Глава израильского правительства Б.Нетаньяху 8 ноября выступил с заявлением, осуждающим насилие со стороны еврейских поселенцев на Западном берегу. По словам премьер-министра, «есть крошечная горстка людей, которые не представляют общественность и берут закон в свои руки… Мы не готовы это терпеть. Мы не готовы с этим мириться. Мы примем все меры против них». При этом одной из причин, по которым правительство стремится положить конец таким нападениями, политик назвал нанесение ими «серьезного международного ущерба Государству Израиль».
Согласно статистике израильской неправительственной пропалестинской организации Yesh Din, только с 7 по 22 октября было зафиксировано порядка 100 случаев насилия в более чем 60 населенных пунктах на Западном берегу. Еще одна аналогичная по роду деятельности НКО B’tselem сообщила о 13 фактах вынужденного переселения палестинских общин из-за угрозы. По данным ООН, в октябре было совершено 146 таких инцидентов, 22 человека получили ранения, 8 палестинцев были убиты. Леволиберальные политические обозреватели склонны трактовать всплеск насилия на Западном берегу через призму переключения израильских правоохранительных органов, армии и спецслужб на юг страны.
Само повышение внимания к данной теме напрямую связано с динамикой контактов Израиля с американской администрацией. Так, на днях госсекретарь США Э.Блинкен заявил, что обсуждал с правительством Б.Нетаньяху необходимость сдерживания насилия на Западном берегу. Более того, он подчеркнул, что Белый дом «будет внимательно следить за тем, чтобы наши друзья выполнили данное обязательство». Ранее в октябре представители американской администрации также сделали два аналогичных предупреждения своим ближневосточным партнерам. Постпред США при ООН Л.Томас-Гринфилд в одном из комментариев указала на недопустимость «возвращения к статус-кво, когда поселенцы-экстремисты могут нападать и терроризировать палестинцев на Западном берегу». Президент Соединенных Штатов Дж.Байден счел, что ситуация на Западном берегу в условиях операции в Газе «подливает масла в огонь».
Не меньшую критику Вашингтона спровоцировала деятельность министра национальной безопасности Израиля И.Бен-Гвира, который раздал оружие американского производства отрядам самообороны поселенцев в Иудее и Самарии после массированной агрессии ХАМАСа 7 октября. В результате, как утверждают американские источники, США разрешили Израилю закупить у них штурмовые винтовки М16, но только с условием, что они и не будут переданы поселенцам. Более того, судя по всему, для минимизации политических рисков, сделка была совершена не по обычному межминистерскому каналу, а в виде тендеров с привлечением частных оборонных компаний и последующим одобрением лицензии на экспорт Госдепом. Такая практика в рамках американо-израильских отношений не распространена, особенно если принять во внимание помощь, включая военную, которую Вашингтон оказывает своему ближневосточному партнеру в условиях его борьбы с ХАМАСом.
Из сложившейся вокруг Западного берега ситуации можно сделать несколько выводов.
Первый из них состоит в том, что в условиях замораживания судебной реформы Белый дом фактически нашел новое основание для давления на Б.Нетаньяху с целью максимального ограничения деятельности крайне правых членов его правительства, прежде всего И.Бен-Гвира.
Во-вторых, возросшая заинтересованность администрации Дж.Байдена в том, что происходит в этой части региона – явная попытка добиться укрепления ПНА во главе с М.Аббасом. Необходимо это Вашингтону потому, что именно на Рамаллу там, как минимум пока, хотят возложить управление сектором Газа после завершения военной операции «Железных мечей», а для этого требуется восстановить легитимность власти Палестинской национальной администрации, которая не пользуется поддержкой даже на Западном берегу, не говоря о Газе. В свою очередь, это выдает нежелание Вашингтона долго заниматься палестинской проблемой с учетом других более важных для него глобальных задач, так как в противном случае в Соединенных Штатах задумались бы над тем, чтобы обеспечить на палестинских территориях начало инклюзивного политического процесса вместо реанимирования давнего лидера.
В-третьих, соглашаясь с американской риторикой, Израиль в некоторой степени соглашается и с пропалестинскими НКО, деятельность которых прежде разными средствами старался пресекать как враждебную, а также с правозащитными специализированными учреждениями ООН, которые создают наибольшие трудности для деятельности государства в рамках организации. Наконец, вполне очевидно, что ситуация с насилием со стороны еврейских поселенцев – это явный результат травмы, полученной израильтянами 7 октября нынешнего года. Ее влияние заметно по двум направлениям: невозможность игнорировать опасное соседство и обязанность обеспечить самозащиту вне независимости от армии и спецслужб. Попытка справится с этим запретами, как кажется, имеет мало шансов на успех. Более того, давление на поселенцев в пользу палестинцев рискует обострить конфликт в обществе, где иные разногласия не преодолены, а, скорее, заморожены, на время военного положения.