптация потребует значительного времени и усилий от специалистов.

В данной ситуации вполне очевидным стало обращение представителей ВМС ОАЭ к китайским кораблестроителям, которые последние несколько лет продвигают на международных выставках ВВСТ серию малоразмерных ДЭПЛ под обозначением MS, в которую входят лодки водоизмещением 1100, 600 и 200 тонн соответственно. Достоверно известно, что в 2023 г. аравийские военные делегации посетили профильные конструкторские бюро и заводы Китайской кораблестроительной корпорации, которые вовлечены в разработку подобных субмарин.

Согласно имеющейся информации, китайская сторона изначально предлагала ВМС ОАЭ экспортную версию ДЭПЛ «Тип 039», которые строятся в интересах ВМС Исламской Республики Пакистан, однако аравийские военные отклонили данное предложение, поскольку указанные лодки не соответствуют условиям Персидского залива.

Китайская сторона согласилась проработать возможность серийного строительства двух моделей ДЭПЛ, а именно MS600 и MS200, которые полностью соответствуют требованиям ВМС ОАЭ, продиктованным перспективным районом действий. Согласно данным в открытых источниках, лодка проекта MS 600 имеет длину 50 м, диаметр корпуса 4,6 м., подводное водоизмещение 600 тонн, максимальная глубина погружения 200 м, автономность 20 суток, экипаж 15 человек. Для применения вооружения предусмотрено 4 торпедных аппарата.  В свою очередь MS200 имеет длину 30 м., диаметр корпуса 3,6 м, максимальная глубина погружения 200 м. Лодка может быть оснащена 2 торпедными аппаратами.  Вполне вероятно, что общее количество субмарин двух модификаций, необходимое для ВМС ОАЭ, составит 10 ед.

Следует отметить, что военно-политическое руководство ОАЭ рассчитывает на комплексное сотрудничество с китайским партнерами, а именно судостроительного предприятия на своей территории, сухого дока и всей береговой инфраструктуры для перспективной базы подводных лодок. Кроме того, ведутся переговоры о передачи части конструкторской документации на новые ДЭПЛ. Китайские кораблестроители не высказывают опасений по данному, поскольку не относят технологические и конструкторские решения к категории секретных.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в случае заключения подобного контракта китайские кораблестроители расширят свой портфель экспортных заказов и получат новый опыт, который смогут использовать в дальнейшей работе на международном рынке морских вооружений.

55.99MB | MySQL:116 | 0,858sec